Ещё о любви

Дмитрий Гендин
I

1.
Порою и не знаешь, зачем живёшь. Хорошо, когда есть семья.
Кризис семьи предвещает 1) гибель цивилизации, 2) снижение общего коэффициента счастья, 3) трагедии реальных (конкретных) лиц.
Человек разумный — человек семейный. Семья — логический вывод из парности человека и полового размножения. Социальная онтология человека, начало личности и общественности исходят из семьи. Семья — бытие, его начало и конец.  (А не только демография и исчисление его.)
И в то же время нет примера. Есть идеал, а есть действенность и практика, которая показывает, как часто в любви что-то не так.

Не половое влечение, а половая любовь правит миром. Секс вторичен. Есть похоть, она обещает любовь, словно старый рекламодатель. Мужчинам кажется, что если женщина разделась перед ним, то это и есть любовь. Нагота — это доверие, обещание, беззащитность.
Не страсть, а мечта о любви руководит человеком: он строит карьеру, старается, делает себя более достойным (физически, психологически; эстетически, морально). Нам не хватает одного человека (противоположного пола), перед которым можно обнажить душу, жизнь, чаяния. Найти alter ego.

Семья — оптимальный путь демографического развития (качества и количества). Другого ничего не придумали.
Семья — поддержка, любовь-сторге. Семья — нежность. Семья — тыл.  Там все «свои». Да, есть разбитые и несчастливые семьи, но всё начиналось из хороших побуждений.

Если человек не видел в жизни семьи, не вырос в семье, то он глубоко несчастен и может скатиться к девиантному поведению. Он ищет счастья там, где его нет по определению: алкоголь, наркотики, разврат, криминал. Ему (ей) сложно психологически и социально состояться. Он идёт во власть, занимается наживой. Пусть с лучшими намерениями, но чаще  исходя из эгоизма.

2.
Задача сохранения семьи — задача философская. Социология даже демографии не всегда видит; философия решает насущную задачу целостно. Философия вскрывает смыслы, пути решения.
Семью защищает религия. Не всякая. Любовь в семье — нечто  «не от мира сего». Сама же семье везде и всюду сохраняется пока.  Семья — пример благочестия. И всё же отказ от семьи в религиях часто приветствуется. Душа просит неземной любви, космической, а семья — штука подлунная. Острая влюблённость не замечает хозяйства.
Искусство и наука делают свои дополнения в вопрос о любви, часто мало корректные. Не нужно скатываться до порнографии, пропаганды разврата. Не стоит из биологии пола выводить этику любви.

Настало время ответить, что есть любовь. Ответ нужен для решения поставленных выше проблем. Тут нужно быть логиком, отделяющим зёрна от плевел. Вокруг любви больше всего лжи.

3. 
Любовь (в значениях «eros» и «philia») есть устремлённость и симпатия одному человеку противоположного пола. Я не имею ввиду «социальный пол человека» (гендер). Я не исхожу из физиологии размножения. Пол — это полярность. Математика подсказывает, что «2» — очень важное число.               
Пол означает разнообразие особей, закрепление хорошего в развитии биологической истории. Двоичная система — основа кибернетики, развития информационных технологий.      

II

1.
Со следующими словами большая неразбериха: «пол», «секс», «любовь», «вожделение», «влюблённость», «мораль», «нравы», «целомудрие». Можно добавлять. Тут не построить Евклидовой геометрии, не дать точные однозначные определения и выводы. Но можно попробовать.

2.
Любовь.

Есть два рода отличий: 1) разные виды любви по предмету, 2) разные пути именно половой любви.

Сравним: дружба, склонность с одной стороны, и влюблённость — с другой. Дружба сдержанна. Она полезна, но не сильна: обычное общечеловеческое чувство. Хотя дружба может быть сильнее влюблённости, в дружбе нет пафоса, мечты, потусторонности. Можно, например, отказаться от чувств влюблённости ради дружбы. Но влюблённость — сокровище сердца. Дружба может быть обыденной, влюблённые устремляют взор в звёздное небо. У дружбы и влюблённости разный вектор. Дружба — читая практика добра, влюблённость довольствоваться малым, но жаждет великого. Влюблённость бывает между людьми разного пола, дружат в основном люди пола одного.   

