Слово об Ангелах

Руслан Игнашкин
Слово Божие – это весть с неба и о небесном.
И чем чаще и глубже вчитываемся мы в него, тем ближе становится к нам и мир небесный – ангельский, тем осязательнее станем чувствовать мы его нашим сердцем, тем как бы отчетливее станут доноситься до нашего внутреннего слуха его победные песни.
Как в чистой воде отражается солнце и звездное небо, так и в слове Божием – этом источнике воды живой – отражается небо духовное – мир ангельский; в слове Божием мы видим Ангелов, как бы предстоящими перед нами.
Священномученик Серафим Звездинский

                В Библии рассказывается, что Бог создал небо и землю – мир духовный и мир материальный, все сотворенное Им было произведением Божественного искусства – величественной картиной и симфонией. Много дивных красот и чудес Господь щедро рассеял во вселенной: цветущие ковры лугов с лазурью васильков и  лилиями, одетыми краше царя Соломона, с благоуханием ландышей и роз, золотящиеся нивы полей и дремучие леса, таинственно шепчущиеся от дуновения ветра, милые сердцу рощи и душистые сады, где птицы слагают свои мелодичные песни, могучие горы и скалы, словно застывшие в своей величавой задумчивости, безбрежные моря с вздымающимися волнами и тихие, мирные реки с их сладкозвучной музыкой, нежно журчащие ручьи в зеленеющих долинах, звонкие песни жаворонков и нежные напевы соловьев при свете месяца, выходящего из-за облаков. Величественны дела Создателя и щедры дары Его: прекрасна картина восходящего солнца над морями и горами, изумителен закат, сходящий в тишине угасающего дня, великолепно тысячеокое небо, сияющее яркими звездами, упоительна лунная ночь в зимнюю пору, когда вся земля сияет алмазами снега. Все мироздание полно красот, тайн и чудес Господних и вся природа, как монументальный орган или изящная арфа Давидова, слагает восторженный гимн во славу Всевышнего и прославляет неисчислимое богатство премудрости Божией: «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоноснее и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс.148:3-10). Размышляя о Боге, облеченном величием и славой, о премудрости Творца вселенной и красоте дел Его, пророк Давид восклицает в молитве: «Как величественны дела Твои, Господи, все премудростью Ты сотворил; и земля полна произведений Твоих» (Пс.103:24). Вся природа, сотворенная Богом, была прекрасна, ни одно создание, прежде грехопадения, не знало тления, греха и смерти, но все жили во взаимной любви. И даже после грехопадения Адама – первого человека и царя видимого мира, когда вся вселенная оказалась ввергнута во власть тления и смерти, красота и величие природы указывают на премудрость, благость и могущество ее Создателя.  Святитель Григорий Богослов рассматривал небо с сияющими звездами, луной и солнцем, земли с ее полями, садами и лесами, и моря с их волнующимися волнами и скрытыми от взора безднами, где плещутся рыбы, как дивную и таинственную книгу Божьих красот и чудес, возвещают о великом Боге Художнике. В Священном Писании излагается идея, что премудрость и любовь Бога можно познать через красоту и великолепие Его творения: «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Много красот, тайн и чудес существует в земном мире с его желтеющими нивами полей и изумрудными лугами, испещренными благоухающими цветами, дремучими лесами и садами, где звучит нежная трель соловьев, с заснеженными горами и безбрежными морями, но все это – лишь тень и отблеск вечной красоты горнего мира, где обитают Ангелы. В библейских книгах есть различное по смыслу понимание слова «небо»: 1) небо – это земная атмосфера, лазурный океан, по которому плывут облака; 2) небо – это межзвездное космическое пространство, где, как драгоценные камни в космическом мраке ночи, сверкают мириады небесных светил – солнце, луна и звезды; 3) небо – это незримый и духовный мир, где обитают Ангелы, души святых и кающихся, а в высочайшем смысле оно – престол, на котором Христос Спаситель восседает одесную Бога Отца. В книге пророка Исайи Господь говорит о духовных небесах, как о престоле Своем: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис.66:1). В апокалиптическом видении на Патмосе тайнозритель Иоанн Богослов узрел, как отверзлись небеса, и услышал, как раздался звук трубы, и апостол был вознесен за пределы земного мира к престолу Всевышнего: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в Духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:1-2). С великой и неизмеримой любовью Христос пришел в мир – предвечный и совершенный Бог Слово вочеловечился, Он искупил грехи мира и победил смерть, дьявола и Ад, основал Церковь и дал нам – перстным людям великий дар – через веру и молитву, через святые таинства Церкви устремляться к горнему небу – вечному жилищу блаженных небожителей – Ангелов, а потому, в минуты скорби и горя, мы находи утешение в том, что наша истинная отчизна на небесах, где верующих в Бога и соблюдающих заповеди Его ожидает обитель отрады, счастья и спасения. Все красоты материального мира не могут сравниться с непреходящей красотой неба небес, куда был восхищен апостол Павел и где он слышал «глаголы неизреченные», и подобно тому, как небо усеяно сверкающими звездами, так и духовное небо усеяно «утренними звездами» – Ангелами, первенцами Божьего творения. По вдохновенному описанию святителя Игнатий Брянчанинова, воззванные из небытия Ангелы, «внезапно увидев себя сотворенными в чудном изяществе и блаженстве, какую они ощутили благодарность, благоговение и любовь к Творцу, даровавшему им вместе бытие и духовное наслаждение! Их занятием непрерывным сделалось созерцание и славословие Создателя».
