Описание Исилькуля 1957, 1960 и 1983 годов

Виталий Демешко
Краеведческое документальное эссе

Знак информационной продукции: 12 +

На фото: пристанционная часть г. Исилькуль 1950-1960 гг.
Вид с виадука на северо-запад.
Источник фото: фотоальбом «Город, которого нет» группы Исилькульской районной газеты «Знамя» в социальной сети «Одноклассники» ok.ru

1. Введение

В 140 км к западу от Омска на Транссибирской железнодорожной магистрали находится мой родной город Исилькуль. Не проходит и дня, чтобы я не вспоминал о нём. А нечастые поездки туда — это всегда приключение, исполненное тёплой и волнительной ностальгией. Особо интересна мне история Исилькуля советской эпохи, и я с особой радостью и душевным трепетом читаю о людях и событиях, питавших его жизнью в давние годы.
Первое из известных мне описаний Исилькуля было сделано ещё в «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге» в 1900 году [1]. Второе - это экономико-географическая характеристика Исилькульского района, сделанная студентом Томского государственного университета В.К. Евсиным. Её исторический фрагмент я публиковал в отдельном эссе [2]. С 1960-го года, когда стали появляться работы по городам Омской области, Исилькуль стали изучать и характеризовать регулярно. А сейчас и вовсе, используя Интернет, можно виртуально прогуляться по его улочкам, познакомиться с музеем и основными достопримечательностями.
Но вот попались мне в архивных документах описания моего любимого городка 1950-х, 1960-х и 1980-х годов. В них есть немало фактов, интересных и местным жителям, и Омским краеведам. И я решил посвятить этим описаниям отдельный очерк, снабдив его собственными мыслями и комментариями, дабы эти уникальные материалы стали доступными и использовались самой, что ни на есть широкой общественностью. Как показывает жизнь, потребность в этом немалая. Так пусть же труд краеведов, делавших эти описания, не окажется напрасным. А исилькульцы мысленно прогуляются по страницам истории своей малой родины.

2. Описание Исилькуля, сделанное Сергеем Романовичем Лаптевым в 1957 году

Сергей Романович Лаптев (1891-1967) — выдающийся Омский краевед, педагог дополнительного образования, воспитавший не одно поколение исследователей Омского Прииртышья, и оставивший богатое научное наследие. Неоднократно я изучал его работы, широко используя их в научных трудах. Несомненно, Сергей Романович обладал большим талантом, широким кругозором и проводил качественные и глубокие исследования. Будучи учёным секретарём Омского отдела Географического общества Союза ССР он, совместно с А.Ф. Палашенковым и другими Омскими географами, ездил по области и собирал первичные материалы, которые затем обрабатывал и публиковал либо в виде научных статей, либо в виде краеведческих дневников.
Описание, сделанное Сергеем Романовичем в 1957 г., стало результатом его поездки на озеро Эбейты. Сначала он ехал на электропоезде до Исилькуля, подробно описал этот город, после чего отправился пешком до озера Эбейты, обошёл его вокруг, дошёл пешком до Москаленок, так же сделал их описание и вернулся электропоездом в Омск [3, лл. 1, 26].
Итак, обратимся к его работе, сохранив оригинальную орфографию и пунктуацию.

