Пресвятая Богородица

Руслан Игнашкин
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси,
Богородице; преставилася еси к животу,
Мати сущи Живота, и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наша.
Тропарь, глас 1-й
На Успение Пресвятой Богородицы

                Святая Православная Церковь молитвенно и богословски исповедует богооткровенную истину о том, что Иисус Христос из Назарета – это воплотившийся и вочеловечившийся предвечный Бог Слово, истинный Мессия и единственный Спаситель мира, а Приснодева Мария – Его досточудная и святая Богородица, Она – наисовершеннейшая после Христа, превосходящая всех людей, вошедших в райские обители и все Силы Небесные – всех Ангелов, Она – «Владычица Ангелов», «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», Ее предивный и прекрасный образ вдохновлял богословов и иконописцев, величайших гениев искусства – поэтов и художников, к Ней со всех концов света возносятся мольбы и воздыхания, слезы и надежды, скорби и радости, Она – Царица Небесная и «Заступница Усердная», покрывающая любовью всю землю, «Радость всех скорбящих», величайшая и всеблагая Дародательница рода человеческого, силою Святого Духа вместившая в Себе невместимого и вездесущего Бога, родившая по человеческому естеству Христа Богочеловека – истинного и совершенного Бога, в Котором с момента вочеловечивания и воплощения Его предвечное Божество и воспринятое Им человеческая природа пребывают неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно. Святитель Иоанн Златоуст благовествовал, что среди людей и среди Ангелов нельзя найти никого подобного Пресвятой Деве Марии – истинной Богородице, ведь Она – Матерь нашего спасения, непорочно зачавшая и родившая Христа Спасителя. По исповеданию Иоанна Дамаскина: «Воистину Святую Марию мы по праву называем Богородицей, ибо сие имя содержит всю тайну домостроительства спасения». В догматическом сознании Православной Церкви, ее иконографии и молитвословии Христос и Его пречистая Богоматерь – две неразлучные фигуры, ибо искупительный подвиг Сына Божиего неотделим от Пресвятой Девы Марии – через Нее в мир пришел Спаситель, Она – благая Вратарница и надежда всего человечества, Бога Слова родившая по Его человеческому естеству, Она – Всесвятая среди святых, Всечистая среди чистых и непорочных, Вседивная среди всего дивного и чудесного, Всеблагая среди праведных, милосердных и благочестивых, совершеннейшая после Самого Христа Искупителя, Который является самым совершенным идеалом для всех нас, ибо Он – совершенный Бог и совершенный человек. С апостольским вдохновением преподобный Григорий Палама писал, что предивная и чудесная Личность Христа Богочеловека – самое священное и умилительное чудо из всех Божьих чудес и нет ничего более драгоценного для сердца христианского, чем Христос, а вера во Христа Богочеловека неизменно ведет нас к почитанию Святой Девы Марии, ибо «никто не приходит к Богу, кроме как через Пресвятую Богородицу и от Нее рожденного Ходатая, и ни один из Божиих даров не подается ни Ангелам, ни людям, кроме как через Нее... Дева Матерь несравнимо больше всех и вся: общники Божии делаются таковыми через Нее; Ее после Бога прославляют славящие Бога. Она есть основание пророков, глава апостолов, дерзновение мучеников, утверждение учителей, слава земного, радость небесного, украшение всякой твари. Она есть начало, источник и корень неизреченных благ. Она – вершина и совершенство всего святого». Если святую Церковь сравнить с небесами, то Христос – это Солнце Правды, звезды – Ангелы и святые, а луна – это Сама Пресвятая Богородица, и как невозможно представить Церковь без Христа Спасителя, так невозможно вообразить ее и без Его пречистой Богоматери, ведь вся сущность христианства и вся литургическая жизнь Церкви, ее этика и гимнография выражаются в тайне Божественной Личности Иисуса Христа, Святая Дева Мария – утренняя заря и Содетельница  нашего спасения, неувядающий цветок Рая, проросший на земле, краса и слава всей вселенной, Ее Божественный Сын – наше спасение, Его слова – вечное Евангелие, а Она – Та, Кто сделала возможным наше спасение, через Нее в наш горький земной мир, где царят грех и смерть, пришел Христос и принес благую весть с вечной и неизреченной радостью, с апостольских времен хранимой Церковью. Преподобный Серафим Саровский молитвенно почитал Пресвятую Богородицу и нарек Ее икону – «Всех радостей Радостью», ибо в нашем мире, лежащем во зле, Христос и Пресвятая Богородица – единственная истинная и бессмертная радость для каждого человека, измученного грехом, смертью и дьяволом, жаждущего спасения и уверовавшего в Иисуса из Назарета. На прекраснейшем и возвышенном языке высочайшей христианской поэзии Церковь во всеобъемлющей молитве с ее библейской образностью прославляет Пресвятую Богородицу – предивную Царицу Небесную и нашу Всесвятую Заступницу: «О Пресвятая Богородице Дево, Владычице, Высшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская Преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое Чудо, нерукотворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение! О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице Препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же – Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний. О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без Семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны Свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Святейшаго Патриарха нашего, Священный Синод, Преосвященный митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, покланяющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшней Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениях наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в День Судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом во веки веков. Аминь».
           Литургические молитвы и песнопения Православной Церкви прославляют Пресвятую Деву Марию как истинную Богородицу, Она – благая Вратарница, отверзшая людям двери спасения, через Нее совершилось великое и дивное чудо Боговоплощения, неизъяснимое даже для Ангелов, Она – Богоневеста, от Святого Духа и без семени мужа непорочно зачавшая и родившая Спасителя мира, святая райская земля, на которой вырос прекрасный золотой и небесный колос – Христос, Она есть избранный храм Господень и цвет неувядающий, непорочная белоснежная лилия приснодевства и целомудрия, от Нее предвечный Бог Слово принял пречистую плоть, ставшую порфирой Божества. Таинство сошествия Сына Божиего на землю совершилось через Пресвятую Деву Марию, прообразом Которой была таинственная лестница, увиденная ветхозаветным патриархом Иаковым и простертая от земли до надзвездных высот небесных, на вершине которой стоял Господь. Пречистая Матерь Божия чествуется Церковью как одушевленная лестница Иакова, ибо через Нее Господь сошел на землю, и Он через искупительную жертву, Воскресение и Вознесение отверз для нас врата Царства Небесного и дал возможность каждому человеку восходить из глубин зла и падения к небесной высоте святости и к Богу. В богослужебных молитвах ношение Святой Девой Марией Богомладенца