Непутевые заметки Все работы хороши - выбирай на в

Сергей Анисимов Кыштым
Предисловие

Как и обещал своим читателям – предлагаю второй из найденных мною рассказов, датированных далёким 2008 годом. Вспоминаю момент, о котором ранее не упоминал. К очередной подработке я приступил, будучи на листе нетрудоспособности, в послеоперационном периоде! Жена всячески отговаривала, но обстоятельства заставляли меня двигаться вперёд. Не знаю, смог бы сейчас пойти на такой необдуманный шаг?


«Зевнул с утра, разинув рот – иду вперёд, на хлебозавод!»

Лето – это период не только массовых отпусков, но и прекрасная возможность проявить себя на сезонных работах, за умеренное вознаграждение. Узнав по «сарафанному радио» что хлебозаводу требуется грузчик, незамедлительно отправился на собеседование.
Сам процесс переговоров длился недолго. Уже следующим утром, в назначенное время, я был на дальних подступах к нужному мне объекту.
«Зевнул с утра, разинув рот – иду вперёд, на хлебозавод!», - вот такой каламбур родился на бегу. С этими мыслями прибыл к проходной, но начальница в назначенное время так и не появилась.
- А ты чё в такую рань её поджидаешь? - сказал курящий сотрудник, который судя по одежде, был местным грузчиком.
- Петровна всегда позже приходит, - продолжал он, выпуская клубы едкого дыма после очередной затяжки. - Да ты не переживай, всё успеем. Работать будем вместе. Меня зовут Василием. И бойко протянул свою мозолистую верхнюю конечность для рукопожатия. Судя по силе мужского приветствия, стало ясно – трудится Вася грузчиком, по крайней мере, не первый год!!!


Театр начинается с вешалки, а завод – с проходной

Обменявшись любезностями, я практически одновременно сел рядом со своим наставником на бетонный блок и стал наблюдать, как два полуголых работника у строящейся проходной безуспешно приставали к опаздывающим женщинам, с недвусмысленными предложениями, не пропуская «ни одной юбки». Думаю, вечером их шансы многократно возрастут. От утренних наблюдений и размышлений мгновенно отвлекла подошедшая начальница.
- Василий, - обратилась она к моему товарищу, - Покажи новенькому «конюшню» и его шкафчик. Как говориться театр начинается с вешалки, а завод – с проходной! А я бы от себя ещё добавила – с раздевалки!!! - при этом Петровна ехидно улыбнулась, акцентируя внимание на последнем сказанном слове, и скрылась в лабиринте заводских коридоров.
Помещение, именуемое на всех предприятиях раздевалкой, действительно по запаху напоминало конюшню и имело вид натурального свинарника! А в дальнем, мрачном углу,  на старом продавленном диване, лежало сразу два этаких «хряка-молодца». Чтобы как-то заполнить возникшую затянувшуюся паузу, я спросил:
- А душевая имеется?
- Конечно, - оживился Василий, - если бы её не было – мы бы погибли!
«- По-моему, те двое так и не добрались до нужной комнаты, и теперь были очень близки к летальному исходу», -  подумал я. Стойкий запах пота и перегара витал в воздухе.
- Вот свободный шкаф, -  продолжал мой экскурсовод.
Здесь вступил в разговор один из двух молодцев. С трудом отрывая голову от подушки, вернее от кучи использованной спецодежды, он вымолвил:
- Меня зовут Митяй. Будем знакомы. А на свой шкафчик замок повесь.
- Да у меня и нет ничего ценного, -  сказал я.
- Смотри, дело твоё. Предупреждён - значит, вооружён, - обидчиво произнёс Митяй, и его голова, не в силах больше держаться, вновь опустилась на диван.
«- Зря с собой взял паспорт. Этот документ «из широких штанин» оказался лишним. Про санитарную книжку тоже не вспомнили, или вовсе не знают о существовании таковых бумаг». Я похлопал себя по карманам.
«- Ещё деньги в брюках лежат и сотовый имеется». Но отступать было действительно поздно. Открыв шкаф, стал спешно переодеваться. Тут вернулось сознание ко второму «болезному», до этой минуты не подававшему голоса. Заплетающимся, по известной причине языком, он выразил краткую нецензурную мысль. Если её перевести на печатный язык, то суть сказанного сводилась к следующему – Любовь почему-то проходит стороной, и он от этого ужасно страдает.
«- Пожалуй, тебя и смерть обойдёт левым берегом, так как побрезгует приблизиться», - мысленно сострил я.
Терпеливо дождавшись, когда окончательно облачусь в спецовку, Василий увлёк меня за собой, лавируя по цехам, коридорам, закоулкам. Из укромных мест то и дело выглядывал рабочий люд, изучая проходящего новичка. Нам вдогонку из раздевалки неслись надрывные мужские голоса, обладатели которых всё ещё находились во власти «зелёного змия»:
- Дверь за собой закройте! - хотя она и не думала самостоятельно распахиваться.


