Апокалипсис - самая таинственная книга Библии

Руслан Игнашкин
Сколько слов в Апокалипсисе, столько там и тайн.
Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства.
Блаженный Иероним

      Апокалипсис Иоанна Богослова – это последняя из книг Нового Завета, последний аккорд в симфонии библейских книг, самая сложная для понимания и таинственная, страшная и светлая, неизъяснимая и грозная книга Священного Писания, на протяжении двух тысячелетий изумляющая богословов, философов и поэтов, отличающаяся необыкновенной глубиной смысла и поэтической красотой. Блаженный Иероним – церковный писатель и подвижник, усвоивший высокую древнеримскую культуру Вергилия, Горация и Овидия, и познавший, что вся мудрость эллинов и все их изящное искусство – лишь горсть праха в сравнении с Божественным Откровением, писал: «сколько слов в Апокалипсисе, столько там и тайн. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства». В загадочных стихах и пророчествах Апокалипсиса открываются самые сокровенные тайны, сокрытые прежде веков в глубине Премудрости Божьей, которые нельзя охватить умом и выразить вербально. В Новом Завете есть сюжет о том, как апостол Павел был восхищен в Рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4), коснувшись тех духовных реалий метафизического мира, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). На страницах Апокалипсиса открывается неизъяснимое и  изрекается неизреченное, мы – с молитвенным трепетом раскрываем эту священную и пророческую книгу, ныне смотря на ее строки «как бы через тусклое стекло» (1 Кор.12:12), а понять сказанное в Апокалипсисе можно только Святым Духом Божиим, действующим в Церкви. Все изложенное в Священном Писании Бог открыл пророкам и апостолам Духом Своим, «ибо Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор. 2:7-10) Священное Писание – это записанное Божественное Откровение, оно – основа вероучения Церкви и жизни христиан, сердцевина все нашей религиозной философии, всей христианской этики, эстетики, догматики и гимнографии. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если человек хочет услышать Христа и узнать святую волю Божию, то пусть он откроет Евангелие. Новый Завет – это голос Самого Христа и Его апостолов – благовестие, звучащее для всех народов и всех веков – для всей вселенной и даже более того – как для мира видимого – земли, так и для мира невидимого – небес и преисподней. Священное Писание боговдохновенно и представляет собой великолепный образец сотворчества Бога и человека, ибо написанное апостолами и пророками по вдохновению от Духа Божиего, оно заключает в себе глаголы вечной жизни, изреченные на человеческом слове – голос Бога раздается на языке людей. Протоиерей Георгий Флоровский – выдающийся православный богослов двадцатого столетия, заметил, что Библия возвещает о Боге Слове воплотившемся, о создании Новозаветной Церкви, в которой действует Святой Дух, о таинственном действии Бога в истории мира – о мессианских ожиданиях Ветхого Завета, исполнившихся во Христе, и апокалиптических ожиданиях Нового Завета, которые исполнятся в конце времен. Апокалипсис – это Откровение Иисуса Христа, раскрытие тайн Божиих и духовных истин, которые от века были сокровенны в неизреченной премудрости Зиждителя вселенной, а ныне открыты апостолу и тайнозрителю Иоанну и через него – всей Новозаветной Церкви и всем христианам. Апокалипсис открывает нам многие Божии тайны – о событиях истории Церкви и мира, о времени и вечности, о грехе и искуплении, чашах гнева Божиего, что изольются на мир, лежащий во зле, о грядущем царстве Антихриста и войне добра и зла, о втором пришествии Христа в силе и славе Божества Его и окончательной победе над дьяволом, Адам и смертью. Все Священное Писание христоцентрично и в центре Апокалипсиса – Личность Иисуса Христа – Сына Божиего и Сына Человеческого, нашего Спасителя и Божественного Судии всех народов земли и всей вселенной. Все Евангелие и вся литургическая жизнь Церкви, вся ее догматика и этика, все мученичество христиан и мудрость подвижников, все богослужения и таинства, все проповеди и весь нравственно-аскетический подвиг – все оборачивается ничем без Личности Сына Божиего, Иисуса Христа, ибо только во Христе Богочеловеке дано разрешение всех проклятых проблем, волновавших умы величайших мудрецов от Иова и Иеремии до Лермонтова, Достоевского и Бердяева, только в Нем – ответ на вопросы о смысле жизни и истории, оправдание Бога и человека – теодицея и антроподицея, оправдание самой жизни – витадицея, которую отвергли философы и поэты отчаяния – Шопенгауэр и Леопарди, Камю и Сартр. В песнопениях и пророчествах Апокалипсиса, в поэзии и символике этой книги явлено Божественное величие и слава Иисуса Христа – Он Первенец из мертвых и Владыка царей земных, Альфа и Омега, Вседержитель и Агнец, Держащий семь звезд в деснице Своей, Бог верный и истинный, корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя, лев от колена Иудина, предвечное Слово Божие и Сын Человеческий, искупивший грехи мира и спасающий нас. Откровение дано Христу от Бога Отца – оно не от людей, а от Бога – источник Апокалипсиса на небе, а не на земле; Бог Отец – предвечный источник Божества во Святой Троице, от Него предвечно рождается Бог Сын и предвечно исходит Дух Святой, а потому – честь, слава, могущество и премудрость Бога Слова и Святого Духа – от Бога Отца, но при этом все три Ипостаси совечны и равночестны – каждое Лицо Святой Троицы – совершенный и всецелый Бог. По толкованию святого Андрея Кесарийского, когда мы читаем в Апокалипсисе, что Христу дано Откровение от Бога Отца, то мы должны понимать, что речь идет о человеческом естестве Иисуса Христа, воспринятом от Святой Девы Марии, но вместе с тем в Апокалипсисе в возвышенных выражениях описывается Божественность Спасителя, Которому Ангелы служат как истинному Богу. По великой и непостижимой любви Своей Бог дает Откровение Христово о грядущих судьбах через Иоанна только святой Церкви, ибо не уверовавшие во Христа – люди душевные, а не духовные – они не возрождены Святым Духом и не поймут того, что изложено в Апокалипсисе. Апостол Павел объясняет это следующим образом: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14).