Христа во чреве без опаления огнем Его предвечного Божества сравнивается с неопалимой купиной, которую ветхозаветный пророк Моисей видел в Хориве, и подобно тому, как терновый куст горел и не сгорал пред очами Моисея, так и Святая Дева стала неопалимой купиной, принявшей в Себя Бога Слово, не сгоревшей и не опаленной огнем Его Божественного величия. На страницах Ветхого Завета описывается чудесное шествие Израиля по обнажившемуся дну Красного моря  и шествие это без омочения ног предзнаменовало непорочное зачатие и рождение Святой Девой Марией Христа Богочеловека, Ее нетленное девство до рождения, при рождении и после рождения Христа. В ветхозаветной скинии находился Ковчег Завета, содержащий в себе величайшие святыни древних евреев – Скрижали Завета, золотой сосуд с манной небесной и прозябший жезл Ааронов, тем самыми скиния и Ковчег Завета прообразуют Святую Деву, имеющую внутри Себя истинное Слово Божие – скрижали Нового Завета, Хлеб Небесный, Который дан нам в таинстве Евхаристии, и великого Архиерея, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения. Ковчег Завета был обложен золотом – Святая Дева Мария была освящена благодатью Святого Духа, крышка Ковчега называлась у Израиля очистилищем, и Матерь Божия была пречиста, не согрешила ни намерением, ни помышлением, ни словом, ни делом, более того – через Нее свершилось примирение людей и Бога, Она – великая Молитвенница за весь мир, небесная роза, благоухающая святостью и расцветшая на земле. В ветхозаветные времена, евреи, водимые Моисеем и странствующие по пустыне – образ мира сего, видели огненный столп, ведущий их к земле обетованной, и по литургическому толкованию Церкви, столп сей – Матерь Божия, Она – путиводительница всех христиан к горнему Иерусалиму. Святая Дева Мария – Гедеоново руно и райское древо, уморившее Своим плодом лукавого змия – дьявола, а церковные песнопевцы называют Ее «Иаковлевой Звездой» и «красотой, избранной из всех родов», «одушевленным городом всеми Царствующего» и «тучной увлаженной Духом горой, в которую благоволил вселиться Единородный Сын Божий». В пророчествах царя Давида, видевшего дали грядущих новозаветных времен, Пресвятая Богородица  есть Дева, просвещенная зарей Святого Духа, имеющая позлащенную ризу святости и поставленная одесную Сына Божия, псалмопевец сравнивает Ее с горою Сион, преславною в роды родов, на которую сходит Аермонская роса – Христос, Она как финиковая пальма процветает и как кедр умножает плодоношение в небесном Ливане и в Церкви на земле. Премудрый царь, слагатель притч, богослов, философ и поэт Соломон в своей великолепной поэме Песнь Песней пророчески именовал Пресвятую Деву пречистой невестой Небесного Жениха, затворенным садом и источником, запечатанным Святого Духом, Она – непорочна в красоте Своей и как белая лилия и роза среди терновника, славная царица, украшенная девством и благодатью, восходящая от пустыни и одна, на котором почил Господь – вознесшаяся на небеса после достопамятного дня Успения. В изречениях великого пророка Исайи, сказано, что Святая Дева зачнет от Духа Божиего и непорочно родит Сына – единственного Спасителя мира, от Нее – жезла из корня Иессеева – произрастет неувядаемый цвет жизни – Христос, Она – носительница Бога Слова и огневидный престол Вседержителя, запечатанная книга, тайны которой никто из смертных не смог постичь, пламенные клещи, несказанно принявшие Божественный Уголь – Бога Слово. В таинственных видениях пророка Иезекииля Пресвятая Богородица предстает в образе херувимской колесницы Бога Слова, всеблагословенной, светоносной и непроходимой двери, смотрящей в Едеме на восток, и через дверь эту никто из людей не прошел, кроме Единого Безгрешного – Христа. Боговдохновенный пророк Давид провидел воплощение Христово от Девы в образе горы, уходящей в небеса, от которой отсекся камень без помощи рук – Христос, краеугольный камень, разбивший демонские полчища и идолы, насажденные на земле языческими лжеучениями. В литургическом богословии Церкви Святая Богоматерь воспевается как пречистая Дева и невспаханная борозда, на которой возник колос вечной жизни – Христос, Она носила в девственном чреве Своем невместимого и вездесущего Бога, на Которого не дерзают взирать Серафимы и Херувимы, и потому христиане хвалят Ее как «Честнейшую Херувим и Славшейшую без сравнения Серафим», и если слава Бога – ослепительное и животворящее сияние солнца, а слава Ангелов и святых – тихий свет звезд, то слава Святой Девы Марии – это свечение луны, отражающей в себе славу Трисолнечного Божества, по премудрому, благому и неисповедимому Промыслу избравшего Ее стать истинной Богородицей.
     В книге «По образу и подобию» русский православный богослов Владимир Лосский обратил внимание на то, что в личности Святой Девы Марии воплотилась величайшая святость двух Заветов – Ветхого и Нового, Христос свидетельствует, что Иоанн Креститель – «больший из рожденных женами» (Мф.11:11), но святая Церковь никогда не превозносила Предтечу выше Серафимов и Херувимов, как Богородицу, ибо «меньший в Царствии Божием больше его» (Мф.11:11), Христос и Его святая Богоматерь – выше всех пророков и апостолов, Ангелов и Архангелов, выше всех Небесных Сил, Он – Сам предвечный Бог Слово воплотившийся, а Она – Всесвятая, достигшая вершины святости, доступной тварным созданиям, принявшая в Себя всю полноту боготворящей благодати Святого Духа, ставшая живым храмом Божиим: «Та, Которая была избрана, чтобы стать Матерью Бога, представляла, несомненно, вершину ветхозаветной святости. Если Иоанн Предтеча назван «самым великим» до Христа, то это потом, что величие Всесвятой принадлежит не только Ветхому Завету, в котором Она пребывала сокровенной и не была явлена, но и Церкви, в которой Она явлена во всей полноте, и Ее «ублажают все роды» (Лк.1:48). Личность святого Иоанна Предтечи принадлежит еще Ветхому Завету, тогда как Пресвятая Дева переходит из Ветхого в Новый Завет, и переход этот. В личности Богоматери, позволяет нам понять, насколько Новый Завет является исполнением Ветхого. Ветхий Завет не есть лишь ряд предображений Христа, получающих разъяснение после Евангелия. Это прежде всего история подготовки человечества к пришествию Христа…В Своем домостроительстве спасения Премудрость Божия  сообразуется с колебаниями волей людей, с ответами людей на призыв Божий. Так в поколениях ветхозаветных праведников созидает Она Себе дом, чистейшую природу Пресвятой Девы, через Которую Слово Божие сделается единосущным нам». В таинственных и изящных стихах Песни Песней – этой поэтической жемчужины Ветхого Завета, есть образ белой лилии, тянущейся к небу – это Богородица, чья душа всегда устремлялась к Богу, дышала Богомыслием и молитвой, а дуновение ветра – Святой Дух, о Котором возвестил Святой Деве слетевший с небесных высот архангел Гавриил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35). Святая Дева Мария родилась в Назарете у благочестивой супружеской пары, не имевшей детей до преклонных лет – у Иоакима, происходящего от колена Иудова и имеющего в предках царя Давида, и у Анны – из священнического рода Аарона, брата пророка, боговидца и законодателя Моисея. В Новом Завете Дева Мария именуется «благословенной между женами» (Лк.1:28) – Она лилия между тернами. В три года Ее ввели в Иерусалимский храм, там Мария дала Богу обет целомудрия и девства, была введена первосвященником в Святое Святых – это пророчество о том, что Она – живой Ковчег Нового Завета, хранящий Слово Божие, начертанное на каменных скрижалях Моисеевых – через Богородицу совершится тайна Боговоплощения, и Она будет живым храмом вечного Бога Слова. Как возвышенно напишет архимандрит Рафаил Карелин: «Под сенью ветхозаветного храма вырос цветок Нового Завета – Дева Мария». Эта тайна – введение Девы Марии в Иерусалимский храм, символизирует единство двух Заветов, ибо под священными сводами храма – образа горнего мира на земле, Она украсила душу Свою смирением, непорочностью и любовью к Богу, возросла в чистую и непорочную голубицу и Святую Деву, стала прекрасной Дщерью Небесного Отца, чистой Невестой Святого Духа, святой Матерью Сына Божиего. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что Бог сотворил мир, чтобы вселенная была храмом Божиим, а человек – царем и священнослужителем, и даже более того, сам человек по замыслу Всевышнего должен был стать живым храмом Святого Духа, а сердце его – алтарем. Если мы вглядимся в  святую жизнь Приснодевы Марии, воспитывавшейся в храме, то поймем, что вся жизнь Ее была непрестанным богослужением – денным и нощным служением Богу верой и постом, молитвой и любовью, кротостью и смирением, терпением и милосердием, а сама Она стала живым храмом Святого Духа – исполнила высочайшее предназначение человеческое, стала храмом Бог Слова. Как писал преподобный Иустин Попович: «Живя и воспитываясь в Божием храме, Она и Сама стала живым Божиим храмом: очистила, освятила, приготовила Себя к тому, чтобы родить Бога – Спасителя мира. И родила. В этом Ее божественное совершенство, и единственность, и непостижимость. Она родила Богочеловека, чтобы Он соделал нас храмами Божиими». Боговдохновенный и возвышенно мыслящий поэт и философ Святого Духа – преподобный Ефрем Сирин в растроганных молитвенным умилением строках благовествовал, что Пресвятая Дева Мария – истинная Богородица и обитель Всесвятого Духа Божиего, через Нее Господь отверз верующим Рай, Она – наша Небесная Заступница и Утешительница всех народов земли, радость вселенной, достойная восхваления на небесах и на земле: «Пресвятая Владычице Богородице, точию Ты едина соделалась обителью всецелой благодати Всесвятаго Духа... Владычице Богородице, точию Ты едина превысоко воздвигнута над всею землею; и мы Тебе, Богоневесто, с верою благословляем, с любовью величаем, со страхом Ти покланяемся, ибо Ты еси почесть превыше почестей, высота превыше высот... Пред Рожденным от Тебя Ты имаши велие дерзновение, коего никтоже ин имать. Ты вся можеши яко Мати Божия, и ничтоже есть Тебе невозможно, аще точию Ты восхощеши... Пробуди и управи мысль мою к покаянию и руководствуй мною на пути спасения. Вступив на него, да имам Тебе ми сопутствующую, яко да, вспомоществуемый от Тебе, спасуся... Несть ми ни инаго упования, ни инаго прибежища, разве Тебе, единое мое утешение, Радосте души моея, избавление от печали, искупление из рабства, обожение смертных, возрождение падших, обновление души моея и телесе, лучезарный светильниче помраченныя души моея, прекращение рыданий моих, изменение участи моея. В Тебе все наше упование: не лишай нас Твоего заступления, но помогай нам и осени нас Твоим покровом! Моления Твои приятны Сыну Твоему, ибо Благоволивший взять на Себя образ раба изобилует Своей милостью к Тебе, послужившей Ему, родивши Его неизреченным образом. Радуется Он Твоему заступничеству и, вменяя славу Твою яко Свою Си (как Свою собственную), скоро исходит им в сретение... Аз же пребываю в неописуемой скорби: неизбежные опасности грозят ми отовсюду; мысль моя и слово иссушаются. Всесильная Мати всемогущаго и живаго Бога, прости руку помощи мне, лишенному помощи, и воздвигни душу мою; рцы ей: «Аз есмь твое спасение»... Дево Владычице, Богородице, рождшая Творца и Владыку мира видимаго и невидимаго, единаго от Троицы, Бога и человека, Ты едина соделалась обителью Божества, вместилищем святыни и благодати, в немже благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа телесно обитала полнота Божества; Ты имаши величие и первенство пред всякой тварью; Ты еси слава и утешение и веселие Ангелов, царская диадима Апостолов и пророков, пачеестественное мужество мучеников, честь и слава преподобных, Поборница и в подвигах и Подательница победы, непогрешимая Путеводительница, Наставница молитвеннаго безмолвия, врата откровений и духовных тайн, источник света, врата жизни вечныя, неиссякаемая река милосердия, неисчерпаемое море даров и чудес... Всесвятая Владычице Богомати, Тобою мы Сына Божия познахом, Тобою явися среди нас Господь Сил, и удостоихомся Святаго Тела и Крови Его... Пресвятая Владычице Богородице, Ты еси благодатная Богородительница, богоблагодатная Богоматерь, вместилище Божества, огнеобразный престол Единороднаго Сына бессмертнаго и невидимаго Отца, Всенепорочная, Всепречистая, Всехвальная, Всеблаженная, Всенеприкосновенная, Всечестная, Всечтимая, Всеблагословенная, Всежеланная Дева душею, умом же и телом, престол Царя, восседающаго на Херувимех, небесная Дверь, Еюже восходим на небо, Богоневеста, Еяже ради прииде нам примирение с Богом, непостижимое чудо, неисследимое благовестие, откровение сокровенныя тайны Божия, неодолимое заступление, крепкая защита, Живоносный Источник, неисчерпаемое море Божественных даров, высота превысшая Сил небесных, глубина сокровенных и недоведомых мыслей, по Троице общая всех Владычица, по Утешителю общее всем Утешение, по Ходатаю общая Ходатаица за весь мир, колесница мысленнаго Солнца, Света истиннаго, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир, носительница Носящаго вся Словом Своим, одеяние Одеющагося светом, яко ризою, мост вселенныя, возводяй нас к премирному небеси, без сравнения высочайшая и славнейшая Херувим и Серафим, удобрение Ангелов, спасение людей, Матерь и служительница Звезды Невечерния, бездна неисследимаго человеколюбия Божия, твердое основание правыя веры, истинная виноградная лоза, рождшая Плод живота, молния, осиявающая души, утверждение стоящих на высоте, возрождение падших, возбуждение ленивых, укрепление бодрствующих, единомыслие Церкве, мир вселенныя, крепость подвижников, радость мучеников... Ты исполнила мир добродетельми. Ты отираеши всяку слезу от лица земли. Ты обрадовала небесная и спасла земная. Ты умилостивила Творца, приклонила Ангелов, возвысила человечество. Ты примирила горняя и дольняя. Ты вся пременила на лучшая, всяческая преобразила в совершеннейшая. В Тебе имамы неложное знамение нашего воскресения, Тобою уповаем достигнути Царства Небеснаго. Ты отверзла нам вход в рай, Ты облегчила нам восхождение на небо, Ты соделала нас своими Сыну и Богу Твоему. Тобою, Пречистая, от Адама до скончания века была, есть и пребудет слава и честь апостолов, пророков, мучеников, праведников, и о Тебе, Благодатная, радуется всякая тварь, Тебе ради благословляя Единаго в Троице Бога во вся веки».
