Страшнее смерти

Татьяна Малышева 3
   - Знаешь, что самое страшное в смерти? – спросила Ольга после длительной паузы.
   - А разве есть что-то страшнее её? – удивилась Елена.
   Подруги уже несколько часов сидели на кухне и разговаривали. Скорее, это был прерывистый монолог гостьи, которая пришла высказаться и поплакать.

***

   - Лен! Витя умер! –выдохнула в трубку Ольга.
   - Как? – единственное, что смогла спросить от удивления и неожиданности собеседница: Виктор отличался отменным здоровьем, никогда не жаловался на давление и ругал Ольгу за то, что отказывалась делать прививки от ковида. Всё это Елена знала от подруги.
   - Можно, я приеду?
   - Ты ещё спрашиваешь!..

***

   С Виктором она познакомилась во время мартовской поездки в Петербург. Выйдя на привокзальную площадь, женщина резко затормозила, чтобы достать телефон, и тут же почувствовала толчок в спину.
   - Осторожнее! – произнесла возмущённо.
   - Дамочка! – на неё смотрел высокий мужчина с короткой стрижкой на седых волосах. – Быстрое торможение приводит к необратимым последствиям.
   - А вы смотрите, куда идёте, - смутилась, но продолжила огрызаться.
   - Так я на вас и засмотрелся, - улыбнулся мужчина. – Вам куда?
   - Какая разница? - она начала злиться, с трудом сдерживая желание отправить собеседника по известному многим адресу.
   - Да, в принципе, никакой, - спокойно ответил мужчина. – Просто помочь хотел. Вот такой я вежливый питерец.
   Ольга посмотрела в его глаза – тот взгляд не отвёл.
   - Ну, если помощь не нужна… - он сделал шаг в сторону. – Только до открытия метро ещё минут сорок. Вам охота здесь, в этой толпе, стоять?
   - Мне на «Горьковскую», - она назвала адрес.
   - Да, а там ещё метров триста пешком. Давайте отвезу? –предложил собеседник. Увидев настороженный взгляд, быстро сказал: - Да не волнуйтесь вы так: я таксист. А раз… случайно вас задел, то возьму по минимуму, а может, и бесплатно довезу как симпатичную гостью города.
   Ольга передёрнула плечиками то ли от раздражения, то ли от утреннего холода, всем видом показывая недовольство и неприятие сказанного:
   - Я лучше на метро.
   - Да какое там лучше! – усмехнулся таксист. – С чемоданом да по эскалатору… А до этого на холоде простоите – заболеть можно. Да не бойтесь вы так! Я живу в том районе. Привёз знакомого на поезд, теперь домой отправляюсь. Ну что? Едете?
   Ольга посмотрела на ожидающих открытия метро, вздохнула, снова передёрнула плечиками и кивнула:
   - Поехали.
   Мужчина хотел взять чемодан, но пассажирка отвела его руку и сама покатила багаж к машине. Увидев жёлтые «шашечки» на автомобиле, успокоилась.
   Уже сидя в тёплом салоне поняла, что те сорок минут, которые пришлось бы провести на холодном ветру, радости не добавили бы.
   - Вы в гости или по работе? – спросил водитель, когда машина вырулила на Невский.
   - Я сама по себе.
   - Удивительный ответ, - он улыбнулся. – Меня Виктором зовут. А вас?
   - Ольга.
   - Красивое имя. Гордое что ли…
   - Обычное, - ответила из вежливости: разговаривать с незнакомым таксистом в планы не входило.
   «И зачем поехала? Всё равно заселение только после двух. Дождалась бы открытия метро, потом медленно спустилась бы по эскалатору, доехала до «Горьковской», потом так же, не торопясь, дошла до отеля, - размышляла пассажирка под тихую музыку Поля Мориа, что звучала в салоне. – Куда спешить?»
   - Согрелись? – прервал медленное течение мыслей водитель.
   - Да, спасибо!
   - У вас заселение ведь после двух? Наверное, как во всех гостиницах? – спросил Виктор, когда они переезжали Неву.
   «Мысли что ли читает?» - подумала, но ответила спокойно:
   - Конечно. Сейчас вещи оставлю и пойду гулять.
   - Вы впервые у нас?
   - Нет, - улыбнулась, и улыбка получилась счастливая. - Я здесь училась… много-много лет назад. У меня в Питере много друзей, родственники есть…
   - Почему не у них остановились?
   - Люблю иногда ни от кого не зависеть.
 - Хорошее качество! – мужчина улыбнулся. – Ну что, приехали!
   Он остановил машину около отеля.
   - Давайте всё-таки помогу с чемоданом.
   - Сколько я вам должна за поездку?
   - Ни сколько, - доставая из багажника чемодан, ответил и отвёл в сторону руку, в которой было зажато несколько купюр.
   - Я так не могу, - вспыхнула, но мужчина только усмехнулся и достал из кармана визитку:
   - Будет нужно такси – звоните. В любое время.
   - Спасибо.
   - Ну, а если вдруг заскучаете или будет нужен гид, то тоже звоните, - опять улыбнулся. – С удовольствием составлю компанию.
   - И в музей, и в театр? – теперь улыбнулась и Ольга.
   - В театр? Сто лет не был… Можно и в театр, - ставя чемодан около двери отеля, сказал Виктор. – Я ещё и крестиком могу…

***

   Ольге повезло: её номер оказался свободным, и приветливая девушка с ресепшена предложила не дожидаться времени заселения и отдохнуть с дороги.
   - Спасибо! – поблагодарила приехавшая. – Это так мило.
   «Вставать рано – это ужасно, - думала Ольга, осматривая номер. – И как люди могут просыпаться в пять-шесть утра и чувствовать себя бодрыми весь день? Я же, если даже в семь, буду больная ходить до обеда, а то и до вечера».
   Номер ей понравился: широкая кровать застелена чистым комплектом, небольшой телевизор с плоским экраном висел как раз напротив неё, в ванной комнате на полочке у зеркала лежали туалетные принадлежности. Ольга проверила краны – работали чётко. Два белых полотенца ожидали своей очереди на полотенцесушилке, третье лежало на полу рядом с ванной.
   - Блаженство, - вслух произнесла гостья города, накрываясь тёплым одеялом и включая телевизор. Под убаюкивающий голос диктора она заснула.

***

   Выспавшись, Ольга отправилась на прогулку по любимому городу. Вечером у неё была назначена встреча с бывшей однокурсницей, которую они, по привычке, решили совместить с походом в театр.
   В каждый свой приезд Ольга любила открывать для себя новые спектакли, знакомиться с новыми актёрами. Ей нравилось видеть на сцене тех, чьи лица были знакомы по телесериалам.
   Одним из любимых театров был театр музкомедии. И в этот раз она не изменила ему: вечером с подругой они посмотрели «Свадьбу в Малиновке».
   - Знаешь, я в продолжение всего спектакля сравнивала его с фильмом. К сожалению, сравнение оказалось не в пользу первого, - грустно произнесла Татьяна, когда подруги выходили из театра.
   - И я. Мне так хотелось посмотреть на Яроша в роли Грициана, что я даже подгадала поездку к дате спектакля. Ты же знаешь: билеты всегда беру заранее на сайте, - поддержала Ольга бывшую однокурсницу. – Но что-то не вдохновилась…
   - Какие планы на эти дни? – поинтересовалась подруга, когда они вышли на Невский.
   - Знаешь, Танюшка, к своему стыду я ни разу не была в Кронштадте. Когда учились, он был закрыт. А потом –я же всегда наездами на три-пять дней. Всё бегом. К папе на кладбище выбираюсь раз в год: далеко всё-таки. Сначала до Луги, потом автобусом и затем пешком пару километров за посёлок… Воинской части давно нет, поэтому и дорог нормальных не осталось… Да и обратно нужно под расписание автобуса подстраиваться. А он ходит два раза в день.
   - Не поверишь: я тоже там не была, - усмехнулась Татьяна. – Поедем? Можно на экскурсионном автобусе, но это тоже бегом. Можно, конечно, на такси…
   - А вот это, кстати, подойдёт, - улыбнулась Ольга. – У меня есть знакомый таксист.
   Подруга удивлённо посмотрела на спутницу.
   - Утром познакомились, - объяснила Ольга.
   - Ты уже в такси знакомишься, - рассмеялась Татьяна, вспомнив известный фильм.
   - Звоню? – улыбнулась в ответ.
   - Так поздно уже…
   - Он сказал, что можно звонить в любое время.
   - Ну если так… Давай!
   В трубке долго звучали длинные гудки.
   - Не судьба, - пожала плечами Ольга.
   - Может, человек за рулём и не может ответить, - высказала предположение подруга. – Или спит.
   - Всё может быть, - поддержала собеседница, но телефонный звонок не дал возможности продолжить.
   - Добрый вечер! – произнёс мужской голос. – Вы мне звонили.
   - Добрый вечер, Виктор! Это Ольга. Вы меня утром отвозили на «Горьковскую». Помните?
   - Конечно, помню, - ей показалось, что мужчина улыбнулся.
   - Вы только по городу пассажиров возите? Или нет? Мы с подругой хотели бы завтра поехать в Кронштадт.
   - Вас нужно свозить?
   - Да. Если, конечно, у вас есть время.
   В этот момент Татьяна жестами показывала, что нужно спросить об оплате.
   - С утра?
   - Да, скорее всего.
   - Подруга тоже на «Горьковской»?
   - Нет. Но вы скажите, куда нам подъехать, и мы приедем.
   - Хорошо.
   - В десять часов вас устроит?
   Ольга посмотрела на подругу – та кивнула.
   - Да, хорошо. Куда нам?..
   - Буду ждать завтра в десять на выходе из метро «Звёздная».
   - Что ты не спросила про деньги? – удивилась подруга.
   - Не переживай: я пригласила - я и плачу.

