Усово -приют царских особ, членов политбюро и през

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)
           «Положи слезы мои в сосуд у Тебя,
             Господи!» 
                (Псалтырь 55.9)
   
    Вернувшись из Усовского храма, украшенного  на светлый праздник Троицы березовыми ветвями и молодыми деревцами, мы сели пить чай на уютной веранде старой академической дачи.
- А у меня, - задумчиво проговорила Вероника Павловна, - этот храм и трогательная фигура сидящей напротив входа преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны вызывает грустные воспоминания.
- Странно. Храм  такой светлый и радостный и снаружи и внутри!
- Но это новый, современный храм. А вот история старого храма и  селения Усово связана с трагическими событиями предреволюционной истории, с Александром II и его семейством.
- Александр II – царь-Освободитель.
- На бедного «царя-освободителя» было совершено пять или даже шесть покушений. В него стреляли и в Москве, и в Париже, взрывы организовали и в поезде, и в Зимнем дворце. Страшно подумать, но, в конце концов, император Александр II, как и его сын, великий князь Сергей Александрович оба погибли от бомб, брошенных террористами.
- Князь Сергей Александрович был, кажется, пятым сыном императора Александра II?
- Да у Александра II  было шесть сыновей и две дочери…
- Это от первого брака, - уточнил  Александр Иванович. - Были еще два сына и две дочери от второй морганатической супруги, Долгорукой Екатерины Михайловны.
- А чем отличается морганатический брак от обычного?
- Так называют браки между супругами неравного по статусу положения. Ведь члены царствующих домов должны были жениться только на  равнородных особах. А Екатерина происходила из сравнительно захудалой и обедневшей ветви  рода Долгоруких. Чтобы родившиеся от их связи дети не считались незаконнорожденными, император после смерти жены обвенчался с  Долгорукой. Но главное - она не была коронована.  После свадьбы Екатерина Долгорукая получила титул  Светлейшей княгини Юрьевской, и дети её с той поры носили фамилию Юрьевские. Но это  другая история. Вернемся к князю Сергею Александровичу.
- К  слову сказать, великий князь Сергей Александрович был первым «порфирородным» ребенком в семье императора. То есть он родился, когда отец Александр II уже стал царем. Впрочем, счастливым его детство назвать трудно. У Сергея были особо теплые отношения с матерью Марией Александровной. Поэтому он  тяжко переживал  длительную болезнь матери. Сергей Александрович трагически воспринял связь отца с княжной Долгорукой, которая со временем поселилась в Зимнем дворце и занимала с детьми четыре  комнаты аккурат над покоями императрицы. Не менее мучительно князь перенес     и женитьбу отца на фаворитке через 10 месяцев после смерти матери.
    Сам великий князь Сергей Александрович женился летом 1884 года на одной из красивейших невест Европы. Елизавета или Элла, как звали её домашние,  помимо титулов великой герцогини Гессенской и Рейнской, носила ещё и титул герцогини Великобританской, потому как по матери она приходилась  внучкой английской  королеве Виктории.  У бабушки Виктории Элла вместе с младшей сестрой Аликс  воспитывались после смерти матери  и повторного брака отца.
- Кстати, эта Аликс или Александра  впоследствии стала супругой последнего российского императора Николая II.
- Летом 1884 года девятнадцатилетняя принцесса гессенская Елизавета прибыла  в Петербург на разукрашенном цветами поезде. Венчание с великим князем Сергеем Александровичем, братом тогдашнего российского императора Александра III, прошло в Большой церкви Зимнего дворца. А вот медовый месяц юные супруги провели здесь, в подмосковном имении Ильинское-Усово. 
- Добавлю несколько слов об истории села, - вступил Александр Иванович.- Считается, что название села идет от Ивана Уса. Был он важной персоной при великом  князе Иване III.   В 1471 году ездил  послом в Великий Новгород и Псков, и в Крым к царю Ахмату. Вот ему Иван III и подарил это село. Потом оно перешло по наследству к потомкам Ивана Уса, которые стали  носить  фамилию Усовы.
     Одно время хозяйкой села была раскольница  боярыня Морозова, героиня знаменитой картины Сурикова «Боярыня Морозова». А вот когда боярин Огарев выкупил часть села Усова, то принадлежавшая ему территория   стала  называться  Огарево.
      Позднее имение Усово было собственностью князя Сицкого, потом  генерал-аншефа Матюшкина, которые построили здесь  сначала  деревянную церковь, а  с годами возвели каменный храм во имя Спаса Нерукотворного.
    Во время Отечественной войны 1812 года Усовский храм разграбили и осквернили французы. Восстановлением его занялся новый владелец - гвардии прапорщик Хрущев.
- Это тот Хрущев, что построил великолепный  особняк на углу Пречистенки и Хрущева переулка, который  входит теперь в комплекс Пушкинского музея на Волхонке?
- Он самый. После отмены крепостного права в 1861  году крестьяне стали бросать село, отправляясь в город на заработки. Поэтому село, да и храм пришли в запустение. Возрождение началось, когда  император Александр II подарил подмосковные имения Ильинское и Усово своей супруге Марии Александровне.  Она восстановила  усадебные постройки и храм. Да ещё  построила рядом приходскую школу. А  завещала всё это сыну, великому князю Сергею Александровичу.
