Тельняшка. VI. Глава 8. Осень, в небе жгут корабли

Игорь Шулепов
БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ШТУРМАНЫ (ЧАСТЬ VI)

ОСЕНЬ, В НЕБЕ ЖГУТ КОРАБЛИ...

Здравствуй, милая детка, я вернулся домой,
Всё ближайшее время я буду с тобой.
Сплетники скажут, что я много курю,
Часто гневаю Бога, пью, развратничаю.

Но ты не верь никому, думай своей головой,
Посмотри мне в глаза, я почти святой.
Да я просто ангел, я просто ангел,
Да я ангел, я всего лишь ангел.

Армен Григорян & рок-группа "Крематорий" песня "Ангел" из альбома "Мифология".


Негостеприимная Япония осталась позади, и «Юхан» взял курс на Южную Корею.
Вахты сменялись нарядами, а наряды — занятиями.
Причём львиную долю этих занятий составляли практические занятия по мореходной астрономии: до и после полудня мы всем кагалом поднимались на навигационную палубу с секстанами и хронометрами в руках и «стреляли солнышко» (измеряли высоты), после чего рассчитывали местоположение судна.
Во время вечерних сумерек ту же самую операцию мы благополучно проделывали со звёздами и планетами. Причём термин «стрелять» я упоминаю в буквальном смысле, поскольку для оценки результатов наших измерений и расчётов Харченко применял классическую мишень, которая представляла собой планшет из миллиметровой бумаги с концентрическими окружностями различного радиуса. В центре такой мишени располагалась центральная точка — «яблочко», которую рассчитывал сам астроном, далее располагался первый круг с точностью определения на оценку «отлично», за ним второй круг — на оценку «хорошо», третий круг — на оценку «удовлетворительно».
В том случае, если нерадивый бурсак попадал в «молоко», то автоматически получал «два шара» и «маленький гробик» в тетрадке Харченко.
Каждому курсанту Леонид Васильевич присвоил свой уникальный идентификационный номер, который он собственноручно начертал на наших тетрадках.
 Автор с секстаном на борту УПС «Профессор Ющенко»
И вновь особой смекалкой отличился Вова Хиневич, который носился по кубрикам и собирал данные по замерам, после чего он их усреднял и просил Николаича выполнить расчёты на микрокалькуляторе «Электроника М-85».
Николаичу это ничего не стоило, поскольку он самостоятельно разработал на языке бейсик программу для расчёта местоположения судна по измеренным астрономическим данным — это была тема его дипломной работы, которую он выполнял под руководством самого Дядьки Панаса. Сперва Николаич, конечно же, решал свою задачу, а уж потом принимался за решение задач всех желающих, коих было немало в нашем кубрике.
Результаты «стрельб» Харченко обычно вывешивал в холле курсантской столовой на следующий же вечер после проведённых астрономических наблюдений, и тут же у «мишени» собиралась шумная курсантская братия — каждый выискивал на испещрённой точками миллиметровке кружочек со своим номером.
Особой меткостью так никто из нас и не отличился, лишь однажды одному из бурсаков чудом удалось попасть в самое «яблочко», но Леонид Васильевич списал это весьма точное попадание на счастливую случайность, поскольку полагал, что лучше него мореходную астрономию знает только сам господь бог.

В детстве у меня была большая красочная книга, которая называлась «Книга будущих адмиралов». Я очень любил перелистывать эту книгу, но более всего мне нравилось разглядывать в ней иллюстрации. Именно в тот самый момент, когда нам объявили, что «Юхан» направляется в южнокорейский порт Инчхон, известный ранее как Чемульпо, перед моим взором сразу же возникла иллюстрация из «Книги будущих адмиралов», которая называлась, по-моему, так: «Бой крейсера „Варяг“ и канонерской лодки „Кореец“ у Чемульпо». Художник изобразил накрененный и охваченный огнём крейсер «Варяг» с развевающимся Андреевским флагом, а рядом с ним пылающий трёхмачтовый кораблик — канонерскую лодку «Кореец». Картина была настолько живая и проникновенная, что, глядя на неё, на моих глазах наворачивались слёзы, и я тихонько напевал:

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский стяг.
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг»…

Безусловно, подвиг «Варяга» до сих пор является, пожалуй, самым героическим подвигом нашего Российского флота, и вряд ли найдётся человек, во всяком случае моряк, который бы не знал об этом подвиге и не чтил его, поэтому капитан «Профессора Ющенко» во время стоянки на рейде Инчхона решил отдать все полагающиеся почести российским морякам с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Поэтому нас выстроили на юте, и на воду были торжественно спущены венки, а затем мы почтили память погибших моряков минутой молчания.
Конечно же, нам очень хотелось выбраться поскорее на берег, но все грузовые причалы в порту были заняты, и «Ющенко» пришлось пару дней проторчать на рейде.
И когда судно наконец поставили к причалу, нас выпустили в долгожданное увольнение.
На дворе стояла глубокая осень, но в Инчхоне было довольно тепло.
Ясное ноябрьское небо распростёрлось над нашими головами огромным куполом.
Как истинные бурсаки, мы первым делом, конечно же, отправились «промочить горло» в ближайший кабачок. И поскольку Инчхон был городом портовым, то кабак нашёлся практически сразу же — наше внимание привлекла надпись на одном из заведений: «Здесь говорят по-русски». Над тяжёлой дубовой дверью красовалась вывеска «Золотой петушок», а у входа в ресторан стоял маленький кореец, который жарил на открытом огне шашлык и без малейшего акцента мурлыкал себе под нос песню Юрия Шевчука:

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень — тёмная даль…

По правде говоря, лично я несколько опешил, ибо совсем не ожидал встретить в Инчхоне корейца, с упоением распевающего песни «ДДТ».
И пока мы, раскрыв рты, с изумлением глазели на поющего повара, он окончил жарить шашлык, улыбнулся нам и на чистом русском языке произнёс: «Добро пожаловать, дорогие друзья!». Мы искренне поблагодарили меломана, конечно же по-русски, и, решительно отворив тяжёлую дубовую дверь, шагнули вовнутрь.
Заведение оказалось довольно скромным, но в то же время довольно уютным.
Мы уселись за добротный дубовый стол и осмотрелись по сторонам: за соседними столами потягивали пиво бурсаки с «Юхана», которые оказались на сей раз шустрее нас.
За другими же столами резвились малайские и филиппинские моряки, а из массивных динамиков, которые высились под самым потолком, лилась незамысловатая композиция новомодной российской поп-группы «Секс-корт»:

Танец под луной, мальчик заводной,
Шепчет ласково банальные слова,
Образованный и раскованный,
Ах, как хочется его поцеловать.
А над городом тихо гаснут фонари,
Все давно уже спят.
И одной домой опасно мне идти,
Или, может, мальчик — вовсе не судьба.

Ты мне нравишься, ты мне нравишься,
Ты мне нравишься, мой мальчик заводной,
Ты мне нравишься, ой как нравишься,
Так опасно мне домой идти одной.

Мальчик озорной, мальчик заводной,
Наступило завтра,
Завтра снова выходной,
Завтра будем мы с тобой
Снова танцем заниматься до утра…

Следующая песня была уже из известного нам репертуара группы Колибри»:

Жёлтый лист осенний вьётся в небесах,
О тебе мечтаю я в своих мечтах,
Я все чаще вижу этот странный сон,
Ты со мной танцуешь, ты в меня влюблён.

И я тебя по-прежнему люблю,
И на тебя с надеждою смотрю,
И ты меня когда-нибудь поймёшь,
И подойдёшь, и за руку возьмёшь.

Жёлтый лист осенний кружит с высоты,
Вот опять разбиты все мои мечты,
Платье не по росту, нету красоты,
На меня такую не посмотришь ты.

А я тебя по-прежнему люблю,
И на тебя с надеждою смотрю,
И ты меня когда-нибудь поймёшь,
И подойдёшь, и за руку возьмёшь…

Разомлев от милого голоска певицы, Лёха Кобцев одобрительно крякнул и высказался вслух: «А здесь ничего — уютное местечко!»
Официант принёс меню, и мы заказали каждому по литровой кружке пива и по порции колец кальмаров, обжаренных во фритюре. А за соседним столиком ребята заказали такую же курицу.
Каково же было наше изумление, когда нам принесли каждому по огромному блюду! Одна порция кальмара была явно рассчитана на трёх человек! И поскольку соседям принесли такие же огромные порции курицы, то мы тут же произвели взаимовыгодный обмен. Пиво оказалось на редкость вкусным, а блюда — сытными. Вдоволь напившись и наевшись, мы вернулись на «Юхан» в великолепном расположении духа.
«Золотой петушок» нам настолько понравился, что мы на весь период стоянки отказались от питания в судовой курсантской столовой и стали завсегдатаями этого замечательного заведения.
Стоянка в Инчхоне продолжалась около недели, и поскольку столица Южной Кореи Сеул была совсем неподалёку от Инчхона — что-то около 50 километров, то мы решили посвятить целый день экскурсии по главному городу Страны утренней свежести.
От Инчхона до Сеула ходил поезд, мы приобрели билеты в оба конца и отправились в путешествие. И хотя за годы обучения в Морской академии мы повидали, поверьте, многое, но Сеул всё же впечатлил своей красотой и размахом.
Побродив по городу и отобедав в уютном европейском ресторанчике, мы благополучно вернулись обратно на судно.
Спустя семь счастливых дней наша стоянка в Инчхоне подошла к концу, а вместе с ней подошла к концу и наша преддипломная плавательная практика.
Отдав последние почести гостеприимному Инчхону ударной дозой соджу и пива в «Золотом петушке», мы в последний раз вступили на борт «Профессора Ющенко», чтобы вернуться во Владивосток.

Фото из архива автора: автор с секстаном на борту УПС «Профессор Ющенко» в процессе определения места судна.