***

   Утром Татьяна разбудила подругу телефонным звонком:
   - Оль, извини, не смогу поехать: придётся с внучкой сидеть.
   - Как жаль! Так собирались… я уже настроилась.
   - Может, одна поедешь?
   - Одной как-то не хочется. Скучно, да и с чужим человеком… Ладно, что-нибудь решу.

***

   - А где подруга? – встретил вопросом Виктор.
   - У неё не получилось, - ответ прозвучал чересчур резко. – А одну не повезёте?
   - Почему? Мне какая разница? – Виктор не принял её игру. – Что одну, что двух…
   - Да-да, - тут же подхватила Ольга. – Всё равно платить мне.
   Мужчина внимательно посмотрел на будущую пассажирку, но ничего не сказал, только жестом показал, где стоит машина.
   В салоне опять звучала музыка Поля Мориа.
   - А вы никогда не были в Кронштадте? - спросил Виктор, когда они выехали из города.
   - Нет. А вы? – задала вопрос, но тут же поняла, что он глупый.
   - Я там родился и жил до училища.
   - Что вы окончили?
   - Артиллерийское училище в Ленинграде.
   - Так вы бывший военный?
   - Бывший? – он усмехнулся. – Бывших не бывает.
   Наступила тишина, только спокойная музыка наполняла салон.
   - Вы хотите что-то конкретное посмотреть? – нарушил молчание Виктор.
   - Нет. Просто интересно. Говорят, что там красиво. Набережная, форты, собор…
   - За один раз все увидеть нереально, но основное покажу.
   - Вы меня и обратно отвезёте? – удивилась Ольга.
   - Почему бы и нет? – спокойным голосом ответил собеседник. – Давно там не был, с удовольствием пройдусь по улицам родного города.
   Обратно она собиралась ехать маршруткой, чтобы всё-таки сэкономить, но почему-то промолчала.
   - Ольга! А вы знаете историю Кронштадта?
   - Честно? Не очень. Вчера вечером заглянула в интернет, пробежала глазами статью.
   - Многие думают, что город основал Пётр в тысяча семьсот четвёртом году, через год после Питера. Но это не так. Упоминание встречается ещё в четырнадцатом веке. Остров Котлин стоял на границе Новгорода со Швецией.
   Виктор аккуратно вёл машину и, иногда поглядывая на пассажирку, рассказывал:
   - В восемнадцатом веке случился большой пожар, который уничтожил почти все постройки.
   В машине было тепло и уютно, инструментальная музыка звучала фоном. Ольга слушала собеседника и рассматривала дорогу – природа радовала глаз.
   - Помните, Пушкин писал про наводнение? – неожиданно спросил Виктор.
   - Это в «Медном всаднике»?
   Он кивнул.
   - Помню. И?
   - В Кронштадте оно тоже было. Тогда вода поднялась на одиннадцать с половиной метров.
   - Ужас. Наверное, затопило весь город?
   - А вот не скажу, - он улыбнулся. – Меня тогда ещё не было.
   Ольга улыбнулась в ответ:
   - Это вам в школе рассказывали?
   - Нет. Это я такой любознательный. Кстати, про школу. Жена Медведева училась в одной из школ. Там недавно хороший ремонт забабахали. Говорят, за его счёт.
   - Ничего себе.
   - Да Бог с ним. Вот в девятьсот пятом году моряки (а они были основными жителями города) подняли мятеж, организовали погромы.
   - Весело тут у вас…
   - Было…  Во время войны Кронштадт, как и Ленинград, оказался в блокаде. У нас тут была своя малая дорога жизни… А вот и город, - закончил рассказ Виктор, когда впереди показались дома.

***

   Машину они оставили на стоянке и пешком отправились на Петровскую пристань.
   - Красота-то какая, - не удержалась Ольга, восхищённая видами стоящих на якорях военных кораблей. Виктор только усмехнулся. – Красиво же?!
   Спутник пожал плечами:
   - Наверное.
   - Ну вы даёте! Хотя… это я впервые здесь.
   Они подошли к вазе из чугуна, которую Ольга сначала обошла, а потом   потрогала, посмотрели на два небольших якоря, скреплённых цепями.
   Затем они прогулялись через небольшой Петровский парк и вышли к памятнику Петру I.
   - Какой величественный! – обходя памятник, сказала Ольга. –Шпагой упирается в носок сапога?
   - Нет, это флаг поверженной Швеции, - объяснил Виктор. – Вообще памятник приурочен к годовщине Полтавской битвы.
   - Но здесь написано: «Основателю Кронштадта»?
   - Но приурочен к годовщине… - усмехнулся собеседник. – Мне вот больше нравятся зарытые в землю стволы пушек.
   - Ну да, вы же артиллерист, - произнесла раскатисто и впервые улыбнулась.
   - Сувениры будете покупать? – спросил Виктор. – Или потом?
   - Давайте позже.
   - Ну, тогда нужно идти к машине. Поедем в собор. Или, если хотите, пройдёмся ещё немного.
   - Хочу!
   Они еще прогулялись по набережной. Виктор сфотографировал спутницу на фоне кораблей, около якоря, затем они вернулись к памятнику Петру и сделали несколько фото.
   - Молодой человек! – обратилась Ольга к прохожему. – Вы могли бы нас сфотографировать?
   Виктор удивлённо посмотрел на неё.
   - Должна же я подруге отчёт о поездке предоставить? – ответила на немой вопрос женщина.
   - Ну, если только отчёт… - он усмехнулся, но встал рядом.

***

   Когда машина остановилась недалеко от Якорной площади, Ольга спросила:
   - Она так называется, потому что плитка выложена в виде якоря?
   - Нет. Здесь когда-то давно был склад списанных с кораблей якорей. Отсюда и название.
   - Во как!
   - Вот и Никольский собор. Внутрь пойдёте?
   - А вы?
   - Нет, что там смотреть? Ничего особенного.
   - Тогда и я не пойду, - она посмотрела на часы. – Косынку не взяла, а воспользоваться той, что до тебя брали другие, как-то не хочется.
   - Тогда предлагаю осмотреть памятник Макарову и прогуляться по Макаровскому мостику.
   Ольга сфотографировала и памятник, и мостик.
   - Для отчёта больше ничего не нужно, - спросил Виктор, когда они подошли к чугунной мостовой.
   - Нет, - широко улыбнулась. - Но, если хотите, можно и сфотографироваться.
   - Не, я не любитель. Ну что? Может, вы есть хотите?
   - Даже не знаю. А у вас ещё есть время?
   - Я вольный стрелок. Поехали? Тут недалеко неплохое кафе.

