Танки-вперёд! рассказ

Виктор Тарасенков
В.ТАРАСЕНКОВ рассказ

 ТАНКИ-ВПЕРЁД!

 Я сидел на поручне башни и ждал автозаправщика,когда из глубины ночного леса,проваливаясь по колено в снег,вышли двое в комбинезонах.Они подошли ближе и того,который был в шлемофоне,я узнал -наш командир взвода.Второго,в офицерской шапке,я видел впервые.
-Где экипаж,РезкОв?-спросил взводный.
 Я не встал в его присутствии – на последних месяцах службы мог позволить себе такую вольность,да и судя по тону и не уставному обращению,комвзвода был настроен мирно.
-Анохин на сборе командиров танков у командира батальона,наводчик пошёл за ужином,заряжающий в карауле.-ответил я,но встревожился,по опыту зная,что командир редко появляется просто так.К тому же,присутствие незнакомого офицера ничего хорошего не сулило.
-Так,Резков,дорогу к Воробъёвке ты знаешь.
-Ну,знаю.-насторожился я.
-«Ну,знаю»-передразнил взводный-Заводи свою лайбу и мигом доставь лейтенанта в село.Есть?
Видя моё недоумение,он пояснил:
-Лейтенант является здесь на учениях посредником.Ему нужно срочно быть в Воробъёвке,но БТР-личный,так сказать,транспорт вышел из строя.Так что на тебя,Резков,почётная миссия возлагается.Задача ясна?
Отвезти посредника в село и вернуться назад-это мог бы сделать любой салага механик-водитель.Дорога простая и стало даже обидно,что именно меня решил послать взводный.
Я устроился на поручне поудобнее и сказал:
-У меня горючки на донышке,товарищ старший лейтенант.Машина не заправлена.
 Это было правдой-горючего у меня в баках оставалось мало.
-Ладно,не ерунди.-поморщился взводный-До села всего десять километров.Горючего тебе хватит,а заправщик никуда не денется.
-У меня двигун слабый.-продолжал я упрямиться,хотя понял,что поеду.Если он решил,что должен ехать я,значит на то имелись причины.И,когда за два года службы,я под его началом стал хорошим «водилой» и,не формально,а по опыту признал его право командовать,понял,что поеду.
-Перестань,Резков.-сказал взводный-Ты же не первый день в армии.
И всё-таки было обидно,что такой пустяк должен выполнить я.К тому же вот-вот мог появиться наводчик с горячим ужином.
-Да что я,такси?-ляпнул и спохватился,что зря.
-Сержант Резков,прекратите разговоры!-вспыхнул взводный-Выполняйте приказание!
Я быстро встал,чётко поднёс руку к шлемофону,сказал «Есть» и прыгнул в холодное нутро танка.
Лейтенант-посредник уже угнездился в башенном люке и напялил на голову шлемофон наводчика.
Я завёл двигатель и не успел включить передачу,как услышал в наушниках голос лейтенанта:
-Механик,вперёд.
Резко рванул машину с места и,давя ветки маскировки,вылетел из леса на укатанную колею.
«Полчаса туда,полчаса обратно – не так уж долго».-успокаивал себя,проезжая мимо тёмных силуэтов танков справа среди деревьев.А слева промелькнула походная автокухня и очередь с котелками.
Чуть дальше на поляне застыл угловатый бронетранспортёр,в моторе которого копались серые в свете луны фигурки солдат.
В расположении третьей роты пришлось объехать автозаправщик с зажжёнными маскфарами.Подумал,что опять мне придётся заправляться последним и со зла крепко тряхнул машину на ухабе.
Миновал поляну и дорога пошла под уклон между рядами молодых деревьев.Спуск вниз,крутой поворот направо,опять вниз и выехал на большое заснеженное поле,рассечённое надвое просёлочной дорогой.
-Механик,прямо.-напомнил о себе посредник.
«Ничего,-думал я,переключаясь на четвёртую передачу-ещё три месяца и дембель.Сменю защитные галифе на джинсы и сам себе командир.»
Ровный гул двигателя и плавное качание танка успокаивали меня. «Старушка» слушалась рычагов отлично,а в небе сияла полная луна,создавая хороший обзор.

 …Машина неслась в узкой теснине дервьев,словно по коридору,повинуясь прихотливым его изгибам.Отражённый от деревьев,рёв танка превращался в грохот и,казалось,усиливал мощь двигателя;грязный снег,измолотый траками,будто быстрее уходил под гусеницы.
Я ждал крутого левого поворота с большим тополем на правой обочине,кора которого на уровне полутора метров была содрана – здесь танки заносило и они задевали за ствол.Ждал поворота,потому что он находился как раз на середине пути к Воробъёвке.Но где середина,там скоро и конечная цель.
 … Поворот возник неожиданно.Собственно не поворот.Вместо него стояла чащоба деревьев,словно это тупик,но я знал,что дорога откроется,когда подъедешь почти вплотную.