Секреты производства

Ещё пару-тройку раз мы прокрутились по хитрым закоулкам, пробежались по узким лестницам и оказались на заветном складе.
- Ну что? - сказала моя начальница, - Не будем тебя напрягать сразу по полной программе, поэтому, Василий, начните с сахара. С последним произнесённым словом включился конвейер, и по нему, как танки на полигоне, один за другим поползли толстопузые пятидесятикилограммовые мешки. Двадцать штук требовалось быстро перенести в цех по изготовлению батонов. Пот заливал лицо, разъедал глаза. Футболка сделалась предательски мокрой и напрочь прилипла к телу.
- Что, устал немного? - усмехнулась кладовщица.
«- А то по мне не видно», - подумал я и чертыхнулся про себя.
Не дожидаясь ответа, Петровна разрешила передохнуть. Мы уселись на упаковки с изюмом, далеко вытянув ноги.
- Я разве сказала сидеть? - возмутилась властная леди.
-Лучший отдых - это перемена деятельности. Если надоело сахар мешками носить, значит, самое время выбросить списанный хлеб. Около двух десятков мешков тут же перекочевало на импровизированную вяло горящую свалку, расположенную на заднем дворе завода. Дым костра и запах жареного хлеба стал усиливаться и ветром разноситься по всей округе.
- Нам сегодня повезло, - заявил Василий.
-???
- Не придётся отбиваться от животных. Обычно здесь собираются в стаи бродячие собаки со всего района. Они приходят к хлебным развалам, как на работу и дерутся между собой за лучший кусок, потом растаскивают добычу своими, только им известными тропами и маршрутами.
Я с недоумением смотрел на разгорающийся костёр из кексов, батонов, булок и с горечью в голосе спросил:
- Неужели этот хлеб нельзя было, как-то переработать?
- Его магазины возвращают уже в плохом состоянии, - оправдываясь, произнёс Василий. - Да, раньше на заводе существовало подсобное хозяйство, и весь возврат шёл на корм свиньям, а теперь…  в огонь!
Жители блокадного города-героя ужаснулись бы от такой картины. Мне стало невероятно стыдно. Сразу перед глазами возник дневник Ленинградской школьницы Тани Савичевой и её стихотворные строки:

…Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской…

Находясь под впечатлением от увиденного, я адресовал свой вопрос проходящей мимо женщине весьма крупных форм, мечте Рубенса – пекарю Тамаре.
- Срок реализации хлебобулочных изделий равен семидесяти двум часам. Не в каждом магазине соблюдаются требуемые условия хранения, и к моменту возврата хлеб уже не имеет того товарного вида, необходимого для вторичной переработки.
- Неужели батоны нельзя пустить на сухари, с тем же изюмом или корицей, а из чёрствого хлеба сделать квас, панировочную смесь или новомодные кириешки? - не унимался я.
Вместо ответа Тамара молча повернулась к нам задом, а своему рабочему месту передом. Тем временем Петровна воспользовалась создавшейся длительной паузой и дала новое задание, чтобы дурные мысли покинули мою светлую голову.
На какой-то период это действительно сработало. Сорок ящиков с кулинарным жиром, мешки с солью, упаковки с растительным маслом и дрожжами, благодаря нашим усилиям, перекочевали по разным цехам. Тяжесть молотой корицы в мешках довелось ощутить именно здесь. Так же впервые увидел целую кадушку сгущёнки и сразу представил себя мальчишом-плохишом.  По-видимому, мой взгляд выдавал собственное желание – новичку даже не доверили перенести ёмкость в цех. Вероятно, предательская слюна всё же повисла на моём подбородке.
Приятные мысли развеялись сами собой, при виде невероятной картины, наверняка не описанной ранее великими художниками эпохи барокко. Вспотевшая от боли и духоты пекарь Тамара восседала на скамье в вынужденной позе, обложившись снятыми с деревянного лотка ещё горячими булками хлеба!!! Таким неординарным и варварским, на мой взгляд, способом женщина купировала себе приступ внезапно возникшей почечной колики.
За весьма короткий период времени я насмотрелся таких секретов производства, что впредь покупать хлебобулочные изделия в магазине буду с большой опаской и определённой долей брезгливости!