Любовь к детям, к родителям; любовь матери и любовь отца к чаду; ответная любовь следующего поколения к предыдущему, их воспитавшему. Пример: любовь матери к сыну (материальная любовь в принципе сильная, самая сильная любовь по предмету). Тут нет philia и eros, но есть agape и storge. Любовь к родным. К сестрам и братьям, любовь внуков к дедам и бабушкам, ответная любовь стариков. Тут все любят всех. Тогда как любовь половая имеет персоналистический характер, остро персоналистический (именно «этот» или «эта» — «навсегда»).
Семья — «основа всего». Но об этом позже в ином ключе.

Семья — основа государства. Глав некоторых государств так и называют: отец (или слово-синоним слова «отец»). Патриархи, римские папы, отцы-основатели, отцы народов. Молитва «Отче наш...» Но национальное господарство и глобальный мир больше семьи.
Любовь к родному краю, к своей земле благородна. Страна чтит своих героев. Каждый истинный гражданин готов положить жизнь за алтарь  Родины, алтарь Отечества. Человек отдаёт всё, но нет субъекта, равного ему и поощряющему что-то взамен равнозначное. В любви есть равный масштаб обеих частей (субъекта и объекта любви), а не столь явное превосходство многого над единичным.      
 
Родину сильнее любит патриот, Бог сильнее любит своего адепта. «Бог есть Любовь».         

Любовь к Богу. Бог любит нас сильнее, чем мы Его. Даже вне православного христианства тяга к Абсолюту присутствует (эта та самая любовь, которую преподносит Платон в «Пире» вопреки всем заносчивым гомосексуалистам).

3.
Пол и секс.

«Пол» — от слова «половина» (где целое может рождать). «Секс» трактуется по-разному: «пол», «соитие» («половой акт»), «гендер». Часто подмен понятий. В умах западных народов само по себе «пол» означает «соитие», такие языки. «Задача пола — соитие». Это уже в языке. Книга Вейнингера означает не «Секс и характер», а «Пол и характер».
Сексуальный акт: когда лингам проникает в йони (как «ключик в замочек»). Этого достаточно для определения, всё остальное: нежность, ласки (поцелуи, объятия). Объятия и поцелуи невинны, совесть же часто есть отрицание полового акта. Половой акт — это зверство. Но и через него происходит зачатие жизни. Половой акт как юридическая и медянистая конструкция чётко определяем. В обделенном сознании секс и есть половой акт.
Нравственный закон внутри не терпит разврата.

4.
Мораль и нравы. Эстетика.

Мораль общественная, а нравственность индивидуальна. И то, и другое изучает этика.
Нравы — от слова «нравиться». Есть нравственное чувство в нашей душе, когда мы отличаем добро от зла. Дар это или проклятие точно не скажешь. Добро нравится. Добро красиво. Оно правда и закон.
Эстетическое чувство субъекта, а не его объект, свидетельствуют о радости нашей жизни. Банальность не имеет творческого характера. Так  почти все мальчики одного класса школы могут влюбиться в одну красавицу; и это бессмысленно: как для них, так и для неё. Должно иметь вкус, но не гурманство. Не критерии (или шаблоны), но глубокое всматривание, чтобы любить. Влюблённость не может быть утилитарной.

Секс утилитарен, но не половая эротическая любовь.

Секс причиняет боль. Но важно, что не только страстную и физическую, что для него характерно, а моральную. Разбитые сердца, жизни; дети-сироты, аборты. И многие беды, связанные с неустройством семьи.

Мораль общественная может фиксироваться как разврат. Часто это вдобавок для обнищания и падения качества образования (и общей культуры). Разращенные народы гибнут.
Признаком разврата является часто медицина и юриспруденция: пусть всё это назовут табу (хоть «горшком»). Где-то и когда-то легализуется проституция. У противников проституции, кажется, и нет аргументации. «Женщины зарабатывают, мужчины удовлетворены». Что ещё надо? А много надо. Проституция хоронит само понятие половой эротической любви, подрывает традиции и статус семьи. Расчеловечение человека. То же о порнографии, что есть лишь пропаганда проституции. Порнография деморализует (во всех смыслах). Порнография — букварь разврата.

