Дом музей вилла Надежда. Продолжение Наденька

Анна Алексеевна Золотовская
Дом – музей  вилла «Надежда».  Продолжение «Наденька».

«Дом построен в 1899 году, став центром всей парковой композиции и роскошной дачей для состоятельной семьи Худековых.»

Но до этого прекрасного события пролетела жизнь длиною в несколько десятилетий.
И начало жизни будущих супругов было далеко не таким прекрасным.

Дело в том, что Надежда Алексеевна Страхова вышла замуж за кузена по матери.
Отец был категорически против такого брака любимой дочери за, как ему казалось, не внушающего доверия мелкопоместного дворянина без «гроша за душой».
По взаимному согласию влюблённых, Надежда была увезена из родительского дома прямо с бала.

Поступив против воли отца, она лишилась приданого и всяческой помощи со стороны семьи.

Однако рассказ о Надежде Алексеевне Худековой надо начинать с ещё более раннего периода её жизни. С того времени, когда Наденька и две её сестры , Саша и Машенька, остались без матери. Мать умерла от болезни.

Очень скоро отец Алексей Фёдорович Страхов женился во второй раз.
Новая хозяйка дома Надежда Афанасьевна почему-то сразу невзлюбила своих падчериц. Особенно – старшую Машеньку, которая не хотела мириться с придирками мачехи.

Вскоре родителям «повезло»: к Машеньке посватался состоятельный жених, и её выдали замуж.

Однако и после этого в семье Страховых не наступили взаимопонимание и мир. Мачеха во всём ограничивала падчериц. Дело дошло до того, что она не разрешала сестрам общаться с двумя малолетними детьми, которые появились у супругов.
Наконец, чтобы избежать дальнейших ссор в семье, глава семьи скрепя сердце решил  определить  Наденьку и Сашеньку в пансион.

В пансионе сёстры жили безвыездно 5 лет. Они даже на лето не ездили в родительский дом.

Конечно, в пансионе девочки получали хорошее образование и надлежащее воспитание.

Но пришло время покинуть пансион. Девочки выросли, стали барышнями: Наде было 17 лет, Саше – 16. И им было объявлено о скором возвращении домой.
Сёстры с нетерпением ждали этот день, когда наконец увидят свой дом и родного отца.

Мачеха, встретив повзрослевших барышень, воспитанных, образованных, очень привлекательных внешне, сменила  гнев на милость.  Сёстрам было позволено общаться с младшими, которые за пять лет тоже повзрослели.
В доме чаще стали устраивать приёмы, балы, встречи с молодыми соседями. Они стали выезжать в соседнее имение к родственникам Худековым.
Здесь были молодые люди, которые оказывали повышенное внимание хорошеньким сёстрам.

Между Надей и Сергеем Худековым сразу возник взаимный интерес, который вскоре вырос в сильное чувство.  Молодые люди  полюбили друг друга.
Вскоре Сергей Николаевич  попросил «руки и сердца» Наденьки, которая была моложе его на 10 лет.

Однако отец категорически был против предстоящего брака. Он желал для своей любимой дочки более «выгодной партии».
Этот немилосердный поступок отца не мог погасить большое чувство влюблённых.  Они поклялись, что будут вместе.
Неожиданно возник план «с увозом» невесты женихом.

Читаю «Последние дворянские гнёзда», часть 3. (из семейной хроники рода Воейковых, село Ольховец Рязанской губернии. «Побег Наденьки»)

Это случилось осенью, в октябре месяце, в день рождения Надежды Афанасьевны. Этот день праздновался особенно торжественно. Устраивался настоящий бал.
Множество гостей, соседей и приезжих из городов наполнили просторные комнаты старого Ольховского дома. Играл привезённый из Тулы оркестр. Дом был залит огнями свечей, в кухне готовился праздничный ужин.

Всё было торжественно и парадно. Сам хозяин Алексей Фёдорович Страхов сидел в кабинете за карточным столом. Время от времени он выходил в зал.  Его хорошенькие дочери привлекали всеобщее внимание, и толпа кавалеров соседей, офицеров окружала их, беспрестанно приглашая на танцы.