                Священное Писание ясно провозглашает, что Бог сотворил Ангелов – бесплотных духов и самостоятельных личных существ, ибо через Бога все начало быть, Им создано все, что на небесах и на земле, все воинства небесные: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли  – все Им и для Него создано» (Кол.1:16). В книге Иова говорится, что когда Господь творил звезды, то Ангелы уже существовали и восклицали от радости, а это означает, что они были сотворены прежде материального мира – так считали Блаженный Иероним, святитель Григорий Богослов и преподобный Иоанн Дамаскин. В книге Иова Сам Господь возвещает, что Он украсил горние небеса сияющими звездами – святыми Ангелами, и при их ликовании – при ликовании утренних звезд «утверждены были основания земли и положен краеугольный камень ее» (Иов. 38:7).  По разъяснению святителя Василия Великого, Ангелы сотворены прежде создания видимого мира – материальной вселенной, существующей в пространстве и времени: «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное Премирным Силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей». По суждению Августина Блаженного, Ангелы были сотворены в первый день, они – вторые света, каждый из них как зеркало отражал в себе отблеск величия и премудрости Творца. Преподобный Исаак Сирин говорил, что Ангелы были сотворены Богом в молчании, а молчание – это тайна будущего века, что означает, что духовных реалий метафизического мира нельзя полностью постичь нашим трехмерным евклидовым умом и нельзя полностью выразить на нашем обыденном языке, ведь духовный мир – это область неизреченного, а вместе с тем, здесь содержится пророчество о блаженной и небесной жизни святых, которые удостоятся войти в Царство Небесное, ибо как возвестил Христос – все спасенные будут жить как Ангелы, живущие на небесах. В книге Бытия провозглашается, что Бог есть Творец неба и земли, и если земля – это наш вещественный мир, то небо – это духовный мир и Ангелы. По слову святителя Григория Богослова: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так, чтобы число облагодетельствованных было, как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), – то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом… И так как первые твари были угодны Ему, то измышляет другой мир, вещественный и видимый». С молитвенным трепетом устремляя ум к тайне сотворения ангельского мира, святитель Григорий Богослов писал, что наш Господь Бог есть неприступный, высочайший и неизреченный Свет, Он – Трисолнечное Божество, а сотворенные Им Ангелы – «вторые света», они – бесплотные и могучие духи, осененные благодатью Святого Духа, а потому все они – праведны и святы, в них нет никакой тьмы, они чисты и не причастны греху – их свободная воля пребывает в полном согласии со святой и всемогущей волей Всевышнего. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, все Ангелы – самые верные служители Божии, носящие в себе Его небесную правду и с неугасимой любовью устремленные к Господу, они – «вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света», имеющие благодать от Самого Бога. В Священном Писании сказано, что прежде сотворения материального мира Господь отделил свет от тьмы – произошло великое разделение Небесных Сил – треть Ангелов во главе с Люцифером пала с небес и стала тьмой – аггелами, демонами, бесами, бегущими от лица Солнца Правды – Бога, а устоявшие в верности Богу святые Ангелы света – навеки святы и безгрешны, они – верные сыны Божии, вечные носители Божественного Света – святости и правды Божьей, они созерцают Бога, обитающего в свете неприступном, с несказанной радостью и блаженством озаряются Его вечной славой и испытывают священный трепет перед Его неописуемым величием. Русский православный богослов Владимир Лосский высказал суждение о том, что «у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы; каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир», но ничего подобного не сказано ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях – для нас остается тайной являются ли все Ангелы единосущны друг другу, подобно людям, или каждый Ангел обладает особой сущностью, но у многих святых отцов встречается выражение «ангельская природа». В толковании на корпус сочинений святого Дионисия Ареопагита преподобный Максим Исповедник писал о том, что Церковь учит, что все святые Ангелы имеют одну природу – незримую, духовную и умопостигаемую. Размышляя о тайне ангельского бытия и природе Ангелов, преподобный Иоанн Дамаскин писал, что «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей», для нас ангельская природа непостижима – один только Творец знает вид и определение ангельской сущности».  