***

«Исилькуль принадлежит к числу новых городов, которых так много появилось при Советской власти.
Расположенный на середине участка ж[елезной] д[ороги] Омск-Петропавловск, Исилькуль занимает выгодное географическое положение. К нему экономически тяготеют близлежащие хлебородные районы Омской и Северо-Казахстанской областей, а для Полтавского района, одного из важнейших зерновых районов, он является основной перевалочной базой. На профилированном тракте Исилькуль-Полтавка движутся взад и вперёд сотни машин с грузом.
Слово «исилькуль» - казахское, что в переводе значит гнилое (вонючее) озеро.
Вкратце история возникновения Исилькуля такова.
В 1895 г. при проведении сибирской ж[елезной] д[ороги] несколько севернее д. Берёзовки, ныне входящей в состав Исилькуля, возник небольшой станционный посёлок, состоящий из нескольких, окрашенных в жёлтую краску, казённых домов для служащих создаваемой здесь станции; одновременно был построен вокзал. Таким образом, полотно ж[елезной] д[ороги] отделило Берёзовку от посёлка. В 1896 г. ж[елезная] д[орога] дошла до Омска, и Исилькуль оказался связанным с Омском и Европейской частью России. Это и определило его дальнейшую судьбу. Исилькуль стал быстро расти. К югу от него на сотни километров, где теперь находится южная часть Исилькульского района и Полтавский район, тогда была безграничная, девственная, плодородная степь, манившая к себе переселенцев. С проведением ж[елезной] д[ороги] в Сибирь двинулась масса переселенцев из Центральной России, преимущественно южных губерний. Исилькуль сделался перевалочным переселенческим пунктом, где переселенцы вылезали из вагонов и двигались вглубь степи. В степи создавались деревушки, посёлки, а их жители обрабатывали землю и сеяли хлеб. Плодородные земли давали хорошие урожаи.
Скоро из степи стало поступать зерно. По сохранившимся источникам уже через три года, в 1898 г. на ст. Исилькуль было погружено и отправлено 70 т[ыс.] пудов груза, в том числе 50 т[ыс.] пудов зерна. А ещё через два года, в 1900 г. грузоотправка станции достигла 109 т[ыс.] пудов.
Рос пристанционный посёлок, росла и Берёзовка. Увеличивалось количество железнодорожников, появились ремесленники, чернорабочие, мелкие торговцы, а за ними и крупные акулы – мироеды-купцы Рудаковы, Дмитриевские и др[угие] со своими лобазами, лавками. Строились новые дома, склады, появились небольшие мастерские, кузницы, ветряные мельницы и др[угое]. Особенно большой размах приняло индивидуальное строительство после русско-японской войны. По окраинам селилась беднота, рабочий люд и материально необеспеченная часть населения, в землянках, хибарах и лачугах. Перед началом первой мировой войны Исилькуль был большим торговым селом, с большими базарами, кишевшими скупщиками масла, кожи, волоса, хлеба, соли, мяса и, в особенности, зерна. Тогда в нём уже насчитывалось около 4000 жителей. Была здесь и двухклассная церковно-приходская школа, пара церквей, да десяток кабаков и винополок.
В годы гражданской войны Исилькуль оказался в самой гуще революционных событий: установление Советской власти, контрреволюционный переворот, колчаковский террор, победа Красной армии – все эти большие события, к сожалению, ещё мало освещены для Исилькуля. Мало об этом сохранилось и общественных памятников и только в воспоминании ныне живущих старожил можно восстановить отдельные эпизоды этой героической эпохи.
Последовавшие годы восстановления разрушенного хозяйства были связны, главным образом, налаживанием нормальной работы ж[елезно]д[орожного] транспорта, но уже в 1925 г. в Омской газете «Рабочий путь» № 169 была помещена заметка об Исилькуле, как о будущем городе. Однако осуществиться этому пришлось много позднее. Исилькуль, как город, является ровесником первой послевоенной пятилетки.
Исилькуль быстро рос. Если принять число жителей в Исилькуле в 1926 г. за 100%, то в 1939 г. было 215%, в 1945 г. – 292,6%, в 1951 г. – 381,2%, а сейчас превышает 500%.
Из года в год растёт значение Исилькуля. Здесь расположен ряд предприятий и учреждений межрайонного значения – отделения областной конторы сельхозснаба, заготскот, Облпотребсоюза, маслопрома, мельтреста, мелиоводстроя и ряд других.
С каждым годом развивается по об’’ему и сортименту продукция местной промышленности. Кирпич, черепица, пиленая древесина, столы, шкафы, комоды, повозки, брички, ходки, санки, обувь кожаная и резиновая, пимы и др[угое] производится сейчас на предприятиях, об’’единяемых комбинатами стройматериалов и промтоваров. Ещё недавно большинство этих предприятий работало вручную, теперь усиленно вводятся машины, автоматы и поточные линии. Предприятия, отделения Облторга и райпищеторга снабжают население хлебобулочными и кондитерскими товарами, безалкогольными напитками, пивом, печеньем, конфетами, грибами, ягодами и др[угим]. О росте выпускаемой продукции хотя бы можно судить из того, что если в 1945 г. райпищекомбинат дал продукции на 92 т[ыс]. рублей, то через 5 лет он уже дал на 205 т[ыс.] рублей. Одних только кондитерских изделий было им выпущено в 1950 г. – 120 тонн. В Исилькуле имеется несколько предприятий промысловой кооперации и промартели «Победа», «День парижской коммуны».
Наряду с предприятиями местного подчинения создаются предприятия республиканского и союзного подчинения. Трикотажная артель им. Крупской переименована в трикотажную фабрику им. Крупской. Фабрика оборудована новейшими чулочно-носочными автоматами для изготовления трикотажной одежды. Большой кирпичный завод Министерства путей сообщения оборудованный кольцевыми обжигательными печами, применяя прогрессивные методы Дуванова, довёл выпуск кирпича до 6 миллионов штук и заслуженно считается одним из лучших на ж[елезной] д[ороге] Урала и Сибири.
В Исилькуле создан большой мясокомбинат с холодильными установками, молкомбинат, птицекомбинат с большой инкубаторной станцией, несколько маслозаводов и др[угое].
Отделением мелиоводстроя осуществлялись большие работы по обеспечению Исилькульского и соседних с ним районов доброкачественной водой, производя бурение скважин, устройство колодцев, ветряков, внутренних колхозных водоёмов для животноводческих ферм, потребления жителей и полива огородов.
Растёт торговая сеть. Имеются универмаг, раймаги, продмаги, сельпо, специализированные промтоварные магазины, ларьки, киоски, буфеты. Если в 1950 г. торговых точек было 45, то сейчас число их удвоилось. Для бытового обслуживания жителей города имеются парикмахерские, фотографии, мастерские по ремонту одежды и обуви, книжные киоски и др.
Улучшается благоустройство города. Появились тротуары, растёт водопроводная сеть, улучшается уличное освещение.
В городе имеются баня, гостиница, заезжие дворы для колхозников. Происходит озеленение, имеется сад, создаются новые скверы, появилось много новых зданий, среди них немало каменных, растёт и индивидуальное жилищное строительство. Бывшая д. Берёзовка теперь слилась с городом. На окраинах растут новые посадки. Появился локомотивный городок. Жилой фонд только с 1945 г. возрос на 50%. Об этом свидетельствует и соответствующий рост городского бюджета – с 1783 т[ыс.] рублей в 1945 г. до 2,5 млн. в 1950 г.
