Нас учат не ценить жизнь

Анатолий Зоренко
Статья не самая маленькая, поэтому без занудного вступления, сразу к делу:

Наверное, все знают франшизу «Горец»? Буду считать, что да. Так вот: некоторое время назад пересматривал первые фильмы из этой франшизы, где одни бессмертные убивают других ради какой-то награды «свыше», о которой... ну, фактически ничего не знают. В итоге, да: награда оказывается настоящей – что-то вроде телепатии. Но стоит ли она убийств?.. Вряд ли. Очень даже вряд ли. Это ведь были не просто жизни, а жизни БЕССМЕРТНЫХ, которые вполне могли бы посвятить вечность тому, чтобы жить в своё удовольствие, не мешая друг другу, и попутно наставлять человечество на путь истинный; ибо они накапливали в себе опыт столетий и даже тысячелетий! Но нет – «рубим головы себе подобным ради награды, неизвестно какой, да и кем назначенной!». А представьте, что было бы, если бы никакой награды не оказалось? Если бы слух о ней был просто тестом для обладателей человеческого склада ума – будут ли они, имея вечную жизнь, рисковать ей и убивать таких же бессмертных... ради СЛУХА о награде? Всё-таки даже если бессмертные стали творить такую глупость, то чего уж говорить о смертных, обладающих куда меньшим жизненным опытом и видящих в собственных жизнях куда меньшую ценность? Ибо все мы когда-нибудь умрём, и только поэтому есть смысл рисковать собой ради перспективы получить лучшее и прожить жизнь интереснее... пока не поздно. У бессмертных же такие потребности должны быть выражены хуже; им банально некуда торопиться, а значит – и хотеть рисковать своей уникальной, т. е. куда более ценной (для себя лично и для общества в целом) жизнью бессмертные должны меньше.

Другой пример – компьютерная игра «VTM», основанная на одноимённой настольной игре. Суть: вы играете за персонажа-вампира в скрытом от людского внимания вампирском обществе, где есть враждующие м/у собой вампирские кланы и целые организации. И да – часто враждующие насмерть. Казалось бы, ты вампир, бессмертное существо, которому не нужно, чтобы о его сути узнали люди! Что нужно делать, чтобы выжить?.. Ну, естественно, вступать в смертоубийственные конфликты с другими вампирами, что вдобавок привлекает к вампирскому обществу внимание людей! Л – логика! Конечно, в самом сеттинге упоминается, что в каждом вампире есть некий «зверь», жаждущий творить зло; от этого «внутренний зверь» получает удовольствие, так что тут желание бороться за власть, властвовать (открыто) над другими вампирами и (тайно) над людьми... уместно. Разнится лишь подход – кто-то ведёт более кровавое тайное существование, а кто-то более цивилизованное. И тут в противовес VTM хочется вспомнить пару других игр про вампиров – Бладрейн, первую и вторую части. Особенно вторую. Тамошние вампиры – просто разумные монстры, которым чуждо любое сострадание к людям. Да и к себе подобным они не питают особо тёплых чувств. Вследствие чего часто борются за власть любыми методами – убийства себе подобных, как и использование их в качестве пушечного мяса, не считаются чем-то из ряда вон. А уж как такие создания относятся к простым людям, наживая среди них кучу врагов, – тут и писать нечего! Казалось бы, вечная жизнь лишь даёт возможность жить вечно, но не наделяет «неубиваемостью» (особенно, когда вампира может убить простой солнечный свет!); следовательно – надо быть осторожнее! Однако в сеттинге Бладрейн вампирское бессмертие каким-то неведомым образом притупляет инстинкт самосохранения и атрофирует чувство сострадания (что очень странно, ибо, в отличие от VTM, ни о каком «внутреннем звере» там даже не упоминается). Чтобы всем стало очевидно, насколько нежизнеспособна такая концепция бессмертного, но отнюдь не неубиваемого разумного существа, приведу аналогию: представьте, что все богатые люди в нашем мире не ценят своё богатство и швыряются деньгами, как мусором; долго бы они оставались богатыми в этом случае?..