По толкованию святых отцов Церкви естество Ангелов бесплотное и духовное, а значат зримый образ, в котором Ангелы являются людям – это принимаемый ими образ для того, чтобы их могли видеть. В Священном Писании сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1:7), и на основании этих боговдохновенных строк апостола Павла, святые отцы Церкви от Иустина Философа, преподобного Иоанна Дамаскина и до святителя Игнатия Брянчанинова провозглашали, что бестелесность Ангелов относительна в сравнении с абсолютной духовностью Бога – Ангелы имеют светоносный и огнеобразный лик, отсюда – «описуемость» Ангелов и их изображение на иконах. Ангелы – это бесплотные и бессмертные духи, одаренные великой мудростью и проницательнейшим умом, свободной волей и грандиозным могуществом, они сотворены по образу и подобию Божиему и каждый Ангел – уникальная, самобытная, свободная и разумная личность, служащая Богу, прославляющая Его и исполняющая святую волю Вседержителя. Протоиерей Олег Давыденков пояснял, что служение Ангелов проявляется в молитвенном восхвалении Бога и созерцании вечного сияния Его славы, в исполнении воли Господней и во всех действиях святых небесных Ангелов, описанных как в Ветхом, так и в Новом Заветах – Благовещение и Рождество, моление Иисуса Христа о чаше, Воскресение и Вознесение Сына Бога Живого – все эти евангельские события сопровождались явлением Ангелов и их участием в деле нашего спасения.
                С именем «Ангел» в нашем сознании ассоциируется все самое возвышенное, прекрасное, безгрешное и святое: 1) неземная красота и бессмертие – Ангелы прекрасны и не ведают тления и смерти; 2) святость и праведность – Ангелы есть самые верные служители Господни, их воля навеки утвердилась в добре и едина с волей Творца; 3) великая мудрость и духовность – Ангелы по существу своему – духи, превосходящие людей мудростью, могуществом и совершенством, они – носители Божьего света и святости,  их умы просвещены Словом Божиим, а сердца охвачены небесной и духовной жаждой Богообщения, устремлены с пламенной любовью к Всевышнему. С молитвенным восторгом и трепетом о духовной жажде Ангелов – блаженной жажде Бога, вдохновенно, изящно и поэтично писал священномученик Серафим Звездинский: «Ангелы – духи свободные от всякой плотяности, ее законы для них чужды. Не мучит их голод, не томит их жажда. Неведом им потому и весь труд наш упорный при снискании хлеба насущного. «Проклята земля в делех твоих, ...терния и волчцы произрастит она тебе... В поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3:17–19). Этот грозный приговор Божественного правосудия изречен только падшему человеку, а Ангелы до конца пребыли верными Творцу своему. Терния и волчцы не растут на небе, пот не изнуряет лица ангельского. Они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, их не сушит забота о завтрашнем дне; наша борьба за хлеб, за существование, наши взаимные из-за этого распри, раздоры, войны, гнев, ненависть, зависть незнакомы духам бесплотным. Правда, они испытывают голод и чувствуют жажду, но не наш голод с болью, не нашу жажду со страданием. Их голод – никогда не перестающая потребность насыщаться сладостью созерцания красоты Божественной, сладостью познания премудрости вечной, насыщаться единым хлебом живым. «Питаются Ангели на небеси преизобильно», а все хотят еще и еще насыщаться сладостию созерцания Божества. Какой высокий, поистине небесный, блаженнейший голод! Охвачены Ангелы и жаждою, но жаждою также небесной и блаженной – жаждою все более и более тесного Богообщения, проникновения Божеством, просвещения Им. Их жажда – это никогда не перестающее устремление к Богу. Малое подобие этой жажды бывает на земле. Так орел, распустивши