Проблемы по внедрению социальных гарантий

Аникеев Александр Борисович
     Использование шоковых методов рыночных преобразований обнаружило острейшие проблемы экономики в социальной сфере и в условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость в приоритете социальной ориентации всех социально-экономических реформ. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности с осуществлением экологических программ.

     Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании товарно-рыночной экономики с социальной справедливостью. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться.
 
     Никак не преодолевается спад производства при снижении покупательной способности трудящегося населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования.

     Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие товаропроизводящих отраслей и снижает уровень жизни занятого и неработающего населения.

     Даже с учетом инфляционно увеличенного розничного товарооборота общий объем конечного потребления товаров народного потребления и услуг населения составляет 38-40 %  от валового национального продукта. А это свидетельствует не столько о недопотреблении товаров и услуг, что означает невозможность нормального воспроизводства трудящегося населения страны, сколько об огромном разрыве в уровне жизни разных групп нашего населения!

    Это недопотребление сказывается на продолжительности жизни, здоровье трудящегося населения и вызывает опасение тот факт, что в среднем по России прирост денежных доходов за счет увеличения оплаты труда в отраслях экономики происходит более медленным темпом, нежели за счет прочих источников, а во многих регионах остается острой проблема неплатежей и задержка заработной платы.

     Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти.

     Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей, поэтому всё менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд, когда он не стимулируется соответствующим образом и когда всё более престижным становится частная собственность и богатство, независимо от того какими способами они наживаются.

     С другой стороны, добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал (знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется недостаточно.

     С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по уровню жизни, но и проблемы занятости. Занятость - это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это, прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации в социально-экономической политике государства, в которой занятость является определяющим фактором.

     Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом.   Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока никак не решается.

     А ведь решение этих проблем давно известно! Гуманизм, равноправие и социальная справедливость!  Такой должна быть цель современных трудящихся масс в своей борьбе от угнетающего труда в наёмном рабстве при капитализме! Но без улучшения земледелия, без развития промышленности и машиностроения, без рациональной организации труда и без изменения самих законов жизни и развития общества невозможно освободить всех людей от необходимого и ежедневно изнуряющего труда ради больших прибылей своих хозяев-капиталистов и зажравшейся буржуазии. Причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный, в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества.

     И только когда в обществе абсолютным большинством будет принят ЗАКОН, чтобы с правом на необходимый обществу труд у людей было законное и гарантированное право иметь все необходимые базовые средства для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного труда на благо общества, только тогда восторжествуют принципы гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

     Маркс понимал, что сытости в деньгах не бывает ни у богатых, ни у бедных, поэтому полтора века назад предложил подобное устройство общества. Есть это и в первом томе советского издания "КАПИТАЛА" на стр. 88-89. А рынок можно сохранить на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Ведь главное противоречие капитализма это то противоречие, которое с момента его зарождения развивается между общественным характером производства и частной формой присвоения владельцем средств производства производимой обществом продукции, за которую он расплачивается денежным эквивалентом труда без каких-либо социальных гарантий.

     Это противоречие не только не обрело в СССР государственного регулирования с целью обеспечения гарантий хотя бы на необходимые каждому социально-бытовые условия жизни, но и это буржуазное право собственности на производимые в стране средства для жизни так и не было отменено, как предлагал Маркс.

     Чтобы c гарантированным правом на общественно необходимый труд, при узаконенном равенстве рабочего времени, у каждого было гарантированное право на производимые в обществе и необходимые каждому средства для жизни!  Чтобы за добросовестный, честно и справедливо нормированный труд людей по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и пр., каждый имел право на достойные человека нормы таких средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды от их общего производимого в стране количества! И чтобы это было законодательно закреплено в конституции России как неотъемлемое право её граждан!

     А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый чтобы мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные и интеллектуальные силы.  Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений и развивая ресурсовозобновляемые технологии, а не искали другую планету, разбазарив ресурсы и загадив эту.  И могли иметь определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение! А старики должны иметь всё необходимое как уже заслужившие достойный труда полный пансион по возрасту, имея и достойную пенсию, помогая детям в меру сил в их интеллектуально-духовном развитии.

     В процессе интеллектуально-духовного развития общества и его экономики подобный принцип будет распространён и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы! Вот почему Маркс и Энгельс не разделяли социализм и коммунизм, считая социализм лишь начальной фазой коммунизма, а значит должна быть и его завершающая фаза – интеллектизм!

     Когда все интеллектуально-духовные блага, вместе с материальными, поднимут морально-нравственное здоровье человека, а не только его физическое здоровье, и его интеллектуально-духовное развитие на должную высоту для перехода общества из цивилизованного состояния, основой которого является борьба классов, в ноократическое, к власти разума и мудрости, основой которой будет уже борьба разумной сущности человека с его животной сущностью!  Но кто сегодня в России об этом мечтает?

     О возможности снижения анархии рынка и его регулирование при помощи социально-экономических законов уже много написано, особенно это хорошо отражено у Маркса.  Маркс предполагал, что коммунизм утвердится в передовых странах Запада обычным эволюционным путём в процессе либо вооружённого переворота, либо вооружённого восстания трудящихся масс, либо в демократической партийно-парламентской борьбе классов победой социально прогрессивной партии.

     То есть капитализм сменится социализмом путём обычной сменой формации после организованной борьбы наёмных трудящихся и передовой интеллигенции за право людей жить в человеческих условиях, а потом социализм постепенно трансформируется в коммунизм. Но последний, как и социализм, характерен не столько отсутствием классов и отчуждением производителя от средств производства, сколько отсутствием отчуждения между общественным характером производства и общественной формой потребления производимых в стране не только базовых средств для жизни, но и средств коммуникации, которые тоже не только необходимы каждому, но и должны быть доступны всем по количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике общества. Только так можно и нужно понимать предложения Маркса, которые он неоднократно объяснял в своих трудах, но почему-то его до сих пор либо не понимают, либо буржуазия специально извращают его выводы, чтобы не утратить свои буржуазные привилегии жить производительным трудом народа страны.

     То есть это не сиюминутная смена формации, а постепенная революционная смена сознания населения и прежде всего на основе развития производительных сил и средств производства, которые должны достичь такого уровня, чтобы мудрое и экологично здоровое производство удовлетворяло все насущные потребности населения для своей свободной от какого-либо угнетения и эксплуатации благополучной и счастливой жизни. Этому будет способствовать технический и технологический прогресс по производству необходимых каждому средств для жизни на основе улучшения старых и разработки новых фундаментальных направлений, имеющих значение для здоровой экологии всей Земли.

     Соответственно должна измениться и «надстройка» – условия воспитания и образования, отношение к науке и культуре, будет меняться тип жилища и его «наполнение», средства коммуникаций и многое другое.  Но в любом случае необходимо признать, что общность труда и общность потребления безусловно предпочтительнее, но это возможно только тогда, когда необходимость в этой предпочтительности поймёт абсолютное большинство населения страны!