Красота спасёт мир. Ч. 3. Град Владимира на Клязьм

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Авторское фото - памятник крестителям Владимирской земли Владимиру Святославовичу и святителю Федору на Годовой горе; памятник в честь 850-летия города; Дмитриевский собор; красивый балкончик 19 века на углу Соборной площади. Владимир, июнь 2022 года.


*****

Идеал красоты - духовная жизнь.

Творчество - как средство преображения души.

Красота - как символ законченности духовного совершенства всех творений Бога, лаконичности и гармонии. В творениях зодчих и иконописцев Древней Руси проявлена в полной силе. Небесное величие сакральных образов соединено с трепетной нежностью матери.

Зодчими и иконописцами прошлых веков рождались шедевры, которые и спустя сотни лет притягивают взор, заставляют размышлять о законах бытия, о вечности человеческой души, о том, как преобразить душу и подготовить её к жизни вечной.

*****

Итак, наше путешествие по стольному граду Северо-Восточной Древней Руси, Владимиру-на-Клязьме, продолжалось.

Улочка, по которой мы взобрались на самую высокую часть города, на Годову гору, привела нас к Соборной площади, к обелиску "850-летие Владимира".

22-метровая усечённая трёхгранная белокаменная пирамида возвышается над площадью, привлекая взгляды туристов. Для местных жителей это скорее место встреч.

История у памятника непростая. Впрочем, все памятники так или иначе несут груз своей истории!

Вначале на площади Свободы (так Соборную площадь именовали после 1917 года) установили пирамиду из дерева - в ознаменование свободы (непонятно, от кого, или чего).

В середине 20-х годов памятник обветшал. И тогда на этом месте установили гипсовый бюст Сталина, а площадь вновь вернули название - Соборная.

Но, как бывает всегда, после смерти вождя памятник убрали, и к дате 850-летия города Владимира создали монумент в современном виде.

Следует оговориться, что в те годы официальной наукой считалось основание города Владимиром Мономахом в 1108 году.  После многочисленных исследований, в том числе летописных, в 1990 году было признано и другое мнение, что город основан при Владимире Красно Солнышко в 990 году.

Археологические исследования пока не способны ни подтвердить, ни опровергнуть ни одну из предложенных дат.

Кстати, археологические раскопки у подножия храма ведутся и сегодня. На вопрос, что удалось найти, искатели ответили, что найдены предметы быта и фрагменты костей мамонта или бизона. Древнейшее городище на Годовой горе существовало ещё в 1 тысячелетии до нашей эры.

*****

Вернёмся к монументу. У подножия которого в углублениях граней размещены три трёхметровые бронзовые фигуры, которые символизируют прошлое и настоящее города.

Древнерусские воин с мечом, зодчий с капителью колонны на коленях, а также современный рабочий с моделью трактора в руках.

Над бронзовыми фигурами высечены барельефы, иллюстрирующие важные страницы истории города и его героев.

Над древним зодчим – медальоны с портретами основателей города на реке Клязьме - Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского, а также барельефы с темами владимирского зодчества и древнего художественного ремесла.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Оно важно по теме моего повествования: "красота спасёт мир".

*****

Процесс феодальной раздробленности Древней Руси привел к обособлению местных архитектурных школ, наиболее крупными из которых можно считать новгородско-псковскую и владимиро-суздальскую.

Еще в годы правления Владимира Мономаха (1113–1125) начинается формирование особого архитектурного стиля на территориях так называемой Залесской Руси.

Наибольшее распространение получают четырёхстолпные одноглавые церкви. Характерной чертой этих храмов является ярко выраженная центричность и вертикальность композиции. В них особенно заметно отличие древнерусского архитектурного стиля от византийских традиций.

Применение белокаменной кладки открывает перед зодчими новые декоративные возможности. В пластике фасадов видно знакомство с приёмами романской и закавказской архитектуры.

Так как белый камень легко поддавался обработке, то памятники и храмы Владимира и Суздали часто украшались декоративной резьбой по камню.

В этом проявляется их сходство с памятниками романской архитектуры. Влияние романской школы зодчества на памятники архитектуры Владимиро-Суздальской земли многие историки архитектуры объясняют политическим соперничеством Киева и Владимира в XII в., которое часто мешало приглашать во Владимир киевских или византийских мастеров.

Например, в Лаврентьевской летописи можно найти упоминание, что "Бог привел Великому князю Андрею (Боголюбскому) из всех земель мастеров".