                В Ветхом Завете есть множество прообразов евангельских событий и пророчеств о Богородице и грядущем Мессии, из них наиболее известны два: в книге Бытия Господь пророчески говорит дьяволу, искусившему Еву и Адама, что семя непорочной жены сотрет главу змея. В Библии змей есть образ дьявола, его коварства и злобы, грех же – это яд, отравляющий души и духовно убивающий их – отрывающий от Бога, источника жизни. Если Христа именуют Небесным Адамом, то Святую Деву Марию называют новой Евой: как Ева взята от Адама и у нее нет матери, так и Христос взят от Марии, и у Него нет земного отца, как через Еву – матерь всех живущих, грех и смерть вошли в мир через гордоумие, так и через смиренномудрие Богородицы в мир вошел Тот, Кто есть Воскресение и Жизнь. Иное пророчество Церковь находит в таинственных строках из книги пророка Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14), и имя это означает – «с нами Бог». Святая Дева Мария – Богородица, Она – Мать истинного Миссии, о Котором проповедовали ветхозаветные пророки, Мать единственного Победителя Ада и смерти. Святые отцы  Церкви образно сравнивали Дева Марию с лестницей, соединяющей небо и землю из сна Иакова – по этой мистической лестнице Ангелы сходили на землю и восходили на небо – через эту духовную лестницу, через Святую Деву Сын Божий сошел на землю и принял от Нее плоть. В Псалтыре есть строки о Царице, стоящей одесную грядущего Мессии – Сына Божиего, Иисуса Христа, Она украшена золотом Офирским – славой Божией, благодатью Святого Духа, за Нею идут в чертог Царя Небесного ее подруги девы – праведные души святых, наследующие Царство Небесное. В третьей книги Езды есть загадочные и пророческие строки Святой Деве Марии, именуемой белой лилией, и Вифлеемской пещере:  «Из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию» (3 Езд. 5:24). Во второй Маккавейской книге написано, что когда вавилонский царь Навуходоносор приближался с войском своим к Иерусалиму, то пророк Иеремия взял ковчег Завета – величайшую святыню Израиля, где хранились скрижаль Моисеева, золотой сосуд с манной небесной и процветший жезл Ааронов, и спрятал его на горе Нево, где был погребен Моисей. Многие искали Ковчег Завета, но не нашли, а пророк Иеремия предрек, что Ковчег Завета явится миру когда придет Мессия – Иисус Христос. Пророчество Иеремии сбылось через Святую Деву Марию, когда свершилось таинство Боговоплощения, а потому Церковь воспевает Пресвятую Богородицу как «Кивот Нерукотворный», «Кивот одушевленный», Она – Ковчег Завета, то Христос – Слово Божие, начертанное на скрижалях – Бог Сын вочеловечившийся и воплотившийся. В святой день Благовещения Архангел Гаврил сошел с небес и явился Святой Деве Марии, возвестив Ей благую весть о тайне Боговоплощения – о том, что Святой Дух осенит Ее и Она непорочно зачнет и родит Сына Всевышнего, имя Которому – Иисус, и Он будет Спасителем мира, а Царству Его не будет конца, в ответ на радостную весть Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). В своей проповеди на Благовещение святой Николай Кавасила подчеркивал, что Святая Дева Мария – это не инструмент в руках Промысла Божиего, а свободная личность – чудо Боговоплощения совершается через Ее свободную волю и добровольное согласие, Она – соработница Господня в деле нашего спасения: «Воплощение было делом не только Отца, Его Сына и Его Духа, но также делом воли и веры Девы. Без согласия Непорочной, без содействия веры домостроительство это было бы столь же неосуществимым, как и без действия трех Божественных Ипостасей. Только научив и убедив Ее, Бог берет Ее Себе в Матерь и воспринимает от Нее плоть, которую Она соглашается дать Ему. Он желал, чтобы Матерь Его родила столь же свободно, как и Он воплотился добровольно». По рассудительному разъяснению Георгия Флоровского: «Воплощение – свободное деяние Божие, однако оно открывает не только всемогущество Бога, но и, прежде всего, Его отеческую любовь. Бог еще раз взывает к человеческой свободе –  как воззвал к ней в начале времен, сотворив разумные существа. Инициатива, разумеется, принадлежит Богу. Однако, поскольку средство спасения, избранное Богом, состоит в соединении Божественной Личности и человеческой природы, человек не может оставаться пассивным наблюдателем в этом таинстве. Устами Марии, представительницы человечества, весь род человеческий откликнулся на искупительное решение Божественной любви. Ибо в Себе, в Своей личности, Мария представляла все человечество. Покорное и радостное принятие Искупления, так прекрасно выраженное в «Песни Богородицы», было свободным. Разумеется, эта свобода не предполагает инициативы — однако это подлинная свобода, свобода любви и поклонения, смирения и доверия, свобода соработничества». Со времен святого Иустина Философа и Иринея Лионского, Святую Деву Марию именуют новой Евой, поясняя, что как через непослушание и гордость Евы в мир вошел грех, так через послушание и смирение Марии в мир пришло спасение в лице Иисуса Христа. Иисус Христос – наш всемогущий Господь Спаситель, Он есть Солнце мира, а Святая Дева Мария – «заря таинственного дня», «звезда, являющая Солнце», предвещающая восход, Она обеспечивает непрерывность человеческого рода – по человеческому естеству Христос Богочеловек рождается от Пречистой Девы, Он происходит из рода Авраама и Давида,  но вместе с тем, Он – «Господь с неба» и Новый Адам, через Него духовно возрождается и обновляется человечество, а христиане – род царственный и священнический. С молитвенным изумлением о священной миссии Пресвятой Богородицы и Ее подвиге смирения и веры красноречиво поведал преподобный Симеон Новый Богослов: «Бог Отец устроил брак Своему Сыну. Каким образом? – Он послал с небесных высот одного из Своих рабов, Архангела Гавриила, сказать Деве «Радуйся!». – Архангел тотчас сошел на землю и соделался служителем тайны, говоря Деве: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! – И с этим словом вошел в утробу Девы весь ипостасный, единосущный и совечный Отцу Бог Слово и через наитие и содействие единосущного Ему Духа восприял плоть от святых и чистых кровей Ее, соделавшись совершенным человеком с телом и душой. Какое несказанное сочетание! Какой таинственный брак Божий! Так совершился союз Бога с людьми: принял Он плоть и даровал Божество. Сам пресущественный и преестественный Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством и существом нашим человеческим. Итак, зачала Дева и предивно родила в двух естествах, Божестве и человечестве, единого Сына, совершенного Бога и совершенного человека, Господа нашего Иисуса Христа... Однако, руководствуясь словами Святого Евангелия, можем мы при сем сказать и иное нечто, что таинственно бывает со всеми сынами света... Ведь точно такой же брак бывает и с каждым верным сыном дня: Бог и с нами сочетавается пречистым и пресвятым браком и производит в нас некое таинство, превысшее всякой человеческой силы. Что же это такое, производимое Богом в нас? Вот что. Как Сын Божий и Бог, войдя в утробу Пресвятой Девы, и восприняв от Нее человеческое естество, и соделавшись человеком, родился от Нее совершенным человеком и совершенным Богом, и при этом Он один и тот же Бог и человек неслиянно, – так и мы, люди, как только уверуем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, веруя, приемлем с верою в сердца свои слово об этом и устами это исповедуем, каясь при этом от всей души во всех прежних наших грехах, – тотчас сей Бог Слово Отчее входит и в нас, как и в утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас как семя. Слушая о сей страшной тайне, ужасайся, но прими слово об этом с верой и убеждением. Так и мы зачинаем Его, не телесно, как зачала Его Дева и Богородица Мария, а духовно – и, однако же, существенно. И имеем в душах своих Того же Самого, Которого зачала и Пресвятая Дева... В Сына Божия облекаемся мы благодатью Святого Духа, Которого имеем в сердцах своих. И когда веруем от всей души и каемся всесокрушенно, то зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева, имея и мы души наши девственными и чистыми. И как огнь Божества не опалил Пресвятую Деву, ибо Она была пренепорочной, так и нас не опаляет тот огонь, когда имеем мы сердца чистыми и безукоризненными, но преобразуется он в нас в небесную росу, в источник воды живой, в поток жизни вечной. А о том, что мы приемлем непокровенный огонь Божества, говорит Сам Господь: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк.12:49). А огонь сей – это единосущный по Божеству Дух Святой, с Которым вместе входит в нас и созерцается и Сын со Отцем. Но так как Сын Божий и Бог уже однажды воплотился, и паче слова и разума родился от Нее телесно, и невозможно Ему воплощаться снова, то что Он делает? Эту самую пренепорочную Плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы и в которой родился от Нее, преподает нам в святом таинстве Причащения; и вкушая Ее, мы имеем внутрь себя, если достойно причащаемся, всего воплощенного Бога и Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, Пренепорочной Марии, сидящего одесную Бога и Отца, – по Его собственному слову: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:56). И обитая в нас, Он не происходит от нас, и не рождается от нас телесно, и не бывает в нас, как младенец в утробе, каким был Он в Пресвятой Богородице. Бестелесно пребывает Он в теле и неописуемо соединяется с нашим существом и естеством, и нас обоготворяет, ибо делаемся мы сотелесниками Его, плотью от плоти Его и костью от костей Его». Богомудрый подвижник и богослов Ефрем Сирин возвестил великую тайну – Святой Дух освятил Деву Марию и очистил ее естество от скверны греха, унаследованной всеми людьми от падшего Адама, и это очищенное и освященное естество воспринял Христос: «Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в очищении Божиим посещением. Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистой, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и родившись, оставил Девой... Божие Слово, внутренно пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и плотского... И стала Мария стала не женою, но Девою, по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что, осияваемая благодатью, Она не возмущалась греховными пожеланиями».