Эстетика не терпит порнографии. В любви не может быть грязи.               
Красота в природе имеет не только смысл полового подбора, но и осенней ностальгии, и празднества и торжества жизни весною, тепла лета и свежести зимы. Красота юной девушки намного более значит, чем её сексуальные особенности и материнский смысл последнего. Красота катарсиса от восприятия красивого (субъективно) человека. Человек — предел прекрасного, за которым только Абсолют.
Смазливый мошенник — не красавиц ни в чём. Без силы нрава нет красоты, плохие поступки её обесценивают. Есть люди и для кого-то некрасивые, но тут над описать отдельный труд.
Соблазнен есть обман. Подтасовка в обещании любви. Зачем кого-то у кого-то уводить? Чего не хватает? Счастье не строят на руинах другой любви. Борьба, но не в ущерб. Надо соблазнять своих же жен и мужей.
Эротику я принимаю только в той её части, которая нивелирует ошибку разврата (сам разврат). Например: несостоятельность измены мужу. Весь «стыд» принадлежит единому супругу. Чужие глаза преступны. И ещё: женское тело часто есть продукт эксплуатации. Нагота суть не освобождение, а закабаление. Красота женщины в её лице и личности.            
 
5.
Вожделение и влюблённость.

Вожделение ищет удовольствия, влюблённость уже есть радость. Часто  они совершаются неотделимо. И всё же стоит отличать.
Удовольствие телесно и глохнет перед радостью в душе и на сердце. Радость же всецело охватывает человека. Радость верующего, радость перед искусством, добрые дела (наши и в отношении нас). Сюрпризы приятные по жизни тоже радуют. Настоящая влюблённость несёт именно радость (пусть и недостижимую).
Удовольствие — уловка природы, чтобы мы питались и размножались. Радость — достояние человека, во многом его отличие. Но влюблённости у животных, например, нет (есть привязанность, сторге). Пение птиц и брачные танцы есть, но это непроизвольно. Человек обожает другого человека иного пола, подчёркивает его (её) индивидуальность, вникает в сущность его (её) личности.
То ещё объединяет вожделение и влюблённость, что они быстро проходят, но влюблённость тут не есть преступление. В любовь ведут две дороги: от вожделения к любви и от влюблённости к любви. Первое путь короткий, но неблагородный, второй сложнее, но это царский путь.

И потом, разве мы не помним первой любви? Как сильно она повлияла на всю жизнь. Исток. Что мы бы дали за то счастье?

Вожделение может быть невинным (жада лишь поцелуя) или похотливым (жаждет контакта с сексуальными особенностями тела).
Влюблённость может быть фанатизмом (любовь к эфемерному образу). Такая любовь заслуживает сочувствия и уважения. Влюблённость бывает мечтательная (симпатия к реальному образу одного человека противоположного пола; её минус в методах очарования любимого существа, они непропорциональны). Влюблённость бывает адекватная (она использует действительные шаги, чтобы очаровать реальный предмет обожания).
Невинное вожделение и адекватная влюблённость могут идти рука об руку на пути к любви.         
         
III

Мужчины и женщины.

1.
Похабные мужики и распутные женщины.

Мужчины более сексуально озабочены, женщины более нацелены на праведное деторождение. Из этого следует рабство мужчины перед 1) женщиной, перед 2) собственным вожделением. Зная это, кроются соблазнительные костюмы женщин. Так возвышается женская власть.

Роли мужчин и женщин.

Труд мужчины — хлеб семьи. Так строилась традиционна экономика. Рынок разлучает общины и кланы, племена и семейства.
Мужчина содержит, защищает, оберегает, решает технические проблемы. Воспитывает, заботится.
Пуще заботится женщина: дела по дому.
Современность диктует другие схемы. Уже нет «кухонного рабства». Женщины сами по себе, сами зарабатывают, живут припеваючи. Сами себе готовят, стирают, сами себя лечат, сами всё чинят и во всём разбираются. «Мужчины — это мусор эволюции». Мужчины не нужны, поэтому они спиваются. Но и мужчины могут воспитывать детей. Мужчины лучше готовят, являются реалистам в деле болячек. Возможна равноправная схема, схема не бездумная и однобокая, но учитывающая особенности мужчин и женщин. Пара не есть сумма в данном вопросе.            
   
Рыцарь побеждает дракона, дракон пугает принцессу, но принцесса покоряет рыцаря. Такой вот парадокс.
Эстетика — во многом логика женщины. «Если нравится, значит правильно».
Логика мужчины строга, как и сама эта наука. Мужчина твёрд и расчетлив, он реалист.
Но всё это как правило. Мужчина может делать из эстетики аналитическое знание. У женщины есть свои аргументы (точнее «методы убеждения»). Различия и эти могут быть ещё мельче. Апофеоз этого: печально известные сообщества ЛГБТ. Тут грань стирается, а торжествует уродство и безумие. Свобода хороша, если она имеет здравую цель и смысл. Свобода от чего-ибо просто так — бунт (беспощадный). Свобода нужна для чего-то (мысль свободолюбивого Бердяева).