Чуть сбросил газ и взял левый рычаг на себя.Машина резко,но аккуратно вписалась в узкий проход.Луч фары,будто на ощупь,отставая,прошолся по стволам,высветил тополь с белой проплешиной и вырвался на прямую.
Теперь полный газ… Но стоп!Бью по тормозам.Резкий толчок.Гулко ухает в трансмиссии.Что за идиотизм!?
Метрах в пятидесяти,перекрыв дорогу,с потушенной фарой,мрачно стоял танк. «Какого чёрта он тут воткнулся?!»Но раздражение моё мигом утихло и растворилось в гладкой растерянности.Через башню и корпус вдоль,танк пересекала белая полоса,обозначавшая условного противника.
-Северный!-тихо ахнул я.
Но откуда,как? «Ведь это засада.-дошло до меня-Ну конечно засада.Тогда это танковая разведка.И вот он я – без экипажа,боезапаса и почти без горючего.Лучше языка не найти».
Танк противника с закрытыми люками стоял безучастно,словно не замечая меня.
«А может они там заснули?» – мелькнула нелепая мысль.Я прекрасно знал,что они могли воспользоваться приборами ночного видения.
Воткнул заднюю и,тихо газуя,стал осторожно пятиться,пытаясь уйти за поворот.Но в этот момент противник зажёг фару,не оставляя сомнений,что видит меня и просто так не отпустит.И я почувствовал себя обнаруженным в слепящем свете,словно прозревшего танка.
 В крутом развороте на месте дал газ,но… остановился,повернув наполовину.Сзади из кустов выкатился ещё один «Северный»,перекрыв путь отступления.
Я выругался.Слева и справа «Северные».Впереди и сзади густой лес.Ясно почему они не пытались захватить меня сразу:знали,что некуда мне деться.Если я попру через лес,то они легко возьмут меня -все деревья не сломаешь.
«Северные»,освещая меня,стояли неподвижно,и явно давали осознать безвыходность положения.Кажется,они ждали,что я сдамся сам?
 Представил себе,как незнакомые ребята,может даже салаги-первогодки,весело улыбаясь,предложат закурить и похлопают по плечу – мол,с кем не бывает,и меня передёрнуло от этой картины.Да,по всем правилам военного искусства они всё обтяпали.Выхода не было.Не оставили мне ничего – только сдаться.Но.. я не хотел сдаваться.Не хотел быть пленным,меня никто не учил,я не знал,как это делается.
 Я механик – водитель «Южных».Этому меня учили,это умел.Обязан подчиняться своему комбату,комроты,взводному,потому что они свои- «Южные» имеют на это доказанное право.
«Северные» чужие,но выбрали меня для захвата и присвоили право распоряжаться мной.Но ведь это несправедливо.Условия неравные.Ведь я один,без экипажа,горючего почти нет и,ко всему,я – сержант,у меня скоро увольнение в запас… Понял,что они и не хотели этого знать.Не меня они хотели захватить,но некий безликий «Южный» им нужен,который знает всё,что им желательно узнать.Для противника я только «язык» одноразового пользования и,хочется или не хочется мне сдаваться,не имеет никакого значения.Это просто не учитывается,ибо не влияет на исход дела.Они были сильнее и пользовались силой,как правом.Но ведь это право безнаказанной несправедливости.
 …Между тем оба «Северных»,довольно урча моторами,одновременно двинулись ко мне,сжимая клещи.Да,всё логично,всё правильно – мне оставалось только сдаться.Но не хотелось мне сдаваться,не хотелось и всё!
«Ну нет,ребята! –зло подумал я – Слишком легко у вас получается.Погоняйтесь-ка за мной,подёргайтесь».
 Врубил первую и с треском вломился в лес.Сзади раздался негодующий и яростный вой моторов.
Пусть застряну в лесу,но как щенка они меня не возьмут.
Обледеневшая ветка хлестнула по лицу.Повернул рычаг и опустил сиденье в положение «по-боевому».
Узкие прямоугольники триплексов сильно ограничивали обзор и я поминутно выглядывал из люка.Это мало помогало.Свет фары терялся среди стволов,деревья возникали из тьмы неожиданно.От больших приходилось увёртываться,мелочь с хрустом сшибал и подминал под гусеницы.В люк сыпалась труха.
Вдобавок мешала собственная пушка.Ствол её,словно указующий перст,мельтешил передо мной в такт поворотам,грозя заклиниться между деревьями.
 В десяти метрах прямо по ходу увидел ряд мощных деревьев,плотно стоящих рядом.Тараном тут не возьмёшь.Но слева и справа то же самое;лес становился гуще.Газуя подъехал ближе и увидел,что можно пройти влево – узкий просвет между стволами.Метнулся туда,раздавил кусты и снова чащоба.Влево,вправо,рычаг на себя,от себя,газ,влево,вправо…На одном из поворотов сумел оглянуться
назад и увидел яркие фары «Северных» почти у себя на «хвосте».Метрах в тридцати мелькал их свет за деревьями.А казалось,что я уже скрылся в зарослях.Но они ведь шли по следу.Две глубокие колеи в снегу вели их лучше любого локатора.Ах чёрт!Мне бы избавиться от следа!