                По глубокомысленному суждению преподобного Иустина Поповича: «В святом чувстве и сознании Вселенской Церкви с самого начала жила Богооткровенная истина Священного Писания о Святой Деве Марии как Приснодеве и Богородице. Проникнутые животворящим вселенским чувством и сознанием Церкви богомудрые Отцы и Учители не могли не ощущать, не осознавать и не проповедовать Святую Деву как Приснодеву и Богородицу. Громогласно признавая как основную истину новозаветной веры – ту, что Иисус Христос есть Бог и Господь, они не могли не исповедовать Святую Деву Приснодевой и Богородицей». Выдающийся православный богослов Георгий Флоровский утверждал, что все догматическое учение Православной Церкви о Святой Деве Марии – вся мариология выражена в двух Ее именах – Богородица и Приснодева, о чудесном и непорочном рождении Иисуса Христа – от Святого Духа и Девы Марии, ясно возвещает Новый Завет, провозглашая богооткровенную истину, ставшую догматом Церкви и драгоценной жемчужиной ее Священного Предания, а потому имена Приснодева и Богородица – это не просто хвалебное величание и поэтическое восклицание, обращенное к Марии из Назарета, но и догматическое определение – исповедание веры, критерий ее истинности и отличительный знак Православия. Размышляя о тайне приснодевства Святой Марии, Кирилл Александрийский проницательно заметил, что через Нее совершилось ипостасное соединение двух естеств – Божественного и человеческого – в единой Личности Иисуса Христа, и как Он – истинный Богочеловек, так и Дева Мария – истинная Богородица, «ведь если Господь наш Иисус Христос – Бог, как тогда родившая Его Святая Дева не была бы Богородицей?». С молитвенным изумлением о Пресвятой Богородице проповедовал преподобный Симеон Новый Богослов: «В самой действительности Матерь Господа Иисуса Христа есть Пресвятая Богородица, ибо неизреченно родила Его воплощенным. А святые все зачинают и имеют Его в душах своих по благодати. От пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей – взамен за плоть, которую Она дала Ему, – даровал Божество. А от святых не заимствует Он плоти, но преподает им Свою собственную обоженную плоть... От Богородицы неизреченно родился Сын Божий; а от Него родились и рождаются все святые... Так как Владыка Христос первым родился во Святом Духе от Пресвятой Богородицы, а от Него – все святые, то Матерь Божия есть Матерь всех святых, Госпожа, Царица и Владычица, а все святые суть рабы, рабы Божией Матери. Разумеется, святые суть и Ее сыновья, ибо причащаются они пречистой плоти Сына Ее. Это сущая истина, потому что плоть Господня есть плоть Богородицы. И когда причащаемся мы сей плоти Господней, обоженной, то исповедуем и веруем, что причащаемся вечной жизни. Так, святые суть сродники Богородицы по трем причинам: первая та, что от той же земли имеют они тело и от того же Божия вдуновения душу; вторая та, что святые причащаются плоти, которую Христос принял от Нее; третья – что каждый святой освящением и благодатью нисходящего на них Святого Духа приемлет и имеет в себе Бога всяческих, как Пресвятая Богородица прияла и имела Его в Себе Самой. Ибо хотя родила Она Его телесно, но, несомненно, имела Его в Себе и духовно; имеет Его и теперь и всегда неотлучным от Нее». В святоотеческом понимании имя Богородицы подчеркивает, что Христос, рожденный от Марии по воспринятому Им человеческому естеству – это не обычный человек – не праведник и пророк, не мудрец и странствующий философ, а Единородный Сын Божий – предвечный Бог Слово, Его Личность – Божественная, Он – вторая Ипостась Святой Троицы, предвечный и совершенный Бог Сын, равночестный Отцу и Святому Духу, а значит Сын Святой Девы Марии – истинно Божественная Личность и Мессия, о котором прорицали пророки по наитию Духа Божиего. Святитель Григорий Богослов предостерегал: : «Если кто не признает Святую Марию Богородицей, то он отлучен от Божества». «Пресвятая Дева Мария может быть не кем иным, как Богоматерью, ибо Она родила Бога». «Отрицающий, что Мария родила Бога, не узрит славы Его Божества». Константинопольский патриарх Несторий живший в V веке нашей эры и низложенный третьим Вселенским Собором как еретик, отрицал нераздельное единство во Христе Божественной и человеческой природы и полагал, что Приснодева Мария родила человека Иисуса, с которым в момент Его зачатия соединился Бог Слово Своею благодатью и обитал в Нем как в храме, поэтому Несторий кощунственно называл Святую Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Несторий считал, что Деву Марию нельзя именовать Богородицей, ибо Она не могла родить Бога, существовавшего прежде Нее и сотворения мира, следовательно, Ее надлежит называть лишь Христородицей. По мысли Нестория у безначального и предвечного Бога не может быть никакой Матери, ибо всемогущий Творец всего сущего не имеет ни начала, ни конца, ни причины. Но если Святая Дева Мария не Богородица, то и Иисус Христос из Назарета – не Бог вочеловечившийся, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), а значит и вера христианская тщетна, и мы самые несчастные из всех людей. Церковь осудила ересь Нестория и устами Вселенских Соборов провозгласила, что Пресвятая Дева Мария – истинная Богородица, Она непорочно зачала от Святого Духа и чудесно родила без нарушения девства истинного Бога Слово вочеловечившегося – родила не по Его Божеству, ибо Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца, а по воспринятому Им человечеству. Как великолепно и догматически точно писал преподобный Иоанн Дамаскин: Пресвятая Дева чудесно зачала Сына Божиего – Ипостасную Силу и Премудрость Божию, не от семени мужа, но по благословению Бога Отца и таинственному действию Святого Духа. Ересь Нестория, считавшего, что во Христе две ипостаси – Божественная Ипостась Бога Слова, и человеческая ипостась Иисуса – это христологическая ересь, давно осужденная Церковью, а потому нечестивы и богохульны все попытки ее реанимировать. Несторий рационалистически мыслил тайну Боговоплощения как союз двух ипостасей – Божественной и человеческой, в то время как Православная Церковь свято исповедует: Святая Дева Мария непорочно родила от Духа Святого Сына Божиего, Иисуса Христа – родила без нарушения девства, свято и пречисто, таинственно и чудесно не по Его Божеству, ибо Бог Слово предвечно рожден от Бога Отца, а по воспринятому Им человечеству. Церковь возвещает, что во Христе – одно Божественное Лицо – Второе Лицо Святой Троицы, предвечный Логос, Ипостасная Премудрость Божия, Слово Божие, ставшее плотью, в Нем нет человеческой личности, но в Нем две природы и воли – Божественная и человеческая, которые Спаситель принял в Свою единую Божественную Ипостась. Преподобный Ефрем Сирин предостерегал: «Кто отрицает, что Мария родила Бога. Тот не увидит славы Божества Его». С апостольской ревностью защищая вероучение Церкви и опровергая несторианскую ересь, святой Кирилл Александрийский утверждал, что две святые истины Новозаветного Откровения – о том, что Христос Богочеловек – истинный Бог Слово вочеловечившийся, и о том, что Святая Дева Мария есть истинная Богородица, потому что родила Иисуса Христа – неразрывны: «Слово поистине было Богом и соделалось человеком; и так как Оно рождено по плоти, то Родившая Его неминуемо есть Богородица ; если бы Она родила не Бога, то не нарекся бы, конечно, Богом Рожденный от Нее. Его одного Священное Писание называет Богом; Она родила Бога вочеловечившегося, ибо не может иначе произойти человек, как только через рождение от жены. Как тогда Родившая Его не Богородица? О том, что Рожденный от Нее есть Истинный, свидетельствует нам Священное Писание». «Слово – Истинный Бог от Истинного Бога – соделалось человеком. Оно, следовательно, есть Бог во плоти, а Родившая Его телесно, или по плоти, поистине есть Богородица». «Мы исповедуем, что Родившийся от Святой Девы Богородицы Марии, один и Тот же есть совершенный Бог и совершенный человек, посему и Святую Деву именуем Богородицей и утверждаем, что в Ней существенно и действительно, а не призрачно, обитал Бог Слово». «Святая Дева есть поистине Богородица, ибо телесно, по плоти родила Бога, сочетавшегося с телом». «Неразумно учащие, что Святая Дева не есть Богородица, неизбежно приходят к утверждению, что существуют два Божиих сына: ведь если Святая Дева не родила по плоти воплощенного Бога, они неминуемо должны признать, что Она родила обычного человека, ни в чем нас не превосходящего». «Хотят того люди или нет, но Родившийся от Девы есть Бог, ибо боголепная Дева родила во плоти Бога Слова, сущего от Бога». «Иисус не был прежде простым человеком, с которым впоследствии сочетался и соединился Бог, но Само Слово, придя в Саму Блаженную Марию, взяло Себе Свой собственный храм (то есть тело) из сущности Девы, и произошел из Нее человек, который по внешности был видимым, а внутри был Истинным Богом; посему и после рождения Дева соблюла Свое девство, чего не происходило ни с одним святым. Так как сущий по естеству Бог, взяв на Себя напоследок дней и человеческое естество, принял от Девы пречуудное рождение, то Блаженная Дева вполне естественно и справедливо именуется Богородицей и Девоматерью, ибо родившийся от Нее Иисус был не простым человеком». «Если кто спросит: где это Священное Писание называет Деву Богородицей, – пусть ясно слышит то, что Ангел благовествует пастырям: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:1). Ангел не говорит «Который будет Господом» или «в Котором будет обитать Господь», но – Который есть Господь. Очевидно, таким образом, что Господом Ангел нарицает Рожденного. Подобно Ангелу и апостол Петр, придя к Корнилию, говорит в словах проповеди: «Сей есть Господь всех» (Деян.10:36). Ясно, что спасительная проповедь послана через Иисуса Христа; апостол показывает, что сей Иисус есть Господь всех. Согласно этому, Родившая Его есть, несомненно, Богородица. Так и матерь блаженного Крестителя, подвигнутая Духом Святым, назвала Святую Деву «Матерью Господа» – (Лк.1:41,;43). Кто же столь безумен, чтобы не желать вместе с Евангелистами именовать Святую Деву Богородицей?»
