Литературный ликбез 7

Сергей Мельников
Фельетон – от французского «лист, листок», короткая газетная статья, сатирического направления, высмеивающее пороки общества. Отличие памфлета от фельетона в том, что фельетон не ставит своей целью уничтожить морально, он только осмеивает негативные явления общества.
В фельетоне гармонично слиты три литературных направления, публицистический, в нём излагается важное в данный момент событие, раскрывается злободневная тема, которая волнует в данный момент людей, сатирическое направление, демонстрирующее комизм ситуации и яркий художественный образ.
В фельетоне может присутствовать различные комические приёмы, гротеск, гипербола, ирония и прочее.
Различают несколько видов фельетонов: статья, корреспонденция, рассказ, очерк, зарисовка из различных сторон жизни, эпистолярный жанр, жалоба, пьеса и прочее.
Главной задачей фельетона и залог его успеха это важный в данный момент социальный или общественный факт, который требует показать всю нелепость происходящего, высмеять те или иные действия некоторых лиц или явлений, с целью их проявление, показать ничтожность соответствующих лиц и тщетность их попыток идти против устоев общества.
Стиль фельетона возник в начале 19-го века. Издатель газеты во Франции «Журнал де Деба» Луи - Франсуа Бертен - старший, в 1800 году изобрёл газетную новинку, стал выпускать добавочные листы к газете. Видя популярность такого новшества, он изменил форма газеты, удлинил его снизу, и эта часть издания и стала называться фельетон.
 В этой части газеты публиковались темы развлекательного характера для читателей, объявления репертуаров театров, стихи, легковесного содержания, загадки, ребусы, шарады, объявления не имевшие политического, официального содержания.
До 50-х годов 19-го века были популярны бытовые фельетоны, основанные на путевых заметках, они носили развлекательный характер.
В 50-е годы фельетон, в связи с ростом революционного движения, приобретает политическую сатирическую направленность и его максимальный уровень достигает во время Парижской коммуны.
После подавления революционного движения, когда пресса попала под жёсткий контроль правительства, уровень политического накала в фельетонах угасает. Там печатается уголовная хроника, описываются мелкие происшествия и бытовые факты жизни горожан.
Из Франции фельетон был распространён в Германии, Гейне и его современник Берне стали первыми в Германии, кто стал писать в стиле фельетона.
Особенно были популярны фельетоны среди движения «Молодая Германия», объединившая в своих рядах лиц сторонников конституционной демократии и политического либерализма.
В России термин фельетон впервые упоминается в журнале «Вестник Европы», основанный в 1802 году Карамзиным и имеющий умеренно либеральное направление.
В России фельетон приобретает два направления, первый это критика мещанского образа жизни с его узконаправленными интересами и второй, который показывал пороки общества в целом, его консерватизм. Представителями первого направления были такие журналы как «Трутень», второй «Всякая всячина» и прочие.
Ярким представителем в 30-е годы 19-го столетия стиля фельетон был Сенковский, написавший их большое количеств, а подававший свои материалы, броско, живо, с нравоучениями.
В 40-е года того же столетия ряды фельетонистов пополнили Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин, Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский.
Герцен, эмигрировавший из России, в своём «Колоколе» писал фельетоны революционного содержания.
В 50-60-е годы в связи с некой либеризацией, фельетоны стали беспощадно критиковать общественный строй России, призывать к борьбе за новые за новые общественные отношения, авторами фельетонов всё больше стали разночинцы, рисующие правдивую картину жизни Российского государства.
К жанру фельетона обратились такие писатели как, Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Успенский, Курочки, Минаев.
В условиях наступления реакции при Александре Третьем наступает упадок жанра фельетона и уже цензура зорко отслеживала попытки критики существующего строя. Поэтому происходит смещение тем фельетонов к бытовым, мещанско-обывательским зарисовкам жизни людей.
Вынужденный пойти на некоторые уступки в общественной жизни в революцию Николай Второй ослабил узду цензуры и в это время фельетон расцвёл пышным цветом. Однако это период длился недолго, уже после 1907 года опять началось наступление реакции и соответственно роль фельетонов снизилась.