Расширяется и станционное хозяйство, увеличивается количество станционных путей, новых покгаузов и складов, построено новое депо, а в связи с переходом движения на электротягу, расширено электросиловое хозяйство. В связи с подачей электроэнергии по линии ж[елезной] д[ороги], город переключился на централизованное электроснабжение. Потребность города в электроэнергии исчисляется около 2 млн. квт-часов.
Полнее удовлетворяются и культурные потребности горожан. В городе имеется новый вместительный кинотеатр, дом культуры, 3 клуба, из них наиболее крупный клуб им. Ленина. В городе 10 библиотек с общим количеством книг 57 т[ыс.] томов. Самая большая библиотека в городе находится при педагогическом училище, насчитывающая 30 т[ыс.] томов. Наиболее популярная районная библиотека с 11 т[ыс.] томов, насчитывающая свыше 2,5 тысяч постоянных читателей. Кроме того, имеется городская библиотека, городская детская при Доме пионеров, при клубе им. Ленина, при училище механизации, при средней школе №1 и др[угие]
О росте культурных запросов жителей Исилькуля может служить 15600 подписчиков на периодические издания, газеты и журналы в 1950 г. В городе имеются хоровой, музыкальный и драматический коллективы, имеется об’’единённый местный литературный кружок при районной газете, имеются свои художники.
Развивается и спортивная жизнь. Имеется стадион и спортплощадки. В 1951 г. было 10 спортивных коллективных организаций. Педагогическое училище в Исилькуле существует с 1941 г. и за своё существование выпустило несколько сотен учителей для начальных и семилетних школ области. В городе 4 средних школы, из них две вечерних, 2 семилетних школы и 5 начальных с общим количеством учащихся в Исилькуле свыше 4 тыс. человек. На народное образование в 1945 году было израсходовано 360 т[ыс.] рублей, а в 1950 г. около 1,5 млн. рублей.
Двухгодичное Исилькульское училище механизации сельского хозяйства готовит комбайнеров, трактористов, шоферов для колхозов и совхозов для Исилькульского и соседних с ним районов.
В городе много уделено внимания вопросам здравоохранения. В дореволюционное время в Исилькуле был только один фельдшер, обслуживающий только один прилегающий к Исилькулю район. Сейчас здесь большая больница на 150 коек, оборудованная новейшей медицинской аппаратурой. Ещё в 1945 году в больнице работало только 6 врачей, сейчас же здесь 27 врачей и 48 человек среднего медицинского персонала. При больнице имеются амбулатория, скорая помощь, кабинеты: клинико-диагностический, рентгеновский, зубоврачебный и др[угие]. Тут же имеются женская и детская консультации с яслями и молочной кухней. Противомалярийная и противоэпидемиологическая станции не только занимаются лечением местного населения, но и ведут исследовательскую работу.
Исилькуль является центром крупного сельскохозяйственного района. Сюда из далёких глубинок Полтавского района вывозится зерно к железной дороге. Исилькульский элеватор – один из крупных на этом участке ж[елезной] дороги. В 1956 году район сдал государству свыше 5 млн. пудов зерна. Процент средней урожайности по району составил 17,3 центнера с гектара. В районе развито животноводство, и сдача мяса государству здесь происходит в большой об’’ёме, о чём свидетельствует недавно созданный большой мясокомбинат.
Одной из достопримечательностей Исилькуля, создавшей ему славу даже за пределами Омской области является совхоз «Плодопитомник», располагающий площадью в 460 га. История этого замечательного учреждения такова.
В 1902 г. лесоводом Жуковым на небольшой площади вдали от станционного посёлка был заложен сад. При Советской власти встал вопрос о создании в Исилькуле плодопитомника декоративной древесно-кустарниковой растительности и плодовых деревьев для обеспечения посадочным материалом близрасположенных совхозов и колхозов, а также для озеленения индивидуальных усадьб и благоустройства посёлков. Таким плодопитомником явился сад, посаженный Жуковым. Уже в 1930 г. под зелёными насаждениями было 7 га, а в 1940 г. 84, доведя до 104 га в 1951 году. Сейчас же на территории плодопитомника выращивается 250 тыс. маточного материала. За последние годы отпущено совхозам, колхозам, различным учреждениям и отдельным лицам около 780 тыс. саженцев яблони и груши, 60 тыс. штук сливы и вишни, 120 тыс. ягодников и свыше 3 млн. декоративных деревьев. Исилькульские саженцы идут в Ленинградскую область, в северную полосу Европейской части, на Урал, Алтай, на Дальний Восток и в Биробиджан. Сейчас плодопитомник – образцовое плодово-ягодное хозяйство, постоянный об’’ект для студентов ВУЗов, техникумов, школ.
В плодопитомнике разводится только до 75 пород различных яблонь, в том числе стелющихся форм по методу профессора А.Д. Кизюрина. Исилькульские сорта яблонь: Исилькульское, Депутатское, … районированы для Западной Сибири. Всем известен Анисик Омский. Из стелющихся форм яблонь нужно отметить Славянку, Грушовку, Боровинку и др., дающие прекрасные вкусные яблоки при урожайности до 40 ц[ентнеров] с га. Здесь можно встретить груши сорта: лимонное, Тема Лукашева, абрикосы, русский виноград Конкордия… [два названия указаны неразборчиво – прим. В.Д.] и много других. Выведен новый сорт слив Карзинская, сородичем которой явилась хорошо акклиматизированная канадская слива, когда-то вывезенная из Канады и впервые высаженная в совхозе Лесном. В плодопитомнике большой выбор декоративных древесно-кустарниковых пород. Плодопитомник – это большое научно-исследовательское учреждение. Все новинки агротехники плодово-ягодных культур здесь испытываются и внедряются. Здесь работали крупные специалисты Я.К. Мостовченко, И.И. Дуцинин, А.И. Круглов. Много помогали саду сибирские мичуринцы М.А. Лисавенко, П.А. Жаворонко, Д.А. Андрейченко.
Особенное внимание и заботу о плодопитомнике проявил известный учёный А.Д. Кизюрин. И сейчас старший агроном Ф.П. Мищенко, совместно с директором П.С. Здором собирают, испытывают и изучают новую садовую агротехнику, новые сорта. Ф.П. Мищенко недавно предложил выращивание сеянцев яблони сибирской делать в торфо-перегнойных горшочках, что даёт возможность на один год делать прививку вместо 3-х летним растениям, 2-х летним.
При станции Исилькуль, к югу от полотна ж[елезной] д[ороги] имеется и другой не менее интересный, но менее известный лесной питомник Омской ж[елезной] д[ороги] снабжающий своим посадочным материалом, главным образом, учреждения и предприятия дороги. Здесь на площади несколько десятков га можно найти и наши хвойные и лиственные деревья и выходцев из далёкого юга, успешно произрастающих здесь: дубы пробковый амурский, тую, манчжурский орех, белую акацию, тамариск и ряд других деревьев и кустарников.
Влияние этих двух питомников на разведение плодово-ягодных и декоративных древесно-кустарниковых в Исилькульском и ближайших к нему районов исключительно большое. Все колхозы и совхозы района имеют свои сады и собирают обильные урожаи плодов и ягод, находящих сбыт не только в Исилькуле, но и на рынках Омска» [3, лл. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

