И дорогу, и почет современному трамваю?

Лев Агни
И дорогу, и почет современному трамваю?

В последнее время «в сети» стала обсуждаться проблема сохранения трамвая в Новокузнецке. К сожалению, внятных и вразумительных публикаций по поводу преимуществ сохранения трамвая или отсутствию оных, вышедших из среды профессионалов, специалистов пока не последовало. Например, можно ли было бы сохранить и развивать трамвайную систему, учитывая российский и мировой опыт?

Пока в нашем городе все зиждется на голом энтузиазме. Люди предлагают, публикуют статьи, пишут письма в городскую администрацию. В самой администрации, как это повелось при руководстве городом В. Г. Смолего, только и знают, что резать, уничтожать, оптимизировать в целях экономии, неустанно вкладывая деньги в автодороги, которые через месяц приходится снова ремонтировать (та же Ильинская трасса). А между тем, дорога, построенная и расширенная при скандально известном С.Д. Мартине, рядом с Садовой, уже который год служит верой и правдой, выдерживая нагрузку грузовым и пассажирским автотранспортом и не требуя особых затрат на ремонт. Может быть, стоит изначально строить качественные дороги, качественно их ремонтировать, а уж тогда, сэкономив, и более эффективно использовать денежные средства, вкладывая их в другие сферы и отрасли городского хозяйства — в том числе, и трамвайную систему?

Удивительно, но причины, по которым у нас принято считать нецелесообразность использования трамвая и его обслуживание — те же самые, что были в Западной Европе и Северной Америке в середине прошлого века. Во-первых, трамвай стал считаться устаревшим видом транспорта; во-вторых, финансирование автомобильного транспорта выглядело более перспективным делом, что и сказывалось на ухудшении финансирования трамвайной системы; в-третьих, ухудшение качества дороги сказывалось на повышении шума при движении трамваев. Поэтому более перспективными и экономичными видами транспорта считались маршрутное такси, автобусы и троллейбусы.

Но с 1970-х на Западе стал возрождаться трамвай в массовом порядке. Европейские муниципальные системы находят поддержку и на общегосударственном уровне и в среде частников-капиталистов. Зачастую финансирование осуществляется Европейским инвестиционным банком. В чем же заключается смысл такого внезапного пересмотра взглядов на трамвай? А дело в следующем.

Автобусы — дорогие в обслуживании в условиях увеличения количества автотранспорта и отсутствия стоянок (особенно в крупных городах) попросту не справлялись с городскими перевозками. Троллейбусы только частично решали проблему. В этой связи, отношение к уходящему в прошлое трамваю стало меняться. Трамвай, как выяснилось, оказался экономически выгодным видом транспорта и более экологичным, и к тому же, способным перевести больше пассажиров, нежели автобус.

Интерес к «трамвайном проблеме» заставил меня обратиться к зарубежному опыту, чтению журнала «Железные дороги мира», где была найдена, по меньшей мере, дюжина статей (за период 2005-2010), рассказывающих о возрождении трамвая в Западной Европе и Северной Америке. Более того, трамваи со временем становятся чем-то средним между поездами, метро и собственно трамваями.

В США (№6, 2010), к примеру, несмотря на трудности связанные с возрождением трамвая, существуют примеры с положительным экономическим результатом (с.22). Наряду с содействием ускорению экономического развития, использование трамваев позволяет ограничить количество автомобилей в центральных районах городов, уменьшить число парковочных мест, что, в свою очередь, позволяет использовать освобожденные земли более эффективно для других целей (с.23).

В Западной Европе дела обстоят несколько лучше. Во Франции (№6, 2009) трамвай рассматривается не только как городской вид транспорта, но и как один из привлекательных атрибутов городской среды (с.30). В Испании (№9, 2009), в частности, в Барселоне (№10, 2007), отдают предпочтение рельсовому транспорту. В Великобритании Большой Манчестер стал пионером возрождения трамвая в современном виде (№1, 2005). Таким образом, на Западе пересмотрели свои позиции по отношению к этому виду городского транспорта, в то время как у нас происходит все с точностью до наоборот. В России повторяются те ошибки, которые были допущены в Западной Европе ранее. Впрочем, не во всей России. В Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, идет расширение сети трамвайных путей. В других городах-столицах также развивают трамвайную систему.

В конце прошлого века в Западной Европе начала реализовываться концепция трамвая-поезда. Суть его заключается в использовании общих железных дорог городским рельсовым транспортом. То есть, трамвай берет на себя функции электричек. В условиях разрастания города, урбанизации населения, трамвай-поезд видится экономически выгодным и экологически наиболее безопасным средством передвижения.

В Австрии четверть века назад пошли обычным (на тот момент) путем — отказались от городского рельсового транспорта в пользу троллейбусов. Финансовые и технические проблемы привели к «сокращению доли трамваев в общем объеме перевозок по сравнению с автобусами и троллейбусами, но ситуацию это не улучшило. К тому же, наличие трех видов транспорта обходилось слишком дорого» [Первый трамвай-поезд в Австрии // Железные дороги мира. – 2010. — №7. – С.52.]. От троллейбуса решили отказаться в пользу трамвая – внутреннего и пригородного типа. Введенные трамваи-поезда нового типа пользуются успехом.

На юге Кузбасса существует новокузнецкая агломерация. Почему бы вместе с планированием развития агломерации не приступить к планированию развития рельсового транспорта — в частности, трамваев-поездов, что позволило бы сблизить города и поселки, четче оформить новокузнецкую агломерацию? Скажем, реализация проекта трамвайного сообщения между Новокузнецком, Прокопьевском, Осинниками, Калтаном позволило бы разгрузить автодороги — особенно, многострадальные въезды-выезды Новокузнецка.

Стоит оговориться: механическая прокладка трамвайных путей в произвольном направлении не сможет разгрузить дороги города, не станет экономически выгодным предприятием. Везде требуется предварительный план, масштабное проектирование – причем, именно в связке: развитие города — развитие агломерации – развитие транспортной системы с учетом местных особенностей. Сам по себе трамвай не может решить все транспортные проблемы, о чем сообщает переведенная на русский язык брошюра: «Возрождение трамвая во Франции». Его влияние усиливается в том случае, если он является «частью глобальной политики движения» (С.5).

Городским властям и новому руководству требуется вплотную заняться проблемой развития города — думать о стратегии и долгосрочном планировании. Одна проблема может решиться сама собой, если трамвай станет конкурентоспособным видом транспорта. Ведь в маршрутных такси, «пазиках», число пассажиров не должно превышать количество посадочных мест – обычно таковых 25. У нас же эксплуатирующие автотранспорт собственники откупаются от автоинспекции, жертвуя комфортом и безопасностью пассажиров — именно это и стало одной из главных причин уродливого засилья частных маршруток в городе. Сами посчитайте, выгодно ли «гонять» целый автобус ради 25 человек?..

Я не призываю отказаться от автобусов и маршрутных такси, я предлагаю отказаться от варварской системы городского движения в пользу рационализации, модернизации и изучения международного опыта. В Новокузнецке искусственным путем уже пытались уничтожить общественный муниципальный транспорт, настало время его возрождать.

Опубликовано на сайте газеты 28 июня 2013