Но хорошенькое личико Наденьки было задумчиво и рассеянно…
Наденька готовилась к побегу из родительского дома, и страх, казалось , лишил её разума.  Она боялась и надеялась, что всё, может быть, сорвётся…

Но, нет… Всё шло по плану её избранника.  В назначенное время в доме появился армейский друг Сергея, и тройка запряжённых лошадей ждала за углом дома.
Служанка почти бесчувственную беглянку переодела в дорожное платье.
Всё свершилось… Они обвенчались.

И  Наденька Страхова стала Надеждой Алексеевной Худековой.
Отец в гневе поклялся лишить дочь приданого и наследства. А молодой супруг клятвенно обещал, что построит своей любимой виллу и назовёт в её честь «Надеждой».

Но до этого было ещё далеко…
В 1867 году молодые супруги, взяв в аренду «Петербургскую газету», работали не покладая рук.  Поначалу приходилось туго: для выпуска очередного номера иногда приходилось закладывать домашнее имущество.
Вначале газета выходила 4 раза в неделю, но со временем тираж увеличился. И через 4 года удалось выкупить у И.А. Арсеньева газету.
Первый номер под именем С.Н. Худекова вышел 1 августа 1871 года. Газета стала выходить ежедневно.

Впоследствии издательство газеты он передал своему старшему сыну Николаю.
Сам Худеков хотел заниматься литературой.  Но для того, чтобы реализовать свои творческие планы, нужны были большие средства.

И как пишет И. Красногорская в статье о коммерческой деятельности С.Н. Худекова (портал журнала «Наука и жизнь»,  -
«Он вынужден  стать богатым»:

- Издавна утвердилось мнение, будто люди, профессионально занимающиеся искусством, как правило, лишены предпринимательских способностей, что «служенье муз не терпит суеты». Тем не менее во все времена находились творчески одарённые натуры, которые пытались эти представления  опровергнуть.  К ним относится Сергей Николаевич Худеков, который своим примером доказал, что можно успешно сочетать, казалось бы, совершенно противоположные занятия.

Одарённый беллетрист и драматург, историк балета, редактор-издатель  «Петербургской газеты» Сергей Николаевич Худеков был ещё крупным землевладельцем, добился значительных успехов в сельском хозяйстве (животноводство, садоводство, огородничество), создал два уникальных дендрария: на Рязанщине, в селе Елино, и в Сочи.

Стимулом для его необычайно успешной деятельности стало его увлечение литературой.

Но вернёмся к рассказу о супруге С.Н. Худекова, о её роли в творческой жизни мужа.

Писательница и родственница Лидия Авилова вспоминала:
-С самого замужества  Надежда стала работать в газете  как переводчица романов. Позже она стала писать рецензии о театре и изредка печатала собственные маленькие рассказы.

Самым неожиданным для меня было такое дополнение писательницы о Надежде, что «с самого начала она, выросшая в доме, где не было ни книг, ни газет, трудилась на литературной ниве.»

По-видимому, московский пансион за пять лет пребывания в нём Надежды дал ей хорошее литературное образование и знание иностранных языков.  И, безусловно, прилежание и способности молодой женщины сделали её ценным сотрудником в газете супруга.

Жена-единомышленница поддерживала мужа во всём, не чуралась никакой работы и помогала даже в его сельскохозяйственных экспериментах.

Как мне стало известно, за результаты по разведению домашней птицы редких пород  Надежда Алексеевна получила приз Санкт- Петербурга, а на Первой Международной выставке птицеводства в 1899 году была награждена Золотой медалью.

Стабильные доходы, обеспечивающие благополучие семьи, позволили Худековым приобрести участок земли в Сочи, разбить в нём парк и выполнить обещание, данное   Сергеем Николаевичем Худековым  в молодости своей любимой супруге.
Так  появилась вилла  «Надежда».

Умерла Надежда Алексеевна Худекова в 1918 году, в возрасте 72 лет.
И как ни странно прозвучит сейчас моё признание – смерть её избавила узнать о жестокой судьбе её виллы, её мужа и сыновей.
О чём я хочу написать в 3 части.

В заставке портрет  Н.А.  Худековой
кисти художника  К. Маковского.

Продолжение следует.