***

   На обратном пути в салоне опять звучала тихая инструментальная музыка.
   - Спасибо вам за поездку и интересную экскурсию. Сама бы я столько за одни раз не увидела.
   - Да всё нормально. Я и сам рад был побывать… дома.
   - А вы не показали, где жили.
   -Да что смотреть? Никого уже нет… А вон та дорога, - он показал на отходящую в сторону, - ведёт на кладбище. Там родители… Дочери сказал: когда помру, пусть рядом похоронит.
   - Что у вас за мысли! Вообще об этом не стоит думать.
   - Об этом, - он произнёс отчётливо, - думать нужно всегда. Ведь в смерти нет ничего страшного.
   - Не соглашусь с вами… Мой отец умер в сорок два, а я уже старше его и никак не могу пережить эту трагедию.
   - Молодой…
   - Да.
   - А что случилось?
   - Сердце. Заснул и не проснулся…
   - Сочувствую. Хотя хорошая смерть, лёгкая. Мне бы такую…
   - Вот ваши родители похоронены вроде и недалеко от вас, а когда последний раз вы были на кладбище?
   - Прошлым летом… - неуверенно ответил Виктор. - Точно. Прошлым.
   - И я стараюсь каждый год ездить. Он же у меня тут, под Лугой, похоронен. Когда приезжаю в Питер, стараюсь выбрать день, чтобы съездить…

***

   Виктор довёз её до отеля.
   - Спасибо вам большое! Замечательно провела время! Сколько я вам должна? – она открыла сумку и достала кошелёк.
   - Ни сколько.
   - Нет, я так не могу! –произнесла Ольга возмущённо. – Вы же работали.
   - Я… отдыхал в приятной компании.
   - Нет…
   - Если бы вы были с подругой, я бы подумал, а так… Да впрочем, о чём вы! Я вас умоляю! Мне на самом деле было приятно.
   - Но…
   - Но… - он задумался. – Если вы хотите всё-таки отплатить мне за доброе дело, давайте ещё встретимся.
   Ольга улыбнулась:
   - У вас есть предложение?
   - Ну, руки и сердца пока рановато… но я готов!
   Она рассмеялась:
    - Ой, не спешите!
    - Тогда я вам завтра позвоню…

***
   Вечером позвонила Татьяна:
   - И как прошла поездка?
   - Не поверишь: хорошо.
   - Почему же я не поверю? Кронштадт – интересный город, говорят. Я вот весь день тебе завидовала: ты там красоты осматривала, а я с Машкой сидела.
   - Ты же любишь внучку, - удивилась Ольга.
   - Люблю! – в голосе подруги чувствовались счастливые нотки. – Но отдыхать тоже люблю. Особенно в мужской компании. И как себя вёл мужчина? Как ты добиралась обратно?
   - И обратно на такси.
   - Ну, ты, мать, миллионерша!
   - Мне поездка обошлась в ноль копеек. Даже обедом угостили.
   - Шутишь? – в очередной раз удивилась Татьяна.
   - Ни капли!
   - Господи! Ну почему? Ну почему мне пришлось сидеть с внучкой? Я тоже хочу с мужчиной и бесплатно…
   Ольга улыбнулась:
   - А как же муж?
   - Это святое! Мужа не трожь, - рассмеялась подруга. – Это ты у нас свободная птичка…

***

   Виктор позвонил утром:
   - Не разбудил?
  Ольга посмотрела на часы – восемь: «Ужас! Кто по своей воле просыпается в такую рань?»
   - Нет, уже проснулась.
   - Какие планы?
   - Собираюсь в Русский музей.
   - С подругой?
   - Одна. Хотите присоединиться?
   - К сожалению, не получится. Давайте вечером встретимся? Я заеду часов в шесть?..

***

   Они сидели в маленьком кафе и пили кофе.
   - Вы завтра домой? – спросил Виктор.
   - Да, мои маленькие каникулы закончились. Я же их сама себе устраиваю: покупаю билет в театр, а потом на поезд. Приезжаю, наслаждаюсь Питером и обратно домой, в бытовуху.
   - А я так и не спросил, кем вы работаете?
   - Я учитель. Учу доброму, светлому, прекрасному…
   - И как? Получается?
   Она усмехнулась:
   - Практически всегда. Я ведь люблю свою работу. Люблю уроки, люблю, когда дети ловят каждое слово, высказывают собственные мысли…
   - Здорово!
   - Но, - произнесла со вздохом, - не люблю рутину, замучили бумаги, глупые отчёты, родители, которые лучше тебя знают, как учить. Коллеги некоторые. Я бы с удовольствием только давала уроки… Но, увы, это нереально!А вы после армии сразу таксовать начали?
   - Нет, конечно. Я работал на небольшом предприятии замом директора, но надоело. Он там деньги прикарманивал, зарплату задерживал, а я в бухгалтерии неплохо разбираюсь… Плюнул и уволился. Сейчас что-то другое найду. А пока так… Да и то от скуки. Один живу.
   Ольга посмотрела на часы.
   - Пора? – спросил Виктор.
   - Наверное. А сувениры в Кронштадте так и забыли купить, - вдруг вспомнила она.
   - Точно! Это я вас тогда с толку сбил.
   - Да сама виновата, - она улыбнулась.
   - Значит, будет повод ещё раз съездить, - он внимательно посмотрел на собеседницу, – она взгляд не отвела, но перевела разговор на другую тему:
   - Вы какой-то грустный. У вас точно всё в порядке? Вчера были весь день весёлый, а сегодня… Устали?
   - Да всё нормально… Поехали?

***

  Когда машина остановилась около отеля, Виктор спросил:
  - Вас завтра отвезти на вокзал?
  - Спасибо, не нужно. Танюшка с мужем собирались…
  - Хорошо. Тогда – счастливой дороги!
   Когда Ольга закрыла дверь, машина резко стартанула.

***

  Прошло два дня. Ольга задержалась на работе, проверяя работы учеников, и решила отвлечься, заглянув на просторы всемирной паутины. «А что если?..» - подумала и включила поиск. Оказалось, что в Петербурге живёт несколько тысяч Викторов нужного возраста. «Ну что ж, не судьба», - грустно усмехнулась и выключила ноутбук.
   Мысли о питерском знакомом не оставили в покое и вечером, когда она пришла домой. Пока Ольга размышляла, что бы ещё предпринять, пришло оповещение о новом сообщении в вацапе. Взяла телефон и прочитала:
   - Добрый вечер, Ольга! Это Виктор. Надеюсь, не нарушил ваш покой.
   «Вот это да! Как просто всё оказалось. И почему я не додумалась до этого?» - подумала и написала:
   - Добрый! Рада вашему сообщению.
   - Как добрались?
   - Отлично! В Питере подруга с мужем проводили, дома взяла такси. Уже работаю. Как ваши дела?
   - Тоже всё в порядке.
   Они обменялась ещё несколькими пустыми фразами, но оставшееся до сна время Ольга провела в хорошем настроении…
   Теперь почти каждый вечер заканчивался перепиской. Они быстро перешли на доверительное «ты» и сообщали друг другу о том, как прошёл день.
   Однажды Ольга завела речь о настроении, на что Виктор ответил вопросом:
   - Помнишь, когда мы сидели в кафе, ты спросила, почему я такой серьёзный? Я был не серьёзным, а грустным. Просто понимал, что ты скоро уедешь и мы, скорее всего, больше не увидимся. Но потом понял, что не нужно поддаваться эмоциям. Пришлось собрать волю в кулак, чтобы тебе не испортить настроение своим кислым видом.
   - Честно говоря, я так и подумала. Только актёр из тебя неважный.
   - Я же не актёр.
   - Слушай, а как ты можешь так мало спать? - спросила, чтобы перевести разговор на другую тему.
   - Восемь часов спать вредно, а меньше четырёх – опасно. Мне вполне хватает. Армейская привычка. Когда спать-то было? Встаёшь в шесть, со службы приходишь после двадцати, а хочется ещё с друзьями встретиться, да и мало ли ещё с кем.
   - Понятно, - она поставила улыбающийся смайлик.
   - Когда у тебя отпуск?
   - Летом, как у всех учителей. Только у меня получится с разрывом. Я в июле работаю за директора.
   - Ого!
   - Я не говорила?
   - О чём?
   - Что не просто учитель, а замдиректора.
   - Нет! Ты ещё больше выросла в моих глазах, - теперь он поставил улыбающийся смайлик.
   - А ты куда в отпуск?
   - Никуда. В городе и на даче. Да и загранник закончился. И жару я не люблю.
   - А я была только в Тунисе и Турции.
   - Ты ещё в Кронштадте была…
   - Да, - Ольга улыбнулась и посмотрела на их совместную фотографию.
   - Я тут посмотрел гороскопы… совпадение девяносто три процента.
   - Совпадение? Не поняла.
   - По знакам зодиака и датам рождения.
   - И?
   - Что непонятного написал? – обиделся Виктор.
   - Не поняла, про какое совпадение ты говоришь. Странно: увлекаешься гороскопами…
   - Совпадение – способность существовать вместе.
   - Существовать? Нет-нет, к словам не придираюсь Да я и сама слушаю по утрам гороскоп, а потом ещё и в машине другой. Часто не совпадают.
   - Совпадение интересов… Зачеркни слово «существовать», если резануло слух.
   - Зачеркнула! – она мысленно улыбнулась.
   - Вижу – умница… А я сегодня дома телефон забыл, пришлось возвращаться. Если так и дальше пойдёт, придётся повесить на дверь табличку с напоминанием. А то и с адресом… Всё, я спать…
   - Девяносто три процента, - вспомнила она. – А семь – на то, что я сплю много, а ты рано встаёшь?..