***

Далее С.Р. Лаптев описывает село Городище как отдельный населённый пункт, каковым он и был в 1957 году. Однако, чуть позже Городище вошло в состав Исилькуля, являясь его неотъемлемой частью и по сей день. А потому приведём и это кратенькое описание в полном виде.
«Из Исилькуля дорога идёт на юго-восток. Первое большое селение, которое встретится на пути, будет Городище, в котором расположен колхоз имени Ленина. В настоящее время Городище почти смыкается с быстро растущим Исилькулем и, по существу, является его пригородом, хотя здесь имеется сельсовет. В 1955-56 гг. в Городище построен большой ремонтно-механический завод межрайонного значения. Около Городища имеется озеро того же наименования. Раньше при паровозной тяге на озере была водокачка, снабжавшая озёрной водой станцию Исилькуль. Над этим озером имеются продолжительные наблюдения, почти с самого начала проведения железной дороги. В некоторые годы озеро полностью высыхало и по нему ходили и ездили; но вот проходили годы и озеро вновь заполнялось водой. Такие колебания в уровне озёр – явление широко распространённое в лесостепной и степной части всей Западной Сибири.
В самом колхозе следует ознакомиться с недавно организованной фермой серебристо-черных лис, уже дающих хороший доход колхозу» [3, л. 12].