2.
Любовь у homo sapiens.

Но любят все люди одинаково. И в этом прелесть. Один пол трепещет перед другим, сходит с ума. Равноправная любовь.
В любви видится счастье. Это у всех, кроме разочаровавшихся.   
   
Любви достоин любой человек. Нарочито внешняя красота посредственна. Красота красива в своей загадочности. Почему кто-то красив, не скажет никто. Мы не анатомы, чтобы ценить красоту внешнего тела. Тело, лицо, душа, характер. Нет тут рафинированному, пошлому, псевдоценному. Но, чтобы в тебя кто-то влюбился, надо работать на собой (и в общем, и в индивидуальном плане; для всех и для возлюбленного человека). Красиво здоровье, уродливо преступление. 
Красота — не объявление безоговорочного счастья. Она может ввести заблуждение — в разврат. Тогда как некрасивые люди раньше вступают в брак и рожают детей. Нет ценза красоты: ни положительного, ни отрицательного. Нельзя дискредитировать. И красивых в том числе.

Чем определить красоту? «Женщина прекрасна, когда любима». Красивое вызывает симпатию (влюблённость — сильная симпатия, любовь — сильная влюблённость). Как вызвать симпатию — вопрос не из лёгких.          
Здоровье — не мерило мерило эстетики. Даже иначе: не всегда мерило, не во всех плоскостях.

3.
Эстетика и эротика.

Эстетка зависит от ощущения. Приятное для глаза, для слуха, для вкуса, для запаха. Осязание может быть разным: ощущаются температура, структура поверхности, вес.
Человек в сознании ассоциирует ощущения (и более сложные логические понятия). Строит восприятия. Крайняя точка: синестезия. Восприятия помогают в ориентации, виды ощущения помогают друг другу. Вкус и запах могут, например, определить полезную пищу, зрение и слух помогают в работе кинорежиссёра. Есть и эстетическое восприятие. Эстетика  делится по вкусам. Кто-то больше любит литературу, но ничего не понимает в музыке. У разных кухонь разные гурманы.
Эротическое восприятие — самое богатое на виды ощущений. Восприятие женщины для мужчины, может, и имеет биологическую основу, но это неважно. Важнее психологический и аксиологический аспект. Это не похоть, это восторг. Женщину надо боготворить. Готовность жертвовать за неё. Но без сильной влюблённости такого нет.

Представление о половой эротической любви даёт общество (прямо или косвенно). Часто это лишь шаблоны (диктуемые домами моды). Всегда бывает самое хлебное место, то есть мужчина особой профессии, популярной у тех или иных женщин. Сейчас ценен мужчина, соображающий в IT-технологиях. В СССР ценили военного и учёного. «С такими не пропадёшь». Когда-то, наверное, любили поэтов и философов. Древняя женщина выбирала между скотоводом и землепашцем. Но это    лишь экономическое объяснение, но жизнь — не только хозяйство.  Хозяйство — декорации. Хотя и есть важное социально-экономическое измерение; мы не бесплотны. Экономика не объясняет эротику и эстетику, которые не суть прагматичны. 

Надобно восхищение (уже целостное восприятие), что во имя любимого субъекта совершать подвиги (можно регулярно). Это означает, что любимое существо — идеал, то есть носитель  красоты. Этот идеал лишь частично соответствует эстетике как «форме общественного сознания». Эстетика сильна в своей субъективности (уже отмечалось). Эстетика — штука искренняя. Эстетика не лжет.

Здесь надо сказать про ложь поддельной эстетики. Прагматизм чужд эстетике, тайна суть её отражение. Человек богат чувствами. Особенно в любви. Без эстетического чувства нет человека.

Красота женщины требует отдельного исследования.   

4.
Максимы любви.

Настоящая любовь дисциплинирует: любишь одного человека — другие не интересны. Верность подразумевается. Я подчеркну следующую мысль: измена телом — измена. Не бывает именины телом без измены душею. Душевная измена — очень жидкое понятие. Часто это лишь фантазия, мысли контролировать сложно — случайные мысли. Крепкое  супружество не предает значения лёгкой  влюблённости со стороны (это не в укор влюблённости, ибо она не претендует на чужое, праведная влюблённость, конечно же). Измена и в твёрдой решимости, готовность идти дальше простой физический измены, дальше — на разрыв.