После Октябрьской революции фельетоны поменяли свою направленность. Теперь было невозможно критиковать советский строй, зато появилась большая возможность выступать против всех, кто был против главенства партии большевиков, будь то свои однопартийцы, не поддерживающие линию партии так же и явные или скрытые противники СССР, враги страны за рубежом.
Кроме этого, высмеивались, так называемые, пережитки капитализма, все, кто не соответствовал основам коммунистической морали, бюрократизм чиновников.
В современной российской литературе фельетон во многом утратил свои позиции.


Заявка -  это письмо, в котором автор произведения излагает в издательстве своё предложение опубликовать своё творение.
Каждый автор предполагает, что написал гениальное произведение и желает ознакомить с ним как можно большее количество читателей, при этом за свои старания получить хорошие деньги. Ему не дают покоя лавры Стивена Кинга или Джоан Роулинг. Однако сталкиваясь с реальностью, оказывается, что его труды никому не нужны и только малое количество писателей на самом деле получают приличные деньги за свои книги. Так, Роулинг пыталась через литературных агентов напечатать свои книги. Дело в том, что на западе книги печатаются через посредников - литературных агентов. Один из литературных агентов попытался издать книгу в 11-ти   издательствах, но всюду был отказ. И только в 12-м издательстве и то благодаря тому, что книга понравилась дочери издателя Найджела Ньютона, он решился на издание.
Так какие требования должны быть к книге?
Прежде всего, книга должна найти своего читателя, быть для него интересной, заполнить потребительскую нишу. Это может быть любовные роман, для романтический настроенных дам, крутой боевик для брутальных мужчин, увлекательная сказка для малышей.
Так же стоит изучить специфику самого издательства. Не стоит отсылать фантастику в издательство, занимающиеся научно-популярной литературой или боевик туда, где издают детские сказки.
Прежде всего нужно обратить на грамотность изложения заявки. Грамотная логическая речь сразу же обращает на себя внимание.
Необходимо чётко изложить тему произведения, можно привести короткий фрагмент текста, что бы редактор был заинтересован дальнейшим изложении сюжета.
Желательно узнать на сайте номер телефона редактора, но нельзя быть навязчивым, просто напомнить о себе.
Кратко, но достаточно насыщенно, дать информацию о себе, фамилия, имя, отчество, возраст, количество авторских листов, который включает в себя 40 000 печатных знаков, включая знаки препинания, цифры и пробелы между словами и до полей, или 700 строк стихотворного текста. Так же желательно указать с какого срока занимаетесь писательской деятельностью, участия в писательских союзах или литературных объединениях, наличие публикаций, участия в конкурсах, выставках, если есть своя страница в интернете, указать количество посетителей, свой телефон и электронную почту. Ну и конечно закончить: «С уважением, Иванов Иван Иванович».
Следует, конечно, избегать ошибок в заявке, которые отвратят редактора от ваших опусов. Вот несколько советов о том, как не надо подавать заявку.
Не стоит сразу заявлять цену на вашу рукопись, она зависит не от вас, а от возможностей издательства. Так же не стоит надеяться, что вам сразу вышлют Договор о напечатании вашей книги.
Редактор не обязан пристраивать вашу рукопись, давать рекомендации и советы.
 Ну и конечно же не стоит угрожать редактору карами небесными и прочими неприятностями, передать рукопись в руки конкурентов.
Не пишите о том, что вы сами, ваши знакомые или родственники думают о вашем произведении, у редактора может быть своё мнение.
Не давайте совет редактору что ему печатать, он лучше знает на чём специализируется это издание.
Не загружайте редактора предложением самому переписать ваше произведение, если редактору что - то не понравилось. Это просто не его работа.
Не льстите.
Не отправляйте материалы, не относящиеся к вашему произведению, лишние сведения и прочую ерунду.
Не пытайтесь разжалобить редактора, ссылаясь на различные трудности вашей личной жизни.
Будьте скромнее, не пытайтесь представить своё произведение как новое явление в литературе, гениальное произведение, способное перевернуть мир.