***

Первое, что бросается в глаза во время прочтения данного описания - это множество подробностей. Лаптев явно использовал не только собственные впечатления и собранный в дороге материал, но и дополнительную литературу. Весь его труд – это результат тщательной подготовки к поездке, уточнение информации на месте, а затем – скрупулёзная обработка данных в камеральных условиях.
С одной стороны, Сергей Романович старается не упустить ни одну важную деталь об Исилькуле, о его хозяйственной специализации и социально-культурном развитии. Он использует научный подход, подкрепляя сведения (насколько это возможно) статистикой и фактологией. С другой стороны, нельзя не отметить историзм, который автор мастерски использует в своей работе. Каждую отрасль, каждый значимый объект он стремится показать в динамике, или даже найти его исторический «корень». Насколько ценно для каждого исилькульца знание того, что ещё в 1925 г. Исилькулю уже пророчили статус города. Не случись война, он бы мог таковым стать и до 1945 года.
Интересны и некоторые детали. Меня, например, заинтересовало месторасположение локомотивного городка. Быть может, это дома по улице Деповская? Или две старинные двухэтажки рядом с элеватором по улице Партизанской? Хотя, не исключено, что речь идёт всего лишь о цехах для ремонта локомотивов. К сожалению, Лаптев этого не уточняет.
А ещё, оказывается, Исилькульская трикотажная фабрика раньше была артелью, а плодопитомник имел статус совхоза. На последнем Лаптев остановился подробнее, ведь он в те времена был главной гордостью Исилькуля. Слава питомника простиралась далеко за пределы Омской области и всей Сибири. И Жуков и Кизюрин – далеко не единственные герои уникальной деятельности этого «чудо-сада», о чём так же пишет Сергей Романович.
А вот железнодорожный питомник, увы, полностью не сохранился. Не исключено, что описание Лаптева – единственное полноценное свидетельство об этом замечательном месте. Строительство железнодорожной инфраструктуры оказалось важнее посевного материала и редких интродуцированных деревьев. Его небольшие участки до сих пор существуют вдоль Пионерского переулка и улицы Зелёной.
Но особенно меня поразило описание библиотечного фонда. И дело не во впечатляющих цифрах а, скорее, в том внимании, которое Лаптев уделяет данному вопросу. В современных описаниях городов можно найти разве что упоминание одной-двух крупнейших библиотек. Лаптева же интересуют и объёмы литературы, и число читателей, что говорит о глубоком понимании автором критериев общей грамотности населения и стремления к получению новых знаний. И здесь Исилькуль среди малых городов великой страны выглядел весьма достойно.
Что же касается описания Городища, то оно, по понятным причинам, является куда более кратким. Зато упоминается значимость озера для водоснабжения станции Исилькуль, о чём хорошо известно местным жителям. И рассказывается о многолетних природных циклах озера, связанных с его разливами и усыханиями. Даже на моей памяти эти циклы неплохо прослеживаются. В 1980-е годы озеро было большим, в 1990-е – стало маленьким и почти полностью заросло. В последние годы – на рубеже 2010-х – 2020-х гг. - озеро вновь разлилось и даже затопило множество построенных вблизи домов, став для людей настоящим бедствием. А ведь, по словам Лаптева, по его дну когда-то ходили и даже ездили! Не случайно некоторые учёные пророчат возвращение реки Камышловки в былые владения. И, размышляя об Исилькуле, невольно задумываешься об этой возможности, кажущейся с позиций сегодняшнего дня совершенно невероятной.
В качестве общего вывода к описанию Лаптева можно сказать, что оно является весьма качественным, профессиональным, позволяющим глубже понять историю, географию Исилькуля и увидеть его глазами наших дедов и прадедов.

3. Описание Исилькуля, сделанное Андреем Фёдоровичем Палашенковым в 1960-м году

Андрей Фёдорович Палашенков (1886 – 1971) – выдающийся Омский историк, краевед, директор Омского краеведческого музея, Почётный член Омского отделения Географического общества Союза ССР. Его вклад в Омское краеведение столь велик, что период его жизни в Омске кулуарно называют «Эпохой Палашенкова».
Вместе с Лаптевым он изучал Омскую область, организуя многочисленные выезды и экспедиции. Тогда у Омского отдела Географического общества была своя грузовая автомашина (судя по всему, ГАЗ-51), а потому и путешествия эти проводились весьма регулярно.
Итак, 3-го октября 1960 года, в понедельник, небольшая экспедиция в составе Лаптева, Палашенкова и водителя выдвинулась из Омска в 11 часов утра. Было пасмурно, дул очень холодный ветер, периодически моросил дождь и все изрядно замёрзли. Палашенков ехал в кабине, а Лаптев – в кузове [ 4, лл. 59, 59 об.]. В те времена такая поездка даже на дальние расстояния не возбранялась.
А дальше предоставим слово самому Андрею Фёдоровичу.

***

 «Подъезжая к Исиль-Кулю повернули на Городище. У Городища я остановился для осмотра озера. Меня интересовало, не находится ли на берегах озера городище. Обошёл вокруг озера. Никакого археологического памятника не обнаружил. Хотя село и носит название «Городище». На северном берегу озера находятся два котлована, размером каждый в диаметре метров 50-60. Друг от друга котлованы разделяются перешейком шириной метров в 15. Между котлованами к озеру сделан сборник [имеется ввиду водосборник – прим. В.Д.] ...  Котлованы наполнены водой, причём уровень в них выше уровня озера см на 50-70. Уровень воды в сборнике как и в озере. На поверхности – много мергелистых конкреций.
Между озером и искусств[енными] озёрами гряды с большими вкраплениями мергелистых конкреций, ширина метров 20 (берег озера поднят при выемке земли из котлованов).
Котлованы вырыты для водоснабжения железной дороги мягкой водой. Большое озеро – мелко и временами не способно удовлетворить запросы жел[езной] дороги. Это обстоятельство и побудило создать котлованы.
На близком расстоянии от котлованов стоит большая мельница» [4, л. 59 об., 60, 60 об.].