***

   - Я проспал сегодня невероятное количество часов, - в один из вечеров она прочитала сообщение Виктора. – Проснулся и осознал, что сегодня пятница! За окном совершенно чистое небо – будет прекрасный весенний день. Ты на майские отдыхаешь?
   - Добрый вечер! Только пришла с работы. Сегодня был трудный день, директор ещё и субботник устроил. Устала… На улице и у нас тепло и чудесно, но завтра обещают мокрый снег. Рада, что ты выспался. Сон – это здоровье! На майские, скорее всего, займусь дачей. У меня там полный беспорядок.
   - Наконец-то ответила, - тут же написал собеседник. – Весь день хожу с телефоном и жду от тебя весточки.
   - Как прошёл день?
   - Ездил на прошлую работу. Директор без меня зашивается, уговаривал вернуться.
   - И что ты решил?
   - Думаю. Может, немного и поработаю.
   - Ты целое послание пишешь, или инет так тормозит?
   - Тормозит. А может, твой телефон так…
   - Выкинуть? Или пусть живёт?
   - Телефон? Пусть…
   - Надо тебе ноутбук подарить, чтобы быстрее отвечала.
   - Я же не буду везде с ним ходить, - поставила в конце сообщения смешной смайлик.
   - У меня всю жизнь только стационарные… А тебе на майские когда на работу?
   - Как и всем – после праздников.
   - Так приезжай!
   Ольга долго не отвечала, и Виктор написал:
   - Ладно, видимо, не до меня. Я пошёл.
   - Искала билеты в Питер, - сообщила через какое-то время. – Но уже давно ничего нет, а если есть, то слишком дорого.
   - На РЖД нужно подать в суд: совсем работать не хотят. Ладно, отключаюсь, доеду до «Ленты», нужно закупиться на неделю.
   - Ты же вроде один живёшь? Зачем закупаться?
   - Почему один… у меня есть черепаха. Ей нужно креветок купить. Любит их, зараза. А ещё у меня кот был…
   - О! Как интересно. Ладно, не грусти!
   - Не грущу! А чего грустить? Ты всегда со мной, - он прислал её фото. – Как может грустить человек, если у него заставка на рабочем столе так выглядит? Тут даже Вангой быть не нужно, хватит Кашпировского.
   - Откуда? Этой фотографии лет десять!
   - Десять? Ты меня обманула: тебе уже тридцать? А я, дурак, надеялся, что двадцать.
   - Я обманула? Как можно?!
   - Ты честная девушка, я это сразу понял… я с плохими не общаюсь.

***

   Утром Ольга зашла в интернет и увидела сообщение от Виктора, отправленное в четыре утра:
   - Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
     Пора, красавица, проснись:
     Открой сомкнуты негой взоры…
   Она тут же ответила:
   - Уже встала. Как ты можешь так рано вставать? Ответ узнаю вечером.
   Вечером в своём сообщении Виктор прислал еще одну её фотографию.
   - Ты все мои фотки перетырил?
   - Перетырить – передать краденую вещь товарищу, - последовал ответ. – Это условный язык петербургских мошенников. А я для себя.
   В конце сообщения он прислал поцелуй.
   - Ого!
   - Давно хотел, да как-то стеснялся.
   - Ты? – удивилась Ольга.
   - Конечно, я ведь самый скромный человек на свете. А ты самая красивая девушка … своей области.
   - А почему только области? –спросила и отправила обиженный смайлик.
   - Ты для меня самая красивая девушка в мире.
   - Здорово, конечно, но всё-таки не тяну на это.
   - Стояла тёмная ночь, настолько тёмная, что так и хотелось совершить преступление… воспользовавшись единственной слабой стороной жертвы – желанием спать по ночам, преступник решился на рецидив и рискнул выкрасть ещё пару фотографий… продолжение следует… - написал и прислал фотографии.
   - Ты стихи пишешь? – удивилась Ольга.
   - Нет, моя недосягаемая… не пишу.
   - О! Какая я… Не только красивая…
   - Да уж, действительно, есть чем гордиться.
   - Гордость так и распирает!

***

   Прошёл ещё один день. Работа выматывала, хотелось отдыха, впереди маячили майские выходные. Ольга была в раздумьях: посвятить время даче или всё-таки плюнуть на деньги и махнуть в Питер.
   Решение пришло само собой после сообщения, которое прислал Виктор:
   - Оля, привет! Я напишу, что думаю… без соблюдения правил пунктуации, просто мои мысли… смысл будет понятен, хотя они и будут сумбурны. После нашей непродолжительной встречи, естественно, сразу возникли вопросы на основании всех полученных эмоций… там, в кафе, мне было тяжело, и я пытался держать мину при плохой игре… я понимал, что нас разделяет расстояние и куча бытовых проблем, которые не так просто решить, а может, и просто нереально… но человек так устроен, что не может жить без надежды и иллюзий… Самый главный вопрос, который волнует – что дальше? Я всё время об этом думаю и не нахожу ответа… отношения на расстоянии имеют много подводных камней, а в нашем случае и об отношениях сложно говорить, была короткая встреча… возникла симпатия… лично у меня с первого взгляда… ухожу на работу – вижу тебя, прихожу – вижу тебя… правда на заставке компьютера… ну хоть так… Ой, написал непонятно что и как… трудно отражать чувства на бумаге… Пора на работу… Обнимаю…
Придя домой, она начала искать билеты. Цены на самолёт оказались заоблачными, но нашла на поезд, который кланялся каждому столбу и вместо положенных двенадцати часов ехал шестнадцать. Об этом она тут же сообщила Виктору.
   -  Олечка! Я ожидал всего, но на такое рассчитывать не мог в самых безумных фантазиях. Так бери тогда с собой личные вещи… твой обратный билет мы подарим РЖД, а они нас благословят за это, - написал он в ответ.
   Ольга отправила смешной смайлик:
   - Обратно придётся возвращаться: у меня дочь и мама…
   - Какого числа ты приедешь? Я смотрю билеты в театр. Ты же в каждый приезд ходишь на спектакли.
   - Тридцатого буду утром в Питере.
   - Отлично! Не знаю, что ты больше всего любишь, скинул себе большой список спектаклей… вот пытаюсь что-то выбрать. До чего всё-таки может довести такая женщина бывшего артиллериста и зама директора… Господи! Как меня достало правильно ставить знаки препинания…
   - Не ставь! Я пойму.
   - Ну нет! Это унижение моего достоинства. Ты учитель, а я буду писать с ошибками… Итак, выбрал девять спектаклей, кроме тех, что совсем не по мне. 1. «Алиса в стране Чудес». 2. «Лес». 3 «Сегодня или никогда»… - далее следовал список. – Это всё я написал?
   - Читаю…
   - Ну-ну. И что выбрала?
   - «Сегодня или никогда». Интересно, о чём? И какой театр.
   - Ты неправильно читаешь! Нужно: 29 или никогда.
   - Почему именно 29?
   - А какого ты едешь?
   - Смешно!
   - Что смешного? Так что ты выбрала?
   - А тебе что нравится?
   - Мне без разницы. Главное – с тобой. «Сегодня или никогда» - французский адюльтер на русской почве, история двух семей, «четырёхугольник». В спектакле звучат вечные вопросы о браке, семье, любви… - Виктор написал полную аннотацию. – Так что? Брать?
   - Да.
   - И в конце немного юмора… ты опять приезжаешь в 5.30? Так рано?.. Постараюсь проснуться и встретить…
   - Мне гостиницу заказать?
   - Я тебя обожаю.
   - Про время не угадал. Придётся ехать через Москву. Поезд затрапезный, будет тащиться, а я буду спать. И приеду только к девяти, так что и сама выспаться успею. Кстати, вокзал не Московский, а Витебский.
   - Ок! Понял! Не удивлён… это про выспаться. Не забудь написать номер поезда и вагона.
   - Номер…, вагон 13.
   - Я подумал… приходит поезд, а вагонов 12…
   - Сюрпрайз. Вот радости-то будет!
   - Это уже не по-питерски… у нас парадная и поребрик… радости кому???
   - Да, у нас в провинции бордюр и подъезд.
   - И булошная…