                Все христиане призваны читать Апокалипсис, где раскрывается тайна последних судеб мира, духовная борьба Агнца Божиего и Его святой Церкви с древним змием – «красным драконом», ведь само Слово Божие побуждает нас к этому: Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко (Откр.1:3). Святая Церковь, возвышено и догматически точно и безупречно нареченная апостолом Павлом «столпом и утверждением Истины» (1 Тим.3:15), пламенно и непреклонно  свидетельствует, что Апокалипсис – это не апокрифическая апокалиптика, а книга величайшего христианского пророка и богослова. Блистательная плеяда христианских мудрецов и богословов – Игнатий Богоносец, Афанасий Великий, Ориген, Василий Великий и Григорий Нисский – почитали Апокалипсис книгой священной и пророческой. Святитель Григорий Богослов не упомянул Апокалипсис в каталоге новозаветных книг, но, по свидетельству Андрея Кесарийского, он непоколебимо верил в боговдохновенность Апокалипсиса, доказывал Божественность Сына Божиего словами из этой книги – «говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8), но считал, что Апокалипсис – самая сложная для понимания из всех книг Библии по таинственности смысла, и читать ее надлежит со строго церковным толкованием. Для преподобного Ефрема Сирина Апокалипсис – книга каноническая и апостольская, он открыто цитирует слова тайнозрителя Иоанна Богослова: «Тогда во второе пришествие Господа раздерутся небеса и откроется Царь царствующих, пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр.;1:7)». Уже во II веке нашей эры священномученик Ириней Лионский, мученик Иустин Философ и ученый богослов Климент Александрийский, выражая мудрость святой Церкви, утверждали, что именно апостол Иоанн, сосланный на Патмос – скалистый остров в Эгейском море, и «видевший священное и славное пришествие Царства» Божиего, написал Откровение в годы правления римского императора Домициана, который начал новые жестокие гонения на христиан. По свидетельству Иринея Лионского апостол Иоанн Богослов получил Откровение на Патмосе от Бога в конце царствования императора Домициана, при котором христианство стало запрещенной религией. Гонения на христиан были и при тщеславном Нероне, когда их привязывали к столбам вдоль аллей, обливали горючим веществом и поджигали, используя как живые факелы, отдавали на растерзание львам и огромным псам на аренах, но Домициан требовал называть себя «государь наш и бог», и провозгласил само исповедание христианской веры – тяжким преступлением. Размышляя о временах царствования Домицина, протоиерей о. Александр Мень акцентировал внимание на трагической дилемме христиан: или принять римское государство с его язычеством и императорской властью, обожествляющей себя, или хранить верность Богу до конца – идти на мученичество. Евсевий писал, что «Домициан явил себя преемником Нерона в ненависти к Богу и в богоборчестве». Апостол Иоанн Богослов – евангелист и тайнозритель таинственной истории Церкви и мира, он – блестящий художник и гениальный писатель, написавший Апокалипсис с библейской мощью и экспрессивностью огненного слова. Апостол Иоанн Богослов – созерцатель Божественного Света и пророк Нового Завета, возлюбленный ученик Иисуса Христа и величайший из всех мудрецов и богословов Православной Церкви, он – боговдохновенный исповедник и  проповедник Слова Божиего, написавший три послания и четвертое Евангелие, почитаемое Церковью наиболее возвышенным. В Апокалипсисе Господь – это всемогущий, благой и премудрый Бог, Святая Троица – Сидящий на престоле, Агнец и Святой Дух. Апостол Иоанн излагает священные догматы христианской веры: Святую Троицу, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, всеобщее воскресение из мертвых, второе пришествие Сына Божиего, Страшный Суд и духовное преображение мира, поэтому Апокалипсис – это Священное Писание, а не апокриф и не источник ересей. В книгах ветхозаветных пророков есть свидетельство о том, что пророчество исходит от премудрого и всеведущего Господа – «и было ко мне слово Господне» (Иер. 1:4), «слушайте, небеса, и внимай земля, потому, что Господь говорит» (Ис.1:2) «и видел я видения Божии» (Иез.1:1), а в Апокалипсисе сказано, что апостол Иоанн Богослов воспринял «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» (Откр.1:1). Апостол Иоанн Богослов – сын Заведеев и брат Иакова, любимый ученик Христа, припавший на Тайной Вечери к груд Учителя, все время бывший с Ним – и на горе Фавор, и в доме, где лежала умершая и воскрешенная Господом дочь Иаира, он – единственный из учеников, стоявший к Креста во время голгофских страданий Сына Божиего, святой евангелист и апостол любви, написавший четвертое Евангелие и три апостольских послания, в первом из которых, он с необычайной силой и вдохновением возвестил, что Бог есть Любовь, а любовь является смыслом жизни. После евангельских событий Иоанн Богослов прожил долгую жизнь,  проповедуя Евангелие – благую весть о распятом и воскресшем Христе, совершая чудеса именем Божиим. За апостольскую проповедь римский император Домициан пытался казнить Иоанна, но чаша с ядом не принесла ему никакого вреда и его отправили в ссылку на Патмос – скалистый остров в Эгейском море, где он проповедовал о Христе местным жителям, а потом уединился и удалился в пустынное место, проводя все время в молитвах Богу. В один воскресный день, когда Иоанн находился в пещере, он удостоился таинственного видения о последних судьбах Церкви и мира, узрел Иисуса Христа в древнем облачении первосвященника, услышал громкий голос, как бы трубный, сказавший: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу». Таинственное видение апостола Иоанна было записано его учеником – Прохором, так и появился на свет Апокалипсис – книга, волнующая умы и сердца людей – от Андрея Кесарийского и Григория Богослова до Альбрехта Дюрера, Моцарта, Достоевского и мыслителей наших дней, с трепетом преступающих к чтению Библии. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр.1:1-2). Апокалипсис – это Откровение сокровенных тайн Божиих о времени и вечности, о грехе и искуплении, о борьбе добра и зла в сердцах людей и истории мира, о жизни Церкви от ее создания и до «последней дней» мира сего и жизни будущего века. В основе христианства лежит Божественное Откровение: Бог Сам открывает Себя любящим Его и ищущим общения с Ним, и дает верующим в Него и исполняющим волю Его мудрость и знания, превышающие способности ума человеческого. Весь наш мир – это собрание неисчислимых тайн, как и жизни людей – книги притч, и всякий человек в отрыве от Бога становится мучеником мысли, обреченным как Иов и Соломон, Иеремия и Иезекииль, Платон и Августин Блаженный, Данте и Шекспир, Микеланджело и Лермонтов разгадывать неисчислимое множество тайн жизни и смерти, добра и зла, времени и вечности, греха и искупления, рабства и свободы – обречен мучиться духом, ищущим Божественной Истины, пока не обратится к Богу и Его святой Церкви, не поймет, что тайна познания Божественной Истины заключена не в философских идеях и изощренной диалектике, не в незабвенных образах искусства и изумляющих наш век достижениях науки, но в чудесной Личности Богочеловека Иисуса Христа и в святых догматах веры – вечных и спасительных истинах Божиих. Высочайшая ценность для христиан – это Сам Господь, Святая Троица, ибо без Бога все иные ценности теряют смысл и свое духовное содержание – без Него тщетны все искусства и философия, все достижения научно-технического прогресса, бессильные искупить грехи рода человеческого, ответить на вопрос о смысле жизни и предназначении человека, спасти его душу и весь окружающий нас мир. Апокалипсис – это не только великолепное поэтическое произведение, драгоценный камень в венце библейских книг, но высочайший образец новозаветной апокалиптической литературы, книга, повествующая о драматичной борьбе Бога и Его святых с мировым злом, о крушении земных царств и завершении всемирной истории, о втором пришествии Иисуса Христа в Силе и Славе Его Божественного величия, о Страшном Суде, геенне огненной и горнем Иерусалиме. По слову апостола Павла все Священное Писание боговдохновенно, оно – неисчерпаемая сокровищница Божественной Истины, и требует глубокого богословского изучения. В пророческих книгах Господь открывает людям Свою святую волю, а Апокалипсис – это величайшая из всех пророческих книг, и тот, кто  игнорирует ее – лишает себя боговдохновенного Слова Божиего, отвергает Откровение Господне, не хочет постичь религиозный смысл мировой истории. Апокалипсис – это единственная пророческая книга Нового Завета и на страницах ее Господь открывает Церкви великие тайны последних судеб мира. Апостол Петр символично сравнил пророческое слово со светильником, сияющим в темном месте, с утренней звездой, восходящей в сердцах людей, предостерегая, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 20-21). В Библии пророки – это люди, движимые Святым Духом, Который влагает им в уста слово Бога, сотворившего вселенную, Ангелов и людей, их священная миссия – «глаголом жечь сердца людей», исполнившись Духом Божиим – Духом Любви, Премудрости и Силы, обличать пороки своего века и возвещать волю Всевышнего миру, забывшему о Боге и Его заповедях. На страницах Апокалипсиса повествуется о святом, истинном и всемогущем Боге во всем Его величии и славе, обо всей глубине духовного и нравственного падения человека, об ожесточении сердец и оскудении любви в последние времена, о том, что спасение невозможно без покаяния, о чашах гнева Божиего и пришествии Антихриста, об окончательном триумфе Сына Божиего, Иисуса Христа над Сатаной. У пророков был высочайший опыт Богообщения. Когда пророк и боговидец Моисей сходил с Синайской горы со Скрижалями Завета, то лицо его сияло, оттого, что Господь говорил с ним, и он познал, что истинный Бог человеколюбив и милосерден, долготерпелив и многомилостив. Духовное общение с Богом есть преображение личности, а пророк – ниспосланный Всевышним к миру человек, чье сердце, ум и воля – освящены благодатью Святого Духа. Господь поведал Иеремии, что познал его еще прежде рождения, возлюбил вечной любовью и сказал пророку Своему: «Я освятил тебя» (Иер.1:5). По слову святителя Иоанна Златоуста «Пророки не были подобны языческим прорицателям. У тех, когда бес овладевал их душею, то ослеплял ум и помрачал мысли, и они произносили все так, что их ум нисколько не понимал произносимого, точно какая-нибудь бездушная флейта издавала звуки... Но Дух Святый действует не так, а напротив, Он оставляет сердцу разумение изрекаемого... Бес, как враг и неприятель, действует на природу человеческую враждебно; а Дух Святый, как благопопечительный и благодетельный, приемлющим Его оставляет сознание и открывает уму их смысл Своих вещаний». Апостол Павел восторженно писал о пророках, побеждавших царства верой и воскрешавших мертвых, но он же замечает, что многие из них обрели мученический венец – их гнали, побивали камнями, заключали в темницы, убивали, и «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). На языке библейских образов и символов в Апокалипсисе рассказывается о вселенскому по своему масштабу духовном кризисе и грядущей катастрофе, которая в итоге постигнет нашу цивилизацию, стремящуюся к независимости от Бога, и в этом плане эта книга – грозное предостережение, она призывает христиан жить по заповедям Евангелия и быть верным священным идеалам веры, описывая, что будет в результате апостасии – апогея богоотступничества. Апокалипсис – это книга предостережение, она ниспослана Церкви и миру через апостола Иоанна Богослова для вразумления людей и их покаяния, и все пророчески возвещаемое в Апокалипсисе исполнится в свое время, сокрытое от нас премудростью Божией, но все апокалиптические казни являются не односторонним актом Божественного произвола, а свершатся из-за катастрофического духовного состояния мира и будут связаны с всеобщим богоотступничеством и нечестием, виновником же всех бедствий и катастроф будет не всеблагой и праведный Господь, а сам многогрешный и окаменевший в нераскаянности род человеческий. Многие исследователи обращали внимание на то, что огромное место в Апокалипсисе занимают казни и катастрофы, а сами бедствия попущены Богом, чтобы побудить к покаянию людей, не живущих по заповедям Божиим, но Апокалипсис – это книга надежд и чаяний, она завершается видением горнего Иерусалима и жизни будущего века – вечности.