***

На этом описание А.Ф. Палашенкова заканчивается. Далее они поехали в Украинку, там переночевали. На другой день – во вторник - ехали обратно через Исилькуль, заходили на базар. Шофёр и Лаптев сходили в столовую, потом заправили автомашину и поехали в сторону Омска [4, лл. 61, 62].
Как мы видим, в этой поездке сам город краеведов не интересовал. Вероятно, они бы даже не стали там останавливаться, если бы не интерес Палашенкова к Городищу. Андрей Фёдорович увлекался археологией, готовился издать брошюру «Забытые курганы» [5], и допускал, что название села – Городище – названо по типу археологических памятников. Так называют остатки укрепленных поселений, обнесённых земляными валами. Когда в 1957 г. озеро осматривал Лаптев, он видел там какие-то отвалы, но это был грунт, извлечённый при строительстве котлованов, о чём и пишет сам Палашенков. А название села (ныне - микрорайона) – Городище и, соответственно, озера, появилось благодаря переселенцам из Пензенской губернии, из уездного города с таким же названием.
Валы, которые видел Палашенков, из-за увеличения размеров озера, сейчас стали длинными косами-полуостровами, уходящими в акваторию. Раньше, когда котлованы были компактнее, я поднимался на эти валы и любовался озером, и видом на Городище, расположенном на другом берегу.
Мельницы, упоминаемой Палашенковым, там давно нет, но старожилы Исилькуля её отлично помнят.
Я очень обрадовался, обнаружив в дневнике Андрея Фёдоровича столь интересное описание, ведь этот уголок Исилькуля для меня один из самых любимых. И было приятно посмотреть на него в столь давней исторической ретроспективе.

4. Описание Исилькуля в «Схеме развития и размещения объектов туризма Омской области на период до 2000 года», 1983 год

1980-е годы мне особенно интересны. Это было необычное, непростое время для всего Советского Союза, а для меня – и первое десятилетие в моей жизни. И описание Исилькуля самого начала этой знаковой эпохи представляется мне весьма любопытным. Обнаружил я это описание в «Схеме развития и размещения объектов туризма Омской области на период до 2000 года», разработанной в 1983 г. [6]. Эту схему мне впервые показал мой научный руководитель Николай Семёнович Фалькович (1933 – 2007), и с тех пор она стала нередким источником туристско-краеведческой информации для моих научных статей. Николай Семёнович предупреждал меня, что схема эта создавалась в спешке, и ей не следует всецело доверять. В этом он абсолютно прав, поскольку большинство прогнозов и тенденций, отражённых в ней, опровергла сама жизнь. И развитие туризма в Омской области пошло другим путём, базируясь на принципиально иных туристско-рекреационных ресурсах. Однако краеведческая значимость этого документа огромна и содержит множество любопытных деталей, не встречающихся в других подобных источниках.
Разумеется, «Схема…» не обошла вниманием и мой родной и любимый город. Его описание мы находим в 3-м томе «Пояснительной записки». С ним я и предлагаю ознакомиться уважаемому читателю.