***

   Когда поезд медленно подбирался к вокзалу, Ольга увидела на перроне Виктора. Тот внимательно смотрел в окна вагона.
   - Привет! – он крепко прижал её к себе, словно не хотел больше отпускать. – А вещи?
   - Это всё, - в руках была только небольшая походная сумка.
   - Аааа, - протянул разочарованно. – Я думал: ты насовсем.
Ольга улыбнулась:
   - Я же говорила…
   - Ну да…
   Когда машина повернула на Лиговский, пассажирка спросила:
   - А мы куда?
   - Ко мне.
   - Так ведь…
   - Я живу в Шушарах.
   - В Шушарах? А это что и где? Ты же вроде говорил, что на «Горьковской».
   - Нужно же мне было с тобой познакомиться, - он улыбнулся. – Ты что, испугалась?
   - Нет.
   - Я тебя умоляю… Мы же с тобой почти родня.
   - То есть?
   - Ты же всё равно мечтала вернуться в Питер, так вот…
   Она не ответила.

***

   Оказалось, что Шушары находятся в нескольких километрах от города.
   - Теперь это не пригород, а уже территория Питера. Я после службы думал, где остановиться. В Кронштадте уже делать было нечего: там никого не осталось. А здесь было тихо и спокойно. Я и квартиру выбирал так, чтобы солнце не очень надоедало: этаж и направление окон… - рассказывал Виктор, когда они ехали в лифте. – Одиннадцатый этаж.
   Квартира была двухкомнатная.
   - Евродвушка, - провёл экскурсию по своему жилищу хозяин. – Одна комната маленькая, вторая совмещена с кухней. А здесь санузел.
   Он привёл гостью на лоджию:
   - Смотри, какой вид! Да вот решили что-то построить под окнами. А по проекту, в то время когда покупал квартиру, ничего не было. Обманули гады…
   На подоконнике стояла банка с окурками (было похоже, что курил он много и часто), рядом лежала тряпочка. Виктор пояснил:
   - Это если пепел упадёт случайно.
   Кругом царили порядок и необыкновенная чистота.
   «Ничего себе! – подумала Ольга. – Я успеваю раз в неделю смахнуть пыль, если силы есть, помыть плиту и отмыть чайник, который мама умудряется привести в негожее состояние за один день, пока готовит что-то».
   - Ну как? – поинтересовался Виктор.
   - Не похоже, что здесь живёт холостяк.
   - Я тебя умоляю… Холостяки разные бывают. Не люблю пыль. Всё должно быть чётко, каждой вещи своё место.
   Она посмотрела на плиту – ни капли жира. «Мама дорогая! Хорошо, что я к нему приехала, а не он ко мне», - подумала гостья и вспомнила обои в коридоре своей квартиры, которые кот превратил в лоскуты.
Из большого аквариума черепаха внимательно следила за новым человеком.
   - Устала с дороги? Отдохнёшь? Душ?
   - Спасибо. Всё нормально.
   - Вот место в комоде для тебя освободил, - он показал пустые полочки. –Занимай!
   - Да ладно, не нужно. Я же на пару дней, - сказала и оставила вещи в сумке в прихожей.
   Виктор промолчал, но было заметно, что это ему не понравилось.

***
   Спектакль оказался интересным. В антракте Ольга спросила:
   - Как ты думаешь: они поменяются парами?
   - Тут и думать нечего – останутся при своих мужьях-жёнах.
   Виктор оказался прав.
   - Ты прочитал в описании спектакля? – удивилась спутница.
   - Тут и читать ничего не нужно, итак всё понятно. Опыт не пропьёшь: давно живу, многое повидал.

***

   Проснувшись утром, Ольга не обнаружила Виктора на кровати. Из соседней комнаты доносился звук работающего телевизора. Она встала, накинула халат и начала заправлять постель. В этот момент в комнату вошёл хозяин:
   - Уже встала?
   Она посмотрела на часы – девять:
   - Только что.
   - А я с пяти не сплю. Вот хожу и пытаюсь тебе не мешать. Слоняюсь по комнате. На лоджию потихоньку пробирался покурить.
   - Я не слышала.
   - Так я тихо, - он усмехнулся. – Ну что? Чай? Кофе?
   - Сначала душ.
   Виктор взял из рук Ольги подушку:
   - Давай я сам: нужно ещё хорошенько взбить. А здесь заправить вот так.
   Пока гостья принимала душ, хозяин приготовил чай, поставил на журнальный столик блюдце с лимоном, конфеты, печенье.
   - Может, суп будешь? Я сварил чудесный фасолевый суп в девятилитровой кастрюле.
   - Девятилитровой? И все съедаешь? – удивилась Ольга.
   - Я тебя умоляю. Что там есть? – он улыбнулся, затем посмотрел на собеседницу и засмеялся: - Да шучу я… в пятилитровой.
   - Да уж. Намного меньше. Я на семью из трёх человек варю в трёхлитровой. На два дня хватает.
   - Я ставлю в холодильник… и ничего не пропадает…
   После завтрака Ольга собрала чашки и тарелки и решила их помыть.
   - Оставь, я сам.
   - Да я уже всё, - она хотела поставить чистую посуду в сушилку, но хозяин опередил:
   - Пусть пока здесь постоит, - он указал на разложенное на столешнице полотенце, затем взял лежащую тут же тряпочку и вытер капли, стёкшие с вымытой посуды. - У нас есть планы на день?
   Ей хотелось погулять по городу, встретиться с подругой, но всё стоило отложить, потому что приехала в гости к нему:
   - Наверное, нет.
   Он посмотрел на часы:
   - Поздновато, конечно, но, может, поедем на дачу? Шашлыки пожарим?
   - Почему поздно?
   - Я выезжаю в шесть.
   - Ого…
   - Встаю рано, да и пробок на дороге нет. Ну что? Едем?
   Она только кивнула в ответ.

***

   Машин на самом деле было много. Они ехали сплошным потоком, кому надоедало тащиться вместе со всеми, нагло выезжали на обочину, стараясь вырваться вперёд. Кто-то пытался перестроиться из ряда в ряд, надеясь опередить остальных.
   Ольга с Виктором со смехом наблюдали, как одна дама перестраивалась из ряда в ряд.
   - О! Уже двенадцатый раз.
   - Слушай, а ведь в машине дети. Разве мать не понимает, что это опасно? – удивлялась Ольга.
   - Смотри: она на две машины впереди нас.
   - Перестроилась. О! Уже сзади.
   - Пятнадцатый…
   Они насчитали двадцать семь перестроений машины, за которой наблюдали, пока сами не свернули с трассы.

***

   До дачи добирались почти два часа.
   - А я еду минут пятнадцать-двадцать, - сказала Ольга, когда машина остановилась. - И это от дома до участка.
   - Провинция, одним словом. У вас всё рядом.
   - Да! Всё…
   - Крепко ты там засела… Но у нас лучше.
   - Не спорю, - она улыбнулась. – Ты же знаешь: моя мечта - вернуться.
   - Я давно об этом говорю. Переезжай!
   - Я тоже говорила…
   - Продай квартиру, машину, дачу…
   - У меня мама…
   - Так ты с мамой.
   - Она не поедет. Там её родина.
   - Ну, не знаю…
Дачный домик оказался небольшим: две крохотные комнатки, маленькая кухня.
   - Устраивайся на веранде, - предложил Виктор. – День тёплый, а дом ещё не прогрелся, сыро.
   Пока хозяин разжигал мангал, Ольга осмотрела участок: особых посадок не было. Одинокая теплица оказалась главным украшением.
   - Огурцы-помидоры сажаешь?
   - Нет. Лучок, редиску… закуску под водочку.
   - Шутишь?
   - Нет. Ставлю посередине участка кресло, стол раздвижной. На него бутылку, мяско – и наслаждаюсь природой. Люблю так посидеть. Соседи у меня спокойные. Тишина! Красота! А у тебя на даче что?
   - В основном цветы и кустарники. Большая часть просто свободна. Не успеваю только с травой бороться – так и прёт, - пожала плечами Ольга.
   - Чем косишь? Косой?
   - Да ты что! – она рассмеялась. – Триммером. У меня их три.
   - Ух ты, богатая какая! – усмехнулся Виктор, снимая шашлыки с мангала.

