Только твоё время

Александр Гаврилов 7
   ТОЛЬКО ТВОЁ ВРЕМЯ (доисторическая северная сказка)


   Как всегда на охоте, Таграк шёл чуть впереди и правее меня.
   Неожиданно мы вышли на большое стадо диких оленей.
   Затаились, поджидая остальных охотников. Иначе мало будет добычи.
   И в таком большом стаде могут быть бешеные быки, они не боятся охотников, нападают первыми и отбиться от них можно только большой силой.
   Немедленно нашёлся такой бык, вышел из стада, повёл ноздрями и двинулся на нас. Сначала шагом, потом быстрее и наконец - вскачь. Он мчался на меня.
   Таграк прыгнул влево и выставил копьё. Олень пригнулся под копьём и ударил Таграка рогом. Я швырнул в оленя копьё и бросился к Таграку. Рог пронзил Таграку сердце. Я уже ничего не мог поделать: кончилось время Таграка. Духи унесли душу Охотника.   
   Я чувствовал, что сегодня Духи явились за моей Душой. Таграк отдал свою. Не сам. Судьба взяла.

   На заходе Солнца, когда Звёздный Олень начал коситься на Землю мерцающим глазом, с сокрушённой душой, я пришёл к Шаману.

   - Когда кончается чья-то жизнь, начинаешь чувствовать, как уходит время – печально произнёс Шаман, глядя куда-то вдаль. - Духи уносят жизнь Охотника из нашего мира.
   Казалось, он смотрел им вслед.
 
   «Всё будет, как было. И Вечный Олень бежит по бесконечной тундре…» - вспомнились слова недавно услышанной песни.
   
   - И жизнь людей продолжает идти неизвестно куда и неизвестно зачем – сказал Шаман. - Ты хочешь так прожить жизнь?
   - Все люди так живут – ответил я.
   - А ты? – спросил Шаман.
   - Я – тоже человек – ответил я. - И ничего не могу поделать со Временем: оно проходит, мы идём вместе с ним и тоже уходим.
   - Неужели Время всё только уносит? – спросил Шаман – Неужели ничего не приносит?
   - Время приносит каждому из нас целую жизнь – сказал я.
   - И эта жизнь будет такой же, как жизнь наших отцов, дедов и прадедов – произнёс Шаман, пристально глядя на меня. И повторил слова песни: «И Вечный Олень бежит по бесконечной тундре…»
   Куда же он бежит? Неужели не будет конца этому пути?
   - А какой может быть конец? – удивился я.
   - Который станет началом новой жизни – сказал Шаман.
   - Какой жизни? – спросил я.
   - Непохожей на ту, которую ты живёшь сейчас – сказал Шаман. – А если хочешь, чтобы завтрашний день не отличался от вчерашнего, то таким он и будет до конца времён человеческих. Но если ты что-нибудь захочешь изменить…

   Шаман замолчал.

   Я никогда не хотел изменить приходящее время, как не хотел изменить цвет неба или травы: это было моим миром, это было мной самим.
   Теперь я задумался об этом.
   Желания изменить мир не появилось.

   Шаман услышал мои мысли.
   - Мир больше человека – сказал он, - поэтому человек не может изменить его.
   Человек может изменить себя. Тогда и мир вокруг него станет другим: человек поймёт его лучше. 
   - Наверное, изменить себя тоже очень непросто? - спросил я.
   - Конечно – сказал Шаман. – Для этого должно быть большое желание. Такое желание иногда появляется у людей.
   Вот наши братья – волки. У них – те же заботы, что и у нас: прожить день нынешний. И песни они тоже поют. Но желания изменить себя у них не появляется. Так они и останутся волками в своём волчьем мире.
   А человек, среди своих ежедневных забот, иногда задумывается: а что же это за мир, в котором я живу, кто же поселил меня здесь и зачем он это сделал?
   Мы говорим о Духах Нижнего Мира, Среднего Мира, Верхнего Мира. Иногда их слышат шаманы. Но только – то, что Духи хотят им сказать.
   - А может быть – только то, что шаманы могут услышать? – спросил я.
   - Бывает и так – отозвался Шаман. – Духи говорят больше, чем мы слышим, потому что мы слышим только то, что можем понять. Большие шаманы стремятся понять больше. Поэтому они должны изменять себя.
   - А как же обычные люди? – спросил я.
   - У обычных людей ежедневные труды жизни не оставляют сил изменять себя. Вот их мир и остаётся почти неизменным - ответил Шаман. 
   - Как у волков? – спросил я.
   - Как у людей – строго сказал Шаман. – Шаманы, передают людям волю Духов Верхнего Мира. Волкам ничего передать нельзя. Люди тоже не всегда понимают нас, но, всё равно, они – люди, и через много поколений все сами начнут слышать волю Духов Верхнего Мира.
   А ты обязан услышать их волю в этой жизни.
   - Если ты сказал, значит – обязан – согласился я. – Но что для этого надо сделать?
   - Захотеть – сказал Шаман. – У человека всё начинается с желания.
   - Но ты сказал, что я обязан… - начал я.
   - Потому что ты это можешь – сказал Шаман. – Поэтому ты ещё захочешь услышать Духов Верхнего Мира.
   Жизнь – это движение в Будущее. Духи Верхнего Мира не предрекают Будущего: если Будущее тебе известно, то зачем жить?
   А если от приходящего Времени ты не ждёшь ничего нового, жить незачем.