…Поворот под прямым углом…Можно пройти или нет?..Габариты танка,длина,ширина…Можно…Газ…
Впереди большие деревья.Орудие пройдёт?..Прошло…Газ…Радиус поворота… Куда теперь?.. Влево?Вправо?..Похоже влево…Так хорошо…Габариты…Можно на два корпуса вперёд…Орудие,не забывай орудие!Торчит впереди,чтоб его!..
Нужно было реагировать быстро,очень быстро,настолько,что я не успевал и не раз бился о толстые деревья,откатывал назад,исправляя ошибку,и «Северные» в эти мгновения оказывались ещё ближе,ещё короче становилась дистанция.Всё чаще во мне всплёскивалось отчаянное желание пойти напролом,лишь бы уйти,удрать быстрее!Но знал – нельзя,и зажимал это желание,укладывал его в зигзаги поворотов,не давал ему вырваться в едином взрыве,выпускал понемногу через сито логики,здравого смысла.Если бы из-
вестно мне было,как долго ещё будет тянуться этот лес,то выдержал бы,справился,но я давно уже потерял ориентировку и не представлял где нахожусь.От этого мной всё больше овладевала обречённость и всё больше делал я ошибок.
 …Вывернув машину из очередного поворота,я остановился.С боков,почти вплотную к гусеницам,прижались несколько мощных тополей,не позволявших повернуть ни в одну из сторон.Путь был один – прямо,но поперёк прохода лежал упавший толстый ствол дерева,уткнувшийся в снег верхушкой,а другим концом,в месте излома,возвышался почти на метр.И впереди за упавшим деревом,как в строю ещё четыре мощных ствола.
«Ну что,всё?-спросил я себя-Похоже,что так.Откатался.Это бревно и есть финиш».
Присмотрелся получше и там,где выстроилась шеренга стволов,увидел.что вправо,похоже.можно повернуть.Был там проход,но под прямым углом.И это бесполезное орудие,пушка никчёмная,как только возьму бревно,непременно должно воткнуться в деревья.Я это видел хорошо – орудие не даст повернуть.
А если попробовать?Терять мне в этой ситуации,собственно,нечего.Главное – не газовать.
 Тронул машину с места.Осторожно «старушка» зацепила гусеницами бревно и стала карабкаться,сотрясаясь на ненадёжной опоре,задирая нос вверх и освещая голые ветви крон.И в просвете среди паутины ветвей увидел я маленькую звёздочку – голубое пятнышко на чёрном небе…
… Машина почти забралась на бревно,ещё чуть-чуть и она опустит нос.Нужно уловить момент.Едва тарахтя, «старушка» стала заваливаться вперёд с резким креном направо по наклону ствола дерева.В ту же секунду я зажал правый рычаг и,чиркнув по коре тополя,орудие по диагонали сверху вниз вошло в створ между деревьями.Машина,продолжая движение,опустилась,балансируя на бревне с перекосом вправо.
Чуть прибавил газку и,рычаг всё ещё зажат,она сползла с бревна,мягко просела на снегу и,двигаясь в развороте,аккуратно впритирку вошла в проход.
Облегчённо вздохнул,глянул назад и вздрогнул.-«Северные» оказались совсем рядом.Первый из них уже напористо лез на бревно,видимо надеясь с ходу пройти «мышеловку».
Я дал газ,погнал машину,гадая,пройдут или застрянут они на моё счастье.
Мне повезло. «Северный»,который так самоуверенно пёр на препятствие,заклинился пушкой между тополями.
«Тем лучше».- обрадовался я и вдруг ощутил,что мне стало легче вести машину.Чем дальше,тем больше редел лес.И неожиданно кончился.Смяв густой кустарник,увидел перед собой огромное,голубое в свете луны,поле.
И вздохнулось мне легче.Словно там в лесу деревья мешали дышать;не мог я там хорошо дышать.
Всё ещё не веря,что вырвался из ловушки,сдвинул шлемофон на затылок,отёр пот с лица и поднял сиденье «по-походному».Переключился на вторую передачу и двинулся через поле.Башня мешала смотреть назад и я чуть довернул влево.Оглянулся.Фары «Северных» мелькали за деревьями – они уже прошли «мышеловку»,и пока крутились в лесу,нужно как можно дальше оторваться от них.
Неожиданно наверху-на башне заметил какое-то шевеление.В изумлении смотрел я на открывшийся люк и чёрную фигуру,возникшую из недр танка!
-Ну и ловок ты,сержант!-сказала фигура сквозь треск в наушниках голосом лейтенанта-посредника.
