Антихазин или в поисках эффективного устава

Григорий Саталов
В своё время, в том числе и через радиостанцию «Эхо Москвы», ныне ликвидированную, Михаил Хазин разрекламировал свою книгу «Лестница в небо». В ней он предсказывал скорый крах привычного миропорядка и давал рекомендации о том, как выживать серьёзным людям после той катастрофы, которую он нам, если слегка пошутить, накаркал. Он с упорством, заставляющим подозревать его всерьёз в отработке чьего-то идеологического заказа, пытался внушить с первых страниц своей книги, что нигде и никогда в истории власть не берут. Её только дают. В серьёзную высшую власть могут только кооптировать. Этот хазинский тезис ведь неизбежно порождает конспирологическую картину мира. Есть некие небожители, и они подбирают себе помощников, винтиков системы. И  в таком процессе постоянно идёт борьба за место в этой иерархии власти. Причём успеха в этой борьбе может достичь лишь тот, кто маньяк власти. У кого жажда власти превалирует над всеми чувствами. Кто думает о власти все 24 часа в сутки. Остальные люди, кто манией власти не одержим, они в лучшем случае при власти могут быть лишь экспертами, референтами. Но они не серьёзные политики.
Старая добрая феодальная вертикаль власти
В чём то Хазин безусловно прав. Прежде в основном так в большинстве случаев и было. И какие бы цивилизационные и технологические перемены не происходили в истории, в государственном управлении, особенно в управлении азиатско-деспотического типа так всё и выстраивалось. И Европа со времён средневековья была опутана сложной сетью феодальных договоров между вассалами и сеньорами. И любой бизнес во все времена ищет себе надёжную крышу в силовых структурах, которая сможет спасти его от рейдерских захватов, не потому что такая добрая, а потому что те, кого она крышует, для неё являются ресурсной базой. И такую базу есть смысл оберегать от всех остальных. «Это наша корова и мы её доим».
И даже когда в СССР к власти пришли коммунисты, на практике в недрах партхозаппарата выстраивались всё такие же отношения покровительства, блата и коррупции. Отменив рыночные отношения в большой экономике, оставив лишь кооперативы и кустарей одиночек, сталинитам не удалось убить рынок как таковой. Просто рыночные отношения товар-деньги-товар, сменились
Отношениями товар - чиновник(бюрокарт) – товар. Вместо рынка, основанного на товарно-денежных отношениях, образовался теневой или серый квазирынок взаимных услуг и договорённостей. Можно тут ввести такой термин бартер доверия. Подробнее на этой стороне проблемы я, может быть, остановлюсь в другой своей статье, если читатели в комментариях об этом попросят.
А пока для заявленной темы для нас актуальнее подчеркнуть ту мысль, что в СССР всячески пропагандировалось уважение к людям труда. Любого труда. Не только к колхозникам и рабочим, но и к дворникам, учёным академикам, писателям журналистам, работникам торговли и официантам.
Насколько эта пропаганда была эффективной, и что думали по поводу официальной пропаганды широкие народные массы это другой вопрос. Тут каждый в состоянии разобраться и без автора в меру своего понимания массовой психологии.
Для иллюстрации приведу большую цитату из кумира тех лет И. В. Сталина. Это лишь небольшой фрагмент его выступления 4 мая 1935 года на выпуске красных командиров:
Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.
Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.
Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все".
В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значение этого нового лозунга? Я бы этого не сказал.
В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.
Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.
Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все".
Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.
Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.
(Конец цитаты Сталина)

Итак кадры решают всё. После того как Сталин в союзе с США и Соединённым Королевстовм разгромил императорскую Японию этот слоган стали даже вывешивать в цехах и офисах некоторых японских предприятий.
Однако уже после смерти Сталина в эпоху III Мировой (Холодной) войны, распада Британской империи и СССР и последовавшей за Холодной войной относительно  мирной передышкой, наука продолжала работать над тем, как сделать кадры ещё более эффективными. Для краткости изложения достаточно назвать довольно широко известную соционику и те исследования, которые проводил в замкнутых коллективах, Юрий Сенкевич. Тот самый, которому советские идеологические органы доверили вести передачу «Клуб кинопутешественников».
Мы же в данной статье обратимся к опыту конкретной организации, действовавшей на территории Ефремовского городского округа с начала 2013 по 2017 годы и её уставным принципам, разработанным офицером ПВО в отставке Сергеем Егоровичем Сальниковым. Недолгое время он состоял в Пиратской партии России. В настоящее время – беспартийный. Он продолжает активную общественную деятельность и часто посещает различные государственные инстанции. В частности здание Тульского областного суда. Более 100 лет назад это здание посещал и граф Лев Николаевич Толстой. Впечатления от судебных заседаний, натолкнули его на мысль написать роман «Воскресение».
Уставные принципы прямой демократии, разработанные Сальников и применявшиечя в деятельности Лиги граждан Ефремова в 2013-2017 годах.
Сальников же составил ряд уставных принципов, которые подойдут для любой группы людей, в которой члены этой группы знают друг друга более менее лично или что хуже удалённо, но не по предвыборным плакатам и видеороликам. Потому что как политтехнологи лепят имиджи политикам, в нашем кругу объяснять никому не требуется, надеюсь.
В сыром и крайне  кратком изложении принципы эти выглядят так:

1. Единство и сплочённость команды не должно зависеть от личных идеологий её участников.
2. Своё участие в политическом или общественном движении команда рассматривает как один из возможных способов деятельности, признавая адекватность и многих иных способов.
(Мы с Сальниоквым предполагаем, что Автор этого мира настолько щедр и добр, что Мультивселенная устроена как инструмент для иллюстрации любых наших представлений о ней, и всё, что в состоянии себе представить человеческое воображение, существует где то в Мультивселенной)
И в этом смысле мысли материальны.
3. Принципиально важно для наладки саморегуляции любой системы, включая и такую конкретную команду, которая взялась бы руководствоваться такими уставными принципами, эффективное функционирование прямых и обратных связей.
4. Все кто желают оставаться в команде, принимают участие в голосовании, в котором нет разделения на активное и пассивное избирательное право. Все кандидаты и они же все избиратели. Не желающие принимать участие в этом голосовании переходят в разряд участников команды с правом только совещательного голоса и возможностью в любой момент так же перейти но уже в индивидуальном порядке, войти в полноправные члены команды, с правом решающего голоса.
5. Голосование проходит публично гласно. Каждый выбирает себе персонального куратора. В результате выстраивается социограмма в графическом виде, на которой отражено кто за кого голосовал, которую составляет человек или комиссия, уполномоченные заниматься подсчётом голосов. Результаты её работы утверждает в нашем случае перманентный съезд партии обычным голосованием в прежнем режиме.
6. На основании социограммы и консультаций с участниками, получившими максимальное количество голосов, формируется федеральный штаб партии и его политбюро  из пяти человек. Батька (или Мать) (председатель), начальник штаба (секретарь), хранитель печати, капеллан и глава ревизионной комиссии. При подсчёте голосов, который затем отражается в социограмме. Каждый получает по одному голосу от тех, кто голосовал за него непосредственно, по полголоса от тех, кто голосовал за человека отдавшего ему свой полный голос, по четверть голоса, на
7. Батька и начальник штаба назначают своих заместителей вице-батьку и старшего офицера. Хранитель печати назначает заместителем вмце-хранителя. Капеллан назначает в заместители Дьякона. Глава ревизионной комиссии также назначает себе заместителя.

8. В дальнейшем никто не обязан выполнять никаких решений, за которые сам не голосовал. Но обязан учитывать просьбы и пожелания своего куратора. Если же куратор не устраивает, каждую субботу можно выбрать себе другого.
9. Изменения и дополнения в устав вносятся по мере необходимости по инициативе любого участника с правом решающего голоса. но только единогласно. У каждого такого участника с правом решающего голоса есть право вето. В случае невозможности прийти к оперативным тактическим решениям консенсусом, если мы коллектив тонет в дискуссиях и вязнет в спорах, решения, не терпящие отлагательства, принимает батька. В его отсутствие вице-батька, в их отсутствие начальник штаба, в их отсутствие старший офицер, в их отсутствие глава ревизионной комиссии, в их отсутствие глава ревизионной комиссии, в их отсутствие его заместитель, в их отсутствие  капеллан, в их отсутствие дьякон. Если же никто не выходит на связь из руководства, командование на себя вправе взять тот, кто сочтёт это целесообразным с учётом ситуации.
10. Поскольку каждую субботу кто-то может проголосовать по новому, то и распределение высших постов каждую субботу может измениться. Но вступают в силу эти изменения лишь через каждые три месяца.
11. Хранитель печати, фактически генеральный секретарь организации, избирается традиционным способом простым большинством голосов плюс один голос. Регулярная его сменяемость не требуется, поскольку высшим органом организации является не он, а федеральный штаб. Однако на хранителя печати не распространяется право, которое имеют все другие члены организации, право игнорировать те решения руководящих органов организации, за которые он сам лично не голосовал или голосовал против таких решений.
12. Распускается организация по инициативе Федерального штаба, если за такое решение проголосуют две  трети участников организации с правом решающего голоса плюс один голос.
Окончание перечня принципов.
В заключении остаётся отметить важнейшее преимущество такой системы голосования. Голоса меньшинства не исчезают из-за победы большинства. И  в меньшинстве каждые имеет своего куратора, за которого проголосовал. Возникает цепочка доверия, обеспечивающая эффективное управление организацией, прямую и обратную связь в ней.
При голосовании организация может расколоться на фракции. И это будет отражать реальное соотношение сил в ней. Чтобы понять, как эта система работает, нужно её применять хотя бы во временном экспериментальном порядке. Не разбив яйца, не изжаришь яичницу.