***

   Последний вечер они провели дома.
   - Что ты решила?
   - Ты о чём?
   - О переезде, конечно.
   - Витя!..
   - Я тебя умоляю! Опять начнёшь ту же песню.
   - Ты сам всё знаешь. Я не могу всё и всех бросить…
   - Ладно.

***

   На следующий день Виктор отвёз Ольгу на вокзал. Она подошла к киоску с сувенирами:
   - У меня питерская кружка разбилась. Нужно купить новую.
   - Выбирай!
   - Вот эту, с котами.
   На кружке красовались два замечательных питерских кота, которые, обнявшись, сидели на крыше.
   - Какая прелесть! Спасибо, - поблагодарила, когда Виктор купил кружку.
   - В Кронштадте же ничего не купили, - вспомнил он. - Пусть эти коты меня напоминают.
   - Нас, - поправила Ольга.
   - Будешь пить чай и меня вспоминать, - сказал,став вмиг серьёзным.
   - Я и так буду, - поцеловала на прощание.

***

   И снова началась переписка.
   - Как добралась?
   - Отлично! Уже отработала весь день. Работы накопилось море! Вот тебе и выходные, хоть из школы не выходи…
   - А я спал на твоей подушке. Она ещё пахнет твоими духами.
   Ольга промолчала в ответ.
   - Как кружка? Не разбилась?
   - Классная. Коты великолепны! Кстати, дочь увидела и захотела такую же. Придётся в следующий приезд искать.
   - Я куплю и пришлю.
   - Как?
   - Это моя забота!
   На следующий день Виктор написал, что нашёл нужную кружку:
   - Ну и задачка! Там, где покупали, уже не оказалось. Пришлось объездить полгорода.
   - Зачем? Я бы свою отдала.
   - Как зачем? Я обещал.
   - Спасибо!
   - Теперь нужно подумать, как отправить. Я тут правда уже нашел картонку. Теперь нужно выпилить, упаковать.
   - Столько неудобства мы тебе доставили.
   - Олюнчик! – теперь он называл её именно так, с ударением на второй слог. – Я тебя умоляю! Чем мне ещё заниматься вечерами?
   Виктор всё-таки вернулся на прежнюю работу.
   - Надоест – уйду, - написал он. – Усталтаксовать. Буду в выходные или свободное время, если желание появится. Нужно же чем-то себя занимать, а то все мысли о тебе.
   Посылка пришла быстро. На картонной коробке под размер кружки аккуратным почерком был написан адрес.
   - Ух ты! – воскликнула дочь, когда открыли посылку. – Классная коробочка. Смотри: даже наждачкой прошёлся… Интересный дядька. А фотки ты так и не показала.
   - Как-нибудь потом…

***

   - Привет, Олюнчик! Я сегодня на даче, скосил траву, шашлык пожарил. Хорошо пошёл под водочку.
   - Ты так часто пьёшь? – удивилась Ольга.
   - А что ещё мне остаётся?
   - Зачем? Почему? Здоровье губишь…
   - Я тебя умоляю! Я здоров как бык! Да и повод у меня есть: младшая сына родила.
   - Поздравляю! Здорово! Ты стал дедом.
   - Почему стал? У меня внучке пять. Это у старшей.
   - О! Ты мне не говорил.
   - Я много чего не говорил… Старшая в Москве живёт. Это младшая недалеко от меня. Квартиру снимают с мужем. Уговариваю в Шушарах купить квартиру.
   - Как настроение? – перевела она разговор и тут же пожалела об этом.
   - Да какое может быть настроение? Вот водку пью.
   - Ты же не сегодня домой?
   - Что я, дурак что ли? Нет, конечно. Отосплюсь и завтра поеду.
   - Вот и правильно.
   - Когда ты теперь в Питер?
   - Надеюсь, что на каникулах.
   - Ну да…
   - Что?
   - Ничего. Отдыхай. У меня шашлык стынет…

***

   - Привет, Олюнчик! Как успехи в воспитании подрастающих оболтусов?
   - Нормально! Как ты?
   - Отлично! Неделю не пил – работал. Сегодня дома сижу – телек, уборка, готовка. Бутылочку купил.
   - Опять?
   - Почему опять? Я тебя умоляю!
   Она не ответила.
   - Я себе кота завёл! – сообщил Виктор.
   - Серьёзно?
   - Конечно! Сейчас фото пришлю.
   С фотографии на Ольгу смотрел красавец с умными глазами.
   - И как тебе?
   - Хорош! Очень красивый. Он же породистый?
   - Других не держим, - обиделся Виктор. – У нас только замдиректора, учитель высшей категории да русская голубая…
   Она в ответ поставила смеющийся смайлик.
   - Он такой умница.
   - Обои не портит?
   - Ты забыла, у кого он живёт? В лоток пошёл с первого раза, когти точит только об когтеточки, приучил (а куда ему деваться?). Когда подрастёт, научу ходить на унитаз. Кот не женщина, быстро понимает, что от него хотят.
   - Кто бы сомневался!
   - Кстати, спит на пледе, что ты мне подарила. Он нам очень нравится обоим.
   - Рада за вас. Значит, помнишь обо мне!
   - А как же!.. Ты же знаешь.
   - Не знаю.
   - А что говорить? Ты же прилипла к своему городу…
   Она опять не ответила.
   - Ладно, мы пошли на лоджию курить. Захочешь поговорить – звони на вацап.

***

   - Олюнчик, привет!
   - Привет!
   - Я сижу плачу.
   - Что случилось??
   - Мы с котом приехали на дачу, он убежал.
   - Испугался?
   - Наверное.
   - Если не найдётся, что я буду делать? Умру, наверное…
   - Найдётся.
   - Один он у меня…
   - Что за настроение?
   - А какое должно быть?..
   Утром Виктор прислал сообщение:
 - Нашёлся! Господи. Я тут чуть с ума не сошёл. Он под домом сидел. Пришёл, трясётся весь. Мой маленький мальчик…
   - Вот видишь – всё хорошо.
   - Хорошо! Нам с котом хорошо… - и поставил грустный смайлик. – Ты когда приедешь?
   - Через пару недель.
   - Точно?
   - Зуб даю.
   - Не смешно!
   - Мне не нравится твоё настроение… Ты грустишь.
   - Как в рекламе… жизнь течёт, а не капает. А у меня, похоже, капает.
   - Не грусти! Живы-здоровы с котом, да и ладно.
   - Не грущу. После шестидесяти жизнь только начинается. Кстати, ты прививку сделала?
   - Нет, не делала и не собираюсь. Мы же всей семьёй переболели, поэтому не буду.
   - Ну и зря! Я уже и повторные сделал.
   - И как?
   - Никаких ощущений. Да я же водочкой всё проспиртовал.
   Она отправила грустный смайлик.
   - Пандемия пандемией, а я вчера голубцы сделал первый раз в жизни. Вкусно!
   - Переезжаю к тебе.
   - Голубцы не вечны, можешь не успеть.
   - Я же не приехать, а переехать.
   Он не ответил.