 Я совсем забыл о нём,забыл об этом посреднике из-за которого всё и произошло!Но теперь дело принимало другой оборот.
-Товарищ лейтенант,ведь вы на учениях лицо нейтральное,так?-спросил я.
-Так.-был ответ.
-Но тогда и я оказываюсь нейтральным.
-Нет.-сказал лейтенант.
-Как нет?-опешил я.
-Это только я могу решить нейтральны вы,сержант,или нет.В данном случае нет.
-Но почему?!
-Я решил оценить ваши действия в сложных условиях.И потому вы должны вести себя,как боевая единица «Южных» против превосходящих сил противника .
-Но ведь это несправедливо!-заорал я-Ведь именно вам нужно в Воробьёвку,и я попал в это дурацкое положение из-за вас.
-В село,ради такого случая,можно и не спешить.Не теряйте времени даром-тяжело в учении,легко в бою,сержант.Ну,а если не видите другого выхода,можете сдаться.Напоминаю,что по условиям учений,пленный обязан твечать на все вопросы условного противника.
Лейтенант умолк.А я скрипел зубами и ругался.Про себя,конечно,про себя.
… «Северные» уже выбрались из леса.Неугасимые их фары пристально и ярко светились всего-то метрах в ста от меня.Не далеко же я оторвался.
 Как раз посреди поля бороздила моя «Старушка» чистые снега.Ствол пушки,казалось,упёрся в круглую физиономию луны и я улыбнулся неожиданно для себя.Всё происходящее изменилось,стало не таким нелепым,как там-на лесной дороге,приобрело свою логику.Теперь «Северные» хотели захватить не безликого «Южного»,теперь они гнались именно за мной,и никакой другой «Южный» им не нужен был-только я!Мне удалось уйти из ловушки и теперь имело значение моё нежелание сдаваться. «Северных»
гнало за мной уязвлённое самолюбие,и догнать меня,значило успокоить это самое самолюбие и доказать-таки право силы.Доказать то,что раньше не требовало никаких доказательств!
 Теперь у противника имелась причина гнаться за мной – непокорность моя стала и виной моей.
Ну а мне,чтобы не попасть в плен,нужно делать привычное дело – умело вести машину.Но ведь именно этому меня учили,и это я делал пока неплохо.
 …А преследователи оказались уже ближе – около семидесяти метров разделяло нас.Настигали они меня.Двигатели у «Северных» видимо мощнее.А моя «старушка» уже выработала моторесурс.Но я не волновался.Почти.Потому что впереди опять маячил лес,и всё яснее становилась ненадёжность этого выхода из положения.Хотя мощность двигателей не имела большого значения,решало умение,всё же я понимал,что мне пока везло,и очень.В лесу можно застрять и никакое умение не поможет.Если бы подвернулась возможность другого выхода,где требовался лишь класс вождения,без колебаний я выбрал бы его.Но другого выхода не было и сознание случая подмывало мою уверенность,сомнение острым приступом иногда проскакивало в сознании,корчило меня и тогда уже начинал я сомневаться и в правильности всего сделанного. «Хватит психовать,как салага!-ругал я себя-Ты ещё держишь рычаги в своих руках.Прорвёмся!»
 ….На краю поля лес встретил меня чёрной стеной.Опустил сиденье,устроился поудобнее,глубоко вздохнул и устремился в самую гущу.
И снова деревья внезапно выскакивали из тьмы,снова ветви хлестали по шлемофону через открытый люк,снова хруст и треск.Заметил,что стараюсь идти сквозь заросли кустарника – здесь не так густо стояли стволы,но сообразил,что облегчая себе путь,облегчаю его и противнику.Стал пробиваться через сплошной частокол.По другому никак нельзя!
 Лес оказался небольшим – скорее перелесок и,вскоре я выбрался на открытое место к подножию невысокого холма.Взобрался наверх и с удивлением и радостью увидел,что склон переходит в глубокий овраг.Быстро скатился вниз.
«Северные» гудели за холмом и,значит,не видели меня.За всю гонку я впервые скрылся у них из виду и это уже казалось достижением.
 … Машина шла по оврагу,полностью углубившись в него.Крутые склоны были изрезаны боковыми ответвлениями,будто ходами и я свернул в один из них,не рискуя двигаться в одном напрвлении.И сделал это вовремя – первый из «Северных» уже показался на верхушке холма,задрав нос,и глупо таращился в звёзды фарой.Свою фару я погасил для маскировки и погнал машину вверх по ходу.
Выехал на пологий склон,поросший молодыми деревцами вперемешку с кустарником.На секунду остановился,не зная куда двигаться – то ли вниз,то ли вверх и взял вправо-вверх параллельно оврагу.Внизу мог нарваться на танконепроходимый обрыв.
 Сквозь кусты просачивался рассеянный свет,ползущих по оврагу «Северных».Они приближались к тому месту,где я повернул в боковой ход.