во всю ширь могучие крылья, взвивается ввысь, и летит, поднимается все выше... выше... туда – вглубь неба. Но как бы высоко он ни поднялся, должен вновь спускаться долу. Так бывает: наш ум, в минуты наибольшего духовного напряжения, вдохновения, молитвы, властно порывая узы плоти, подобно орлу, несется к небесам, созерцает Бога, проникается Им, мыслит о Нем. Но, увы, и ум наш, непостоянный, колеблющийся, с небесных высот опять падает низу; разбивается на множество суетных мыслей, рассеивается. Не так Ангелы: их ум непрестанно, неизменно устремлен к Богу, ни на одно мгновение не отклоняется от Него, поворотов назад не ведает.… Какая поистине божественная, какая сладчайшая жажда! Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда не смолкающем песнопении безмерной славы и величия Его живут на небе Ангелы». В православной иконографии изображение Ангелов символично, а иконы Ангелов – это символика бесплотных Небесных Сил и Святое Откровение Божие о них: крылья – символ устремленности к Богу и горнему миру, свободы и отрешенности от мирской суеты, очи – проницательность и зоркость,  созерцание Божественного Света и всех дел Божиих, ресницы и брови – бесстрастие, способность охранять Божественную мудрость от примесей лжеучений, верность Слову Божиему, посох – посланничества в мир и служения Богу, того, что Ангелы не от мира сего, руки – могущество и силу, ноги – быстроту и скорость в стремлении к Богу и правде Его, жезл – достоинство и власть Небесных Сил, апокалиптические чаши – символ судов Божиих, труба – весть Божия, сфера в руке с изображением креста  – символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Сам Бог, светлая и огнеподобная одежда – святость Ангелов и их богоподобие, освященность благодатью Святого Духа, облик прекрасного юноши – бессмертие Ангелов. В «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин высказал мысль, гласящую, что Ангелы бессмертны не по природе, а по благодати. Но преподобный Григорий Палама писал о том, что духовное естество Ангелом именуется бессмертным как не приемлющее тление, ибо если бы их естество не было бессмертным и нетленным, то отпав от Бога – источника Жизни, и будучи непричастны Его благодати, они бы обратились в ничто и прекратили бы свое существование. По богословскому воззрению Иустина Поповича, Ангелы святы и бессмертны не по естеству своему, а по благодати, они сотворенные существа и не могли бы существовать без Бога, а все падшие Ангелы – отпали от Света и Жизни во тьму кромешную, их состояние – духовная смерть, «вторая смерть» из Апокалипсиса, они стали духами тьмы – духами зла, лжи и смерти. В вышеизложенных святоотеческих суждениях нет никакого противоречия, но есть глубочайший метафизический парадокс, разрешающийся следующим образом: духовное естество Ангелов обладает нетленностью, поэтому даже после отпадения от Бога падшие Ангелы не перестали существовать, но если говорить о бессмертии как о вечной жизни в Боге, то все Ангелы обладают таковым бессмертием только по благодати и пребывании в свете славы Господней, а отпав от Бога – от Света и Жизни – они низвергаются во тьму кромешную и не имеют в себе вечной жизни, становясь духами зла и смерти. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что демоны злы по своей свободной воле, а по природе – они сотворены добрыми и прекрасными Ангелами, но отпав от Бога и Его вечной правды, они утратили святость и стали духами лжи и смерти, творцами зла и греха, искусителями и соблазнителями, исповедниками луковой философии богоборчества и нечестия, желающими отвратить людей от Бога и низвергнуть их в муку вечную. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, дьявол «не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра», но будучи добрыми по природе, треть Ангелов пала в грех, они расположили сердца свои ко злу и стали демонами, они восстали на Бога и избрали вечное богоборчество, погрязли в злодействе, стали неисправимы и неизменны во зле, а так как падение для Ангелов все равно что смерть для людей, то после падения для них невозможно покаяние – само Священное Писание указывает на необратимость их падения, возвещая, что им уготована геенна огненная и муки вечные.