                Апокалипсис – величественная поэма о конце времен и последних судьбах мира, это – священная книга, написанная на образном и символическом языке библейских пророков и дана Церкви, а потому, чтобы понять ее надо освоить язык символов и образов пророков их мышление библейскую поэтику,  надо знать исторический контекст, в котором был написан Апокалипсис – историю Новозаветной Церкви I века нашей эры – героической эпохи мученичества, и эсхатологические чаяния первых христиан, но самое главное – помнить, что ключ к толкованию Откровения апостола Иоанна Богослова и всех книг Библии – в церковном миросозерцании и  святоотеческой мудрости, их надо читать и понимать в контексте всего Священного Писания и Священного Предания. Как рассудительно писал протоиерей Геннадий Фаст: «Божественная книга от Бога и толкуется. Богооткровенная книга требует богомудрого толкования. Вымыслы человеческие не годятся, а знаний не хватает. Поэтому Господь поставил в Церкви одних пророками, а других учителями (Еф.;4:11). Учителя от Бога толкуют возвещенное пророками Божьими. Никакой ученый от мудрости века сего ум не может заменить святых отцов, ведь именно они и поставлены Богом толковать Его откровения. Основной православный герменевтический принцип – Священное Писание в толковании святых отцов». Для понимания Апокалипсиса мало знать светскую и церковную историю, надо жить литургической жизнью Церкви и воспринять ее Священное Предание, проникнуться Духом Божиим, ибо, чем более одухотворенней станет христианин и чем больше он претворит свою жизнь в молитву  богослужение, тем глубже он станет разуметь таинственные и непостижимые в глубине своей слова Откровения. Таинственное слово «Апокалипсис» означает «Откровение» – не столько об ужасах и катастрофах, предваряющих конец мировой истории, сколько о конечной победе Бога Спасителя над смертью и Адом, о всеобщем воскресении из мертвых, о Страшном Суде и воздаянии, о горнем Иерусалиме. Мир существует во времени, время течет, все мы живем в истории, а история мира – это величественная и таинственная драма, истоки ее величия и трагизма скрыты в свободе, которую Господь даровал Своим созданиям. Если мы вдумчиво всмотримся в историю Церкви и людей, народов и царств, то увидим, что история – это не гармонический аккорд, а бурная и надрывающая душу симфония, она – драматична. Тайна трагизма мировой истории – это тайна негативного самоопределения тварных существ по отношению к сотворившему их Богу, тайна падения трети Ангелов, во главе с Люцифером, и грехопадения наших прародителей – Адама и Евы. Но если всемогущий Бог благ и премудр, то Он не мог создать ничего бессмысленного, и, сотворив небо и землю – мир духовный и мир материальный, Он вложил высший смысл в Свое творение. Если существует библейский Бог – Святая Троица, то история сотворенного Им мира – это не пестрый калейдоскоп бессмысленных событий, но процесс, имеющий провиденциальный смысл, согласующийся со свободой Ангелов и людей, имеющий эсхатологическое завершение. Для христианина Апокалипсис – это книга, позволяющая узреть в эпическом созерцании всю панораму истории Церкви и мира от сотворения бытия до конца времен, религиозно понять и осмыслить ход истории. Таинственно и неисповедимо Господь присутствует в истории мира, Он открыл Себя Аврааму, Исааку и Иакову, дал скрижали со святыми заповедями Моисею, ниспосылал пророков к Израилю, от Него все истинное и прекрасное у всех мудрецов, поэтов и философов. С пришествия Иисуса Христа на землю начинается новая эра в истории мира. Христос изменил ход истории и преобразил время, Он открыл нам, живущим во времени, горизонты вечности, возвестил о Царстве Небесном. Если мы откроем Апокалипсис, то увидим, что история мира – это цепь нарастающих катастроф, а значит плоские теории прогрессистов ошибочны, ибо научно-технический прогресс может сопровождаться духовно-нравственным упадком и культурной деградацией, оскудением веры и любви, измельчанием душ и характеров человеческих, на что сетовали Данте и Шекспир, Мильтон и Карлейль, Байрон и Кьеркегор, Лермонтов и Достоевский. По замечанию о. Сергия Булгакова на страницах Апокалипсиса «мировая история изображается как величайшая мировая трагедия, в которой небесные воинства вместе с земною Церковью воинствуют с драконом и Ангелами его, зверь и блудница борются со святыми, Христос ведет брань и побеждает дракона, и все это завершается картиной хилиастического, а затем и эсхатологического  преображения мира». Русский религиозный философ Владимир Эрн со свойственной ему экспрессивностью писал, что для христиан история есть не «мирный культурный процесс постепенного нарастания всяких ценностей, а катастрофическая картина все растущих взрывов; наконец, последний взрыв, последнее напряжение – и тогда конец этому миру, начало Нового, Вечного, абсолютного Царствия Божия». Если мировая история – это эпическая драма, религиозно-метафизическая борьба Бога и дьявола за души людей и судьбы Церкви и мира, то ее ход трагичен, а все хилиастические мечтания о Царстве Божием на суетной и многоскорбной земле есть богословская ересь и несбыточная утопия, ибо лжеучение хилиастов не оставляет места свободе людей, не понимает мирового трагизма, не знает идеи духовного преображения неба и земли, не принимает пророческие слова апостола Петра о том, что «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). В Апокалипсисе Богу и Его святой Церкви противостоит Вавилон – олицетворение зла и богоборчества на земле, образ мира сего, лежащего во зле, со всеми его соблазнами и наслаждениями, где пророков побивают камнями, преследуют и истязают, Сократа приговаривают к испитию чаши с цикутой, а обагренного кровью Мессию – возводят на Голгофу. Все хилиастические проекты и мечты о тысячелетнем Царстве Бога и святых на земле – это строительство Вавилонской башни, подменяющей горний Иерусалим. Вся истории мира эсхатологически напряжена, устремлена к наступлению Царства Божиего – не на земле, как ошибочно думали верующие, впавшие в ересь хилиазма, ибо горний Иерусалим от Бога с неба. Царство Небесное метаисторично и эсхатологично, оно за гранью истории и нашего мира, за гранью пространства и времени. Тысячелетнее Царство Божие на земле – это святая Церковь, ибо в Церкви мистически присутствует Христос – прежде всего в таинстве Евхаристии, и Святой Дух – в ее богослужениях, апостольской проповеди и догматах веры, в милующих сердцах ее подвижников, творящих молитву за весь мир – за всех живых, усопших и еще не рожденных. Тысяча лет – это не буквальный хронологический промежуток исторического времени, а символическое число, это эпоха земного существования Новозаветной Церкви от сошествия Святого Духа на апостолов до конца времен. Христос излагал тайну конца времен на языке притч и образов, которые нельзя понимать буквально, они таинственны и не поддаются рациональной расшифровке. Все апокалиптические вычисления тщетны, ибо как сказано в Священном Писании: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Тайна второго пришествия Иисуса Христа, конца времен и Страшного Суда – это неизъяснимая тайна для нашего сознания, она за гранью понимания Ангелов. Христос говорил, что род человеческий не прейдет, как исполнится все возвещаемое Им и Его апостолами – Церковь и человечество будут существовать до конца времен. Апокалипсис – это книга для всех времен и исторических эпох, как Откровение Божественных тайн, повествующая о событиях вселенского масштаба, волнующая сердца и потрясающая умы бесчисленного множества мудрецов, богословов и экзегетов, осознавших, что образы и символы Откровения превосходят возможности и силы разума человеческого. В Апокалипсисе Иоанна Богослова загадочно и символически описывается неописуемое и изрекается неизреченное, и толковать эту книгу надо не буквально, а духовно. Великолепное толкование семи светильников Апокалипсиса дает Сам Господь. Апокалипсис – это книга очень таинственная, ее язык – пророческий язык с очень сложной и изощренной