Машина карабкалась по склону,а я не знал что же делать дальше.Противник не видит иеня,но у него был проводник-колея.Как избавиться от неё?Впору взлететь,но танки,к сожалению,летать не могут.И всё же где-то здесь таился выход из положения,какой-то хитрый приём.Этот овраг мог стать моим спасением.
Я даже засмеялся – как просто оно оказалось!
 ...Их танки уже выбрались на склон и старательно повторяли зигзаги моей колеи.
…Проехав ещё немного вверх,я круто повернул вправо,к оврагу.Подмяв кусты под гусеницы,выехал на край обрыва.Спуск оказался хоть и крут,но вполне подходящ.Развернулся на месте и,кормой вниз сполз на дно,замкнув кольцо следа.Вспять проехал десяток метров вверх по колее,чтобы сбить «Северных» с толку,переключился на третью и погнал вниз по укатанной дорожке.Свернул в тот же боковой ход,заглушил двигатель,выбрался из люка и вспрыгнул на башню.
Лейтенант-посредник,съёжившись,молча торчал в люке с поднятым воротником тёплой куртки.Он мёрз!
 … Северные приблизились к оврагу и в нерешительности остановились на краю.Я присел на корточки – как бы меня не заметили.
…Открылись башенные люки и появились тёмные фигуры танкистов.Сквозь тарахтенье машин слышались голоса. «Совещаются»-понял я.Сдерживая дыхание,ждал – попадутся или нет на мою уловку?Рассчитывал,что они подумают,будто я двинулся по своим же следам обратно-за холм.Это естественно,я бы тоже так подумал:легче идти по хорошей колее и по знакомой дороге.
 … Неожиданно они заглушили двигатели.Видимо,по звуку хотели определить куда же я делся.
Это плохо.Шёпотом чертыхнулся.Не услышав моего двигателя,любому станет ясно – «Южный» где-то затаился.
Стояла непривычная тишина.Ноги затекли,но я замер не шевелясь,словно «Северные» могли заметить моё шевеление. «А может зря не рванул обратным путём?»-засомневался я.
…Танки взревели и один из них стал осторожно и неуклюже спускаться.Немного погодя спустился и второй.
«Ну,теперь куда?»
Первый пошёл вверх за холм!
«Теперь второй давай,следом!Давай,железка,давай!»
Но второй… повернул в мою сторону!
Со зла врезал кулаком по броне и бросился к люку.Мигом завёл и дал газ. «Не такие они дураки,соображают паразиты!»

 Я был в недоумении.Меня мучил вопрос : куда всё подевалось?За всю гонку не повстречал ни одного села.И в районе учений,обычно насыщенном техникой и войсками,никаких следов их пребывания.Даже колеи от случайно проехавшей машины - только чистый снег и лес.Да ещё два тёмных ,с полусферами башен,упрямых преследователя сзади.Я будто попал в необитаемую зону.
В этот момент я объезжал берёзовую рощу.Яркий от фары снег,словно взлетал,вспыхивая стволами,и вся роща казалась белым пламенем с ровными струями огня.
Дёрнулся было проехать сквозь рощу,но понял,что не могу ломиться сквозь берёзки!Метнулся вправо в чистые снега,но оставил и эту затею.- мощность против «Северных» мала.Перестал дёргаться и двинулся в обход рощи.
Я растерялся.Нет,это была не растерянность неожиданности,как в начале.Растерянность беспомощности охватила меня.Я просто не знал что делать.Исчерпал все возможности,и ни опыт,ни хитрость не помогли мне.Засомневался в себе.Появилось ощущение,что ничего не умею и не знаю,и то,что удавалось уходить от «Северных»,казалось простой случайностью,стечением обстоятельств.И в этом своей заслуги не видел.
«Да что я,собственно,удираю?-вдруг подумалось мне – Все мы тут свои-и «Южные» и «Северные» – все мы свои.И ничего придумать не могу.Больше не могу!»
Сразу почувствовал усталость.От работы рычагами болели руки,хотелось есть.Мне стало всё равно,что было,что будет.Понял,что если они настигнут меня сейчас,то ничего страшного не произойдёт – ситуация пленения уже не казалась невыносимой.Сколько мог сопротивлялся и,пожалуй,показал им что чего-то стою.Пусть они доказали своё право силы и заставили поверить,что я бессилен.Так даже лучше.Я был им более нужен,чем мне этого не хотелось.
Огорчения серии неудач слились в безнадёжность дальнейшего сопротивления и я уже только по инерции давил на газ – по сути,что остановиться,что ехать,не имело значения.Я впал в отупение и ждал только,когда они догонят меня.

