12. Послесловие к книге Моя- alma mater -АзИИ

Тамара Гумбатова 2
    Создание книги тоже имеет свою историю.  Идея написать историю вуза за последние 40 лет берёт начало в 1999-2000 годах. В то время АГНА готовилась торжественно отметить 80-летний юбилей и мне, как проректору по науке и технике, было поручено создать музей института и издать книгу, посвященной его истории с 1920 по 2000 год.
    Весь руководящий состав, состоящий из бывших выпускников, с энтузиазмом работал над выполнением плана мероприятий. Всё шло гладко, однако в подготовке книги «Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия: 80 славных лет» то и дело стало трудно достичь консенсуса между составителями – проректорами и деканами в вопросах включения того или иного материала в текст. В конце концов, чтобы к сроку завершить работу я добровольно взялся за её оформление, перевод на русский, организацию перевода на английский и тоненькая книга (средств не хватало) на 3-х языках в одном переплёте была  издана накануне юбилея.
     Изучение материалов для книги позволило мне создать также Музей истории вуза, который в день празднования 80-летнего юбилея 15 декабря 2000 года, посетил Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев.
     Этот опыт позволил мне в последующие 10 лет собирать материалы и изучать архивы с целью издания к 90- летнему юбилею новой книги, содержащую более полную историю о деятельности вуза, в том числе и после обретения независимости Азербайджана. 
     С сентября 2009 года я добровольно взялся за подготовку этой книги.Поскольку все первоисточники, которыми я пользовался, были на русском языке, пришлось сначала составить русский текст, а затем написать вариант на азербайджанском. Отдельные тексты помогал редактировать проректор по международным делам, доцент Рафик Джамалов, которому я безмерно признателен. Он давно работал в вузе, помнил бывших руководителей вуза, факультетов, кафедр, что помогло избежать неточности в изложении событий, имён, фамилий в тексте на азербайджанском языке
     В декабре 2009 года был утверждён план мероприятий, связанных с подготовкой 90-летнему юбилею АГНА, в котором  на меня возлагались задачи по организации: научной конференции профессор-ско-преподавательского состава и студенческой конференции с изданием материалов  за счёт спонсоров, выпуска юбилейного номера издаваемого в АГНА научно-технического журнала «Известия высших технических  учебных заведений Азербайджана», съёмки документального фильма об истории и деятельности вуза, проведения оптического кабеля в основное здание и во  2-й учебный корпус.
      Чтобы завершить книгу я даже отказался от весьма заманчивого предложения занять высокую должность в другом вузе. Предложение было ко времени – отношения с руководителем вуза, профессором, д.х.н. Сиявушем  Фархад оглу Гараевым оставляли желать лучшего: чем успешнее я работал, тем с  большей ревностью и нетерпимостью встречались мои инициативы, вследствие чего около десятка проектов, реализацию которых планировалась осуществить при помощи транснациональных компаний, так и остались на бумаге…
    Книга вышла  в 2010 году  под предложенным мною названием   - « Первое техническое высшее учебное заведение нефтегазового профиля в Европе и Азии» на азербайджанском языке в издательстве «Чашыоглу» тиражом 250 экземпляров. Но книгу практически никто не увидел. Я же, к великому удивлению, своего имени среди авторов не нашел… Я,за долгую научную жизнь ни разу не приписал свою фамилию к чужому труду.А тут,вообще...
      Возможно этим объясняется мое желание переиздать эту книгу на русском языке под названием « Моя  «alma mater»- АзИИ». Это не только перевод, но и новые дополнения. В книге даются краткие сведения об основных этапах истории развития нефтегазового дела в Азербайджане с древних времён до 2010 года, освещается история создания и 90-летнего развития флагмана научно-технической мысли в стране – Азербайджанской Государственной Нефтяной Академии (ныне Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности), комментируются основные успехи учебной, научной, международной деятельности этого вуза, деятельность обеспечивших их руководящих работников, учёных и специалистов, а также бывших выпускников-выдающихся личностей, добившихся значительных карьерных успехов. Называя имена мы их вспоминаем ...