символикой, значение и смысл которой понятен только в свете Священного Писания, Священного Предания и литургической жизни Церкви. Каждый образ и символ из Апокалипсиса – таинственен, имеет много смысловых аспектов – мистических, метафизических, нравственных, исторических, литургических и аскетических, а потому крайне опасно трактовать пророчества Апокалипсиса буквально и привязывать их к конкретным историческим событиям. Протоиерей Артемий Владимир глубокомысленно говорил, что исторические события уходят в прошлое, а Апокалипсис по-прежнему освещает будущее,  содержащиеся в Откровении пророчества и видения несводимы к исторической конкретике: «Людям, которые хотели бы видеть в Апокалипсисе буквальное предсказание будущего, зачастую все равно, что читать — Иоанново Откровение или сочинения лжепророков вроде Нострадамуса или Ванги. Слово Божие всегда выше и глубже той исторической конкретики, участниками которой мы все вольно или невольно становимся. Свести Откровение к конкретной исторической эпохе невозможно. Священное Писание велит нам распознавать дух времени, в котором мы живем, но при этом помнить: времена и сроки Своего Второго Пришествия Господь положил в Своей власти и блюдет в тайне. Православные люди должны избегать соблазнов католической и протестантской среды, десятки раз пытавшейся расшифровать Апокалипсис, привязать его содержание к той или иной эпохе. Подчеркнем еще раз церковную мысль: Апокалипсис имеет своим намерением обратить читателя к его собственному сердцу; хочет дать ему импульс и духовные силы для сопротивления страстям, к победе над лукавым духом. Апокалипсис должен побуждать нас к молитве, трезвению, бодрствованию. Как говорит сама книга: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр.3:11). Действительно, если мы потрудимся как следует изучить самые авторитетные толкования, начиная от святителей Андрея Кесарийского и Ипполита Римского и кончая таким толкователем XIX века, как Матвей Васильевич Барсов, или замечательной книгой ныне живущего священника Геннадия Фаста, мы поместим Откровение в контекст Священного Писания, обретем ключ разумения и не будем повторять ошибок так называемых независимых богословов, чуждых духа смирения, терпения, кротости и любви. Лучше применять каждую из величественных картин Апокалипсиса не к глобальным событиям современности, а к самим себе, познавая таким образом собственные немощи и страсти, учась веровать в Бога всемогущего и всеблагого, Промысл Которого ведет Невесту Агнца — Мать-Церковь и всех ее чад ко спасению… Откажись лишь от этой лукавой мысли — механически прикладывать читаемое к современным тебе политическим событиям. Проецируй читаемое в глубину твоего собственного сердца, черпай от Писания непосредственное назидание. Пример — послания семи Асийским Церквам. Предание не позволяет нам отнести эти главы Откровения ко всему историческому периоду Церкви воинствующей, но благочестивый читатель Апокалипсиса может применить то, что он читает, к самому себе. Это тебя Господь упрекает в охлаждении любви к ближнему — имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою (Ангелу Ефесской Церкви — Откр.2:4), тебя обличает в отступничестве и призывает покаяться (Ангелу Сардийской Церкви — Я не нахожу, чтоб дела твои были совершенны перед Богом моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся — Откр.3:1-3), это тебя Он называет ни холодным, ни горячим, но только теплым (Ангелу Лаодикийской Церкви — Откр.3:15-16). Господь хочет, чтобы ты был светильником горящим, чтобы ты был воистину жив, а не мертв (Откр.3:1), чтобы ты был христианин в действительности, а не только по названию. Господь хочет, чтобы ты подражал в ревности святым апостолам и не боялся никакого страха, зная, что надо удержать венец жизни (Откр.3:11) и победить лукавого, которому попущено вести брань с чадами Церкви. В каждой черте и букве Апокалипсиса — премудрость, которая питает сердце благочестивого читателя, и именно так — с открытым, трепетным и смиренным сердцем — мы должны приступать к этой вещей книге».
                Апокалипсис – это эсхатологическая книга, провозглашающая, что будет день Господень, когда в громах и молниях Страшного Суда окончится прежний мир, лежащий во зле, небеса совьются, как свиток, времени больше не будет, смерть истребится, и из пламени Божественной Любви возникнет новое небо и новая земля – образ преображенного мира. Глубоко символично, что Апокалипсис есть последняя из всех библейских книг – итоговое слово Священного Писания, Откровение сокровенных тайн Божиих о «грядущих вскоре» судьбах Церкви и мира, о конце всемирной истории – это высочайшее и грандиозное выражение христианской историософии и христианской эсхатологии, книга более премудрая и таинственная, чем сочинения всех поэтов и ученых, философов и богословов – мудрецов нашего мира. В Библии время перед кончиной мира описывается катастрофически – восстанет народ на народ и царство на царство; будут голод и стихийные бедствия, оскудеет любовь, христиан будут предавать мучениям и смерти за имя Христово, Слово Божие будет проповедано по всей земле и всем народам, но появится множество лжепророков и лжеучителей, и явится Антихрист – сын погибели, «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). По слову Николая Бердяева конец истории  таинственен и парадоксален: история взорвется изнутри и ее завершение – это последнее историческое событие, но в то же время история оборвется свыше – Богом, вторым пришествием Сына Божиего, всеобщим воскресением мертвых и Страшным Судом. В наше время слово «апокалиптический» ассоциируется со страхом перед концом света и ожиданием страшных исторических катастроф, но первые христиане с надеждой ждали второго пришествия Иисуса Христа в венце Бога Царя и Его победы над мировым злом и кознями дьявола. Апокалипсис – это Откровение об Иисусе Христе, а не об Антихристе; Церковь ждет второго пришествия Спасителя в силе и славе Его Божества, она молится: «Да приидет Царствие Твое», помня, что весь видимый мир пройдет и все дела земли сгорят, а Царствие Небесное – вечно. Христос сказал, что нам надлежит искать Царства Небесного и правды его, а все остальное приложится. В Нагорной проповеди Спаситель говорил, что человек должен возвышать душу к Богу, освободиться от власти временного и искать сокровища на небе, а не на земле, где все тленно и скоротечно: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19-20). Христианство – это религия эсхатологическая, а вне эсхатологии нельзя понять ни литургическую жизнь Православной Церкви – ее богослужения, молитвы и таинства, ни ее догматическое и нравственное богословие, ни аскетику, мистику и сотериологию, ни смысл мировой истории, ни Страшный Суд, ни надежду на духовное преображение мира и наступление Царства Небесного. Вся история Церкви наполнена эсхатологическими ожиданиями, но сама эсхатология – это область тайн, вопросов и надежд, а не ясных и очевидных ответов, ибо хоть многое и открыто нам в Священном Писании и Священном Предании, но и многие Божьи тайны до скончанья веков будут сокрыты от нас. Наше историческое время – это время апокалиптическое, устремленное к концу мировой истории. Православный богослов Георгий Флоровский писал, что «тайна последних вещей сокрыта в изначальном парадоксе творения». В акте сотворения мира сокрыты величайшие тайны Бога и Его замысел о творении. Мир сотворен Богом Творцом, через Его предвечное Слово и силой Его Святого Духа все начало быть, а Его любовь – первопричина и цель всего творения, ибо Господь хочет разделить ее с нами. Бесконечная история мира – это история без смысла и цели, но если мир сотворен Богом через Его Логос и Дух, то история имеет духовный смысл и метафизическую цель, а время устремлено от «начала» к «концу» – когда времени больше не будет, но будет вечность и все спасенные войдут в чертоги Царства Небесного. Раскрытие таинственных судеб Церкви и мира в Апокалипсисе глубочайшим образом связано с Божественной Литургией, свершающейся на небесах.