                В Апокалипсисе рассказывается о небесном прологе всемирной истории – о войне на небесах Ангелов Господних с падшими Ангелами, обольщенными Люцифером, а затем низверженными в преисподнюю: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и Ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7–9). Великая война между Ангелами, сохранившими верность Богу, и отпавшими от Него произошла на небе – в духовном мире. Таинственная война на небесах произошла, когда Люцифер возжелал вознестись выше Бога и увлек за собой треть Ангелов с небес – это первая мировая трагедия и страшная катастрофа, потрясшая духовный мир. Во многих местах Священного Писания таинственно и символически описывается падение Люцифера – в книгах пророков Исайи и Иезекииля, в Евангелии, когда Христос говорит, что «видел Сатану, спадшего с неба как молния» (Лк.10:18). Библейский образ молнии указывает на прежнее сияние славы Люцифера и его красоту, на то, что он – небожитель и совершеннейший из Ангелов, на мгновенность его падения с небес и то, что он стал нести всему смерть, подобно тому, как молния убивает все, что поражает. Святитель Григорий Богослов называет Люцифера «первейшим из небесных светов» и «первым светоносцем», величайшим из Ангелов, но он настолько обольстился своей силой, мудрость и красотой, что «по гордости своей утратил свет и славу», ибо «захотел быть Богом, но весь стал тьмою». Люцифер имел печать совершенства, полноту мудрости и могущества, венец красоты во всех намерениях, помыслах и действиях своих до грехопадения, он был высшим Ангелом, наиболее близким к Богу и подобным Богу, но из-за гордыни своей и из зависти, из жажды достичь превосходства над всем он возненавидел Всевышнего и стал олицетворением зла. В книге пророка Исайи сказано, что Денница – сын зари, упал с небес, ибо в сердце своем возжелал вознестись выше всех звезд Божиих – всех Ангелов, и действительно, будучи Херувимом по сотворению, Люцифер вознесся выше всех Херувимов и еще более высших Ангелов – Серафимов, стал самым прекрасным, премудрым, могущественным и совершенным из Ангелов, но этого было мало ему, и он возжелал воссесть на престоле Святой Троицы и стать подобным Всевышнему. Символично, что с могучим Люцифером и его ужасающими аггелами на небесах боролся Архистратиг Михаил и его святые Ангелы – грозное небесное воинство Саваофа, ибо сами имя «Михаил» означает «кто как Бог» – возвещает, что никто не равен Богу и никто не может быть сравним со Всевышним, ибо одно из имен Божиих – Единственный. На православных иконах Архистратиг Михаил изображается попирающим и ниспровергающим дьявола, в левой руке он держит зеленую пальмовую  ветвь – символ победы добра над злом, жизни над смертью, правды над ложью, а в правой – огненный меч – непримиримость ко злу, меч Слова Божиего, отсекающего правду от лжи, стоящих за Христа от стоящих против Него, или копье с белой хоругвью, на которой начертан крест – это знак святости, верности к Богу и любви к Нему, а пророческом смысле – это хоругвь Христова, знаменующая Крест, на котором Спаситель искупил грехи рода человеческого и победил Сатану. В книге пророка Даниила говорится, что в конце времен Архистратиг Михаил восстанет и будет сражаться за сынов народа Божиего – за святую Церковь, и в этом эсхатологическом прочтении стихи Апокалипсиса имеют пророческий смысл – возвещают о том, что в грядущем произойдет великое сражение – Армагеддон,  и Люцифер со всеми его аггелами и последователями из людей, будет низвержен на землю безвидную и пустую – во тьму кромешную и бездну, означающую окончательное богоотступничество и отвержение от света лица Господнего, геенну огненную. Преподобный Иустин Попович говорил, что начало греха – гордость, именно возгордившись, Люцифер переоценил свое совершенство и возжелал сравняться со Всевышним, но отпал от Света и Истины и низвергнулся в мрак и преисподнюю. Грехопадение Люцифера демонстрирует, что гордость – корень всякого греха, она – причина богоборчества,  бунта против Бога и непримиримой ненависти к Нему, дьявольской жажды самообожения и независимости от Творца, и более того – желания истребить Создателя и все Его творение, исказить и поругать замысел Божий. По рассуждению святителя Григория Богослова: «Первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести великого Бога, – погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою... Но ниспал не один... а увлек в падение многих». В книге пророка Иезекииля таинственно рассказывается, как Люцифер пал с неба – Херувим, летящий среди огнистых огней – звезд небесных, или в духовном смысле – Ангелов, отпал от Творца своего, соблазнившись царской властью, красотой и мудростью своей: «Ты был помазанным Херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, Херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.;28:14–17). Святитель Игнатий Брянчанинов называл эти библейские стихи – «плачем, заповеданным Богом пророк Иезекиилю над князем Тирским, который в нашей Библии уподобляется Херувиму», подчеркивая, что «слова пророка никак не могут быть