      Из-за большой занятости на новом месте работы – в Бакинской Высшей Школе Нефти, закончить книгу и опубликовать смог только в конце 2019 года.
Книга очень объемная, состоит из 456 страниц и 546 рисунков. Многое из созданного моими усилиями в вузе уже  наверное устарело, потому эта книга будет моим вкладом в правдивое изложение истории  вуза. Добавлю, что в текст книги возвращены все фотографии, по необъяснимым причинам выброшенные из текста на азербайджанском языке. 
     Из-за карантина не смог провести ее презентацию. Надеюсь, что в конце этого года удастся это сделать.101 год- какие годы…Выдержки из книги печатались в старейшей газете »Вышка» и получили  хорошие отзывы  читателей, за что мое искреннее «Спасибо».
     Я учился в АзИНЕФТЕХИМе в 1961-1967 годах, работал в 1984-2012 годах, т.е. был свидетелем периода триумфа «alma mater» и периода     предания забвению многолетних традиций после 1997 года и пр. Занимая должности заведующего кафедрой и проректора по науке и технике, я старался  внести свой труд в развитие вуза. Насколько это получилось, судить только моим коллегам и студентам. Могу без ложной скромности сказать, что мне приятно, когда ко мне подходят, на первый взгляд незнакомые люди, и спрашивают: » Вы не помните меня?! Я учился в Ази... Спасибо.»
     Я полностью разделяю чувства, которые испытывал Президент Гейдар Алиев при участии  в праздновании 80- летия вуза.
    Вот еще несколько строк из его выступления в 2000 году: «В  Азербайджане все с особым уважением относились к этому Институту. Следует также отметить, - во всяком случае, я говорю о своих впечатлениях, полученных в юношеские годы и в последующий период …,  что учиться здесь было труднее, чем в других институтах. Может быть, кто-то считает, что это моё субъективное мнение, возможно. Я ведь в своё время учился здесь. Однако дело не только в субъективности. В то время большая часть молодёжи считала, что в университете – на геологическом, историческом, литературном, филологическом факультетах, могут учиться все. Учиться же здесь на факультете нефтяной промышленности или механики, энергетики, геологии было очень трудно, так как эти дисциплины в то время были ещё недостаточно хорошо знакомы нашей молодёжи.
     Помню, я тоже одно время учился здесь. В те времена все мы боялись предмета «Сопротивление материалов», так как это была очень сложная дисциплина. Сейчас, не знаю, возможно, она даётся легче. Но это была очень сложная проблема. Причём был один преподаватель, профессор, который, как говорится, не делал никаких поблажек. Кажется, его фамилия была Дунин. У него совершенно невозможно было получить положительную оценку.
   Ещё раз повторяю: я вспоминаю своё время, желающих поступать сюда было значительно меньше желающих поступать в другие институты….     Причина этого связана не только со сложностью, трудностью преподававшихся здесь предметов.   Ещё одна причина заключалась в том, - я говорю о впечатлениях того времени, однако эти традиции были продолжены и в последующие годы, - что дисциплина, порядок, требовательность, отношение преподавателя к студенту, отношение студента к преподавателю в этом Институте находились на высоком уровне. Я долгие годы был руководителем Азербайджана, и сейчас являюсь Президентом. Каждое высшее учебное заведение для меня – что-то родное, и каждый вуз имеет своё место. Однако я не могу не сказать, что нынешняя Нефтяная Академия в своё время являлась примером для всех вузов. Мне хотелось бы, чтобы она всегда была образцом – и сегодня, и в будущем».      
     Этими словами я хотел бы окончить свой рассказ и выразить благодарность газете» Вышка» и лично ее редактору Медыне Гасановой с пожеланиями  здоровья и сил, чтобы 1 марта 2028 года  мы торжественно отпраздновать столетие газеты.

 доктор технических неук,профессор,заслуженный деятель науки,подполковник  Рамиз Гумбатов

Рамиз  Гумбатов -Моя «alma mater» - АзИИ.Баку.2019 г.