Не делайте заманчивых предложений, что издание ваших книг сказочно обогатит издательство, что ваши книги будут пользоваться бешеным успехом.
Существуют общепринятые нормы оформления рукописи, которые одинаковы как для электронной, так и для бумажной версии.
Шифр – Times New Roman или Courier New, цвет чёрный.
Размер шрифта 12.
Интервал между строками 1, или 2. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами.
Все страницы, кроме первой должны быть пронумерованы.
На титульном листе указываются следующие данные:
Фамилия, имя, отчество или псевдоним в скобках.
Название произведения.
Адрес, телефон и электронная почта.
Объём в авторских листах.
Общее количество страниц, количество вставок, а также иллюстраций, которые надо будет согласовывать с редактором.

Аннотация – от греческого «замечание», краткое изложение книги рукописи, монографии, статьи.
Оформление аннотации производится на отдельной странице, сверху, по центру, прописными буквами пишется слово «АННОТАЦИЯ».
Впервые метод краткого изложения под термином «аннотация» стал использоваться Королевским научным обществом в начале 1800-х годов в качестве тезисов, обобщающих представленные для слушания докладов тем участников общества. Аннотации докладов, напечатанных с 1800 по 1837 год в журнале, выпускаемом Королевским научным обществом и эта практика была признана общепринятой и ей следовали остальные журналы на различные темы.
В начале аннотации показывается цель, затем последовательно, методы исследования и используемые материалы и в заключении делаются выводы. Аннотация пишется от третьего лица.
Объём аннотации не должен превышать 500 символов, поэтому в ней должна кратко излагаться исследуемая тема, чётко передаваться те посылы автора, которые он хочет донести до читателя.
Аннотация задаёт тон всего произведения поэтому она печатается перед началом статьи или на первой странице. Кроме этого аннотация должна быть изложена таким способом, чтобы заинтересовать читателя.
Сложность составления аннотации заключается в том, что необходимо подобрать слова, формулирующие основную мысль произведения и отразить их в этой краткой характеристике.
При этом изложение не должно быть громоздким, восприниматься легко на слух, возможно использование привычных для читателя словесных оборотов, как:
Основная идея произведения в том, что…, чётко прослеживается…, особенное внимание уделяется…, автор предложил читателю…, в заключении автор подчёркивает, в произведении предпринята попытка…, автор поднимает тему…, показан процесс формирования…, автор эмоционально показывает…, и тому подобные выражения.
Пример аннотации:
Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времён Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вёл смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.
 
Инвектива – от латинского «бранная речь», резкий публичный выпад в сторону какого –либо лица, группы лиц, социального слоя, с целью его дискредитации, в современном понятии «чёрный пиар».
В древности инвектива была противопоставлена хвалебной речи, панегирику. Инвектива прослеживается в ранних произведениях древних греков, таких как Гомер, Аристофан и другие.
В русских былинах, например, «Илья Муромец и Идолище поганое», когда Идолище хвалится своим обжорством, отвечает, что у них был поп и его свинья тоже много жрала пока не лопнула.
Можно назвать стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» так же назвать инвективой, потому то там присутствуют всё признаки этого литературного жанра, воздействие на эмоции читателя, обличение неких лиц, поведение которых привело к трагедии, их ответственность за происшедшее:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
Она может быть выражена как в стихотворной форме, так в виде краткой эпиграммы, но чаще всего в речи, ораторском выступлении, а в современном мире с помощью СМИ и интернета. Шкала воздействия на лицо, или группу лиц может быть весьма широкой, от шутливой формы, до выражения в нецензурной форме. Так же может варьироваться форма высказываний от простых замечаний, в несоблюдение моральных устоев до прямого обвинения в каких – либо неблаговидных поступках и даже в преступлении.
В крайних случаях инвектива, воздействуя на эмоции больших групп, преподаётся как пропаганда, в безапелляционной форме, чтобы возбудить ненависть к отдельному человеку, группе людей, социальной прослойке или даже целой нации, как, например, в нацистской Германии, проводились провокационные меры, против евреев, обвиняемых во всех мыслимых и немыслимых грехах.