                Апокалипсис – это литургическая книга, где Богу и Церкви – невесте Христовой, противостоит гибнущий мир греха и лжи – Вавилонская блудница, обольщающая души людей – души князей, торговцев и мудрецов мира сего, живущих так, будто Бога не существует, идущих путем погибели. Апостол Иоанн Богослов созерцал в таинственном видении небесный престол Господень, от которого исходили громы и молнии, и около престола находились двадцать четыре старца, облаченные в белые одежды и имеющие золотые венцы, апокалиптические животные и Ангелы, а, в конце концов, и вся тварь, воспевали песнь Богу Отцу, сидящему на престоле, и Агнцу Божиему – Иисусу Христа, и Святому Духу Его, восклицая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет», «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:4–11). Литургические мотивы и образы Апокалипсиса восходят к Ветхому Завету, а именно – к Псалтырю и книгам пророков Исайи и Иезекииля, где звучит трисвятая песнь в честь и славу Вседержителя. Литургический возглас «достоин Ты, Господи» – обращен ко всем Лицам Святой Троицы, не только к Богу Отцу, сидящему на престоле, по воле Которого все сотворено и существует, и Святому Духу – достойному принять честь и славу, но ко Христу – Богу Слову и Искупителю: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени». «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Многие церковные исследователи Библии не раз проницательно замечали один из парадоксов этой пророческой книги Нового Завета: Апокалипсис – книга литургическая, но она не читается на Божественной Литургии. Откровение апостола Иоанна Богослова сравнивали с грандиозным собором, она – место встречи души с Богом. Апокалипсис – это книга, раскрывающая истинный смысл богослужения и его сокровенную связь с историей мира и ее смыслом, с жизнью человека и его душой, ибо Божественная Литургия, совершающаяся в храме, призвана соединить верующих и вселенную с Богом и горним миром. По мысли митрополита Илариона Алфеева Апокалипсис весь обращен к богослужению – к Божественной Литургии. Значение и смысл таинственных образов, символов и чисел этой книги становятся более понятны в свете литургической жизни Церкви. Апокалипсис имеет неоценимое значение для литургической жизни Церкви, ибо в этой таинственной книге апостол Иоанн Богослов на языке библейских пророков описывает как на небесах совершается Божественная Литургия у престола Всевышнего, и в сознании христианина не могут не возникнуть ассоциации с устройством алтаря и  богослужением, совершающемся в православном храме: стоящему посреди престола Агнцу Божиему соответствуют Святые Дары, книге, лежащей в деснице у Сидящего – святое Евангелие, Самому Сидящему символически соответствует архиерей, двадцати четырем старцам в белых облачениях и с золотыми венцами на головах – священники, соборно служащие Божественную Литургию, Ангелам – диаконы, чтецы и алтарники, апокалиптическим животным, воздающим славу, честь и благодарение Богу – паства, семи духам Божиим – семисвечник, символизирующий полноту благодати Святого Духа, изливаемую на христиан в семи таинствах, двери отверстой в небеса – открытые Царские врата, душам мучеников, убиенных за Слово Божие – частицы мощей мучеников под престолом и в антиминсе – освященном архиереем четырехугольном плате, изображающем гроб Иисуса Христа и плащаницу, которой было обвито Его тело. Русский религиозный философ и славянофил А.С. Хомяков глубокомысленно заметил, что Церковь познается литургически: «только тот понимает Церковь, кто понимает Литургию». По неизреченной любви и непостижимой премудрости Господь замыслил и сотворил человека существом молящимся – общающимся с Богом, причастным горнему миру, а это означает, что без молитвы жизнь человека лишается духовной глубины и своего религиозного смысла. Христос дал две заповеди – о любви к Богу и человеку – не только ближнему, но и к врагу, ибо, если Бог есть Дух и Любовь, то и смысл жизни человека, сотворенного по образу и подобию Всевышнего, заключен в духовной, святой и небесной любви. «Я люблю, следовательно, существую» – это рыцарский девиз христианина. Но наша любовь никогда не будет совершенной без молитвы, ибо молитва есть выражение любви к Богу, она воспламеняет нашу любовь к Творцу – любящий Бога жаждет молиться Ему непрестанно, хочет вечно пребывать с Ним, денно и нощно взыскует Богообщения.  Что такое молитва к Богу? Это выражение нашей любви к Нему – исполнение первой заповеди Евангелия. Что такое молитва к святым или молитва за грешников? Это выражение нашей любви к людям – исполнение второй заповеди Евангелия. По глубокомысленному суждению преподобного Исаака Сирина любовь от молитвы и молитва от любви. Бог познается в молитве, а молитва невозможна без любви, совершенная любовь дает совершенное познание Бога. Если человек не молится, то он не имеет истинной любви к Богу, ближним и врагам, и не живет духовной жизнью. Молитва – это дыхание жизни для души, она освящает человека и весь окружающий его мир, дает нам духовно и опытно познать Бога и самих себя. Молитва – это обращение ума, воли и сердца к Богу, она не имеет ничего общего с мечтательностью и медитацией, ибо предполагает духовное трезвение и благоговение пред Вседержителем, не является размышлением о Боге, хоть и глубочайшим образом связана с Богомыслием, но есть таинство Богообщения и исполнение любви к Богу всем сердцем, всей душой и всем разумением. Если я люблю  Бога, то сердце мое жаждет Его любви, дух мой рвется, как птица, к небесам, душа моя томится по Творцу и Искупителю в юдоли земного скитания, ум мой с трепетом помышляет о том, что Всевышний склонит лицо Свое ко мне – я не могу жить без Него и взываю к Всесвятому: Боже! не оставь меня и по неизреченному милосердию Твоему соделай меня таким, каким Ты хочешь видеть возлюбленное создание Твое – соделай меня достойным любви Твоей. Для спасения нужна синергия – содействие свободной воли человека и Божественной благодати. В молитве благодать Божия и свободна воля человека содействуют. Духовная жизнь немыслима без молитвы – общения с Богом, ибо именно в молитвах раздается гимн во славу Творца и Спасителя мира и вопль кающегося грешника, осознавшего весь ужас греха и всю мерзость порока – когда покаяния охватывает всего человека – его совесть, сердце и мысль. По слову преподобного Иустина Поповича Божественная Литургия – это сердце всех молитв и богослужений Православной Церкви, она – святая Божия тайна, приводящая в трепет даже высших Ангелов – Серафимов и Херувимов, самое совершенное молитвенное богословие, ибо все догматы и заповеди, все истины Божественного Откровения – все выражено в литургических молитвах и священнодействиях. Божественная Литургия – это не только воспоминание о Тайной Вечери, страданиях, смерти и воскресении Сына Божиего, Иисуса Христа, ведь она имеет и эсхатологическое значение, как предвосхищение жизни будущего века, таинственная трапеза Господня в Его горнем Царстве. Апокалипсис проникнут литургическими мотивами, перекликается с книгой Иова и Псалтырью, напоминает пророческие видения из книг Исайи, Иезекииля и Даниила. Протоиерей Иоанн Павловцев, размышляя о теме Апокалипсис и богослужение, писал: «Сегодня распространено мнение, что Апокалипсис не вошел в круг богослужебных чтений Православной Церкви. Это верно лишь отчасти. Апокалипсис, действительно, не входит в круг чтений, положенных на вечерне, утрене, литургии. Однако, согласно ныне действующему в Русской Церкви Типикону (гл. 2), Апокалипсис наряду с прочими апостольскими писаниями положено читать на воскресном всенощном бдении, между вечерней и утреней. И это говорит о том, что не существует принципиального запрета читать эту книгу в богослужебных собраниях».  В статье «Литургический элемент в Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова» Андрей Мелько отмечал, что «в Древней Церкви нет примеров, чтобы из Апокалипсиса были избираемы паремии или тексты для проповеди. Единственное исключение из многовековой богослужебной практики в употреблении Апокалипсиса составляет так называемое «великое чтение», которое по Евергетидскому Типикону, входило в состав всенощного бдения, и совершалось после отпуста вечерни. Здесь среди прочих новозаветных книг было установлено читать Апокалипсис. Но этот пример можно назвать исключением только с оговоркой: подобные чтения имели целью назидание и наставление молящимся…». В древние времена апостольские книги читались и изучались всем христианским обществом, существовала традиция прочитывать Апокалипсис Великим Постом – Апокалипсис читался, но не как элемент богослужения, а с целью назидательной – как проповедь и поучение, побуждающее верующих глубоко задуматься о душе, о жизни и смерти, о Страшном Суде, вечных адских муках и Царстве Небесном.