                Богооткровенную истину о Святой Деве Марии как Богородице и Приснодеве Вселенская Церковь молитвенно исповедовала испокон веков и догматически выразила в следующих строках Символа Веры: «Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». В святоотеческой литературе Святая Дева Мария именуется Богородицей в том смысле, что Она родила Сына Божиего по воспринятому Им человеческому естеству, а не в том смысле, что Она родила Иисуса Христа по Его предвечному Божеству, ибо Божество Его вечно и безначально, Бог Сын предвечно рожден Небесным Отцом. С херувимской проницательностью преподобный Иоанн Дамаскин писал, что в момент непорочного зачатия от Святого Духа и Святой Девы Марии предвечный Бог Слово принял в Свою Божественную Ипостась человеческое естество и стал единосущен нам, но и по воплощении Он неизменно пребыл вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Сыном: «Святую Деву называем в прямом смысле истинной Богородицей, ибо как Родившийся от Нее есть Истинный Бог, так и Родившая Истинного Бога, от Нее воплощенного, есть истинная Богородица. Говорим же, что Она родила Бога, не полагая при этом, что будто бы Божество Слова получило от Нее начало Своему бытию, но утверждая, что Сам Бог Слово, прежде веков и вне всякого времени рожденный от Отца и безначально и вечно сущий со Отцем и Духом, в последние дни ради нашего спасения обитал в Ее утробе, и неизменно воплотился от Нее, и родился. Ведь Святая Дева родила не простого человека, а Истинного Бога, и не просто Бога, а Бога воплощенного, не с небес принесшего плоть и не прошедшего через Нее, как через канал, но восприявшего от Нее плоть, единосущную с нашей, и взявшего ее плоть в Свою Ипостась». Богооткровенная истина православной веры, проистекающая из Святого Откровения, возвещает, что Святая Мария – Богородица и Приснодева. Святой Игнатий Богоносец – христолюбивый ученик апостолов, бесстрашно и ревностно исповедовал веру в приснодевство Богородицы: «Бог наш Иисус Христос по Божию Промыслу был зачат от Марии из семени Давидова и от Духа Святого... Но от князя мира сего было сокрыто девство Марии, и рождение, и смерть Господа – три славных тайны, совершенных в Божием молчании». На страницах Ветхого Завета о сверхъестественном зачатии и необычайном рождении Иисуса Христа от Святого Духа и Пречистой Девы сказано пророчествах и прообразах – в Неопалимой Купине, которую узрел на горе Хорив боговидец и пророк Моисей, в благовестии пророка Исайи и таиснтвенном видении пророка Иезекииля, узревшего святые затворенные врата, через которые проходит только Господь, а в Новом Завете о приснодевстве Марии возвещает сам Архангел Гавриил – небесный благовестник, изрекший: «Дух Святой найдет на Тебя, и силы Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Великолепно звучат строки Песни Песней – образчик роскошной поэзии любви: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песн. 4:12-15). Запертый сад – это таинственный образ Эдема, потерянного в результате грехопадения, охраняемого Херувимом с огненным мечом, дабы никто не мог войти в райские чертоги, ибо ничто нечистое не может обрести заветное Царство Небесное. В мариологическом прочтении запертый сад из Песни Песней  – это Святая Дева Мария, Она – непорочная белая лилия между терний и чистая голубица Святого Духа. Бог Слово вступил в Нее как в сад, цветущий праведностью и благоухающий святостью, ибо Богородица – та долина, где расцвел  благоухающий райский цветок, нарцисс Саронский – по воле Небесного Отца через Нее свершилось Боговоплощение. В богослужебных книгах и молитвах Церкви говорится, что Святая Дева Мария – запертый сад и вертоград Божий, а Садовник – это Сам Христос, входящий в сей сад, не отворяя дверей его – рождающийся от Богородицы, не нарушая Ее девства, Он – источник вечной жизни, колодезь живых вод и потоков с Ливана: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источ¬ник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». На православных иконах Богородица изображена с тремя восьмиконечными звездами – на челе и на плечах: звезда, помещенная на челе, означает, что Мария была Девой до рождества Христова, звезда на правом плече – и в рождестве Христовом, звезда на левом плече – и после рождества Христова. Эти звезды – один из богородичных символов в иконографии Церкви, иной – белая лилия в руках Святой Девы Марии на иконе «Неувядаемый Цвет». Все иконографические изображения Богородицы с их высоко поэтическими названиями – «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость», «Умягчение злых сердец», «Умиление» – имеют глубокий богословский смысл, и возвещают о том, что Матерь Божия предстоит пред Богом в молитвах за весь мир и за всех нас – за каждую душу, за всех близких и дальних, за живых и усопших, за друзей и врагов. В Апокалипсисе апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова Богородица предстает в таинственном образе Жены, облеченной в солнце – в ризу Божественного Света, ее слава на небесах превосходит славу Херувимов и Серафимов, под ногами ее луна – вест видимый мир за которой Она молится, на главе ее венец из двенадцати звезд – образ двенадцати апостолов.