Инвективах проводится чёткая линия разграничения между нами, хорошими и ими – плохими.
Порой для дискредитации используется провокация, подбрасывание наркотиков, запрещённой литературы, обвинение в изнасиловании, хранении оружия, видимость получения взятки и прочее. Вслед за инвективой следует шантаж и угрозы опубликовать эти факты, чтобы добиться от определённого лица некоторых действий.

Классицизм – от латинского, «образцовый», отличается от других стилей строгими нормативами, основанными на подражании античной литературе, зародился 17-м веке.
Зародившийся во Франции во времена абсолютной монархии, классицизм, согласно трактата «Поэтическое искусство» Буало, заявлял, что изменить жизнь к лучшему только просвещённый монарх, государство должно иметь чёткую и строгую иерархию, основанную на разуме людей, подчинённому правилам и строгому порядку, поэтому следует служить государю и Отечеству.
Классицизм подразделялся на два жанра, высокое, в которые входили ода, трагедия, эпопея, низкий, комедия, сатира и басня. При этом категорически не допускалось смешение жанров.
Источником вдохновения авторов классического периода являлась литература античного времени, воспетая в произведениях Горация, Аристотеля, Гомера с широким подражанием гармонии, которой наделена природа.
Их произведения были основаны на прямых принципах рационализма, без лишних поворотов сюжета, герои чётко делились на хороших и плохих, при этом часто разным героям придавались имена, прямо указывающие на личные качества Стародум, Простаков, Скотинин и прочие.
Соблюдалось правило «трёх единств», то есть все события происходят в одном месте, одна сюжетная линия и время действия укладываются в течении одних суток.
Основной идеей классицизма является его воспитательная роль, наблюдается переход от религиозной литературы, где главным действующим лицом является Бог к личности самого человека, его страстей, надежд, стремлений. В классицизме главная задача действующего лица, это добродетель, гуманность, стремление к красоте, простота отношений.
Классицизм по своей структуре делился на высокий стиль и низкий.
К высокому стилю относили: оду, трагедию, эпопею. Низкими считались комедия, сатира, басня.
В русском классицизме заметны три периода его развития. Первый, так называемый петровский период связан с правлением Петра Первого, стремившегося многое перенять у Европы многие достижения в том числе и культурной сфере. Он считается с 90-х годов 17-го века до 20 –х годов 18-го века. Хотя в этот период чисто русских классических произведений нет, но активно распространяется переводная литература, в следствии которой, последующие русские писатели развили русский классицизм.
Другой период, кода русские писатели прониклись духом западноевропейского классицизма в 30-50 годы 18-го века, они сформировали новый стиль русского языка и стихосложения, яркими представителями того времени были Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов.
Третий этап, связан с императрицей Екатериной, правление которой называют просвещённой монархией, в это время творят свои произведения Фонвизин, Державин, Карамзин.

Сентиментализм – в переводе с французского «чувство», одно из направлений в западноевропейской и русской литературе, отличающийся излишней чувствительностью, склонностью к идеализации людей и природы, жизненных обстоятельств.
В отличии от классицизма, где главным направлением являются разумные действия сентиментализм подразумевает превосходства чувств над разумом посредством просвещения.
Сентиментализм требует показывать человека через призму его естественных эмоциональных переживаний и совершенствования внутреннего мира человека. При этом человек в сентиментализме показан вне рамок сословного развития, ощущения простолюдина так же важны, как и представителей высшей знати.
Родиной сентиментализма считается Англия, основателем назван Джеймс Томсон, который в 20-е годы 18-го века создал несколько поэм под общим названием «Времена года». В этом произведении, разделённом по смене сезонов природы, зимы, лета, весны и осени он повествует о простых сельских ландшафтах, рассказывает о труде землевладельцев их заботах и переживаниях, ставит идиллическую сельскую жизнь выше суетной, бестолковой, испорченной дурными нравами городскую жизнь.
В 40-е годы 18-го века становится популярной тема так называемой кладбищенской поэзии после выхода в свет элегии «Сельское кладбище» Томаса Грея.