                Каждый стих Апокалипсиса имеет таинственный смысл, а все числа –  имеют символическое значение, на что в свое время обратил внимание Августин Блаженный, говоривший, что не следует пренебрегать числами, ибо они имеют великое значение в Священном Писании, где сказано: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем.;11:21). Число один (1) – имеет много смысловых значений в Библии: это единый Бог – Творец неба и земли, Он все превосходит, нет никого подобного Ему – как сказал пророк Исайя: «Кто уразумел Дух Господень, и был советником у Него, и учил Его?» (Ис.40:13). Это число открывает нам великую тайну бытия Божиего, ибо Бог троичен в Лицах, но един по Сущности Своей; Отец, Сын и Святой Дух – это один Господь, сказавший о Себе: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). Христос – предвечное Слово Божие и Единородный Сын Божий, Он – наш единственный Спаситель и Мессия, принесший Себя в жертву на Голгофе за весь мир – за каждого из нас. Христос для нас Единственный – наша единственная надежда и Посредник между нами и Богом, о Котором пророчески писал многострадальный мудрец Иов, и Которого прославлял апостол Павел: «Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.;2:5–6). По слову преподобного Макария Египетского: «один Христос, истинный Врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати», ибо никто кроме Него не может спасти нас. В Символе Веры мы исповедуем веру в единую Церковь – мистическое Тело Христово – Церковь святую, соборную и апостольскую, соединяющую Бога и все Его творение, в единое крещение – таинство рождения от воды и Святого Духа, без которого невозможно войти в Царство Небесное: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Апостол Павел напишет в послании Ефесянам об экклесиологическом смысле числа один (1): «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф;4:4–5). Бесконечно великий и премудрый Господь собирает все создания Свои в единую Церковь – именно в Церкви люди исцеляются от одиночества и обретают единомыслие, ибо у них одно сердце – Сын Божий, Иисус Христос, и одна душа – Святой Дух, Душа Истины. В антропологическом аспекте число один (1) – это единство рода человеческого, произошедшего от Адама – из его ребра Господь сотворил и Еву – жену его. В Адаме истоки всего человечества, вот почему сказано, что в нем все согрешили, а его грехопадение – падение родоначальника всего человечества. Христос – новый Адам, Он – Господь с неба, в Нем мы обретаем новое единство – становимся по слову Макария Египетского – братьями Христовыми, обновленной тварью не от мира сего. Господь учил, что надо заботиться не о многом, а искать одного – Царства Небесного и правды его. Вся философская мудрость и искусство, царская власть и земные богатства, обольстительные женщины и мирская слава – все это ничто без Бога и Его любви – «все суета сует и томление духа», как сказал премудрый Екклесиаст. Число два (2) в Библии – это небо и земля, сотворенные Богом, два мира – духовный и материальный, два сына Адама – Авель – первый мученик, и Каин – первый убийца, два рода – род Сифа и род Каина, жизнь и смерть, вера и неверие, надежда и отчаяние, святость и грех. Человек сотворен из праха земного – материи, и из уст Божиих в него было вдохнуто дыхание жизни, он имеет бессмертную душу и является не только жильцом мира материального, но и причастником духовного мира. В догматическом богословии Бог непостижим по Сущности, но дает нам познать Себя через Свои нетварные энергии – любовь, премудрость, красоту и мощь, Он запределен миру, и в то же время бесконечно близок всем нам – ближе, чем наше сердце, ибо Он есть Любовь и вездесущ: «взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10). Не существует никакого совечного Богу начала, ибо Господь – несравненный и всемогущий Творец и Зиждитель бытия, Его любовь – основа и цель бытия, но Он – Промыслитель и наш Спаситель, действующий в судьбах Церкви и вселенной. В Божественной Личности Иисуса Христа Богочеловека неизменно, неразлучно, неслитно и нераздельно соединилось два естества и две воли – Божественная и человеческая. Число два (2) – это две заповеди Евангелия – любви к Бог и любви к ближнему, два Завета – Ветхий и Новый, Закон Моисея и пророки, два пола – мужской и женский, два пророка «последних времен» – Илия и Енох. Число три (3) – это число Бога – Святой Троицы, ибо Бог един по Сущности, но имеет три Ипостаси – Отец, Сын и Святой Дух. Все богослужение Церкви проникнуто восхвалением Святой Троицы, которое слушал пророк Исайя в своем таинственном видении, когда Серафимы пели у престола Вседержителя: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его!» (Ис.;6:3). В Библии число три (3) – это число трех патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, от которых ведет свое начало еврейский народ; число устройства ветхозаветного храма – внешний двор, святое и  Святое Святых; время делится на прошлое, настоящее и будущее; три измерения имеет пространство – длину, ширину и высоту, в экзегетике выделяют три уровня толкований – буквальное, аллегорическое и анагогическое; троична иерархия ветхозаветного священства – левиты, священники и первосвященник; ладан, золото и смирну – три дара принесли волхвы, пришедшие с Востока в Вифлеем – к Богомладенцу, три часа была тьма по всей земле, когда Христос был распят на Голгофе, три дня пророк Иона пребывал во чреве кита, а снятый с Креста Иисус Христос – во гроб до Своего воскресения из мертвых. Число три (3) – это тайна природы человека, ибо человек имеет дух, душу и тело: тело человека состоит из материи, формы и энергии, душа, включает в себя ум, волю и чувства, дух – образ Божий в нас, и как духовное существо и уникальная личность каждый из нас обладает свободой воли, способен любить, молиться и творить. Число четыре (4) – число нашего мира, существующего в пространстве и времени; число четырех сторон света – запада, востока, юга и севера; число Ангелов, «стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли» (Откр.;7:1); число стихий – огня, воздуха, воды и земли; число времен года – весны, лета, осени и зимы, число Евангелий – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и Херувимов у престола Божиего из таинственных видений пророка Иезекииля и апостола Иоанна Богослова; число земных царств из сновидения вавилонского царя Навуходоносора, истолкованного пророком Даниилом. Число пять (5) – это число пяти органов чувств – зрения, слуха, осязания и обоняния; число познания мира материального и мира духовного, ибо в Священном Писании сказано о духовных чувствах: духовное зрение – оно было у всех пророков от Исайи и Иеремии до Иоанна Богослова, а Сам Христос сказал «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.;5:8); духовный слух – имеющий уши да слышит – голос Божий, раздающийся со страниц Библии, голос совести, обличающий нас в грехах; духовное осязание – когда кровоточивая женщина прикоснулась в ризе Христовой, то она исцелилась, апостол Фома, вложил перста свои в раны Спасителя и воскликнул «Ты – Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28); духовное обоняние – восприятие благоухания Святого Духа, о котором столь поэтично написано Соломоном в Песни Песней, а также у пророка Осии и апостола Павла; духовное вкушение – это святейшее таинство Евхаристии, причастие Крови и Плоти Христовой, и вкушение свитков Божиих у пророка Иезекииля и Иоанна Богослова. Число шесть (6) – число дней, за которые Бог создал мир из ничего. На шестой день Господь сотворил человека – это число человеческое, но вместе с тем – это число мира, лишенного Божьего благословения, ибо на седьмой день Господь благословил и освятил все сотворенное Им, а потому число шесть означает незавершенность – свое назначение человек должен был осуществить свободно как самоопределяющаяся и творческая личность в содействии с Богом, достигнув богосыновства по благодати и преображения вселенной, но Адам и Ева впали в грех и оказались ниже своего призвания, лишились освящения Божиего – благодати святого Духа. Число шесть – это число имени Антихриста – противника Христа, число богоборчества и всякого человека, лишенного