***

«Исилькуль расположен на железнодорожной магистрали Омск-Челябинск в 140 км к западу от Омска, а также на автомагистрали Москва-Владивосток и перекрёстке ряда местных автодорог с твёрдым покрытием. С Омском Исилькуль связывают электропоезда и регулярные рейсы автобусов. Для туристов история этого города представляет большой интерес. Он возник благодаря проведению в конце XIX в. Транссибирской магистрали: в 1895 г. У железной дороги появилась новая станция, названная по расположенному в 1,5 км неглубокому и заросшему камышом озеру Исилькуль (в переводе с казахского «Гнилое озеро»). Через несколько лет со станцией сросся выросший рядом пос. Павловка. Первыми жителями Исилькуля были переселенцы с Орловской, Брянской, Пензенской, Полтавской и Черниговской губерний.
Благодаря выгодному положению на ж[елезно]д[орожной] магистрали и в центре огромного хлеборобного края, Исилькуль быстро разрастался и превратился в важный переселенческий пункт. Перед началом I-й Мировой войны в нём проживало около 4 тыс. человек. Однако, в бытовом и культурном отношении Исилькуль оставался заштатным, отсталым городом. Характерно, что название посёлка Павловка связано с уважением к местному грамотею Павлу Жмаку. Не случайно в историю города вошли слова первого комиссара совдепа Исилькуля А.М. Ломова: «В сей момент для нас важны не только хлеб и деньги, а и работа с людьми. Надо повернуть лицом к Советской власти тех, кто ещё несёт сомнение. И в первую очередь – открыть школу». 
В годы гражданской войны Исилькуль оказался в самой гуще революционных событий. В мае 1918 г. подняли мятеж белочехи. Были расстреляны большевики А.М. Ломов и Р.В. Иванов (на месте гибели Ломова у железнодорожного моста сооружён обелиск). В октябре 1919 г. седьмой отряд особого назначения легендарной 5-й Армии, которой командовал М.Н. Тухачевский, освободил Исилькуль от колчаковцев, советская власть победила окончательно. Началась новая жизнь. В городе строились школы, создавались первые, пока ещё кустарные предприятия.
В 1932 г. открылась первая публичная библиотека.
В Годы Великой Отечественной войны исилькульцы сделали всё для победы, проявляя массовый героизм в тылу и на фронтах, куда ушли 11 тысяч исилькульцев. Только 5 тыс. из них вернулись в родной город. Семеро из исилькульцев стали Героями Советского Союза. Среди них бывший ученик средней школы №2 И.А. Кибаль, Искандер Даутов, лётчица Мария Ивановна Долина (Мельникова), проживающая сейчас в Риге; танкист Гафар Назарович Насардинов; генерал Куцевалов.
Постепенно Исилькуль превратился из посёлка в город, статус которого получил в 1945 году. Достижения города особенно впечатляющи в последние пятилетки, когда в судьбе Исилькуля происходили коренные изменения. Развивалась местная промышленность. Изменения коснулись и внешнего облика города, который из одноэтажного стал всё более превращаться в двух- и трёхэтажный город, среди зданий которого выделяются сейчас Дворец культуры, автовокзал и железнодорожный вокзал. В настоящее время в Исилькуле насчитывается 28 тыс. жителей. Утверждён генплан развития города до 2000 года. В городском отделе архитектуры имеются эскизы и макеты, отражающие перспективы развития города и его предприятий.
В Исилькуле сейчас имеется целый ряд промышленных предприятий. Среди них: комбинат строительных материалов, крупное железнодорожное депо и тяговая подстанция, фабрика технологического оборудования, типография, ремзавод, ЖБИ №6, крупный элеватор, маслосыркомбинат и хладокомбинат, трикотажная фабрика, комбинат бытового обслуживания, нефтебаза. Недавно в Исилькуле создан цех Омского телевизионного завода.
Значительный интерес для экскурсантов представляют сельскохозяйственные предприятия города и района. Среди них – известный плодосовхоз, обеспечивающий саженцами и семенами плодовых культур Сибирь, Урал и Казахстан. Питомник плодосовхоза, созданный ещё до революции – своеобразная туристская «жемчужина» Исилькуля. Во время экскурсии осматривается оранжерея и богатое тепличное хозяйство. На территории питомника имеется лыжная база с прокатом инвентаря. В Исилькуле расположена опытная станция Всесоюзного НИИ масличных культур.
В Исилькуле имеется Дворец культуры на 600 мест, клуб железнодорожников, ряд кинотеатров, Дворец пионеров, ряд лет работает Исилькульский народный театр, осуществивший постановку таких пьес, как «Нашествие» Л. Леонова и др.
Городской спортивный комплекс – один из лучших в области: он имеет манеж на 100 м, хороший тир и т.д. Этот комплекс приезжают осматривать специалисты из других областей страны.
Сейчас в Исилькуле – 5 общеобразовательных средних школ и одна восьмилетняя; школа-интернат, детская спортивная, музыкальная и художественная школы; педагогическое училище, СПТУ №28, за опытническую работу, ведущуюся школьниками, местная станция юннатов в 1981 г. была удостоена 5 медалей ВДНХ. Экскурсионный интерес представляет размещённая в прекрасном здании педучилища художественная школа, исторический музей школы №2, сосредотачивающий материалы о периоде Гражданской войны. Комната-музей боевой и трудовой славы исилькульцев есть при Дворце культуры.
Среди важных объектов экскурсионного показа в Исилькуле – несколько памятников, в том числе мемориал участникам Великой Отечественной войны и братская могила участников Гражданской войны.
Исилькуль в последние годы хорошо озеленяется: только за годы 10-й пятилетки на улицах и площадях города высажено 3,5 га зелёных насаждений.
В городе в 1964 г. по инициативе и под руководством одного из основателей туризма в Сибири Б.П. Скареднова, который в то время был председателем Исилькульского горсовета, в течение ряда лет успешно работал туристский клуб «Бодрость». Местные туристы не раз совершали по пролегающим в Исилькуле территориям различные походы, из которых особенно выделяется маршрут Исилькуль - село Красная Крепость. Это село, расположенное уже на территории Казахстана, привлекает к себе своими достопримечательностями (красивое здание церкви, остатки крепостных стен) и интересной историей: здесь стоял казачий полк, село «соблаговолил» посетить русский царь, а главное – здесь развивались важные события в период Гражданской войны. Путь из Исилькуля в Красную Крепость проходит через ряд старых казачьих поселений, вдоль стариц, сохранившихся в долине бывшего русла речки Камышловки.
В Исилькуле имеется гостиница «Дружба» на 50 мест. Уже сейчас в городе есть новое общежитие автошколы ДОСААФ на 140 мест. В перспективе – ещё одно такое общежитие. 300 мест насчитывает общежитие педучилища, около 400 – СПТУ №28 и свыше 300 – школы-интерната.
В 1980 году в Исилькуле появилось бюро путешествий и экскурсий, а в 1981 г. – клуб туристов» [6, с. 270-274].