В этом стиле читателей привлекала тема меланхолии и отречения от различных радостей жизни, флёр таинственности. Пейзажи показаны довольно в мрачном виде ночи, тумана, непроглядной мглы.
Само название этого течения в литературе происходит от названия романа Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие».
Во Франции сентиментализм получил своё развитие в романах Аббата Прево, с трогательным чувствительным ощущением, вводящим в некий меланхолизм: «Манон Леско», «Клевеланд».
Классик французской литературы Руссо был так же подвержен этому течению и под его влиянием был написан роман «Юлия или Новая Элоиза», где он весьма в возвышенных красках описал красоты природы Женевского озера.
Его подражатель, Бернарден де Сен-Пьер в своём произведении «Поль и Виржиния» описывает чувственную жизнь пары влюблённых, покинувших суетный мир городской жизни и живущий в африканской местности в гармонии с природой и нашедших там душевный покой и нравственное удовлетворение.
Как и многое, сентиментализм пришёл в Россию из Франции, молодые девушки зачитывались сентиментальными французскими романами о любви.
Русские писатели быстро поняли популярность таких романов и стали писать свои, вплетая в них стороны жизни людей в России.
Первым по праву начинателем этого направления в литературе можно считать Николая Михайловича Карамзина.
Его повесть «Бедная Лиза» уже в своём названии располагает к сентиментализму, предлагает читателю погрузиться в атмосферу чувствительности, меланхолии и печального предчувствия трагической кончины жизни.
Кроме Карамзина в этой манере писали многие его последователи, Измайлов А.Е., Каменев Г., который следуя по пути Карамзина свои произведение часто называл уже сентиментальными афоризмами: «История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна» и тому подобное.
Авторы, писавшие в стиле сентиментализма, призывали создать новый, более понятный поэтический язык, исключали из своих произведений высокопарный слог, делали речи своих героев проще.
В своих ранних стихах и поэмах Жуковский В.А. поражал западному стилю сентиментализма после перевода на русский язык элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Так же он опубликовал сентиментальную повесть «Марьина роща».
Не смотря на столь бурное развитие русский сентиментализм себя исчерпал к 1820 году.

Романтизм – новое литературное направление, зародившееся в конце 18-го века, по своей сути противоположенное классицизму и эпохе просвещения зародилось в Германии, где его предвестником было движение «Буря и натиск».
«Буря и натиск» получило своё название по поэме, написанной Фридрихом Максимилианом фон Клигером. Представителей этого литературного течения, возраст которых едва достигал 30 лет называли «штюрмерами», то есть буянами.
В следствии такого первоисточника   и все произведения писателей романтиков были бунтарскими, направленные на ничем не ограниченными порывам страсти, характеры героев восставали против устоев общества. Природа, в изображении романтиков была не идеалистической, а и как характеры героев, носит буйный мотив, воспевается мощь, сила и ярость природных явлений.
Одним их духовных лидеров романтизма являлся немецкий философ Кант, который в своей работе «Критика способности суждения» выразил мысль, что кроме идиллического созерцания прекрасного, есть ещё и наслаждение от вида некого негативного торжествующего явления, неприкрытого зла, вызывающего у людей изумление и осмысление, событий и явлений разрушительного характера.
Для романтиков не важны холодные рассуждения разума, их влекут эмоции даже если они не несут с собой положительных результатов, а сеют хаос и разрушения.
В романтизме прослеживается условность, появление фантастических героев и образов, смешение реальных и выдуманных явлений, преобладание метафористических стилей.
Возникший впервые в Германии романтизм среди писателей, так называемой Йенской школы, и в своём развитии особый интерес проявил к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно заметно в творчестве таких авторов сказочников как братья Гримм и Гофман.
В Англии романтизм появился благодаря влиянию немецких писателей. Так писатели Вордсворт и Кольридж, путешествия по Германии познакомились с философией и произведениями немецких романтиков и перенесли их взгляды в английскую литературу. Самым представителем английского романтизма, несомненно, является Байрон, в произведениях которого ясно прослеживается протест против современного ему мира, возвышенное ощущения борьбы против устоев общества, воспевание индивидуализма, как высшего проявление свободы.