   - «И Вечный Олень бежит по бесконечной тундре…» - повторил я. – Неужели все люди, кроме шаманов, живут зря? Ведь, у них одно и то же повторяется каждый день, и дни не отличаются один от другого.
   - Отличаются – сказал Шаман. – У людей нет сил самим изменять себя, но их изменяют Силы, создавшие нас людьми. Каждый человек просыпается утром и видит наступающий день, в котором, конечно, есть чудо. Правда, это чудо человек редко замечает.
   И я каждое утро удивляюсь тому, что проснулся в знакомом мире. И, поначалу, чувствую себя неловко. Словно во снах могущественные Силы разрешили мне уже не просыпаться, а я забыл об этом и проснулся опять.
   Если, проснувшись, не ждёшь чуда от наступившего дня, значит, можно было не просыпаться.   
   А потом начинаются чудеса.
   Я привык к тому, что каждый день – это новое чудо.
   Поэтому и живу.
    Время, как река, идёт на всех нас, а потом разбегается на ручейки, которые текут в каждом из нас.
   В каждом из нас течёт только его время, которое  приносит только его судьбу.
   Но большинство людей стремится вернуть свой ручеёк в общую реку времени – так привычнее и легче принимать общую судьбу.
   Некоторым людям выпадает не общая судьба, и вернуть свой ручеёк в реку Времени становится выше сил человеческих.
   Тогда человеку приходится совершать подвиги.
   Вождя можно выбрать.
   Шамана назначить нельзя. Это – судьба.

   То ли особенно прозвучали слова Шамана, то ли ушедший Таграк дал мне знак из своего нового мира, но я вдруг почувствовал, как ручеёк моего времени ответвился от общей реки и несёт мою судьбу, становящуюся удивительно изменчивой.

   Я отошёл от костра, и вечер охватил меня.
   Зашло солнце, но небо у горизонта ещё горело его тревожным пламенем.
   Меня встревожила меняющаяся судьба: дни моей жизни больше не будут похожи друг на друга, и каждый день я буду всё лучше понимать мир вокруг себя, а он, всё равно, останется  неведомым до конца моей жизни. И тогда – зачем всё это?
 
   Шаман опять оказался рядом со мной.
   - Мир, в котором мы живём, сотворён не нами – сказал он, - а мы пытаемся объяснить его своими простыми словами, словно сами создали его.
   И видим мир таким, каким он был бы, если бы создали его мы. И, значит, не таким, каков он на самом деле.
   А когда мы действительно постигнем его, закончится наш земной путь. И уже не приходящие дни будут приносить чудеса, а мы будем творить чудеса сами.
   
   - Мы станем Духами? – спросил я.
   - А это зависит от наших желаний – вчерашних, сегодняшних и завтрашних - ответил Шаман.

   И я почувствовал, что вчера и сегодня моим самым большим желанием было помогать всем, кому моя помощь нужна.
   А что будет завтра?

   - И завтра будет то же – сказал Шаман. - Ты  - уже на пути Духов. Духи приходят, когда они нам нужны.

   Я посмотрел в небо.
   Духи Верхнего Мира смотрели с небес, и чудеса мира клубились вокруг нас.
   В небе, рядом со Звёздным Оленем, я увидел Таграка. Свет ослепительно яркой звезды лучился на меня с его поднятой руки.

   Я подумал, что на охоте больше никто и никогда не будет идти чуть впереди и правее меня.

   Я снова посмотрел в небо.

   - А что чувствуешь, когда кончается жизнь? – спросил я Шамана.
   - Чувствуешь, что открывается Вечность, которая для каждого из нас не кончается никогда – словно откуда-то издалека отозвался Шаман.

   И я почувствовал всю даль пути, который мне предстоит пройти, чтобы понимать и говорить такие слова.