Соблазненные и обман не есть любовь. На суррогатах любви держится экономика (мысль в стиле фрейдо-марксизма). И действительно: все товары в конечном счёте служат семьям, а основа семьи — брак родителей, их любовь. Есть «честные» товары, а есть «раскрученные», навязанные, нагло реализованные для общества. Так вот: любовь — никогда не товар. Ни проституция, ни порнография. У любви нет эквивалента, она выше размена.

Хорошо если любовь удалось вписать в семейный быт. Бытие родителем — второе детство. Быт — это способ угодить родному человеку.

Философ Иван Ильин напоминает, что любовь не от милого к хорошему, а от хорошего к милому. Поясню: не от милых качеств внешней красивости за человеком признаются хорошие качества («красивый, значит хороший»), а за хорошими качествами присовокупляется и милое качество («хороший, т. е. милый»). От хорошего к милому — правильно. И минимум красоты всегда есть, потому что ценители субъективны.

На строить вою душу. Ум, смелость, доброту и другие качества. Это хорошее, а милое лишь отчасти.

IV

ДЕТИ И ДЕМОГРИФИЯ.

1.
Да, непосредственно и прямо сексуальные эмоции принуждают  к размножению. Тут не возразишь в полной мере. Хотя можно и не согласиться. Выше и глубже любовь, если мы на уровне человека. Не геометрия, а качество. Человеку мало удовольствия, желания же часто смущают. Любовь его сравни облакам и звёздному небу. Любовь суть метафизика в мире физики. Любовь — мистика.
Небесная любовь не отнимает много людей от размножения. Более  забирает разврат.         
Мировой разврат не в первый раз принижает доказательную этику. Гибель морали — гибель цивилизации.

Классическая семья и истинная влюблённость единым фронтом противостоят разврату. Как плодоносные степи и горы не вмещают болота.  Два истинных пути вместо ловушки.

2.
Развитое человечество совершило так называемый «демографический переход»: от большой рождаемости и большой смертности мы перешли к малой рождаемости и малой смертности. Это прогресс. Есть и обратная сторона: перенаселение, старение населения, кризис семьи, падение рождаемости, ЛГБТ. В конечном случае, это означает гибель культуры. 
Нет смысла оставить след в этой культуре. Культура может мутировать. Стать доселе чем-то неведомым. Настоящая культура выживет только из некоторой «прививки», когда возникнет что-то принципиально новое. Религия или техника, предугадать сложно. Но так было с падением Египта, с падением античности. Запад не загнивает, он морально разлагается, мутирует и, возможно, удобрит новый феномен как цивилизацию. 
             
Перенаселение не проблема. Этот тезис имеет ту аргументацию, что чем больше человечество, тем больше в человечестве гениев, которые решат любую задачу. Так в ХХ веке изобрели новые материалы, сменившие дорогостоящие металлы. Плюс само государство может менять возвратно-половую схему населения (особенно административные экономики).

Мигранты. Именно они несут свои культуры на смену моральному суициду Запада. Второе Великое переселение народов, обратная колонизация.

Спасение народа в семье. Потому он и «на-род». В Ветхом Завете подробно говорится, как из семей рождаются народы.   

3.
Бесплодие.

Бесплодные люди тоже способны любить. Потому как половая любовь не от физиологии, а от «сердца», из «души». Бесплотность — не грех, а рождение не детей — не бизнес. Вместо любви часто торжествует контрактная фирма по производству будущих граждан. 

Старики — красота и влюблённость осени. Их любовь почтенна и заслуженна. Мудра.

Многих рабов делали евнухами (боялись мужской яростной власти). Но не всякий евнух — раб или лакей. Он даже может сделать карьеру — в Церкви, построить в себе ангельский образ.

Дети влюбляются до всякого полового созревания. Они лишь подражают и высмеивают. Как, например, политику. Невеста=девственница (жених=девственник) — таков идеал на все времена. Первая детская любовь — мечта всей жизни. Скажу более: первая любовь — исток  первичного религиозного чувства, и его же — чувства — итог. Без любви нет смысла, нет сакрального. Любовь небесная, а не земная и не по плоти.

Хорошо, что у мужчины и женщины может кто-то родиться. Если у  древненького мусульманина через первый месяц жизни с женою она не беременела, то следовал развод («медовый месяц» на зачатие ребёнка). «Делать детей»  — это и работа, и хобби. И это рождество, а не дело, если говорить точнее.
Отца семейства все любят, уважают и ценят. Мать везде в почёте. Прирост населения считался благом (могут сказать, что это лишь феодальная установка; на знаем ли мы счастье многодетности). 