                С древних времен Церковь почитает  Богородицу как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», а святые отцы свидетельствуют о ее высочайшем достоинстве, нарекая Деву Марию – Пречистой, Пренепорочной и Пресвятой, сладостным Раем и храмом Святого Духа, сокровищем славы Божией и чертогом Бога Слова, живым Ковчегом Завета и расцветшим жезлом Аарона, источником и Дщерью спасения. Православная Церковь почитает Деву Марию – Пресвятой Богородицей, родившей от Духа Святого Иисуса Христа не по Его предвечному Божеству, а по воспринятому Им человечеству, Она «явила миру славу Бога» и Ее превозносят выше небесных духов – Серафимов и Херувимов, но никогда святая, соборная и апостольская Церковь не исповедовала католическое учение о непорочном зачатии и рождении Девы Марии.  В книге «Догматическое богословие» преподобный Иустин Попович предостерегает православных христиан о том, что римско-католическое учение о непорочном зачатии и рождении Пресвятой Богородицы – это латинская ересь, противная Православной Церкви: «Верная Богооткровенной истине о всеобщей наследственности первородного греха Православная, Апостольская Церковь осуждает и отвергает римско-католическое учение о непорочном зачатии Святой Девы Марии и исповедует, что Она зачалась и родилась естественным путем от святого Иоакима и святой Анны; это означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху. Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению; нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее зачатия и рождения. Родив Спасителя мира, Бога и Господа Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря этому сделалась славнее не только всех людей, но и Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов. Но это не означает, что Она была всецело безгрешной и непорочной с самого Своего зачатия во утробе Своей матери, святой Анны. Если бы римско-католическое учение о непорочном зачатии Святой Девы было истинным, то это уничтожило бы истинность человеческого естества в Господе Иисусе Христе и подвергло бы сомнению сам факт воплощения, так что Господь Иисус Христос не был бы подлинным представителем человеческого рода. Ведь если Святая Дева – не истинный член человеческого рода, то Ее происхождение должно быть небесным, сверхъестественным, Божественным, но в этом случае человечество не могло бы действительно соединиться с Христом Богом, а Господь Иисус Христос не мог бы быть реальным представителем человеческого рода». Непорочное зачатие Девы Марии – это католический догмат, согласно которому Святая Дева была зачата от Иоакима и Анны – обычных родителей, но не унаследовала первородный грех – с рождения была освобождена от первородного греха в предвидении искупительного подвига Сына Божиего, Иисуса Христа на Голгофе и Его воскресения из мертвых. По мысли католических богословов благодать Божия была дана Святой Деве Марии уникальным образом – коснулась Ее с момента зачатия, а Ее спасение – «не в исцелении или очищении, а в предупреждении, ограждении Ее от скверны и греха». Надо сказать, что не все католические богословы приняли догмат о непорочном зачатии Святой Девы Марии. Бернард Клервосский с присущей ему рассудительностью считал, что Дева Мария не могла быть освящена прежде Своего рождения, ибо Ее тогда еще не существовало, не могла быть освящена в момент Своего зачатия, ибо в Псалтыре сказано о каждом человеке, рожденном после грехопадения Адама – «вот, я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Только Сын Божий, Иисус Христос зачат от Духа Святого, Он – Агнец Божий, Единый Безгрешный и нет Ему подобных. Бонавентура горячо верил в святость Девы Марии, но не мог принять догмат о Ее непорочном зачатии, ибо понимал, что эта теологическая доктрина противоречит искуплению, совершенному Иисусом Христом на Голгофе для всех людей. В Священном Писании сказано, что каждый человек при рождении наследует первородный грех от Адама и Евы – наследует не их личную вину, а состояние падшей природы и склонность ко злу, вот почему в Ветхом Завете говорится – «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6:36), и в Новом Завете провозглашается – «если говорим, что не имеем греха, – обманываем сами себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). С позиции православного миросозерцания догмат о непорочном зачатии Святой Девы Марии – это католическое лжеучение, отрывающее Богородицу от рода человеческого – от потомков Адама и Евы, и обесценивающее историю Ветхого Завета, приуготовляющего мир к пришествию Спасителя и Его искупительному подвигу на Голгофе. Если Святая Дева Мария была с рождения освобождена от первородного греха в предвидении крестной жертвы Агнца Божиего, берущего на Себя грехи мира, то эта духовная привилегия должна была быть распространена на весь род человеческий – на всех потомков Адама и Евы, что более бы соответствовало любви Всевышнего и Его Божественной всеблагости, простирающейся на всех людей без исключения. Если бы догмат о непорочном зачатии Святой Девы Марии был истинным, и Ее естество не было бы осквернено первородным грехом, то Она  не могла бы умереть, ибо смерть есть возмездие за первородный грех Адама и Евы, но Успение Матери Божией было Ее реальной физической смертью. По вероучению Православной Церкви естество Святой Девы Марии было осквернено первородным грехом, ибо Она – потомок Адама и Евы, хоть и избранный Богом по правде Его. Вот почему сказано в Песни Песней: «черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы» (Песн. 1:4). Но личность Святой Девы Марии – это Ноев Ковчег, ибо среди бушующих волн всемирного потопа греха, Она – единственная из всех людей, хранила душу, ум и сердце в чистоте и непорочности – не изменила Богу ни мыслью, ни словом, ни делом, ни намерением сердца. Преподобный Силуан Афонский рассказывал, что Матерь Божия не имела личных грехов: «А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1:16), подумал: «Быть может Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслию». И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее». Вместе с тем великий афонский старец справедливо утверждает, что, несмотря на непорочность и благочестивую жизнь Святая Дева Мария имела «безгрешные ошибки и несовершенства» – это видно из Евангелия: до сошествия Святого Духа на Нее и апостолов в день Пятидесятницы, Ее ум не понимал слова двенадцатилетнего Спасителя, сказанных Им Богородице в Иерусалимском храме. Многоученый протоиерей Геннадий Фаст в книге о Богородице называет убеждение преподобного Силуана Афонского в том, что Святая Дева Марии хоть и имела падшее естество как потомок Адама и Евы, не имела личных грехов – «богословским мудрствованием». Протоиерей Геннадий Фаст пришел в Православную Церковь из протестантизма, и в этих словах его отчетливо звучит непреодоленный протестантский рационализм, непонимание, что личность может возвыситься над природой, и если падший человек сам по себе не может не согрешить, то с Богом все возможно – через синергию двух воль – Божественной и человеческой, Святая Дева Мария могла не иметь личных грехов, а все возвышенные эпитеты, посвященные Богородице в церковной гимнографии и духовных сочинениях святых отцов Церкви – это не только изящные фигуры речи, как думают скептики и протестанты, а художественные образы и поэтические метафоры, содержащие в себе глубочайшие богословские истины. Уже преподобный Николай Кавасила писал, что вся земная жизнь Святой Дева Марии отличалась безгрешностью, Она противостояла всякому греху верностью Богу, любовью к Нему и крепостью души в добродетелях. По слову святителя Игнатия Брянчанинова «чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. Она занималась непрестанно Богомыслием, молитвами, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастной всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором Она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала». Преподобный Иустин Попович на основе догматики, богослужебных книг и патристики, ясно и глубокомысленно изложил православное учение о Святой Деве Марии: «Православная Церковь еще с глубокой старины именует в своих Богослужебных книгах Святую Богородицу Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Пренепорочной и в превосходной степени приписывает Ей все лучшее, все чистейшее, все самое святое и самое добродетельное. Но все это Православная Церковь относит не к отсутствию первородного греха в Святой Деве, а к отсутствию в Ней личных грехов, от которых Она была свободна после сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса Христа. Благодаря сошествию Святого Духа на Святую Деву и зачатию Спасителя, с момента зачатия Она стала свободной от личных грехов. Так как Она родила единого Безгрешного, то и Сама стала в каком-то смысле безгрешной, то есть без личных грехов».
