О портрете Александра I в Русских портретах

Владимир Варнек
Неизвестный художник. Портрет Александра I. Воспроизведен в 5-ти томном издании "Русские портреты" [4]. Согласно версии автора миниатюры, данный портрет выполнил в 1802 году художник-портретист А.Г. Варнек.

Как сообщается в монографии В.С. Турчина, Александр Варнек в разные годы выполнил целых пять портретов Александра I, копий с портретов других художников [1]. Так, первый свой портрет императора он написал в 1802 году для Вятского приказа общественного призрения, будучи еще учеником Академии художеств,  а второй портрет   - для конференц-залы Академии художеств – в 1803 году. В последующие годы появились написанные художником портреты Александра I для вазовского Герихта (ок. 1811г.), для Англии и  Московской думы (оба - в 1819 году). Местонахождение всех этих портретов, согласно Турчину, является неизвестным [1].

Замечу, что четыре портрета из названных произведений были отправлены из Петербурга в другие города, и следы их, скорее всего, затерялись. Во всяком случае, «концов» их в предыдущих своих миниатюрах годичной давности я не обнаружил [2-4], хотя высказал предположение о том, что портрет юного императора из собрания Ставропольского художественного музея вполне мог написать Александр Варнек. 

Заслуживающим внимания портретом императора в списке произведений Александра Варнека является также утерянный портрет, который  он выполнил еще в 1803 году для  конференц-залы Академии художеств, получив незадолго до  этого задания большую золотую медаль за «картину изображающую Живописца» [5]. Действительно, в это время у молодого Александра I не было еще ни одной награды, и трудно представить, как художник должен был запечатлеть императора на портрете, чтобы придать значимость  персоне на портрете, предназначенном для конференц-залы ИАХ. 

И вот, рассматривая однажды ранний портрет Александра I работы неизвестного художника, приложенный к настоящей миниатюре и воспроизведенный в четвертом томе «Русские портреты» [6] я подумал, а не тот ли это портрет, который был выполнен Варнеком для конференц-залы ИАХ?  Значимость императору на этом портрете придает головной убор - треуголка, который носили в XIX веке  представители воинской элиты русской армии, благодаря чему «портрет в треуголке» имеет признаки парадности, необходимой для  выставления его в конференц-зале ИАХ. 

Так или иначе, но не вызывает сомнений, что данный поясной (с руками)  портрет был списан неизвестным художником, выполнившим его, с поколенного портрета молодого императора работы немецкого живописца Герхарда-Франца Кюгельгена (1772 – 1820), находящегося в собрании Государственного Русского музея. Датируется данный портрет «не ранее 1801 г.» по покрою мундира, введенного в указанном году, и «не позднее 13 декабря 1805 г.», когда Александр I получил орден Св. Георгия 4-й степени, отсутствующий  на портрете [7].

Следует отметить при этом три нюанса: на портрете-оригинале император запечатлен на 3/4 поворота вправо, а на портрете из [1] - на 3/4 поворота  влево; портрет-оригинал был выполнен, скорее всего, не позднее февраля 1803 г., т.к. в феврале Кюгельген уже уехал из Петербурга на запад; поэтому и Варнек, которому в 1803 году было поручено написать портрет императора, вполне мог выполнить задание, используя в качестве оригинала портрет работы Кюгельгена, завершенный им и переданный заказчику.

Но как быть с тем, что на портрете императора, воспроизведенном в [1], уже присутствует  орден Св. Георгия 4-й степени, который Варнек явно не мог изобразить, выполняя свое задание в 1803 году?  Думаю, что никакой проблемы с этим не было из-за того, что орден на портрете, находившемся в конференц-зале ИАХ, мог быть дописан позже. Так сразу после его получения  13 декабря 1805 года, орден на портрете вполне мог дописать руководитель портретного класса С.С. Щукин, выполнивший целый ряд портретов Александра I. Возможно, дописал его на портрете в конце 1809 года и сам Александр Варнек, вернувшийся из своей пятилетней пенсионерской поездки в Италию [1].