4.
Случайная беременность. Ужас абортов и благо родов.   

Часто в наш век презервативов и другой контрацепции дети рождаются случайно. Например, когда родители считали себя беспечными, когда родился сразу второй ребёнок — близнец первого. Плохо, ужасно, когда тут насилие (в том числе семейное). Когда это добрачный блуд, плохо в чём разбирающийся.

Учить надо не тому, как предохраняться, а как любить, как заботиться, как ухаживать, как быть красивым или красивой в делах и внешне. Отучать от эгоизма.
Учение предохранению обостряет проблему (вменяет идею вседозволенности и преступности). Нужен этический поворот в сексуальной этике — возврат от разврата, — вперёд к звездам прошлого.      
 
Выхода из беременности два: аборт и роды. Аборт (abort — «избавление»; то есть уже есть от чего «избавляться»). В момент зачатия уже есть homo sapiens, следовательно: аборт суть убийство человека (а не «жидкости»).

Быть родителем — ответственность. Тут моральная лестница — лестница падения: 1) нет блуда, но любовь, 2) блуд (секс до брака) без контрацепции, 3) если есть секс по любви и нет контрацепции — беременность (совместное с ответственностью отца), 4) секс без любви и без контрацепции  (половой зла апофеоз). Тут правит бал «нежелательная беременность». В равной мере такого должны страшиться оба пола. Но не из-за нелюбви к детям, а из сексуального морального императива. Нет и дилеммы: «аборт или родить в нищете». Во-первых, есть закон, по которому рождение поощряется (помогает Бог), как и поддержка семей. Во-вторых, наши дети будут заботиться за нами в старости (если они будут). В-третьих, любить (ценить, дорожить) детей — свойство всего живого. И тут ещё можно привести аргументов.
Нарушает ли аборт права женщины? Да, нарушает... когда он поощряться. И это не только позиции Церкви, но и всякой разумной этики.          

5.
Любовь в браке. Плюсы.

Утверждают, что любовь вымывается из долгого супружества. Люди действительно родятся. Привыкают. Так, что и прощают влюблённость к иному человеку. Нет секретов. Нет тайных мыслей.
Муж и жена могут стать друг доля дружки почти святыми людьми, и без ропота.
Никто не говорит, что брак — это легко. Это путь, непростой путь. И всё же путь королевский. Семья — это брак + дети супругов. Семья — это ячейка социума.      
Из брака может исчезнуть половая близость, романтика, но сам союз станется. И тем будет крепче, ибо от души.

Есть разновидность романтики, когда она на пределе. Тут всё под таким градусом, что и не может быть брака. Пожар влюблённости освежается браком. Иначе: перегар.   

Разврат убивает семью и само деторождение. Много раз это повторяю.

Проблема ещё и в том, что сменились вкусы женщин и мужчин.
Женщины стали сильнее. Либо они никого не любят, либо им нужен только супермен. Кому-то нужен патриархальный муж или муж состоятельный. На одной любви (как влюблённости) далеко не уедешь, скажут они. Жалкий пафос. Но нет, не бывает дыма без огня: нет любви без  влюблённости.

Мираж сексуальности. Современная теория Эроса прививает ложные ценности женщины: её грудь стала её символом; не лицо, а грудь. Но «оптимальная» грудь может быть у ограниченного числа женщин.      

Чудо, что человек — живородящее существо. Чудо семьи, в том, что она рисует ширмы детства, рисует будущий «потерянный рай» (здесь говорю как фигурой речи, а не образом из религии). Общение родителей и их детёнышей закладывает первичную эмоциональность и общение. А от общения не так давно от полноценного языка. Исследователи диких народов (Фрейд, Энгельс) выделяют особую сексуальность, тоже первичную. Сами термины для обозначения челнов семьи племени — язык. Термины могут оставаться терминами, без привязки к реальному родству. Так в иного качества религии (но все же религии) члены семьи лишь ноуменальные: патриарх — «отец», близкие единоверцы —  «братья и сестры», юные члены общества — «дети».
Воспитание ребёнка идёт фазами усложнения: от биологии через психологию и социализацию. Посвящение в культуру идёт всю жизнь. Счастливая семья, мудрость родителей — пример и опора детям по жизни.  Семья — это заведомой практикой деятельностная  психология. Семья разбитая очень плохо влияет на детей. Скандалы, разводы, пьянство. Ребёнок — сложный цветок, он нежный. Но сейчас нет место для педагогики для. Любви общечеловеческой надо учить (пусть с романтикой, но без эротики).