***

   Она, как и обещала, приехала через две недели.
   - Ты опять с одной сумкой? – грустно произнёс Виктор, встретив её.
   Ольга пожала плечами:
   - Я на три дня.
   - Понятно!
   - Витя! Что тебе понятно?
   - Ничего.
   В машине ехали молча.
   Когда подошли к двери в квартиру, раздался кошачий писк.
   - Вот кто меня любит, - сказал Виктор, когда они вошли. Кот сидел в прихожей на коврике, ожидая прихода хозяина. – Мой хороший…
   Кругом царил привычный порядок. Тряпочки для уборки пыли лежали на тех же местах.
   - А где аквариум и черепаха?
   - Сдохла! – спокойным тоном ответил хозяин.
   - Серьёзно?
   - Абсолютно! Какие могут быть шутки?
Вечером он спросил:
   - Какие планы на эти три дня? Театр, подруги, прогулки?
   - Вообще-то я приехала к тебе.
   - Ну-ну… С маленькой сумочкой и на три дня?
   - Витя…
   - Я тебя умоляю! Всё понимаю…
   - Хочу съездить к папе на кладбище. У него день рождения. Да и не была больше года.
   - Отвезу.
   - Да я могу сама… электричкой.
   - Как хочешь.
   - Не хочется тебя напрягать…
   - Мне не сложно. С утра и поедем.
   - Спасибо!
Виктор, как обычно, лёг спать рано. Ольга же никак не могла заснуть. Она думала о завтрашней поездке в посёлок, где было последнее место службы отца и где тот был похоронен. Приезжая туда, каждый раз удивлялась: и как тут можно было жить? Две улицы крестом, одна объездная дорога. Школа, несколько пятиэтажных и двухэтажных домов, клуб. Недалеко от посёлка, в лесу, воинская часть, которая давно разрушена и заброшена, и рядом с ней кладбище… А ведь раньше она стремилась домой, с трудом дожидаясь субботы и несясь после занятий в педучилище на электричку, чтобы добраться до Луги и успеть на последний автобус до посёлка. И уезжала не в воскресенье, а рано утором в понедельник, чтобы побольше побыть дома. Сейчас посёлок снова набирал силу, но теперь жить в нём она не хотела бы, поэтому, посетив кладбище, тут же уезжала.

***

   Выехали они в девять утра. Виктор опять не спал с пяти, мужественно дожидаясь, когда проснётся Ольга. Он несколько раз выходил на лоджию покурить, успел посмотреть по телевизору новости и какую-то программу о животных, выпил чай, поиграл с котом, прошёлся влажной тряпкой по стеллажу.
   - Нужно было всё-таки выезжать раньше. Сейчас опять пробки будут.
   - Но ведь сегодня не выходной, - удивилась Ольга. – А помнишь ту даму, что то и дело перестраивалась, когда мы ехали на дачу?
   - Помню, конечно, - он улыбнулся.
   Пробок на трассе не было, да и машин было немного.
   - Нам повезло, - сказала она. – А погода – просто класс. Спасибо тебе!
   - За погоду? – Виктор усмехнулся.
   - За то, что везёшь.
   - Но ты же ко мне приехала, - напомнил он. – На целых три дня. Как я мог не отвезти…
    Поворот на объездную дорогу около Луги они пропустили, пришлось ехать через город.
   - Тут что, бомбёжка была? – удивился Виктор, когда проезжали по центральной улице.
   - Похоже. Луга ещё во времена Пушкина не отличалась классными дорогами. Он писал:
Есть в России город Луга
 Петербургского округа;
Хуже не было б сего
Городишки на примете,
Если б не было на свете
                Новоржева моего.
   - Олюнчик, ты у нас учитель высшей категории, всё знаешь.
   - Смешно.
   - Да ладно.
   - Ты же знаешь, что Пушкин по этой дороге ездил из Петербурга в Михайловское. Мы проезжали с тобой Выру. Оттуда Дуняша сбежала с Минским. Там сейчас музей.
   - Дуняше посвящён? – улыбнулся Виктор.
   - Самсону Вырину, - улыбнулась в ответ. - А вот и выезд из города. Сейчас пушки должны увидеть. Вот, смотри. Здесь проходил Лужский рубеж.
   - Ты откуда знаешь?
   - Всё это нам рассказывали в школе. Да и моя классная подрабатывала внештатным экскурсоводом. Она нас повозила по области. Кстати, была учителем русского языка и литературы. Благодаря ей и я стала.
   За разговорами они подъехали к посёлку.
   - Давай заезжать не будем, проедем окраиной, - она показала направление.
   На кладбище никого не было.
   - Боже! Как оно за год разрослось, - удивилась Ольга. – Опять с трудом найду папу.
   Она начала передвигаться вдоль оград то в одну, то в другую сторону, но никак не могла найти могилу. Слёзы потекли ручьём: «Да что же я за дочь? Приезжаю раз в год-два, да ещё и сразу не нахожу».
   В это время Виктор проходил мимо могил, иногда останавливался, рассматривал фотографии, читал даты…
   - Нашла!
   Ольга начала рыдать, она пыталась дышать медленно, но никак не могла успокоиться.
   С фотографии на неё смотрели умные глаза отца:
   - Здравствуй, папа! Как ты?
   Когда-то для кладбища выбрали удачное место: сосны и песок, поэтому в оградке было сухо и чисто.
   - Хорошее место, - сказал, подходя, Виктор.
   - Да. Я знаю, что раньше прапорщики здесь, на могилке, собирались часто и поминали. Папа был не только хорошим отцом, но и командиром.
   - Понимаю.
   Назад они проходили между близко стоящими оградами. Виктор шёл впереди, Ольга сзади. Она то и дело оборачивалась, словно хотела ещё немного побыть здесь. Вдруг раздался треск и стук.
   - Ничего себе! – воскликнул Виктор.
   Спутница быстро посмотрела в его сторону – прямо за ним лежала большая ветка, только что упавшая с дерева.
   - Представляешь: буквально на секунду задержался бы – и точно по голове попала бы. Не судьба!
   - Значит, жить будешь долго! – улыбнулась Ольга и обняла его.

***

   - Привет, Олюнчик! Ты уехала, и мы с котом загрустили…
   - Не грустите! Жизнь идёт вперед.
   - Ага! И бьёт по башке…
   - Что случилось?
   - Кот лапку сломал.
   - Как же так?
   - Прыгнул неудачно с душевой кабины. Вот лечимся.
   - Сочувствую.
   - Спасибо! Что у тебя нового?
   - Всё как всегда: работа, работа и ещё раз работа. Отпуск же с разрывом. Сейчас за директора работаю, потом опять отдыхать. Ещё и дача вся на мне.
   - Да, я помню: ты хорошо там у себя окопалась.
   - Ты же знаешь: я очень хочу переехать…
   - Хотеть не вредно, вредно не хотеть…
   - Витя… Смотри: я поклеила на кухне обои с видами Питера, - она прислала фотографию.
   - Тебе теперь и переезжать не нужно. У тебя всё есть.
   - У меня есть ты.
   - Ну-ну… - он выдержал театральную паузу и написал: - Дураков учить надо. Буду умней в дальнейшем… Не делай добра.
   - Не поняла? – удивилась Ольга.
   Виктор прислал фото штрафа за нарушение скоростного режима. Там был указан номер машины и сказано, что водитель превысил скорость в районе Пулковского шоссе на тридцать три километра в час.
   - То есть виновата я, что ты скорость превысил?..
   - Неплохо съездил.
   - Благодарю…

***

   Остаток лета Ольга просидела дома. Из-за пандемии отдых на пляжах Турции и Туниса оказался под запретом, на русский юг, который оккупировали туристы, ехать не хотелось. Время пришлось проводить на даче.
   С Виктором они реже переписывались, иногда звонили друг другу. Голос собеседника звучал нарочито весело.
   - Привет, Олюнчик! У меня всё без изменений. Ездил за грибами два раза. Супчик из белых сварил. Вкусный! Дожди нужны, а то в лесу сухо и грибов маловато. Помыл кота. На дачу больше его не повезу, пусть дома сидит чистый. К дочке ездил. С внуком посидел.
   - Какой ты молодец! А я за грибами не ходила несколько лет уже.
   - Приезжай – сходим.
   - Думаю об этом.
   - Слушай, я тут что-то затупил… У тебя когда день рождения?
   Она назвала дату.
   - Во как! А я думал, что завтра.
   - Хотел поздравить? – она отправила смешной смайлик.
   - Подумал.
   - Не откажусь – поздравляй!