   С той поры две усадьбы, расположенные по обеим сторонам  Москвы-реки, оказались неразрывно связанными. Ежедневно верхом, в колясках, или на  лодках по реке  царственные особы отправлялись  друг к другу в гости. Зимой они даже пешком переходили замерзшую реку по льду. С особым торжеством отмечался в Усово храмовый праздник Спаса Нерукотворного Образа. Собирались жители всех окрестных сел. После службы для детей устраивали состязания, победителей награждали игрушками и сладостями. В небо запускали бумажные воздушные шары.
   Однако вернемся к Сергею Александровичу. Надо заметить,  что он был  первым и единственным из великих князей дома Романовых, кто трижды совершил паломничество на Святую землю. Причем в первое путешествие он отправился через неспокойный Бейрут, что было в ту пору  крайне трудно и далеко не безопасно. Во время пребывания в Иерусалиме князь принял участие в  археологических раскопках. Там были обнаружены развалины ворот и стены времен земной жизни Христа и подтверждено существование Голгофы. А во второе путешествие князь взял с собой жену, в то время еще лютеранку.
-  А разве она не перешла в православие?
- Не сразу. Ей позволено было сохранить свою веру. Великий князь, который был несколько старше юной супруги, занялся ее образованием, помогал изучать русский язык и культуру новой родины. Много рассказывал о распространении христианства на Руси, о её святынях и святых. После семи лет  замужества, предварительно посоветовавшись с бабушкой Викторией, Елизавета  приняла православие. После чего супруги поехали  в третье путешествие на Святую землю, уже  объединенные духовно одной верой.
- А чем занимался князь Сергей Александрович?
- В 1891 году он был назначен генерал-губернатором Москвы, и сразу же занялся благоустройством первопристольной. При нем на улицах появилось электрическое освещение, стал ходить первый трамвай, был построен ГУМ, отреставрированы башни Кремля, появилось новое здание Консерватории.  Сергей Александрович возглавлял и был попечителем многочисленных  обществ и комитетов. По его инициативе был создан Музей изобразительных искусств на Волхонке. В  экспозицию музея великий князь подарил шесть своих  коллекций.
    И во всем ему неизменно помогала супруга Елизавета Федоровна. Она  основала в Москве  Елисаветинское благотворительное общество, которое брало под опеку брошенных младенцев. Сама ходила по клоаке Хитрова рынка и забирала оттуда бездомных детей. Вскоре княгиню Елизавету Федоровну стали величать ангелом-хранителем Москвы.
   Однако после неудачного празднования коронации Николая II и случившейся  Ходынской трагедии, когда в чудовищной давке погибло и пострадало полторы тысячи человек,  вину свалили на князя  Сергея Александровича.  Он подал в отставку, но ему продолжали приходить письма с нареканиями и угрозами. Сергей Александрович  не обращал на них внимании. Однако уже старался не брать с собой в поездки жену и детей -  Дмитрия Павловича и Марию Павловну.
- А кто эти дети?
- Своих детей у великокняжеской четы не было. Но судьба сложилась так, что они  взяли на воспитание детей  младшего сына императора, князя Павла Александровича. Жена его умерла при преждевременных родах.  Убитый горем Павел Александрович находился в таком удрученном состоянии, что несколько месяцев никак не мог прийти в себя. Заботу   о новорожденном  Дмитрии и   малолетней Марии взяли на себя великий князь Сергей Александрович и Елизавета Федоровна. Они перебрались в Ильинское, где князь нередко сам купал новорожденного, ухаживал за ним, а подчас  вставал к нему по ночам.
- Надо добавить, что после того как Павел Александрович  вопреки воле императора женился на  женщине, не принадлежавшей к  аристократическому роду, он  был изгнан из России. С той поры его детей, Дмитрия и Марию, окончательно  взяли на попечение и воспитание Сергей Александрович  и Елизавета Федоровна.
- А теперь о том, что случилось 4 февраля 1905 года. Недавно я прочитала книгу «Воспоминания террориста». Написана она Борисом Савенковым, свидетелем и участником тех кровавых событий. Он так подробно, в таких мельчайших деталях рассказывает об убийстве князя Сергея Александровича Романова, что создается впечатление, будто смотришь  документальный фильм.
   Причем Савенков пишет, что террорист Иван Каляев  готовился совершить покушение ещё   накануне, 2 февраля. Узнав, что император собирается вечером в Большой театр, Каляев, переодетый в крестьянскую поддевку, высокие  сапоги и картуз, завернул бомбу в ситцевый платок и стал поджидать князя на площади у Александровского сада. Когда из Никольских ворот выехала сияющая яркими огнями карета великого князя, Каляев бросился ей наперерез. Но  неожиданно он разглядел сидящих рядом с князем великую княгиню Елизавету Федоровну и детей великого князя Павла - Марию и Дмитрия. Он опустил руку с бомбой  и скрылся в Александровском саду.