Итог. Если есть разводы, они и будут, если есть аборты и проституция, они и будут. Кто в беде, конечно, нуждается в помощи. И тут нужно творческое решение. На многих уровнях. Не запрещать запреты. Без жестокости.
Пестовать семью как институт, пропагандировать её. Наслаждать идеал  любви. Бороться за семью через религию и гуманитарную науке, через искусство и философию.

6.
Государство и семья.
Много видов государства и много «форм семьи» (истинно она только одна).

Платон в «Государстве» ратует за то, чтобы отнять детей у родителей и отдать их а воспитание государства. Жестоко. Спор об этом ведётся давно. Зачем же отбирать? Чтобы воспитать воинов и красивых людей. Евгеника как бы противна самой природе, у которой «своя логика развития». 
Авторитарное государство по своему усмотрению  может повышать и понижать рождаемость. Со скрипом, правда. Демократиям это сложнее или вообще нет такой политики (есть сползание в разврат). Можно ли управлять людьми?  Нужно им и нужно ли это власти?

Государство может опосредованно и частично победить разврат. Об этом много говорю всегда. Ярые тирании, например, не могли победить проституцию. Но творческому уму полновластно всё. Разврат можно победить в малом обществе (монастырь). (Достаточно и того, что человек сам победит разврат в себе.) 
Проституция должна быть запрещена законом, но должен был канал связи для обеспечения безопасности проституток от ЗППП. Врачи должны пугать и только потом помогать. Запугивать должна и полиция. Проблема в том, что наше право по сути римское. А в Риме проституция процветала. Проституция — это визитная карточка античности. Христианство изменило ситуацию кардинально. Сам Эрос был переделан. Возникли новые смыслы: духовность, жертвенность, яркость. Эрос был везде и всегда. Его надо только причесать.               

Государство может «промывать мозги» уже с детства, уже в школе. Воспитывать воинов и просто граждан. Нужно ли это? Я считаю, что нужно. Любить историю и культуру. Непросто это. 

В современной России идёт спор о том, стоит ли преподавать историю уже в начальной школе, воспитывать патриотизм. Да, культура и история богаты. Плюс к этому нужно учить умению быть хорошим родителем. Были бы дети, а воспитатели найдутся.   

7.
Рождаемость. Авторитарное государство по своему усмотрению может повышать и понижать рождаемость. С скрипом, правда. Демократиям это сложнее или вообще нет такой политики (есть сползание в разврат). ЛГБТ  уничтожает рождаемость и при этом хвалится своей якобы свободной волей.  Нет в грехе свободы, но рабство от греха исходит. ЛГБТ — это  эвтаназия душ.
Социальная политика наплавлена на жизнь в справедливости. Это поддержка. Люди не должны бросать людей. Не должны бросать детей. Важен каждый и каждая (преступник может написать проникновенную книгу раскаяния). Важно поддерживать семью, детство. Нужны гарантии родителям (также внимание старикам, которые часто и воспитывают детей). Поддержка института брака.
Естественно для живого существа любить детей своих (даже кукушки проявляют некоторую заботу). Это столп биологии, конституция живого мира, конвенция развития. Собственно это и есть изначальная любовь, которую себе можно помыслить. Романтика ушла далеко вперёд.

Можно вырастить одного ребёнка и вложить в него все силы и средства, а можно родить много и дать не так обильно, но приумножить. Одна моя знакомая семья воспитывает одного ребенка. Муж поучает 100 000 рублей. В другой семье есть три ребёнка, притом, что совокупные доходы доходят до 30 000.  Первые боятся, что не справятся. У них есть психологическая установка ни в чём не ограничивать детство, дать больше. Вторая семья религиозная, родители уповают на помощь Бога, семья дружная, тут закладываются социальные навыки и самостоятельность. И там и там супруги решают сами. 

Знаменитый деятель Мальтус не был гуманистом. Развращать бедные слои — не метод для создания здоровой экономической системы. Наоборот, религиозная этика подстегивает хозяйственную жизнь (милостыня). Семья — упорядоченная форма жизни людей, а порядок способствует хозяйству. Разврат разверзает порядок и чистоту. Порядочный человек вовсе не развратен. «Плодят нищету» только безответственные люди, тут много асоциальных явлений (пьянство), но общество и государство борются (лишение родительских прав). Потому и нужно учить роли родителя. Не «нищету», но Жизнь плодить.

