Все уже было

Виктор Федотов
                Виток истории.
               
               
               
                (Новгородская первая летопись)

        В лето 6778 (1270 от рождества Христова) зело не спокойно было в вольном городе Новгороде. Не люб стал новгородцам великий князь Ярослав Ярославович и порешили они изгнать его из города. И ударили в вечевой колокол и собрался люд на Ярославовом подворье. Взроптали новгородцы да так сильно, что в страхе от гнева народного запросили многие бояре убежища в церкви святого Николая, что на вечевой площади. И было это по Правде (Закону). Не тронули их горожане. А наутро тысяцкий Ратибор со Гаврилой Кияниновым и иными княжьими приятелями устрашились ответа перед вече и бежали к Ярославу на Городище.
 
    И взяли тогда новгородцы дома их на разграбление и хоромы пожгли. А князю грамоту передали, где все как есть прописали.  И обвинили его в самовластии и к законам новгородским неуважении. И в том много вины его было. И указали князю путь: повелели ему убираться вон, ибо не можно уже терпеть его насилия. «Езжай от нас, а мы себе другого князя промыслим».

        А не хотел Ярослав оставлять стол и прислал на вече Святослава и Андрея Воротиславовича с поклоном и молил слезно оставить его и крест целовал на волю Господину Великому Новогороду. Но слово вечевое твердым было: «Езжай прочь княже, не хотим мы тебя, а будешь упорствовать против воли нашей, всем Новгородом придем к тебе на Городище и с позором прогоним».
 
        И бежал в свой удел во Владимир князь Ярослав в страхе великом. Но не простил он обиды. И стал полки собирать на Новгород. Призвал он князя Дмитрия Переяславского и князя Глеба Смоленского со дружинами и пошел войной на Новгород.

        И поднялся Господин Великий Новгород. И пошли за ним вся волость Новгородская, Псковичи да Ладожане, Корела да Ижора с Вожанами. И встали они пеше и конно на броде что в Галино. И как подошли полки Ярославовы, явились пред ними все до последнего мужи новгородские от мала до велика при оружии. И увидел это князь. И послали новгородцы к нему Лазоря Моисеевича с грамотой: «Если вздумал, княже на Святую Софию войной идти, то ведай, что стоим мы здесь со сынами своими и за Новгород как один биться будем и с честью смерть примем. А коли буде так, то жены наши дома и храмы все до единого огнем пожгут. И не будет тебе Господина Великого Новгорода. Не хотим тебя. Нет у нас князя, но есть Бог, Правда и Святая София»

        И стояли полки через реку Русу один против другого еще семь дён. И увидел Ярослав сколь тверды словом и делом новгородцы и не решился  бой начать.
 
        Тогда призвал великий князь митрополита Кирилла и просил его миром дело решить. И прислал митрополит новгородцам грамоту и писал в ней: «Коли поручил мне Господь архиепископом в русской земле быть, услышьте и Бога и меня: брат на брата не идите и крови христианской не проливайте. Ярослав зла на вас не держит. За то я ручаюсь. И вы на него не держите. За то я поручусь. Крест в том целовать буду, и за всех вас перед Господом Богом отвечу.»
 
        И вняли его словам новгородцы.

        И привел митрополит Кирилл князя Ярослава с поклоном в полки новгородские. И обещал тот миром жить и все вольности блюсти. И крест в том целовал.

         И стал между ними мир.

        Июль 2022
        Санкт-Петербург