Ч. 350 Китайцы к себе не пустили

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/07/12/698

Время шло, а китайцы тянули с ответом. Единственным развлечением для членов миссии была картёжная игра «винт». А Ефим Васильевич Путятин, чтобы не терять время попусту, изучал все аспекты кяхтинской торговли.
 
Наконец с китайской стороны передали официальный ответ правительства. В нём сообщалось, что китайское правительство не видит предмета для переговоров, поэтому миссии Путятина отказано во въезде на территорию Китая.
 
Срочной депешей Путятин доложил великому князю Константину об отказе в пропуске  и о том, что он намерен попасть в Китай с моря на пароходо-корвете «Америка».
 
За время пребывания в Кяхте Путятин хорошо исследовал положение с торговлей между двумя странами и в той же депеше представил Константину свои соображения.

Кяхтинская торговля с Китаем имела огромное значение для Российской империи.
Во-первых, поддерживались нормальные отношения с соседом, понять намерения которого было так же сложно, как поверить в добродушие медведя.

Во-вторых, через Кяхту шла торговля чаем, таможенный сбор от которой и налоги были весьма существенной статьёй пополнения вечно скудного государственного бюджета.

Из России чай поступал в европейские страны. Устраивала кяхтинская торговля и китайских купцов, которые вывозили меха, серебро в плитках и мануфактуру. В Сибири признавали только плиточный чай, который китайцы изготавливали с помощью деревянных и железных ручных прессов.

Работа по сбору и обработке чая обеспечивала занятость десятков тысяч крестьян. Это вело к расцвету ремёсел на юге реки Янцзы.

Путь чая по суше и воде проходил через две провинции Китая во внутреннюю Монголию, там его грузили на верблюдов и тысячу километров везли по степям и пустыням в Кяхту.

А из Кяхты русские купцы везли чай через Иркутск, Урал, Тюмень, в Нижний Новгород, Москву и Петербург.

Карл Маркс в том году, когда Путятин приехал в Кяхту, написал в работе «Русско-китайская торговля»: «Самый важный товар, который продают китайцы в Кяхте, это чай. Русские продают там хлопчатобумажные ткани и меха.

Раньше среднегодовой объем продажи чая в Кяхте не превышал 100 000 ящиков в год, но к 1852 г. он достиг уже 1 750 000 ящиков, а общая стоимость товаров превысила 15 000 000 долларов США. Благодаря росту торговли, Кяхта превратилась в обыкновенную ярмарку в одном из достаточно крупных городов России".

(В советское время редакторы были бы довольны  такой ссылку!)

Насчёт крупного города Маркс, конечно, загнул, хотя Кяхта со своим статусом чисто торгового поселения, не имевшего аналогов в Восточной Сибири, приобрела общероссийскую значимость как центр российско-китайской торговли.
 
Торговля чаем создала для России большой рынок сбыта мануфактурной промышленности, что побуждало русских капиталистов создавать новые фабрики.

Ефим Васильевич Васильевич, помимо экономической, видел в кяхтинской торговле политическую сторону, возможность влияния и проникновения в Китай.

Великий князь Константин ознакомил с секретной депешей Путятина министра финансов Петра Фёдоровича Брока,  и вместе с его ответом переслал всё Александру II. Константин считал, что отказ китайцев пропустить Путятина на территорию Китая будет на руку России.

Путятин сможет присоединиться к французам и англичанам, как это получилось с американцами, когда те подписали договор с Японией, и русские проследовали по протоптанному американцами пути.
 
Однако Константина беспокоило, что в глазах китайцев, как было раньше в случае с японцами, Россия будет выглядеть слабее других государств.

Он писал брату: «Требование французского и английского посланников будут поддержаны довольно значительными эскадрами, представителем же Нашего флага будет один маленький пароход «Америка»; через это, разумеется, Путятин в глазах китайцев будет поставлен на второстепенную ногу».

Безвылазно сидя в Кронштадте, великий князь руководил подготовкой двух эскадр: Черноморской, из шести корветов, и Амурской, из трёх корветов и трёх клиперов. Константин писал царю: «Но это всё суть мелкие суда, не прикажешь ли Ты усилить более сильным судном,

а именно фрегатом «Аскольд», который новое сильное судно, находящееся в прекрасных руках у флигель-адъютанта Унковского, который те края прекрасно знает и с Путятиным там плавал».

Не дожидаясь разрешения брата, великий князь приказал готовить «Аскольд» в дальнее плавание. Царь и его брат были озабочены утверждением на новых, занятых русскими землях, которые они никогда не видели и не увидят в своей жизни.

Тем временем Путятин в сопровождении своего отряда отправился в Иркутск. Дорога была безрадостная: лошадиные трупы вдоль дороги, тучи воронов, холодные станционные дома, покрашенные мерзкой жёлтой краской.

Еды на станциях не было никакой, жалобные книги исписаны жалобами купцов на невыдачу лошадей, задержки на сутки и более. Но опытные путешественники запаслись всем необходимым в пути, и прежде всего продовольствием, а станционные смотрители в лепёшку разбивались, чтобы угодить столь важным персонам.

В Кяхте чай не продавали. Однако у всех в домах он был. Поэтому миссию Путятина снабдили в дорогу чаем в качестве подарка. Конвойные казаки и слуги получили кирпичный чёрный чай, низший сорт, полученный из высевок и крошек, остающихся при сортировке чёрного байхового чая, спрессованного в плитки с помощью клея.

Формой он напоминал кирпич. Этот чай пользовался популярностью у калмыков и бурятов. В Забайкалье кирпичный чай служил в качестве платежа. Его варили с солью, молоком, маслом или бараньим жиром и даже добавляли немного муки.

Такой сваренный чай по виду, но не по вкусу, напоминал шоколад. Более важные члены миссии получили, разумеется, кирпичики отборного зелёного и чёрного чая.

В Иркутске Путятина с почестями встретил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв. Он поддержал желание вице-адмирала спуститься по Амуру на барже.

Приятным сюрпризом для Путятина была встреча с архимандритом Аввакумом, который был в составе его посольства в Японии.

Аввакум сообщил, что его прислали в распоряжение адмирала в качестве переводчика. Подготовка к плаванию по Амуру при активном содействии Муравьёва заняла немного времени. Ефим Васильевич смог увидеть воочию, какие изменения на берегах Амура произошли за минувшие два года.

Отправились из Шилкинского завода. Плавание по Шилке и затем по Аргуни было непростым из-за быстрого течения, но Муравьёв выделил Путятину опытных людей, которые уже не раз сплавлялись по этим рекам и знали все мели.

Вид новых станиц особенно не радовал. Забайкальское казачье войско составили из государственных заводских крестьян, которые не привыкли к самостоятельной жизни. Там, где они не сидели сложа руки, обустраивались капитально, налаживали свой быт.

Некоторые места для станиц Геннадий Иванович Невельской выбрал очень неудачно, рядом с болотами. Люди болели, болел и скот, досаждали крысы и мыши.

Жители станиц старались установить хорошие отношения с китайцами, которые помогали сеять гречиху и пшеницу. У коренных жителей, манегров, покупали рыбу.
 
Продолжение http://proza.ru/2022/07/15/1335