 … Длинный ряд телеграфных столбов восклицательными знаками тянулся вдоль такого же длинного вала снега!Не заметил,как берёзы погасли в темноте и вот впереди – шоссе.Не ощутил радости от этого,скорее даже огорчение.Мне не нужен был этот шанс.Минутой раньше он не был мне нужен.Минутой раньше не был.Даже пожалел,что не остановился раньше.Тогда не увидел бы шоссе и не нужно было бы гнать по нему машину,доказывая себе,что сделал всё возможное.
 … А «старушка» уже взбиралась на вал.Ещё усилие и она вырвалась из вязкого рыхлого снега,громыхнув гусеницами по чёрному,расчищенному асфальту.
На секунду тормознул,не зная в какую сторону податься. «Северные» шли под углом к шоссе и,если поверну налево,они срежут солидный кусок и сократят себе путь.Повернул направо,набрал ход и воткнул третью,быстро перешёл на четвёртую и следом на пятую передачу.
Легко,с рёвом и лязгом моя лайба рванулась по асфальту!
«Вот это прыть!-удивился я,воодушевляясь.-Нет преград машине боевой!Чем чёрт не шутит».
Отыграл метров двести,пока «Северные» выбирались на шоссе.Но чудес не бывает.Они быстро настигли меня.Всётаки двигуны у них имели больший запас мощности.
С ходу «Северный» попытался обойти меня слева,но я бросил машину наперерез.Он метнулся вправо,но и мы туда же.Опять влево,вправо,но я не давал обойти себя.
«Северный» отстал и больше почему-то не рвался вперёд.Они что-то задумали,но что я не мог понять,а собственная башня мешала видеть тыл.
-Товарищ лейтенант!-вспомнил о посреднике-Что они там делают?
-Сержант,не могу вам ничего сказать.Действуйте по обстановке.
Вот зануда!Ладно,обойдусь и так.Ручной сектор газа до упора вниз и,бросив рычаги,выбираюсь на броню.Машина неслась сквозь ночь неуправляемая.Ничего, «старушка» хорошо отрегулирована и на несколько секунд её можно оставить без присмотра.
Осторожно выглянул из-за башни.Открывшаяся картина не понравилась мне.В двадцати метрах сзади «Северные» перестраивались,занимая позицию по обе стороны шоссе.И понял я,что маневрирование мне теперь не поможет!
Нырнул в люк.И вовремя.Левый стал обходить меня.Всё понимая,затёр его и бросился вправо,но поздно.Второй уже вклинился между моей машиной и снеговым валом. «Северный» быстро поравнялся со мной и шёл бок о бок,окутав меня вонючим,едким жаром выхлопной трубы.
«Ну вот и догнали они меня». Из командирского люка «Северного» выбрался по-пояс танкист и стал резко махать рукой сверху вниз,что означало команду «стой».
-А иди ты!.. – заорал я сквозь рёв танков,не слыша себя.
Меня распирало бешенство на все неудачи сразу,на эту неотвязность наглую преследователей.
Противник вырвался уже на полкорпуса вперёд.Сворачивать с асфальта не имело смысла – в снегу я бы тут же потерял скорость,а «Северные» совсем рядом.
Между мной и «Северным» запас – метр,и я в упрямом озлоблении бросил машину вправо,будто хочу таранить противника.Тот испуганно шарахнулся в сторону,зацепил правой гусеницей за сугроб и резко замедлил ход.Это позволило мне вырваться на два метра вперёд.
«Северный» почти сразу опять возник справа.Танкист показывал мне кулак.Я зло засмеялся.
Что-то проскакивало в моём сознании,что-то хотело проявиться,но мешала острая ситуация.Тут бы подумать,но где уж…
 … Правый медленно,но верно обходил меня.В этот момент краем глаза я уловил слева от шоссе что- то необычное.Посмотрел и увидел гигантский,одинокий тополь на обочине.Могучий ствол его поражал стремительной прямотой,уносящей ввысь протуберанцы густых мощных ветвей,опадавших.но так и застывших в разбросе,словно большой взрыв.
Я узнал его!Будто пробило какую-то стену.Всё мгновенно преобразилось.Я узнал шоссе,этот асфальт.
Ведь только позавчера на марше,в составе батальона,двигался этой дорогой,и проезжал мимо этого дерева,удивляясь его мощи.Но это происходило днём,а сейчас ночь и потому не узнавал ничего.
«Но тогда совсем близко мой батальон – понял я - И где-то близко съезд на просёлок,а там прямиком к своим!»
… Противник вырвался вперёд на две трети корпуса – ещё немного и он блокирует меня.
«Ни за что вам,ребята,меня не взять!Где же этот чёртов поворот?»
Чуть не проскочил мимо узкого прохода в снежном валу.Неожиданно близко слева он появился,и я едва успел зажать рычаг.Машину занесло.Левый рычаг от себя,правый на себя и,юзом,задев кормой сугроб я вылетел на укатанный просёлок.
Такого «Северные» не ожидали.Первый,отчаянно тормозя.пронёсся мимо.Второй,который шёл следом за мной,среагировал быстро и повернул,но с ходу зарылся в снег,подняв облако сверкающей белой пыли.