                Если человек – это венец всего Божьего творения, то Святая Дева Мария – драгоценнейшая жемчужина в венце рода человеческого, Она – благая Вратарница, открывшая врата спасения, в Ее сердце – море милосердия, в Ее очах – голубиная кротость и смирение, в Ее молитвах – упование скорбящих и надежда отчаявшихся, Она – очистилище миру, родившая Того, Кто пребывает в свете непреступном и неизреченном, Она – столп огненный посреди мглы греха, указующий нам путь спасения, Она – утешение земнородных и Небесная Заступница за вселенную, Царица в ризах позлащенных, восседающая одесную Бога, освященный храм Бога Слова и Всесвятая Молитвенница,  неувядающий Цвет целомудрия и огненный престол Бога Вседержителя, Ее предивная личность – чудо из чудес и тайна, превосходящая разум мудрецов и Ангелов. По справедливому умозаключению Георгия Флоровского: «Внутренний опыт Богоматери сокрыт от нас. По самой природе этого опыта он не доступен никому другому. Это — тайна личности Пресвятой Девы. И Церковь, говоря о Марии, избегает догматических определений. Она прибегает к языку молитвенной поэзии, языку антиномичных образов и метафор». Когда Иисус Христос умирал на Голгофе, Матерь Божия испытала страшные муки непостижимые для людей и Ангелов – приняла орудие в сердце, о чем пророчески изрек Симеон Богоприимец, но Господь укрепил ее в вере. Господь воскрес из мертвых, Он вознесся на небо духовное с горы Елеонской, но сказал, что будет с нами во всем дни до скончания мира, Он оставил с апостолами Святую Деву Марию – бесценное сокровище Церкви. Это означает, что во всех времена Пресвятая Богородица будет Небесной Заступницей святой, соборной и апостольской Церкви и всех христиан до окончания всемирной драмы истории. Во время крестных страдания на Голгофе  Христос сказал, обращаясь к апостолу Иоанну Богослову – «Се Матерь твоя», а Богородице сказал – «Се, сын Твой»; эта евангельская сцена – тайна мистического усыновления Божией Матерью всего человечества в лице апостола Иоанна Богослова – каждого из нас Пресвятая Дева Мария любит как своего возлюбленного Сына, так велика Ее любовь. Святая жизнь Девы Марии – это неизреченная тайна, о которой безмолвствует Священное Писание, ибо как пророчески поведал древнеиудейский царь и псалмопевец Давид, слава дщери Царя Небесного – внутри, в ее любящем и милующем сердце, в Святое Святых ее души. Преподобный Силуан Афонский проницательно заметил, что «Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесный силы Ангелов и Архангелов. И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует». По вероучению Православной Церкви после Иисуса Христа Святая Дева Мария – самый совершенный христианин, вся Ее земная жизнь была жизнью в Боге, она приняла слова Спасителя и хранила их в сердце Свое,  но как потомок падшего Адама Пресвятая Богородица была рождена с естеством, поврежденным первородным грехом, Она была подвержена смерти и со временем умерла, но как безгрешная Богоматерь – была воскрешена Господом и превознесена во славе выше Херувимов и Серафимов и посажена на занебесный престол выше всех Небесных Сил – Ангелов. По преданию Церкви незадолго до Успения Божьей Матери вновь явился Архангел Гавриил – Ее Ангел-Хранитель, державший в руке своей пальмовую ветвь – символ победы над грехом и смертью, вечной жизни и воскресения. Когда настал день Успения – «тихого сна», смерти Матери Божией, ее упокоения от земных скитаний и скорбей, то апостолы собрались вокруг Ее одра, дабы проститься с Ней и получить Ее благословение.  На иконе «Успение» изображено как Христос, стоящий у погребального одра, взял на руки душу усопшей Богородицы, как Святая Дева Мария держала в Своих руках Богомладенца. С пением молитв и Псалмов апостолы пронесли одр с телом Святой Девы Марии через Иерусалим и погребли Ее у могилы Иоакима и Анны. Но здесь еще одна великая и неизреченная тайна Божия: гробница Девы Марии в Иерусалиме пуста, у нас нет мощей Пресвятой Богородицы. По премудрому промышлению Своему Господь соделал так, что один из апостолов – святой Фома, не присутствовал при погребении Пречистой Девы Марии, а лишь на третий день прибыл в Гефсиманию. Апостол Фома сильно скорбел и сетовал на том, что не смог проститься с Пресвятой Богородицей и получить Ее благословение. Сжалившись над ним, святые апостолы решили открыть гроб, чтобы святой Фома мог бы увидеть погребенную Святую Деву Марию и проститься с Ней, тем самым утолив печаль и скорбь своего сердца, но когда апостолы отвалили камень и открыли гроб, то их охватил трепет – они увидели, что гроб пуст и тела Богородицы в нем не было, там лежали лишь погребальные пелены, источающие дивное благоухание. Апостолы поняли, что Господь воскресил Святую Деву Марию из мертвых и взял на небеса, спас от смерти и тлена не только Ее душу, но и тело, ввел Ее в горние чертоги Царства Небесного. Размышляя о тайне Успения Божьей Матери богослов Владимир Лосский заметил, что день Успения – это не день скорби и плача, а таинство окончания земной жизни Святой Девы Марии и Ее перехода в небесную славу – за Ее смертью последовало воскресение Всесвятой и вознесение Ее в воскресшей и преображенной плоти. С апостольских времен вся святая Церковь догматически верует и молитвенно исповедует, что на третий день по погребении Пречистая Матерь Божия была воскрешена Богом и вознесена на небеса с нетленным и совершенным телом, Она восседает на небесном престоле неизреченной славы, не оставляя нас Сими молитвами и материнской любовью: «Чудо преужасно: Яже во утробе невместимаго Царя Носившая, во гробе полагается, и Ангельстии собори со Апостолы, со страхом погребают Тоя богоприятное тело и честное, и, сие возвысив, на Небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». «Всечестный лик премудрых Апостол собрася чудно погребсти славное тело Твое пречистое, Богородице всепетая. С ними же воспеша и Ангел множества, преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем». «Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши: обаче же, подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законам: темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи». «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». «Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: якоже бо в рождестве Деву сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно и спрослави божественным преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя». «В небесная мысленная Твоя душа, в рай чистое Твое тело преставися, от тли, Пренепорочная, в место светло». Преподобный Феодор Студит – смиренномудрый подвижник и молитвенник, верный евангельским истинам, в своем «Похвальном слове на праздник Успения Пресвятой Богородицы» боговдохновенно благовествует о погребении, воскресении и вознесении на небо Пресвятой Богородицы – всесвятой и прекрасной Царице Небесной, величие Которой не в силах до конца постичь наш ум и высказать наша речь: «Облеченные в одеяние добродетелей, мы совершаем праздник погребения и преселения на небо Пресвятой Богородицы. Ныне земное небо, облекшись одеждой бессмертия, возводится к лучшему, вечному обиталищу. Теперь Богородица, смежив Свои телесные очи, возносит ради нас великие и лучезарные, никогда не заходящие светила: бодрствование и молитвенное предстательство о мире пред Лицем Божиим. Теперь, соделавшись бессмертной, воздевает Она Свои руки ко Господу за всю вселенную. Возлетев горе; чистая Голубица не перестает оберегать нас долу. Отойдя телом, Она с нами духом; возведенная на небо, Она отгоняет бесов, ибо Она – наша молитвенная Ходатаица пред Богом. В древности смерть воцарилась через праматерь Еву; прикоснувшись же к ее блаженной Дщери, она умерщвлена, ибо побеждена тем, от чего получила силу. Святая Дева уснула; говорю «уснула», а не «умерла», ибо перенесена на небо. Не перестала Она защищать человеческий род. Какими словами выразим мы Твою тайну? Ум колеблется, язык немощен, ибо тайна славна, высока и превосходит всякое разумение. Не имеет Она ничего Себе подобного, дабы могли мы изъяснить то чем-либо нашим. Все Твое превыше нас. Ты изменила естество несказанным Твоим рождеством: слышал ли кто когда, чтобы Дева бессеменно зачала? О, чудо! Рождающая Мать – и в то же время целомудренная Дева, ибо Рождаемый – Бог. Самое это отличается от всего другого. Ты по праву имеешь в животворящем Успении – бессмертие души и тела... Знал ли кто когда о таком преселении, какого удостоилась Матерь Господа? И это вполне справедливо: ибо кто выше Той, Которая превыше всех? Трепет объемлет дух мой, когда размышляю о величии исхода Твоего – о, Дево! Изумевает ум мой, рассуждая о досточудном Твоем Успении; язык мой заплетается, говоря о таинстве Твоего воскресения. И поистине кто достойно поведает обо всех Твоих чудесах? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык опишет величия и дела Твои, изложит и явит таинства, славы, праздники, хвалы? Всякий язык немоществует и немеет это сделать. Ведь превосходишь Ты, несравнимо превышаешь Своим величием всякую высочайшую часть неба, Своим сиянием затмевая свет солнца, а Своими заслугами – великолепие Ангелов и всех бесплотных Умных Сил».