В нормальных обществах рождению нового человека рады. Если это не так, то оно вымрет. При этом за полом признавалась некая мистика, метафизика, а не физика. Рождение и брак — тайны. И влюблённость — тайна. Да ещё какая!

8. Похоть.
Эстетика — инструмент влюблённости, а не продолжения рода. Рождение детей, брак и влюблённость родителей хороши вместе, совместно. Это и есть части одного целого, система.

Эротика и сексуальность — разные явления. Красота пола шире как попятите формальным признакам, вызывающим похоть. Сексуальность может быть мерзкой.

Почему торжествует похоть? Почему она сильна? Сколько людей она сгубила.
Похоть — это дикость. Она ломает культурность, социальные роли, нравственность. Похоть — наглость, жестокость. Эрос чист, «порнос» —  грязен. 

Мужчину соблазнить проще. И на это много женских хитростей. Веками бабников прославляли  как героев. Им всё сходило с рук. (Сама романтика возникла на определённо высоком развитии цивилизации,) Похабный мужик считается нормальным. Но это по сути явный подонок. Обманывают женщин сволочи. А ведь женщины верят. А кто-то о них — обманутых — вздыхает: невинно влюблённый юноша.

9.
Кто правит полом? Материя: вещество в мозге, рефлексы, инстинкты. Или всё же сердце и душа, поэзия, философия, культурность, духовность. Именно вокруг пола сосредоточен основной вопрос философии: 1) секс и половой акт или 2) романтика и влюблённость. В положенном и положительном ключе противоречие это снимается одном явлением — семьёй.
Не продолжение рода, но помимо своя более тонкая задача у влюблённости. Задача таинственна, когда любимый человек приравнивается  к своей своей богоподобной («по образу и подобию») красе. Ключ тайны — красота и чувство прекрасного во всех планах и видах. И в этом подлинная долька эротики в эстетике. Любимый человек расцветает (русская народная сказка о царевне лягушке). Самая  невзрачная женщина, любимая мужем, становится прекрасной. Метаморфоза у homo sapiens. Любимый женой мужчина становится сильнее и успешнее в делах (он видит какой-никакой смысл своего бытия).

10.
Эгоизм и любовь.               
Две полярности, но могут быть очень похожи. Эгоизм бросает в глаза пыль, чаще всего — самому эгоисту. Эгоизм часто изображает любовь.

«Жертвоприношение» на словах и в том, что можно купить, есть эгоизм.  Зачем такой пыл? «Отдать всё» А зачем? Этого и не нужно. Лакей есть недоброе звание. Человек не пресмыкающееся. Рабы не нужны.

Прописать возлюбленному роли и статусы — лишить его (или её) свободы. Задушить в объятиях. Но чтобы любить нужна свобода.

Рвение может испугать. Отринуть могут ожидания.
Не докучать, не надоедать.
Требовать любовь — это эгоизм. Ловушка счастья может увести с правильного пути.            
Не давить. Не забегать вперёд. Без намёков себя вести: в гробу вижу НЛП. Не одевать маски.
Подлинная любовь — отказ от всякого эгоизма. Быть рядом, просто быть. Увидеть другого, открыть тайну. Человек, а не дополнение к вам.   Свободная личность, живая.

Все мы эгоисты. Над этим можно работать. Женщины чествуют эгоизм острее. Мать (родившая уже или нет) не может быть на 100% эгоисткой. Забота — часть женского характера.
В последнее время эгоизм оправдывают: «Пожить для себя». Конечно, лбом и рогами не стоит упираться в мнимую жертвенность. Героизм и энтузиазм похвальны, и не для хвалы они. Делать добро — не минутное дело. Любящие заботятся друг о дружке всю прожитую в жизни жизнь.         Любовь как воздух их питает.

V.

Итоги.

Считаю уяснённым свою позицию. Что-то не раз повторялось, поэтому я подходил с разных сторон и масштабов.
Философия любви подвластна лишь эрудиту.  Надо знать историю, право, медицину и биологию, психологию и социологию, демографию и этнографию. Надо знать десятки примеров любви из мировой художественной литературы и кинематографа. Знать отношение к полу разных религий. Нужно иметь положительный опыт семьи (или романтической девственной любви) в жизни такого учёного-философа. Но мыслят о любви все. В этом ключе все — философы любви.
Скучно рассматривать половую любовь как акт психологии или социальный институт (в этом смысле Фрейд — весьма скучный автор).

Многословие более ни к чему. Всем читателям — сбывшийся любви.