Ну,теперь снова в отрыв,но на этот раз должно получиться.Я даже засмеялся и помотал головой от невероятности всего происходящего.Выходит дал большой круг и теперь возвращался к месту выезда,-в расположение своего батальона.
Переключился на четвёртую передачу и понёсся по просёлку.Я не сбрасывал газ перед ухабами,как это обычно делается.Держа максимум оборотов,пользовался для замедления хода лишь тормозом.Отпускал его,когда проходил ухаб,и машина летела вперёд,выигрывая метры и секунды у замешкавшихся «Северных».
«Маленькая хитрость,ребята, - полный газ и тормоз. – твердил я про себя. – Всего лишь маленькая хитрость.Не каждому механику-водителю она известна,вот в чём дело.»
Снова меня занесло.Быстро выровнялся,но успел заметить – противник справился с заминкой и бросился навёрстывать упущенное.Фора : около семисот метров.Приятно видеть их вдалеке.
Укатанная дорога,с измолотым танками снегом,уже не могла выдать меня.Следов от моих гусениц не отличишь от других следов и,кроме того,уходящие в лес колеи – рядом справа,могли ввести противника в заблуждение.Даже мелькнула мысль,что теперь можно и в лесу спрятаться и они не найдут меня.Но хотелось большего – привести их к своим за собой и захватить.Жажда мести,блестящего финиша завладела мной и я никуда не стал сворачивать.
Дорога вывела меня на то самое заснеженное поле,рассечённое надвое просёлком,который шёл к Воробъёвке,а сейчас я подъехал со стороны шоссе.Круг замкнулся.На другом конце поля просматривалась тёмным горбом высотка – там мой батальон.Совсем ничего и я у своих.
«Северные» в запале погони шпарили ещё вдоль леса и у меня был запас времени.Быстро пересёк снежную целину и с разгона начал подъём.Машина бодро покатила вверх,но склон погасил инерцию и пришлось переключиться на вторую передачу.
Молодые деревца с двух сторон обступили дорогу,словно желая мне помочь. «Старушка» нудно с заунывным воем карабкалась вверх,медленно сокращая расстояние,и скаждым метром подъёма всё больше росло моё нетерпение.Злая радость кипела во мне и я торопил время и верную свою машину,давя на газ и напрягаясь всем телом.
Но вот,наконец и поворот.Бывший правый,теперь левый.Последний поворот.Ещё семьдесят метров вверх и прямая до своих.Ещё немного и конец.Я уже праздновал победу.
Оставалось пятнадцать метров до вершины подъёма,как вдруг двигатель,столь исправно работавший,нехорошо заныл,сбавляя обороты .Что это?!Я уже догадался в чём дело,догадался сразу,едва услышал этот задыхающийся звук в моторе.Понял,но не давал догадке овладеть сознанием,ещё надеялся на что-то,поверив удаче,выпавшей мне,и вот она исчезала в обессилевшем двигателе.
Ещё метр,два и двигун,всхлипнув,умолк.Лишь центрифуга масляного фильтра в трансмиссии,с высоких нот переходя на низкие,басовито замедленные,одиноко,последним звуком заглохшей мощи,несколько секунд оживляла глухую тишь в машине.Всё,топлива не осталось и капли!
Я выбрался на броню,поставив машину на тормоз,и посмотрел вниз.Фары «Северных» светились на подходе к подножию высотки.Они скоро начнут подъём.
Спрыгнул на снег и добежал до верха.В трёхстах метрах впереди на поляне,виднелась коробочка БТР и люди возле него.Светя фарами,неторопливо выруливал на стоянку автозаправщик.На опушку леса кто-то из второй роты,кажется,вывел танк с работающим двигателем.Он натужно приглушённо гудел.Видимо экипаж проверял работу мотора на повышенных оборотах.
Ничего не изменилось с момента моего выезда.Спокойствие,царившее в батальоне,поразило меня.Я тут мучаюсь,а у них всё хорошо!
Но что могло измениться?Ведь прошло,наверно что-то около часа и,лишь для меня он оказался долгой погоней,а здесь всё оставалось,как было.
-Эй!там!– закричал я. – Здесь «Северные».Это я,Резков,здесь «Северные!»
-Не слышат.-сказал посредник.Он стоял чуть сзади,засунув руки в карманы куртки,и дымил сигаретой в зубах.
-Эй,здесь «Северные!» – ещё раз крикнул я,но солдаты возле БТРа продолжали заниматься своим делом.
Никто не слышал моих воплей.А преследователи гудели уже на подъёме.
Бросился было бежать к своим,но остановился,поражённый невероятной мыслью.
-Не может быть!-сказал я вслух.-Как же это?
