Красные штрихи на синем фоне

Виталий Уйманов
Мне повезло: я часто вижу сны, цветные. Нет, они не вещие, но неожиданные по "сценарию" и я с удивлением и интересом наблюдаю за происходящим. Иногда действо логически связано, иногда логика повествования нарушается  - а в современной драматургии разве не так?
Бывают сны "тематические". Я увлекался собиранием небольших фигурок из бронзы (мелкой пластики) и достаточно регулярно вижу в своих снах собрания этих маленьких произведений искусства или, вернее, мастерства ремесленников. Это может быть привязано к различным ситуациям (частные собрания, антикварные лавки, выставки или "просто так"), но каждый раз я рассматриваю отдельные фигурки, выбирая наиболее интересные. Кто составляет эти коллекции и знакомит меня с новыми, незнакомыми прежде образцами?
Нет, я не хочу утомлять пересказом своих "дурацких" снов (я и сам не люблю слушать у других), как и рассказом о своих пристрастиях, но мне хотелось бы понять механизм их возникновения (слышу ответ: - "Идите к Бехтеревой!", но…).
Вот небольшой характерный пример, где для меня интересен не столько сюжет –  он прост, сколько его "постановочное решение" и скрытый смысл.
В этот раз вижу прямо перед собой в свете автомобильных фар на серовато-синем, размытом туманом, глухом ночном фоне несколько горизонтальных красных светящихся штрихов. Что это?  Такие красноватые линии могут остаться в кадре при съёмке в движении ярких точечных объектов. Я сам себе отвечаю, что, очевидно, это следы от горящих сигарет, невидимых для меня в сумраке прохожих.  За плоским изображением мерцающих полос на синем экране оказался скрытый объём - целый мир, наполненный движением многочисленных фигур, живущих какой-то своей, неизвестной мне жизнью. Неожиданная версия, интересный ответ! Но кто, неведомый мне, придумал и загадал эту загадку, ответ на которую я не знал заранее. Кто организовал её "постановку" и "съёмку", подобрал краски.  Кто, наконец, подсказал ответ, наполнив "зазеркалье" движением и смыслом? Ощущение, что мозг, когда он "в свободном полёте" и не обременён повседневными заботами, работает сам по себе, независимо от тебя. Что он обладает способностями другого, может быть высшего порядка, отличными от используемых в обычной, низшей, "бытовой" сфере. Что в "свободное от работы время" он играет с тобой, придумывая и задавая вопросы или руководя твоими фантазиями, организуя, "структурируя" какие-то разрозненные образы, "радикалы", "блуждающие токи" твоего дремлющего сознания в достаточно стройные и неожиданные сюжеты. При этом он не просто повторяет виденное ранее (да это и невозможно: ты и наяву не можешь вспомнить во всех деталях увиденное когда-то, например, Миланский собор или полотно любимого художника), но и создаёт из этого подобные, видоизменённые, или новые образы.
Вот говорят, что сны – отражение прошлого опыта. И да, и нет – история с Таблицей Менделеева, или известные случаи со стихами, пришедшими во сне?
Я не знаю правильного ответа  – попробую поискать его в следующем сне.
_________
P.S.
Ну, что тут поделаешь? Очередной сон – бред на уровне изобретения. Банкет, водку подают в виде уложенных горкой на большом блюде кусочков прозрачного бесцветного  желе – можно брать вилкой или ложкой. Количество не ограничено…
_________
Приложение: «Сны»,  http://www.stihi.ru/2013/01/27/3907

26.06.13., Клёново.

Ил. автора.