Не обошёл романтизм своим влиянием в Европе и Францию. К романтикам причисляли себя такие писатели как Шатобриан, Гюго, Мериме, Дюма и прочие.
Из Франции романтизм проник и в другие страны, в Италии его поклонниками были Фосколо, Мандзини, Леопарди, в Польше Мицкевич, и даже в далёких США были авторы, писавшие в романтическом стиле Ирвинг, Купер, По, Лонгофело и другие.
В России основоположником романтизма принято считать Жуковского, с его подражательного стиля западным романтикам.
Наиболее ярко романтизм в России проявился после войны 1812 года, вылившийся в поэзию дворян декабристов Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского и других.
В своих произведениях русские романтики воспевали вольнолюбие борьбу как с общественными пороками, так и с личными недостатками человеческой натуры, старались найти цель жизни, вырваться из пут пресной повседневности, чтобы определить смысл своего существования.
Так в поэме Лермонтова «Мцыри», юноша, вынужденный стечением обстоятельств вести унылую жизнь в монастырском уединении, всеми силами стремиться вырваться на свободу, но столкнувшись с реалиями этого мира гибнет.
Романтизм в России прошёл несколько этапов своего развития:
1810-е годы- первоначальное становления романтизма, подражание западным стилям и течениям в романтизме.
1820-е годы, романтизм продолжает своё развитие и на первый план выходит социальное значение, психологические проблемы, как личности, так и общества в целом, стремление выйти за рамки ограниченных духовных установок того времени.
1830-е годы, когда романтизм приобретает признаки философского течения, где стараются найти причины того или иного душевного действия, определяющего всю жизнь человека, выражение своих устремлений человека излагается не только в поэтической форме, но и в прозе, где герой проходит множество испытаний, старается докопаться до сущности происходящих в его душе страстей и желаний.
1840 года, упадок романтизма в связи с тем, что романтизм вытесняет новое течение, критический реализм, который появился в связи с развитием капиталистического общества в России.
Несмотря на то, что романтизм утратил своё влияние, лучшие произведения в этом стиле о сих пор считаются классикой мировой литературы.
В современном мире романтизм породил такие явления, как сюрреализм и другие авангардистские направления в литературе.

Частушка – этот термин был предложен писателем Успенским в 1870-е годы для обозначения особой формы фольклорного исполнения песни. Её название происходит т слова «частить» в смысле «говорить быстро».
Текст частушки - короткое четырёхстишье, написанное хореем, в котором рифмуются обычно 2-я и 4-я строка с определённым музыкальным ритмом, под аккомпанемент балалайки или гармошки.
Различается несколько стилей частушки:
Лирическая частушка четырёхстрочная на разные темы:
Ваня с Маней поженились,
Подрались и помирились.
Маня ходит с синяком,
Ваня ходит с шишаком.
Плясовые имеют особый танцевальный ритм, при этом пляска лишена   сложных элементов и доступна многим исполнителям:
Без гармошки
Тошно, тошно,
Без гармошки горюшко.
Да ты сыграй, Егорушка.
Частушки на различные социально-бытовые темы, были популярны особо после революции:
Ленин Троцкому сказал:
"Я мешок муки достал.
Мне кулич, тебе маца.
Ламца-дрица, гоп-ца-ца."
Частушки-страдания, поются о любви в протяжно-страдательном стиле, обычно двухстрочные:
    Я сама себе не рада,
  Полюбила — страдать надо.
Частушки в стиле «Семёновна», двухстрочные частушки с заунывным ритмов, может исполняться совместно с пляской и темы для них разнообразные:
Ой, Семен, Семен,
Ты, как луг, зелен.
А я, Семеновна
Трава зеленая.
Частушки в стиле «Матаня», чаще всего    про любовь, есть два вида объяснения этого название, одно от русского «метаться», «маяться», другое от мордовского слова «ухажёр»:
Сколько по морю ни плавал —
Моря дна не доставал.
Сколько в девок ни влюблялся
— По Матаньке тосковал.
И сейчас частушки весьма популярны, особенно их любят исполнять народные коллективы.