Главный собор Владимира должен был превзойти по богатству своего убранства собор Св. Софии в Киеве.

Для Великого князя Всеволода III, который превратил Владимир не только в столицу своего княжества, но и фактически в стольный город всей русской земли, этот момент был и символическим, и важным с геополитической точки зрения.

Те же цели преследовал основатель собора князь Андрей Боголюбский.

Неслучайно поэтому собор был поставлен на самом высоком месте города и превосходил по высоте (32,3 м) новгородский и киевский Софийский соборы (в предыдущей части моего повествования).

Владимирская резьба в основном чисто декоративна, часто изображает фантастические существа, например китовраса (кентавра), или растительный орнамент.

Декоративная резьба появляется в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси постепенно. Очень органично она присутствует в фасадной композиции в дворцовом великокняжеском Дмитриевском соборе города Владимира (1194–1197), декоративное узорочье очень насыщенно (см. фото).

Но вернёмся к обелиску.

*****

Над воином – медальоны с портретами Александра Невского и Дмитрия Пожарского и барельефы, изображающие знаковые для владимирской истории события: въезд Александра Невского в город на великое княжение в 1252 г. и сбор князем Дмитрием Пожарским народного ополчения в 1612 г.

Над головой рабочего в барельефах отражены героические события XX в., связанные с гражданской войной и Великой Отечественой войной, а также передача 150-тысячного трактора "Владимирец" колхозникам в 1957 году.

Размещение бронзовых фигур на монументе символично: зодчий обращён к древнему Успенскому собору, воин смотрит на оборонительные Золотые ворота, рабочий – в восточный промышленный район города.

Памятник 850-летию Владимира, по оценкам специалистов, имеет яркие художественные характеристики соцреализма 1950-х годов и является интересным примером решения городского монумента. Он стал визитной карточкой города наравне с другими достопримечательностями.

*****

После посещения Успенского собора отправились ещё к одному памятнику зодчества древних мастеров - Дмитриевскому собору.

Точная дата начала строительства собора неизвестна — историки сходятся в том, что первый камень был положен в его основание в конце 12 века, примерно в 1191-1194 годах. Закончили возводить храм в 1197-м.

Храм был построен в честь Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Всеволода Большое Гнездо, принявшего при крещении имя Димитрий.

Следует напомнить, что Всеволод - младший брат князя Андрея Боголюбского, перенесшего из Киева во Владимир на Клязьме столицу Древней Руси.

Всеволод Большое Гнездо перевез во вновь построенную церковь из Солуни (Салоников) большую икону, изображающую святого в полный рост, и ковчежец с частицей одежды, пропитанной кровью Димитрия Солунского.

Первоначально храм выглядел иначе, чем сегодня. Это был парадный дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. С трех сторон его окружали галереи, связывавшие собор с княжескими покоями, а также две башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры.

Сегодня нет княжеского дворца, и тысячелетний собор стоит на пригорке с подстриженной травой в окружении вековых лип. Молчалив и возвышен...

Нам удалось посмотреть только фасады собора.

Каменная резьба на стенах собора поражает тонкостью работы мастеров, её можно рассматривать часами, можно любоваться бесконечно, разглядывая мельчайшие детали.

Мифические (грифоны, кентавры) и реальные (львы) животные, птицы (орлы), люди (цари, святые)...

Каменные фрески Дмитриевского собора читаются как книга, полная загадок, символизма и скрытого смысла. Порядка 600 рельефов.

Среди героев — и сам заказчик собора князь Всеволод с сыновьями, и Александр Македонский, и царь Давид.

*****

Покидали Владимир-на-Клязьме с частичкой горечи в душе.

Прожив всю жизнь на этой земле, так мало знаем о её истории! Так редко в житейской суете отводим место тому многозначительному, что является основой нас, русских. Многонациональных, создавших такие шедевры зодчества, которые и сквозь тысячелетие привлекают взоры своей красотой.

Что понимать под красотой? Наверное, законченность духовного совершенства, сотворённого с Божьей помощью.

Соборы Владимира-на-Клязьме сполна разделили все невзгоды, которым подвергался Владимир и вся Владимиро-Суздальская Русь во времена ига, затем трижды горели (1536, 1719, 1760). Но восстали из пепла, как феникс, символ бессмертия.

Именно красота спасёт мир!

------------

Продолжение - http://proza.ru/2022/08/02/45 "Юрьев град на Ополье"

Начало - http://proza.ru/2022/06/24/652