    Спустя два дня Каляев снова направился к Кремлю от Александровского сада. У подъезда он увидел карету и постоянного кучера Рудинкина на козлах. Вскоре из дверей вышел великий князь и сел в карету. Не теряя времени, Каляев бросился вперед  и с разбега бросил бомбу. Карету разнесло в клочья. Фотография этой развороченной взрывом кареты была напечатана во всех московских газетах. Причем взрыв был такой силы, что сердце убитого нашли лишь на третий день на крыше соседнего дома.
    Взрывной волной у Каляева сорвало шапку с головы, все лицо его было исцарапано разлетевшимися щепками.  Он упал у задних колес изуродованной кареты,  а когда дым рассеялся, увидел комья одежды и разорванное на куски тело.
    Мгновение спустя, к месту трагедии подбежала великая княгиня Елизавета Федоровна и стала руками собирать  разбросанные по снегу куски изуродованной плоти супруга. Она бережно укладывала их на спешно принесенные армейские носилки. Когда останки накрыли шинелью и унесли, она взглянула на Каляева. Тот оторопело спросил:
- «Кто вы?»
- «Я его вдова, — ответила Елизавета. - Почему вы его убили?»
- «Но я не хотел причинить вреда вам. Я даже отказался от покушения, когда вы были рядом с ним» - пробормотал Каляев.
- «Разве вы не понимаете, что вы меня убили вместе с ним?» — ответила Елизавета.
    Некоторое время спустя княгиня посетила в тюрьме убийцу своего супруга, и  простила его от себя и от имени мужа. Уходя, она оставила Каляеву Евангелие и молила каяться от всего сердца. Елизавета Федоровна даже  подала прошение императору Николаю II об отмене смертной казни, но тот был непреклонен.
   И ещё одна трогательная деталь. Елизавета Федоровна  не только помогла семье погибшего при взрыве кучера Рудинкина, но и следовала за его гробом с непокрытой головой через Москву.
    После гибели Сергея Александровича  княгиня Елизавета Федоровна передала Усово племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу.  Она раздарила и продала свое имущество, распустила свой двор, оставила свет  и ушла игуменьей в созданную ею и существующую поныне Марфо-Мариинскую обитель.
- Кажется, это не совсем монастырь?
- Нет. Живущие в обители сестры приносили обеты  целомудрия, нестяжания   и послушания. Они занимались благотворительностью,  оказывали духовную и медицинскую помощь нуждающимся. Но по истечении определённого срока сестры  могли оставить обитель  и выйти замуж.
- Теперь о самом последнем и  самом трудном её испытании. В мае 1918 года Елизавету Федоровну вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а оттуда отправили в  Алапаевск. В ночь на 18 июля 1918 года великую княгиню Елизавету Фёдоровну вместе с оставшимися при ней близкими людьми живыми сбросили в шахту, взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей. Окрестные жители рассказывали, что ещё  несколько дней  слышали доносившееся из шахты пение молитв.
   Когда Белая армия заняла Алапаевск, останки извлекли из шахты. Часть тел схоронили, а  прах  Елизаветы Федоровны, отступая, перевозили всё дальше на Восток. Из Китая гроб великой княгини Елизаветы пароходом доставили в Иерусалим и погребли в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в строительстве которой принимал участие её муж, великий князь Сергей Александрович.
    Так исполнилось высказанное некогда  великой княгиней Елизаветой желание быть похороненной на Святой земле.
   В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета причислена к лику святых  новомучеников Русской Православной Церкви.
-  Теперь я расскажу о дальнейшей судьбе Усово, - продолжил вслед за  минутной паузой Александр Иванович. - После революции   бывшую усадьбу  поначалу использовали как  дом отдыха. Сюда приезжал и охотился в сосновых лесах Ленин. Потом здесь образовался городок     кремлевских дач, где отдыхали и жили партийные и государственные деятели: Ворошилов, Хрущев, Черненко, Маленков, Суслов. 
       С 2000 года усадьба стала официальной президентской резиденцией. Территорию обнесли высокой стеной, и доступ простым смертным  в усадьбу и к храму запретили. Старый, отреставрированный храм стал домовой церковью резиденции Ново-Огарёво.
     Местная церковная община и окрестные жители  принялась настойчиво просить, чтобы  для них построили новый храм. В мае  2009 года  Патриарх Кирилл и В.В. Путин заложили первый камень в основание этого храма. И уже через год, в 2010 году храм был освящён. Сам Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл отслужил Божественную литургию, на которой присутствовал и президент России.
- Остается добавить ещё несколько слов. Сам храм и входящие в храмовый комплекс постройки -  Водосвятная часовня, звонница, Дом причта и Православный просветительский центр - построены по проекту архитектора Ижикова. Обликом, как вы видели,   церковь напоминает древнерусские и византийские храмовые постройки.  А внутренним оформлением  занимался уникальный мастер, современный иконописец - архимандрит Зинон.
      Р.S.    В соседнем с Усовом селе Ильинском в церкви Илии Пророка хранятся две иконы с частицами  святых мощей преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.