благословения Божиего, не освященного Духом Святым, отвергнувшего Мессию, и тем самым ввергнувшего себя во власть дьявола, вот почему апокалиптическое число 666 – есть число зверя и клеймо Сатаны. Как говорит Люцифер в мистерии Байрона «Каин»: «непоклоненье Богу есть поклоненье мне». Число семь (7) – это полнота и завершенность, семь духов Божиих, семь звезд в деснице Сына Человеческого – тайна семи Церквей, семь Ангелов, стоящих с трубами у престола Господня, семь чаш гнева Божиего, есмь рогов и семь очей у Агнца из Апокалипсиса, золотой семисвечник в святой скинии, семь изречений страждущего Спасителя на Голгофе, семь таинств Церкви, семь верховных Ангелов, возглавляющих небесное воинство – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил; это число благословения Божиего, ибо на седьмой день Творец благословил Свое творение, но вместе с тем – число семь может ознаменовать собой и полноту зла, полную чашу порока и лжи – дьявол есть красный дракон с семью головами,  Антихрист – зверь с семью головами. Число восемь (8) – число вечности и жизни будущего века, Царства Божиего, исход за границу полноты – метаистория и конец времен. Число девять (9) – число гармонии и стройности мира Божиего и ангельской иерархии, девяти чинов небесного воинства, описанного святым Дионисием Ареопагитом: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Число десять (10) – число заповедей Господних, начертанных на скрижалях Моисеевых; десять струн у псалтыри царя и пророка Давида, славящего Бога и молящего Его о прощении в покаянных песнях сокрушенного духа и сердца; десять колен Израилевых, отпавших от Иерусалима – отпавших от горнего Иерусалима и истинной веры, от Церкви, ее догматов и богослужения, два оставшиеся колена Израилевы – верные Богу; десять царей покорятся Антихристу, десять дев из притчи Христа – пять благоразумных и пять неразумных. Число одиннадцать (11) –  число «последнего времени», милости Божией и надежды, ибо, пришедших в «одиннадцатый час», когда уже вскоре настанет полночь – конец жизни человека, или конец истории мира – Господь готов с любовью принять в Царстве Небесном, лишь бы сердце человека откликнулось на Божий призыв, отвратилось от греха и суеты мирской ради вечной жизни с Богом. Число двенадцать (12) – число колен Израилевых и учеников Иисусовых – апостолов, число членов Символа Веры – догматический фундамент православной веры; это основание апостольской Церкви, той скинии, где Бог обитает с людьми, венец из двенадцати звезд украшает чело Жена, облеченную в солнце – символ Пресвятой Богородицы, Православной Церкви и душ святых, двенадцать врат в горнем Иерусалиме созерцает Иоанн Богослов. Многоученый протоиерей о. Геннадий Фаст писал, что хоть число ноль (0) в Библии и не упомянуто, ибо его не существовало у древних евреев, но у них было понятие «небытия» и «пустоты»: вся величественная картина мироздания с ее галактиками и звездами, все поля, реки, леса и моря, весь мир духовный с его неисчислимыми Ангелами – все это предвечный Господь премудро и великолепно сотворил из ничего, не имея никакого материала, но будучи Творцом всемогущим, для Которого нет ничего невозможно – в том числе и сотворения неба и земли из ничего: «…все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак.;7:28). Всеблаженный и всесовершенный Господь не имел никакой нужды в сотворении мира, Его творческий акт – абсолютно свободен, но Он возжелал сотворить вселенную Ангелов, людей и всех иных созданий, дабы разделить с каждым творением Свою бесконечную любовь. В свободном акте Бог сотворил мир из ничего, и основа нашего бытия – Его любовь, а это означает, что без Бога ни Ангелов, ни вселенной, ни нас бы не существовало, без Него мы – ничто, и это имел ввиду пророк Исайя, когда говорил, что все в мире ничто без Бога. О, какое великое чудо, восхитившее Иеремию – Господь извлек драгоценное из ничтожного, глаголом уст Свои воззвал прекрасное из небытия, повелел и сотворилось и мы обрели дух, плоть и жизнь! Если мы не знаем Бога и не имеем любви к Нему, то мы – нищие и окаянные дети праха, духовно и нравственно опустошенные – ничтожные, и наше существование лишено всякого смысла. В плане апофатического богословия число ноль (о) – это символ непостижимости Божией и Его Сущности, неисследимости Его разума и неисповедимости Его путей, о чем сказано в книге Иова и у пророка Исайи. Как писал святой Дионисий Ареопагит, Бог есть предвечно Сущий и превосходит бытие всех тварных созданий, Он выше мышления и бытия, Его невозможно сравнить ни с чем сотворенным – даже с Ангелами и людьми, созданными по образу и подобию Всевышнего, Он – вездесущий и всесовершенный Дух. Бог есть Сущий и Непостижимый, как говорится в Псалтыре – Он мрак соделал покрывалом Своим, Незримый и Запредельный, превосходящий силы нашего понимания, но являющийся Любовью по образу бытия Своего и открывающий Себя людям и дающий познать Свою любовь, силу и премудрость.
                Мир символов Апокалипсиса загадочен и многообразен, эта книга наполнена пророчествами и литургическими возгласами, она погружает нас в мир Слова Божиего во всей его силе и многогранности. В одной из лондонских церквей Андрей Тарковский – мастер интеллектуального кино и глубокий русский философ, произнес свое «Слово об Апокалипсисе», где указал на то, что Апокалипсис – это не только последняя книга Библии, повествующая о событиях, завершающих эпопею всемирной истории, но и «самое великое поэтическое произведение, созданное на земле». Во всей мировой литературе нет произведения более грандиозного, величественного и таинственного, чем Апокалипсис – книга проникнутая пророческим вдохновением и заключающая в себе Божественную Премудрость, перед которой меркнут «Диалоги» Платона» и «Божественная Комедия» Данте, трагедии и драмы Шекспира и «Потерянный Рай» Мильтона, «Фауст» Гете и все творения Байрона, романное Пятикнижие Достоевского и поэма Лермонтова «Демон», ибо в этой книге сходятся все радиусы христианского вероучения – догматики и этики, христологии и экклесиологии, онтологии, философии истории и эсхатологии. Таинственность Апокалипсиса связана с его изощренной символикой, описывающей мистические видения, которые созерцал апостол Иоанн Богослов в состоянии пророческого восхищения: видение Сына Человеческого посреди золотых светильников, книга с семью печатями, разрешаемыми Агнцем Божиим, видение семи Ангелов с семью трубами, Жены, облеченной в солнце, и красного дракона, увлекшего треть звезд с неба, видение семи чаш гнева Господня и бедствий земных, Вавилонской блудницы, восседающей на звере багряном с золотой чашей всех мерзостей, видение пришествия Антихриста и лжепророка, второго пришествия Сына Божиего и Страшного Суда, всеобщего воскресения мертвых, геенны огненной и горнего Иерусалима. По языку и слогу Апокалипсис значительно отличается от Евангелия от Иоанна и его посланий – последние проникнуты тихим веянием нежной любви, радости и мира, созерцательным настроением и спокойствием духа, в то время как греческий язык Апокалипсиса насквозь проникнут грандиозными образами и волнующими видениями ветхозаветных пророков, поражает мощью и вдохновенностью, исполнен бурь, весь сверкает, как молния, и звучит как раскаты грома. Своеобразный стиль Апокалипсиса библейский по духу и темпераменту, имеет характерные черты библейской пророческой литературы – от книги Иова и Псалтыря до книг пророческих – особенно Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, ее язык – это язык символов и метафор, иносказаний и поэтических образов. Как писал протоиерей о. Александр Мень: «Иоанн постоянно пользуется образами Ветхого Завета, он как бы ими дышит, ими мыслит – более двухсот цитат из Ветхого Завета мы видим в этой небольшой книжке. Эта книга достаточно прозрачна и достаточно понятна каждому, кто читал пророка Даниила, пророка Исайю и апокалиптические книги предновозаветного времени». Многие тексты Священного Писания – особенно книга Иова, Песнь Песней, книга Екклесиаста и вся пророческая литература Библии – представляют огромные трудности для толкования. Толкование библейских книг – это великое искусство и целая наука (экзегетика), ведь язык Библии многогранен – это язык образов и гипербол, символов и притч, и кроме буквально-исторического смысла, святые отцы Церкви находили в Священном Писании – аллегорический, нравственный, анагогический, типологический, эсхатологический, мариологический и христологический смыслы. Святой Андрей Кесарийский – один из лучших толкователей Апокалипсиса, благочестиво обходя крайности аллегорического толкования Филона Александрийского и Оригена, и узость буквально-исторического толкования, развенчанную апостолом Павлом, проницательно сказавшим, что буква убивает, и лишь Дух животворит – Святой Дух открывает тайны Божии, признавал трехчастный метод экзегезы Священного Писания – буквальный, аллегорический и возвышенный: «Прежде всего, как тебе и самому известно, всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Буквы и самый рассказ составляют как бы некоторое тело писания, душу – образные выражения, переносящие читателя от чувственного к мыслимому, указание же и созерцание самого возвышенного и будущего образуют как бы дух его». Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» учил, что все сказанное о Боге образно и метафорично надо понимать возвышенно и духовно, ибо буквальное и грубое понимание библейских символов, метафор и притч в описании Божества – искажает духовный опыт Богопознания и весь смысл Священного Писания. Архиепископ Аверкий Таушев акцентировал внимание на то, что Апокалипсис надо понимать, исходя из вероучения Православной Церкви, отвергая как ложный буквализм, приведший к еретическому учению о тысячелетнем царстве Христа на земле – хилиазму, так и отвлеченный аллегоризм, видящий один нравственный смысл в этой боговдохновенной книге, и отвергающий ее пророческий характер: «Надо знать также, что Апокалипсис – книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики. В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест». «…Буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле».  «Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса». Апокалипсис – это пророческая книга Нового Завета, завершающая собой всю Библию, как грандиозный купол венчает монументальный храм, и чтобы ее понять, необходимо изучать эту книгу в  контексте всего Священного Писания, освоить язык пророков – Исайи, Иезекииля и Даниила, обращаться к толкованиям Церкви, изложенным в творениях святых отцов ее, просвещенных Святым Духом. Из древних толкователей Апокалипсиса лучшим является святой Андрей Кесарийский, кратко и глубокомысленно описавший все ключевые моменты пророчеств тайнозрителя Иоанна Богослова, его книга – основа православной экзегетики, но она нуждается в углублении и расширении на основе соборной мудрости Церкви и ее литургической жизни, духовного опыта ее святых подвижников. Апокалипсис – это книга судеб Божиих о Церкви и мире, образность ее языка и таинственность символов делает ее сложной для понимания, но смысл этой книги проясняется, если изучать ее в контексте всего Священного Писания, опираясь на святоотеческую экзегетику. В наше время апостасии, когда катастрофически оскудевает вера и падает культура языка, неразрывно связанная с культурой мышления – богословского и философского, необходимо, чтобы христианин держался Священного Предания Церкви Христовой, как единственного ориентира истинного понимания Священного Писания, не прельщался лукавыми речами лжепророков и лжеучителей, о которых нас предостерегают все книги Нового Завета, был верен Богу и святой Церкви, ибо как сказал священномученик Киприан Карфагенский: «Кому Церковь не мать, тому Богу не Отец». Ключ к постижению Священного Писания находится у Церкви, она – мистическое Тело Христово, где совершаются все священнодействия и таинства, соединяющие нас с Богом, та Сионская горница, где Дух Святой в огненных языках сошел на апостолов, ее не одолеют врата адовы, ибо она – непорочная невеста Христова, столп и утверждение Истины. В Православной Церкви таинственно и непрестанно действует Святой Дух, она – единственная хранительница Истины и толковательница Божественного Откровения, и потому, чтобы понимать Библию надо жить в Церкви и обрести церковное миросозерцание, быть, образно выражаясь, на одной волне со святыми отцами – читать Священное Писание через призму патристики, иначе мы рискует уподобиться лжеучителям, что выхватывают отдельные цитаты из Библии и составляют из них новое учение, не имеющее ничего общего с библейской верой, являющееся карикатурой на христианство, а по сути – лжехристианством. В Священном Писании слово многозначно и емко по смыслу, но оно также боговдохновенно и с особой духовной силой действует не только на ум, но и на сердце людей, и чтобы верно толковать Апокалипсис не только надо понимать поэтику и дух Библии – иметь культуру ума, но и читать эту святую книгу с трепетом и благоговением – иметь культуру сердца. Понимание Священного Писания и его толкование имеет духовно-онтологическую основу в благодати Святого Духа и в образе жизни и мышления самого человека, ибо если мы изучаем Библию через творения святых отцов – величайших мудрецов и подвижников, просвещенных Духом Божиим, то дабы ясно и точно понимать святоотеческую литературу мы должны исполнять евангельские заповеди – жить христианской жизнью, иначе их слова и духовный опыт так и останутся для нас тайной за семью печатями. Дабы толковать Библию надо жить по Библии – жить с Богом и в Церкви. Если Апокалипсис – это книга от Бога, то и толкуется она Богом, ибо никакой мудрец, сколь бы учен он не был, не в силах исчерпать всей глубины текстов Священного Писания – в том числе всего величия, всей красоты и премудрости, заключенных в Апокалипсисе. Преподобный Силуан Афонский подчеркивал, что открытое Духом Божием не в силах постичь никто из мудрецов мира сего, ибо написанное Святым Духом может быть истолковано только Святым Духом. Никто не в силах постичь всех тайн Апокалипсиса – ни один мудрец и богослов, ученый, поэт и философ, наш ограниченный рассудок бессилен изъяснить всю богооткровенную мудрость этой неизъяснимой книги. Если Откровение дано от Отца через Сына Духом Святым Церкви, то и истолковано оно может быть только Церковью, ибо в Церкви действует благодать Святого Духа. По разъяснению святого Иринея Лионского: «где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть Истина». Апостол Павел говорил, что Дух Святой проницает все глубины Божии, для Него нет ничего сокровенного, Он – совершенный и всецелый Бог, премудрый и всеведущий, Его дары – вера, двигающая горами, и знание языков ангельских и человеческих, мудрость и дар учительства, чудеса и пророчества, рассудительность и святость. Если основа религии – это Божественное Откровение, воспринимаемое через веру, являющейся духовной осью для всех сил человеческой души – ума, воли и чувств, а высшая цель религии – вечное Богообщение, то без жизни в Церкви и исповедания ее догматов, без участия в ее таинствах и исполнения заповедей невозможно спасение, единение с Богом и верное понимание библейских книг, в том числе и Апокалипсиса. Верность Христу и Его святой Церкви – основа истинного Богопознания и верного истолкования книг Библии. Апокалипсис – это последний аккорд Библии, величественная картина таинственной истории Церкви и мира, торжественная оратория Христа и Его святых Ангелов, реквием о конце мира сего, о конце истории и падении нового Вавилона и всемирного царства Антихриста, утешение скорбящих и отрада мучеников и исповедников, радостный гимн в честь Христа Судии, грядущего воздать всем по делам, намерениям и словам их, и судить живых и усопших по правде и любви, благая весть о духовном преображении вселенной – о новом небе и новой земле, о завершении драмы всемирной истории и о Страшном Суде, о Царстве Небесном, где не будет ни смерти, ни скорбей, ни плача, ни болезней, это – великолепная и грозная симфония Божьих пророчеств о последних судьбах человечества, предвидение вечной славы святых и вечных мук дьявола и аггелов, Антихриста и нераскаянных грешников, громогласное и небоотверзающее Откровение об окончательной победе Бога над мировым злом, о вечной Небесной Литургии и жизни святых, ставшей богослужением.