***

   Поздравить с днём рождения он всё-таки забыл.
   - Так и не дождалась поздравления, - написала Ольга.
   - Забыл. Каюсь. Мысли не о том. Поздравляю. Целую.
   - Спасибо! А что случилось?
   - Мой бедный кот. Допрыгался. Я рыдаю.
   - Что такое?
   - Свалил вазу, она разбилась. Кот поранил лапу и отрубил кончик хвоста.
   - Как же так? Бедняга!
   - Вот так. Хотел на дачу поехать. В итоге сижу дома, лечу его.
   - Уколы или капельницы?
   - Ему швы наложили. Обезболивающее, антибиотики…
   - Сочувствую.
   - Мне или коту?
   - Коту, конечно.
   - Мур, мур. Это он «спасибо» говорит.
   - И ему привет.
   - Сегодня думал снять швы. Сказали – рано ещё. Выписали новое лекарство Так его жалко, лучше бы у меня палец отрезали.
   - Понимаю… А я собираюсь в Питер на пару дней. Хочу просто погулять по городу, походить по магазинам. Приютишь?
   - Любишь ты просто гулять, - он выделил последние слова. - Живи. Не вопрос. Заодно еду будешь готовить… Я встречу. Напиши когда.
   Она написала дату, он ответил:
   - Ок.
   - Что «ок»?
   Ответа не получила, собеседник вышел из сети.
   Ольга подумала, что Виктора будет раздражать её желание куда-то ехать, где-то гулять, сходить в театр… Она забронировала гостиницу на Невском, о чём и сообщила.
   Ответ пришёл только через два дня:
   - Я в шоке. Почему?
   - Ты долго не отвечал, да и мне так удобнее.
   - Сообщи номер рейса что ли.
   - Я доберусь сама. Там часто ходят автобусы.
   - Как хочешь…
   Ольга давно поняла, что никакого будущего у неё с Виктором быть не может: оба уже взрослые люди, привыкли жить свободно и самостоятельно: она работает с утра до ночи и, выбравшись в Питер, душевно отдыхает, наслаждаясь красотой архитектуры, общением с подругами, даже погодой, какую многие ругают; он любит тишину и порядок, не любит шумные компании, общество. Ужиться с таким человеком, скорее всего, не смогла бы, хотя в начале знакомства у Ольги возникали мысли о переезде, она даже интересовалась работой, но, размышляя, понимала, что не сможет уже пройти путь семейной притирки. Несмотря ни на что, к Виктору она питала тёплые и нежные чувства, переживала, если долго не выходил на связь, поэтому, приехав в Питер, сразу позвонила:
   - Привет! Давай завтра встретимся.
   - Олюнчик! – голос собеседника звучал жалко и трогательно. – У меня третий день болит бок. Кашлять больно. Если хочешь, приезжай в гости, я борща наварил.
   - Сегодня поздно. Завтра с утра?
   - Давай!..

***

Вид у Виктора был неважный. Осунувшийся, с красными глазами, постоянно надрывно кашляющий, он выглядел старше своих лет.
   - Как же ты так? Врача вызывал?
   - Я тебя умоляю, Олюнчик! Я сам себе врач!
   - Здоровье нужно беречь. А сейчас особенно.
   - У меня здоровье через край прёт. Не знаю, что такое давление. Да вот простыл где-то на работе, просквозило. Надо же - летом …
В квартире царил обычный порядок. Все необходимые тряпочки лежали строго на своих местах.
Кот лежал на диване на подаренном Ольгой пледе.
   - Как малыш? – спросила гостья и попыталась погладить кота. Кот тут же отпрыгнул в сторону и ушёл в другую комнату.
   - Жив, чертяга!
   - Ну, как вы поживаете?
   - А что с нами будет? Кот меня любит – я его люблю…
   - Не нравится мне твой кашель! Слушай, у вас в доме есть соляная комната. Тебе нужно туда сходить.
   - Зачем? – усмехнулся Виктор.
   - У тебя кашель, может, с лёгкими проблема. Сейчас с этим не шутят.
   - Я тебя умоляю! Ещё пару дней – и само пройдёт…

***

   Вечером Виктор написал:
   - Записался в соляную комнату. Завтра начинаю курс.
   - Молодец! Сколько сеансов.
   - Десять, - и он написал сумму, которую заплатил за них.
   - О! Дороже, чем я прочитала у них на сайте. Но процедура хорошая. Для лёгких полезно.
   - Спасибо, что посоветовала. Там хозяйка – такая лапочка.
   - Это хорошо! – она улыбнулась и поставила смешной смайлик. – Значит, будешь ходить.
   - Я вообще-то бабки заплатил, - чувствовалось, что он психанул. – Надеюсь, что поможет. И кстати, завтра бросаю курить. Иначе нет смысла в лечении.
   - Вот это здорово! Береги себя!
   - Так я водку пью – это лучшая защита от болезней.
   В последнее время с Виктором было сложно разговаривать: Ольга понимала, что так на него давило одиночество, проблемы с котом, да и что говорить – её друг начал чаще заглядывать в бутылку. Однажды написал, что гонит самогон. Ольга не поверила, тогда Виктор прислал фотографию. На даче тоже время проводил с шашлыком и водкой…

***

   - Привет, Олюнчик! У нас жара жуткая. Привёз дочку с внуком на дачу. Внучок из бассейна не вылезает, - Виктор прислал фотографию.
   - Внук на тебя похож.
   - Не нужно на меня, пусть счастливым будет.
   - Я же про внешность говорю.
   - Ну, я в молодости ничего такой был.
   - Да ты просто красавец! Видела твои лейтенантские фотографии. Не одну девушку с ума свёл…
   - Дочка с мужем в Шушарах квартиру сняли. В соседнем доме. Это тебе всё далеко было…
   - Рада за тебя и дочь… - она пропустила последние слова мимо ушей.
   - Да, теперь мне веселее стало. Машину им купил. Детки скучать не дают…

***

   В январе, во время зимних каникул, она с дочкой приехала в Петербург. В этот раз они остановились у своих друзей в районе «Садовой». Виктор встретил их на вокзале.
   - Знакомься – моя дочь. Виктор Васильевич.
   Он поцеловал обеих. По дороге к машине что-то быстро и увлечённо рассказывал. Все смеялись. Когда подъехали к дому, Виктор тоже вышел из машины, долго не уезжал и смотрел, как Ольга с дочкой скрылись в арке.
   - Слушай, классный дядька, - сказала дочь, когда подходили к подъезду.
   - Да, - подтвердила мать и вздохнула.
   Вечером она написала:
   - У меня завтра свободный день. Встретимся?
   - Конечно! – быстро пришёл ответ.
   Утром, когда Ольга ещё спала, пришло сообщение:
   - Я сейчас около Сенной. Могу забрать. Или поеду домой. Жду пять минут.
   Прочитала сообщение она только часов в двенадцать и вспомнила, что обещала встретиться с подругой.
   - Витя! Извини, сегодня никак не получится.
   - Жаль…
   В этот приезд они не встретились. Уезжая, Ольга написала:
   - Приеду в конце марта. У меня юбилей выпуска.
   - Хорошо, - ответил Виктор и вышел из сети.

***

   В феврале у Виктора был день рождения, и Ольга отправила сообщение-поздравление:
   - Витя! С Днём рождения! Здоровья, оптимизма, позитива и благополучия.
   Ответа не последовало. Она позвонила – трубку не взял.
   Прошло несколько дней, и в ленте новостей вконтакте Ольга прочитала: «Виктор впервые за долгое время опубликовал запись…». Она удивилась, тут же зашла на его страничку и увидела свечку и подпись: «Сегодня не стало моего папы…»
   Сначала Ольга никак не могла понять, о каком папе идёт речь, затем, когда пришло осознание написанного, заплакала. Она написала дочери Виктора:
   - Здравствуйте. Меня зовут Ольга, я знакомая вашего папы. Что случилось? Как же так?
   - Здравствуйте, Ольга! Я про вас знаю… Пока ничего не могу сказать. Папа не отвечал на звонки. Мы пришли, а он уже лежит на кровати весь синий…
   - Сердце?
   - Вскрытия не было ещё.
   Через день девушка написала:
   - Да, это сердце. Похороны будут в среду.
   - Я не смогу приехать… Да и не смогу увидеть его … такого… Где вы Виктора похороните? Он хотел с мамой.
   - Да, похороним с бабушкой…

***
   - Ты знаешь, что самое страшное в смерти? – спросила Ольга после длительной паузы.
   - А разве есть что-то страшнее её? – удивилась Елена.
   - Конечно! Самое страшное, что ты больше никогда не увидишь человека и, самое главное, не сможешь с ним поговорить. Ни-ког-да! Понимаешь: ни-ког-да!..