Выходило,что вот сейчас «Северные» заберутся сюда наверх и увидят батальон.И то,ради чего они гнались за мной,предстанет как на ладони перед ними.Увидят,что «Южные» заняли позицию на возможном направлении танковой атаки «Северных» и,противник,развернувшись укатит к своим.И наши не заметят,не перехватят их,как не видят и не слышат сейчас меня!
… «Северные» карабкались по склону,ещё не пройдя поворот.Они всё ещё гнались за мной,не зная того,что я им уже не нужен.Я привёл их к своим и это для «Северных» будет лучшей наградой за упорство.Пожалуйста,смотри и запоминай.
Я бросился вниз к машине.Нужно подать сигнал своим.Выстрел! Выстрел они услышат,нужно выстрелить.
Через башенный люк спустился в боевое отделение.Но в боеукладке торчали лишь три отстрелянные снарядные гильзы и одна,тоже не годная,валялась под казёнником.Пнул её сапогом!Звякнув,она откатилась в сторону.
 Я выскочил наружу.Дурак,кретин,идиот!Ведь знал же,что не заправлена машина,кому ещё лучше знать!И должен,обязан был сообразить,что вот так может получиться.Свернул бы в лес,там.где много следов,и ни фига они тебя не нашли бы!Так нет же,гнал машину,жёг топливо,пижон,покрасоваться перед своими захотел.Блестящего финиша захотел,придурок!
Я ударил в отчаянии руками по наружным бакам,но услышал лишь безнадёжный гул пустых,до самого дна ёмкостей.
… «Северные» ревели где-то близко возле поворота.Ещё немного и они будут здесь.
Что же лелать?Я выведен из игры.Чтобы исправить положение,мне нужен хоть литр топлива.Нужно заставить машину двигаться.Заставить как угодно.
Я «Северным» не нужен.Но сейчас я хотел стать им нужным.Никогда так не хотел стать им нужным,как сейчас!
Стоп! Есть возможнось.Схватился рукой за гусеницу и замер,чтобы не ушла от меня мысль.Я заставлю машину двигаться,побежит,как из пушки.Склон,всё дело в склоне!
Взлетел на броню и прыгнул в люк.Ударом ладони сбил стопор с педали тормоза.Всё дело в склоне…
Медленно,словно в недоумении,машина тронулась с места со странным клацаньем в трансмисии,не заглушаемом двигателем.Пошла,родная!
«Старушка» ходко покатилась вниз.Нужно сделать всё очень точно.Рванул правый рычаг до упора и машина стремительно стала разворачиваться на месте,но слишком крут был без двигателя маневр и быстро танк потерял скорость и едва дотянул до нужного мне положения – носом точно вниз,на поворот..Машина приостановилась,словно отдыхая,но потихоньку опять покатила вниз.
Вдруг слева появился посредник.Он бежал трусцой,держась за подкрылок и кричал:
-Я запрещаю!Я приказываю,стой!
-Уйди лейтенант, - заорал я – уйди,под гусеницы попадёшь!
Машина набирала ход.Всё стремительнее летела она вниз и посредник отстал.Мне нужно успеть прежде,чем «Северные» пройдут поворот.Должен успеть!
Уже видел я свет фар «Северных» на повороте – снег засветился там ярко,и чётко обрисовались деревья.
Раскрученные механизмы вращались в трансмисии с жутковатым свистом и гулом.
Я вышел на поворот в тот момент,когда «Северные» выходили из него.Свет фары первого пронзительно ослепил меня,но заметил я,как от неожиданности противник резко затормозил,качаясь на торсионах.Но я пронёсся мимо по прямой ,срубая стволы молодняка всей тяжестью многотонной машины,в мёртвом полёте неудержимой и свирепой.
Уж не думал ли посредник,что я собираюсь идти на таран?Нет,мне нужно было увести их за собой как можно дальше.Я хотел сдаться,я очень хотел,я жаждал сдаться «Северным»!И одно меня волновало:пойдут ли они за мной,польстятся ли?
… Машина вынеслась на ровное открытое место и всё тише и тише катилась она по глубокому снегу в последнем своём движении.Наконец замерла.Быстро выбрался на броню и,к радости своей великой,увидел,что «Северные» катят следом по просеке.
И тогда я размяк,усталость пронизала меня и тяжёлым дыханием зашёлся,и без сил опустился я на поручень,обвиснув руками.
«Северные» подъезжали,разойдясь в стороны,по всем правилам военного искусства обходя меня с флангов,победно задрав стволы орудий.
Остановились,в притирку зажав мою машину,оставив двигатели тарахтеть на холостых оборотах.Захлопали крышки люков и молча наружу выбрались два экипажа,и также молча смотрели на меня.
А там на склоне бежала маленькая чёрная фигурка посредника.
Светила луна.Посредник всё бежал и бежал,медленно,но всё ближе и ближе.А я вдруг вспомнил звёздочку в паутине ветвей там в лесу.Нежное маленькое голубое пятнышко среди черноты…
И всё бежал и бежал посредник.
--------------------