Гость

Анастасия Никутина
1.
Когда я отворила дверь, ветер тотчас поднял паруса жемчужных штор, опрокинув вазу с белыми лилиями, стоявшую на окне. Свежесть и прохлада утреннего воздуха наполнила светлую просторную комнату. Всю ночь окно здесь было распахнуто, потому здравомыслие не покидало это помещение.

Всё так чисто, так на своём месте. Хозяйка явно следит за своей квартирой: около окна стол, на котором педантично расставлены папки с важными и срочными бумагами, рядом скромный стул, у стены к востоку от окна расположилось небольшое кресло из выбеленной кожи, возле которого стоит кофейный столик со свежей газетой.

Окинув помещение взглядом, я увидела, что на белых стенах комнаты нет ни обоев, ни картин, ни полок. Один Книжный шкаф стоит у западной стены, там не много книг, но все по делу. Нет даже каких-либо настенных часов, единственные, что есть стоят на комоде из белого дерева возле двери.

Минимализм, порядок и разбитая ваза.

2.
Я поднялась на верхний этаж. Оказалось, что здесь есть тёмный и пыльный чердак: входишь и задыхаешься от духоты. Делаю шаг и тут же спотыкаюсь о коробку, стоявшую у дверей. Коробке-то ничего, а моя нога теперь сильно ноет. По-моему, каждый предмет тут приколочен гвоздями к тому месту, где по случаю расположился.

Здесь много ящиков, старой мебели, невероятное количество литературы разных жанров, начиная с Бальтасара Грасиана, заканчивая "античной техникой" Дильса, от романов Стругацких до повестей Лескова, от учебника астрономии до клинической психологии и поваренной книги.

Около спрятанного под тяжелыми шторами окна стоит старый граммофон и коробка с виниловыми пластинками, некоторые безнадёжно испорчены временем, в том же состоянии и кассеты с фильмами в соседнем чемодане. И как же без зеркала на чердаке? Тут тоже есть такое, правда в него посмотришь и ничего не видно. Пыль всё.

Под грудной писем возлежит бюст Шекспира, на котором красуется зелёная шляпа. Кажется, вещи сюда только свозили и никогда больше не вспоминали.

3.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Пустынной, необитаемой была земля. Мрак окутывал бездну, и Дух Божий витал над водами.»

А теперь синее небо, чистое и бескрайнее! И горячее летнее солнце греет любовью Божией! Зелёная трава зовёт меня пробежаться по ней босыми ногами. И мир так прекрасен в его первозданном виде!

А я приехала снять квартиру — живу как пилигрим. Признаться, никогда не чувствовала, что мне не нужен "свой угол", в котором я бы хотела "пустить корни". И вообще я всю жизнь езжу на поезде от станции к станции, и у меня нет конечной остановки: она равно, что смерть.

И тут я вспомнила о своих поисках предназначения и смысла жизни. А это ведь про конечную же? Однако, смиряться в том , что смысла нет, а мир абсурден — тошно и несправедливо. И вдруг в эту же минуту всё само сложилось в слова: "Мы здесь временно."  А что будешь делать там, где ты всего лишь гость?

Что, если мы все здесь только переночевать? Как ты будешь себя вести? Как относиться к людям, к вещам к своим и чужим? Будут ли у тебя вообще свои вещи? И много ли ты будешь брать, если завтра снова ехать в другой дом к подруге или на новую съёмную квартиру? Сколько и что ты возьмёшь с собой? А что, если это просто временная станция и мы здесь в гостях?

Есть две станции, а где между ними ты?

********

Небольшой комментарий к тексту. Помните, как говорил Шерлок Холмс?

— Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой.

Здесь же три текста описывают не только пространства, а три, скажем, духовных мира человека. Порядок их тоже не случаен. Это "комнаты" сознания, как я их вижу, но мне кажется, что такая метафора может подойти многим. У Платона был мир эйдосов — то есть, мир, где обитают, живут идей. Мы их видим, берём оттуда что-то, но этот мир, как бы вне нас. Коперник только открыл, что Земля вращается вокруг Солнца, но не придумал.