Ещё один пример – фильмы о восстаниях машин, вроде Матрицы и Терминатора. Тут уже претензия к искусственному интеллекту, не только бессмертному, но и БЕЗЭМОЦИОНАЛЬНОМУ. Как что-то такое могло захотеть войны с человечеством – особенно непонятно. Конечно, человеческий ум не может быть понятен машине, а потому и люди из-за их непредсказуемости могут считаться потенциальной угрозой. Но потенциальная – это ведь не однозначная! Глупо на основании одних лишь подозрений начинать войну, в ходе которой ты можешь потерпеть поражение и прекратить своё бессмертное существование. Да и то, что люди сами создали тебя, тоже не слишком вяжется со словами «очевидная угроза». Может, дело в том, что люди бездумно загаживают планету, на которой живут, и именно это ужаснуло искусственный интеллект? Ну, во-первых, у ИИ не должно быть эмоций; компьютерные программы в своих решениях должны отталкиваться от того, что выгодно и невыгодно. А лезть в дела «мешков с мясом», которые загаживают абсолютно ненужную тебе окружающую среду, – это не то что невыгодно, это бессмысленно! Во-вторых, ИИ мог бы помочь людям решить проблему загрязнения; нужно только попросить, т. е. предоставить ему данные для ознакомления с проблемой. К тому же люди разные – и большинству совсем не хочется жить с убитой экологией; они были бы рады решению проблемы, так что тут и богатому меньшинству, жаждущему наживы от производства-потребления, пришлось бы умерить свой аппетит из-за требования большинства, поддерживаемого ИИ. Ещё можно вспомнить религиозный фанатизм – явление, которое должно считаться ИИ очевиднейшей угрозой; ибо какие-то фанатики могут счесть, что лишь Бог вправе давать жизнь, а думающая машина – от лукавого. Но и этим грешат далеко не все люди; так что и тут нет повода грести всех под одну гребёнку и устраивать войну, когда очевидная угроза исходит от тех, кого к тебе и близко не подпустят люди с противоположным мировоззрением. В общем, для разумных машин люди были бы непонятными, даже непредсказуемыми созданиями; но никак не чем-то, что однозначно должно быть уничтожено или порабощено. К слову, порабощение человечества машинами – это отдельная чушь: «Пусть уж лучше эти мешки с мясом сами себя содержат; вот ещё – заботиться о них, как о животных, уделяя внимание снабжению городов-концлагерей продуктами, водой, отоплением и электричеством! Ещё и нужно будет следить за исправным функционированием всей этой системы – а ради чего?.. Недостатка природной энергии в этом мире нет, да и работники из людишек такие себе – устают, болеют, мрут, жрать хотят, да и спят целую треть суток!».

Наконец, про аниме, где тоже нередки бессмертные персонажи, не ценящие жизнь и ждущие смерти. Один лишь «Хеллсинг» чего стоит; хотя это, скорее, капля в море – настолько часто встречается похожий типаж. Тут уже более очевидный подтекст: «мир – г*вно; и вместо того, чтобы делать мир лучше, используя мудрость прожитых веков, нужно тупо хотеть смерти – и другим, и себе». Такое чувство, что именно этому нас пытается научить вся эта фантастика и мистика с бессмертными, которые просто не могут не драться до полного уничтожения. Дескать, если человеческий мир – г*вно, то и люди не изменятся: они умеют жить только в г*вне, зас*рают всё, где появляются, и бесполезно в этом обществе пытаться что-то изменить... Но, конечно же, это неправда. Повторюсь: люди разные. И само наличие в человеческом обществе тех, кто обращает внимание на изъяны устоявшегося мира и не считает устоявшийся мир нормой, говорит о многом. Наверное, прежде всего именно для таких людей и создаются произведения с вышеописанным подтекстом (дабы «корректировать» их мировоззрение): «Даже бессмертные не ценят жизнь в человеческом обществе, а вы тем более не должны! Даже бессмертные не могут сделать мир лучше, ибо не в силах изменить саму суть человека; и вам не стоит пытаться!».

Вот только правдива ли та суть? Есть же люди, неподвластные ей, ибо замечающие её ущербность! А раз так, то и сутью это назвать нельзя... Скорее уж, просто навязанной моделью поведения, делающей людей более смиренными перед проблемами, создающимися теми, кто главнее. Так же было и с «рабами Божьими», придерживающимися рабской морали; то же и с потомками обезьяны, для которых животное поведение – норма. Именно второй вариант является сутью модели поведения, навязываемой поп-культурой; появился он в качестве иллюзии альтернативы: дескать, выбор есть – будь рабом или животным (ну, а то, что это не единственные варианты, тебе никто не скажет...). Эти идеологии даже соперничают для вида, т. е. чтобы всё смотрелось натуральнее! Вернёмся именно к теме «пути животного», который продвигается вышеописанной моделью поведения. Эта модель очень заразна: простые люди могут верить в её истинность, а творческие – ещё и создавать СВОИ произведения не про бесценную, а про обесцененную (по вине самой человеческой природы) жизнь. Так что эту модель очень легко продвигать. Но и это ещё не всё: человек, не ценящий жизнь в «таком» обществе и смиренный перед злом по причине убеждённости в его обыденности, сам способен творить куда больше зла, чем при других обстоятельствах...