***

Я не вижу смысла комментировать историческую часть данного описания, равно как и устоявшуюся интерпретацию перевода (приводимого, кстати, и Лаптевым). Отмечу лишь, что происхождение названия «Исилькуль» выдающийся российский топонимист Евгений Михайлович Поспелов интерпретирует совершенно иначе: «голубое озеро» [7, с. 141], что частично подтверждается историческими данными [8, с. 25]. На мой взгляд, главное достоинство этого описания – это упор на туризм в Исилькуле и его туристско-экскурсионный потенциал. Например, отмечается значимость для туризма плодопитомника и наличие там лыжной базы, о чём новое поколение исилькульцев, наверное, уже и не слышало. Перечисляются предприятия города, хорошо знакомые старожилам. А некоторые из них (элеватор, нефтебаза) работают до сих пор. Особенно меня заинтересовало наличие исторического музея в средней школе №2, с материалами о периоде Гражданской войны. Когда я приехал в Исилькуль в 1989 г. и пришёл учиться в эту школы музея такого, кажись, уже не было. Либо, если он и был, то просуществовал совсем недолго. А жаль! Знакомство с подшивкой районной газеты «Знамя» 1960-х годов показало мне, насколько хорошо была поставлена в этой школе туристско-краеведческая работа, и в музее наверняка была ценная информация и экспонаты.
Очень важным является и упоминание имени Бориса Петровича Скареднова – одного из пионеров массового спортивного туризма в Омской области, участника Великой Отечественной войны. Описание его жизни и вклада в туризм – отдельная тема, до которой я обязательной доберусь в самом ближайшем будущем. Сейчас лишь отмечу, что туристский клуб «Бодрость» - его главное детище в Исилькуле – по итогам Всесоюзного смотра-конкурса, проведенного Центральным Советом по туризму в 1965 году, был признан лучшим в стране среди районных туристских организаций [9, с. 77]. Гордитесь этим, дорогие исилькульцы! Пусть традиции отцов и дедов вдохновляют Вас на новые путешествия!
Что касается упоминаемого в тексте маршрута Исилькуль – Красная Крепость, то в его географии ещё предстоит разобраться. Нет сомнений, что речь идёт об одной из крепостей Горькой линии (скорее всего, переименованной) в Камышловском логе, западнее Исилькульского района. В Советское время КазССР посещалась Исилькульскими туристами беспрепятственно, так что интерес к этому направлению вполне очевиден.
Начало 1980-х годов должно было стать новым этапом туризма в Исилькуле, о чём свидетельствует появление бюро путешествий и экскурсий и возрождение клуба туристов. Всё это существовало до самого начала 1990-х гг., что без труда доказывается путеводителем [10] и газетными публикациями [11, с. 2].
Сейчас Исилькуль существенно изменился. Качественно улучшилась его инфраструктура, а поездки организованных групп туристов и экскурсантов из Омска стали обычным делом. Я надеюсь, что со временем в Исилькуле появится новое поколение краеведов, для которых приведённые мною описания станут хорошим подспорьем в туристской и экскурсионной деятельности.

Список литературы и архивных источников:

1. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге: 1901-1902. / Под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова и А. Ф. Здзярского. - Санкт-Петербург: Товарищество художественной печати, 1900. - 600 с.
2. Демешко В. История Исилькуля Плотникова-Евсина. Документальное эссе. // http://proza.ru/2020/03/20/97
3. Отчёт о поездке на оз. Эбейты по маршруту Исилькуль - оз. Эбейты – Москаленки и приложения к нему // ГИАОО, Ф. 2118, оп. 1, д. 25.
4. Палашенков. А.Ф. Заметки о поездках..., 1960 г. // ГИАОО, Ф. 2200, оп. 1, д. 40.
5. Палашенков А.Ф. Забытые курганы. – Омск, 1961. – 14 с.
6. Схема развития и размещения объектов туризма Омской области на период до 2000 года. Пояснительная записка. / Гаценко А.А. и др]. - Омск: Омскгражданпроект, 1983. - Т. 3. – С. 270-274.
7. Поспелов Е.М. Географические названия России. Около 3000 единиц. – М.: Книжная находка, 2003. – 352 с.
8. Колесников А.Д., Машкарин М.И., Полканов В.Д., Огородникова Л.И., Хроменкова Н.И. Исилькуль на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и района. – Омск: Редакция газеты «Омский вестник», 1995. – 222 с.
9. Стёпкин А.В. Туристские тропы омичей. – Омск: Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение, 1969. – 96 с.
10. Исилькуль приглашает. Рекламный проспект. – Омск, 1986. – 16 с.
11. Титов М. Инструктор турклуба «Бодрость». Традиционный слёт туристов. // Знамя [Исилькуль]. – 1990. – 29 июня. - №103 (8753). - С. 2. 

Июнь-июль 2022 г.