Так было всегда

Галина Коревых
       Европа убаюкивает комфортом и превращается  в  мираж, влекущий в отпуск, а для кого-то - цель жизни, вершина которой - эмиграция.  Обычно достигшие этой заветной мечты гордятся материальным достатком, свободой передвижения по миру и прекрасно сложившейся карьерой.   Меня всегда озадачивало то, что на вопрос, обзавелись ли они местными друзьями, ни один из них не ответил утвердительно.  Чрезвычайно узкий круг общения обычно состоял у них  из таких же эмигрантов со всего мира, людей разных национальностей, которых не принимал местный социум.

      Подобные нюансы эмиграции не рассматриваются и не обсуждаются мечтающими о лучшей жизни в богатой и уютной стране.  Вероятно таково свойство характера стремящихся к ней, ибо в их шкале ценностей общение менее важно. Разница менталитетов  трактуется ими с позиции их личного комплекса неполноценности, или
вообще не осознается, поскольку они считают себя прирожденными европейцами.

     Мало кому удается сохранить в гармонии личное, национальное и европейское. Дело вечно кончается сопоставлениями, противопоставлениями, уничижениями.


1977

     Впервые я оказалась в Италии в 1977 г, как раз после похищения Альдо Моро, премьер министра,  убитого позднее Красными бригадами.  Моя командировка имела целью работу на стенде в рамках Международного мехового салона.  Мы показывали возможности и преимущества участия в Ленинградских пушных аукционах, что иллюстрировала карта Пушные богатства СССР с нанесёнными местами промыслов, центрами звероводства и производства каракуля.  Успех карты на выставке  был оглушительным,  многие хотели иметь такую же, но она не продавались.  Несколько рекламных экземпляров быстро выпросили самые настойчивые, одна осталась на стене нашей маленькой переговорной. Незнакомый  посетитель какими-то судьбами оказался в этом офисе, постоял перед картой, скрестив руки на груди, наконец изрёк:

     - Даааа.  Слишком большая Россия.  Поделить ее надо частей на пятьдесят.

     - Зачем? - спросила я, и  заметив в его глазах злой блеск, поняла, что он имел ввиду.

Незнакомец молча вышел.


1991

     … Настали  бурные девяностые и водоворот невиданных событий.  Ещё не разметало по жизни прежних знакомых и привычка к сборищам на праздники привела меня в дом приятелей.  В толпе знакомых и незнакомых мое внимание привлекла громкая реплика  подруги жены хозяина дома:

     - Тупее русских в мире нет!

     -  Неужели? - спросила я, как мне казалось, с уничтожающим сарказмом.

     -  Ничего миру не дали, кроме  балалайки и матрешки, да и те краденные!

Оглянувшись на окружающих, я поняла, что попала в малину единомышленников, объединённых каким-никаким, но все же креативом, в отличие от тупых русских, к которым они себя не относили.

2005

     В благополучном и тихом бельгийском городе Монс меня угораздило поселиться в битком набитую постояльцами гостиницу. Номер был забронирован заблаговременно. С меня даже потребовали прислать по факсу письменную гарантию с печатью моей фирмы, чего нигде и никогда не случалось ни до, ни после.  Оплату взяли при заселении. Через сутки меня вышвырнули из номера, пояснив, что неожиданно приехали канадцы.  Брони у них никакой не было, но очевидно права их превосходили мои. Час был поздний и идти некуда, посему мне предложили переночевать на полу в кладовой, на матрасике.  Наутро я уехала.

2008

     На франкоязычном форуме, который я в то время посещала, светская беседа однажды была украшена комментарием франкоязычного карлика:

     - Эта курица из КГБ крадет у меня данные.

Он имел ввиду то, что я поделилась текстом французской песни на другом франкоязычном форуме. Поразительными были не только ненависть, но и тщательность отслеживания моих перемещений по интернету.

Никто его не поддержал, но и не осудил.


1910

     Годы шли, в конце первого десятилетия уже нынешнего века мы с приятельницей задумали культурную  туристическую программу в Париже.  В первый день решили отправиться в музей Родена, сад которого неотразим весной.  Спустившись в метро, мы ждали поезда, рассматривая схему метро.  Подошла парижанка средних лет,  любезно предложив:

     - Вам подсказать, как проехать?

     - Спасибо, мы уже знаем как проехать в музей Родена.

     -  Как?

Я показала наш предполагаемый маршрут.

      - Можно вот так доехать, - предложила француженка свой вариант. - Вы хорошо говорите по-французски, откуда вы?

     - Из Москвы.

     - Не люблю русских, - неожиданно заявила она, и развернувшись, быстро пошла вдоль платформы.

    
        В те годы,  в начале двухтысячных, я часто бывала в Италии и Франции, вечером и утром в гостинице смотрела местные телевизионные новости.  Обращало на себя внимание то, что в них фигурировали мировые новости и буквально все страны, кроме одной: России.
В те же годы российское телевидение ежедневно сообщало о европейских новостях (как и по сей день),  праздниках, событиях культуры.   

     Лишь дважды итальянское телевидение нарушило табу: в День космонавтики они поведали о том, что в Советском Союзе в период освоения космоса  были принесены огромные человеческие жертвы, погибло более пятидесяти космонавтов, добрая часть из которых - женщины.

     Второй запомнившийся итальянский  сюжет из начала двухтысячных  относился к криминальной хронике. В нем говорилось о том, как русская пара совершила убийство украинки на Лазурном берегу. В качестве иллюстрации промелькнули ночные кадры с мутными светлыми фигурами в кустах.  Фамилий обвиняемых и жертвы не было названо. Продолжения истории в последующие дни тоже не было.  Одно осталось у обывателя в подсознании: русские убили украинку.

     Со временем я уловила алгоритм: минимум информации, и та - негативная.

     Удивительно то, что в Европе случаются люди, подвергающие сомнению позицию медиа.  Иногда они даже иронизируют по этому поводу в тех же медиа.

     Недавно по СМИ прокатилась забавная новость о мордобое на итальянском телевидении.  Дело было на канале RAI 3, который устраивает посиделки, плавно перетекающие в политическое ток-шоу.  Драка была по российскому вопросу. Проамериканский журналист газеты Корьере делла сера дал в бубен критику, выступавшему за справедливость.  В прямом эфире тело критика сбило с подпорки декорацию, рухнувшую на голову возрастной звезде эстрады Иве Дзаникки.

     Данная популярная звезда постоянно украшает посиделки, словно Лариса Долина или Вика Цыганова, поскольку всегда имеет про запас байку из своей длинной биографии.  Коль скоро Россия теперь стала поминаться на телевидении через слово, да при том как людоедская страна, певица вставила свои пять копеек сарказма:

     - Во времена СССР меня однажды отправили на гастроли в Москву и Киев.  Все знакомые и родня были в ужасе, ведь коммунисты детей едят и на улицах медведи.
Мы вышли на Красную площадь - красота невероятная! И люди кругом фотографируются,  ребёночек рядом со мной оказался ну такой розовощёкий!  Я с ним сфотографировалась, потом показывала снимки из поездки:  это они их откармливают,  чтобы съесть!