Помимо этой мотивации, имеются и другие аргументы тому, что портрет Александра I, приложенный к миниатюре, мог выполнить Александр Варнек, уже написавший до этого в 1802 году для конференц-залы Академии портрет графа С.О. Потоцкого в связи с присуждением ему звания Почетного члена ИАХ [5]. Так оба портрета являются поясными, причем выполнены они с поворотом фигур на 3/4 влево и имеют одинаковую соразмерность туловища и головы. Одинаковую форму имеют и стоячие воротники мундиров, а шейные платки на каждом из портретов туго затянуты и подняты максимально к подбородкам.

Но помимо этого узоры на нагрудных лентах портретов С.О. Потоцкого и Александра I являются типичными для портретов Варнека и существенно отличающимися от узора ленты на портрете-оригинале Александра I кисти Кюгельгена из собрания ГРМ. Это наблюдение считаю наиболее важным для установления авторства портрета Александра I, воспроизведенного в «Русских портретах».

Нужно сказать, что в «Русских портретах» воспроизведены шесть других портретов работы А.Г. Варнека, изображающих президентов ИАХ разных лет -А.С. Строганова и А.Н. Оленина -, генерал-лейтенанта Н.И. Ахвердова с супругой, генерала от инфантерии А.М. Римского-Корсаков и "себя" (автопортрет, освещенный сзади). 

Эти примеры наряду со многими другими, свидетельствуют о том, что портреты А.Г. Варнека  были широко востребованными в те годы, когда они находились преимущественно в Петербурге. Так более 50-ти портретов художника  выставлялись на многих петербургских выставках, в том числе на знаменитой Историко-художественной выставке русских портретов 1905 года, проходившей в Таврическом дворце.  В настоящее же время они разошлись  по тридцати с лишним музеям, и сейчас у меня возникло намерение список этих музеев привести в одной из миниатюр, посвященных творчеству художника А.Г. Варнека.    

В заключение воспроизведу фрагмент словесного портрета Александра I, приложенного к его биографии в «Русских портретах»: 

«По словам художницы Виже-Лебрен, писавшей портреты Александра I очень юным, он был высок, красив, приятен в обращении. Вообще отзывов о наружности Александра I вполне достаточно не только потому, что он стоял во главе событий, имевших всемирное значение, но и потому, что своей наружностью производил впечатление.
Больше всего отзывов, как и следовало ожидать, оставили женщины: он был очень обаятельный мужчина.

Не говоря о множестве известных и неизвестных мимолетно промелькнувших женщин, довольно упомянуть, что Жозефина, легкомысленная красавица Гортензия и королева Луиза отдали дань восхищения первому очарователю своего времени. Александр Павлович был изысканно любезен с женщинами и очень влюбчив, зато сравнительно рано он стал склоняться к мистицизму и искать духовного общения с женщинами. Он далеко не был красавцем, но был ловок и грациозен, очень высок, глаза были голубые, с ласковым выражением, волосы светлые, золотисто-рыжеватого оттенка, лицо и вся фигура имели приятную округлость; в 35 лет он казался еще моложавым, но был сильно лыс и глух на левое ухо.

Надо быть современником, чтобы понять обаяние таких личностей, как Александр Павлович. Необыкновенное выражение подвижного лица, особая улыбка на красивых губах, голубые очаровывающие глаза, звук голоса, простота и изящество обращения, - все , взятое вместе, играло тут роль; даже сутуловатость фигуры, безобразившая подражателей ему, у Александра увеличивала благоприятное впечатление. Ни один портрет не передает всего этого. Поэтому Александр I, часто рисовавшийся в жизни, не любил, чтобы с него рисовали портреты….Тем не менее, портретов его сохранилась целая масса».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство. 1985.
2. Владимир Варнек.Проза.ру. Аргументы к атрибуции портрета Александра I - 30.12.2020.
3. Владимир Варнек. Проза.ру. Ранние портреты императора Александра I - часть 1. 24.04.2021.
4. Владимир Варнек. Проза.ру.Ранние портреты императора Александра I - часть 2. 26.04.2021.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
6. «Русские портреты» - пятитомное издание под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. СПб, 1908. Том 4, № 1.
7. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 40.

18.07.2022.