Мы делили апельсин – много нас, а он один

Когда мы, таким образом, «отдохнули», было дано очередное ответственное задание – переносить муку. Противней дела не сыскать. Она с готовностью обволокла наши липкие тела, отчего оба грузчика в одночасье стали похожи на огромных ходячих пончиков. Окончательно растратив силы, я решил «закосить», просто стоя на одном месте  забрасывал мешки с мукой на плечо своего напарника. Когда последний груз достиг пункта своего назначения, улучил минутку сбегать в раздевалку с единственной целью –
испить минералки из припасённой бутылки, так как местную воду пить невозможно! Два тела по-прежнему лежали на своих местах и автоматически бурчали в полудрёме одну и ту же фразу:
- Дверь за собой закройте!
Василий тем временем пополнял запасы никотина для своего организма.
- Хватит отдыхать! – командовала наша начальница.
- Привезли возврат из магазинов, надо его расфасовать и перенести на склад для списания.
- Неужели вам своего труда не жалко? - в третий раз повторил я свой вопрос, адресованный теперь к приёмщице. - Наверняка есть какой-то план, приём заявок на хлебобулочные изделия от частных предпринимателей! Почему столько возврата?!
Не вступая в диалог, сотрудница выдала нам пустые мешки и сказала, что в каждый необходимо положить двадцать семь булок хлеба или пятьдесят батонов. Куча неликвидного товара росла на глазах. Мне вновь стало стыдно перед  жителями блокадного Ленинграда. Я попытался перевести в рубли ту продукцию, что вернули на завод за один рейс. У меня получилась весьма приличная сумма.
Минутой позже я понял и, главное, увидел ответ на свой вопрос, почему все так ждут момента возврата хлеба? Начался обыкновенный делёж наполненных мешков по бросовым ценам.
- Мне два!
- И мне парочку запиши, пока есть, -  слышалось неподалёку, за стеллажами.
Василий пояснил:
- Вот отработаешь две недели, и ты сможешь в счёт зарплаты хлеб выписывать.
«- Так здесь ещё и зарплату задерживают!?», – подумал я. А вслух сказал:
- А куда мне? Мы за месяц столько не съедаем.
-Молод ты ещё, - с досадой ответил напарник.
Делёж тем временем подошёл к концу и оставшиеся мешки не без нашего прямого участия оказались на складе.
- Здесь хлеб будет ожидать своего списания, - прочитав мой немой вопрос, пояснила кладовщица.
« - А потом опять в костёр», - подумал я.
Воспользовавшись удачным моментом, ловко схватил кекс с арахисом, спасая его от уничтожения варварским способом.
«- Будет лучше, если мы его съедим дома. И это будет правильно!», -  провернулось в моей голове. Маленький трофей я вынес под прикрытием спецодежды в раздевалку. Продавленный диван тем временем опустел. Между шкафов хозяйским шагом прогуливалась местная дворняга.
Стоя под слабым напором видавшего виды душа, я тщетно пытался отскрести с кожи муку и жир. После горячей воды усилился запах корицы, источаемый моим телом. Переодевшись, подошёл к Петровне за дальнейшими инструкциями.
- Напоминаю, график работы разрывной. Сейчас вы оставляете номера своих сотовых телефонов, разъезжаетесь по домам и ждёте звонка. Как только прибывают машины с мукой или сахаром – срочно вызываю на хлебозавод.


Иду вперёд – движенью рад, мой путь на мясокомбинат

Я продиктовал десять заветных цифр своего любимого оператора и вышел за проходную. Очутившись дома первым делом, забросил грязную одежду в стиральную машину и лёг на диван, в надежде посмотреть дневной выпуск новостей. Но как секундная стрелка добралась до двенадцати – уже не помню. Не слышал, как отстиралась машинка, проигнорировал телефон, который наверняка приглашал принять участие в очередных соревнованиях по подъёму тяжестей. Всё тело болело, как будто его переехал асфальтоукладчик, и лишь ароматный запах спасённого кекса напоминал о том, что произошедшая со мной история была наяву, а не во сне. Материал для заметки собран ценою подорванного здоровья, начатую смену дорабатывать никак не хотелось.
«- Ну, вот тебе и кусок хлеба». Гоня от себя дурную мысль, я стал нарезать сладкий трофей, под звуки закипающего чайника. Передо мною, на столе лежал очередной номер газеты бесплатных объявлений, открытый на рубрике «Работа». Пробежавшись глазами по мелким газетным строчкам, родился очередной каламбур:
«Иду вперёд – движенью рад, мой путь на мясокомбинат!»
Допивая остывающий чай, я подвинул газету поближе, а рука потянулась к телефонному аппарату. Хлеб в доме – это, конечно, хорошо! Но хочется жареного мяса...


Послесловие

Со времени описанных выше событий минуло много лет. На сегодняшний день результат рыночной экономики на лицо – местный хлебозавод, а вместе с ним и мясокомбинат, как и ряд других предприятий, полностью прекратили своё существование...


                25.07.2008 год                Sk@zochnik