отнесены к земному князю Тира», а то «что Господь заповедует пророку плач об Ангеле падшем, нисколько не странно: Всеблагий Господь открывает нам в заповедании этого плача великое Свое милосердие и сострадание к погибшему созданию Своему. И человек, когда по дару Святого Духа ощутит с душе своей обилие вышеестественного благодатного милосердия, не может не сострадать всей твари, подвергнувшейся падению и томящейся в нем, не исключая и самих ожесточенных врагов человеческого рода – демонов». В книге Бытия рассказывается, что Люцифер, увлекший треть Ангелов в падение и низверженный с небес, отверженный от лица Божиего, нося в сердце своем страшную муку отчаяния и пустоту, скитался в поднебесной пустыне и по премудрому попущению Вседержителя проник в Эдем, увидев райское блаженство первозданных людей, искусил их нарушить заповедь Божию и пасть в грех – утратить благодать Святого Духа и уподобиться падшим Ангелам – предать Бога, за что последовало изгнание людей из Рая, а Адам и все его потомки стали несчастными скитальцами и смертными созданиями, поэтому Люцифер – первый человекоубийца, которого стали именовать сатаной – противником и обманщиком, дьяволом – клеветником, Вельзевулом и Вилиаром, князем бесовским и князем мира сего, отцом лжи и нечестия, лукавым искусителем и древним змием, красным драконом и Аввадоном – царем ужаса и властителем преисподней. По глубокомысленному рассуждению богослова Владимира Лосского, «позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь зависимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что Ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими». Со времен грехопадения Адама вся история человечества – это история духовной борьбы, а арена брани Ангелов света с дьяволом и его аггелами тьмы – не только вселенная и духовные миры, но и сердце человека – Ангелы свет употребляют все силы, чтобы человек раскаялся в грехах и духовно преобразился, стал святым и обрел вечное блаженство на небесах, а демоны употребляют все усилия, чтобы увлечь каждого из нас за собой в адскую пропасть и бездну погибели, они всеми силами противодействуют Богу и Ангелам света, пытаются ослепить умы людей и посеять в их сердцах порочные желания и помыслы, побудить их к греховной жизни и взрастить низменные страсти, через подверженных их влиянию людей они насаждают оккультные учения и язычество по лицу земли, культ низких наслаждений и атмосферу бездуховности, они сеют ереси и расколы, обрушивают страшные гонения на Церковь и противодействуют всяческому распространению Евангелия, а особенно власть духов зла усилится в конце времен – во дни царства Антихриста, когда дьявол и его аггелы будут освобождены из своей темницы, о чем пророчески сказано в Апокалипсисе апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова. По великой и неизреченной благости Своей всесильный Господь не уничтожил падших Ангелов и не отнял их свободы, но Всемогущий сдерживает их натиск и полагает предел – ограничивает их страшную мощь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Будучи по природе Ангелами, демоны обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения». Для того, чтобы противостоять демонам  в духовной борьбе Христос Богочеловек призывал использовать два средства – пост и молитву, перед Вознесением Своим Сын Человеческий изрек – «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17), это – пророческое благовестие Нового Завета о силе Иисусовой молитвы, страшной для демонов, как страшен для них Честный и Животворящий Крест. Апостол Павел предостерегал христиан, что брань наша имеет духовный характер, она ведется не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных – демонов, и наставлял облечься в броню праведности, взять щит веры, шлем спасения и духовный меч – Слово Божие, а апостол Петр призывал к духовному бодрствованию и трезвению. Нашим сподвижником в духовной борьбе, верным другом и неразлучным стражем души нашей является Ангел-Хранитель, ниспосылающийся человеку с момента принятия таинства крещения.
                Греческое слово «Ангел» означает – «вестник», Ангелы – это небесные вестники, несущие в мир слово Божие и возвещающие людям волю Вседержителя, они – священнослужители Господни, хранящие вселенную и молящиеся за весь мир, они навечно утвердились в добре и любви к Богу,  непреклонны в святости и непричастны злу, не могут грешить, по могуществе и силе они бесконечно превосходят все земные силы, власти и начальства, являясь грозным воинством всемогущего Бога, именуемого в Библии Господом воинств небесных. Апостол Павел – верховный апостол языков, восхищенный на третье небо, слушал ангельские песнопения и гимны – глаголы неизреченные, «которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2–4), духовная жизнь Ангелов для нас неизъяснимая тайна и мы бы не могли проникнуть в нее, если бы не Святое Откровение. В стихах Библии рассказывается, что после грехопадения Адама и Евы и их изгнания из Рая, у врат Эдема с огненным мечом стал Херувим, охраняющий путь к Древу Жизни, патриарх Иаков видел в таинственном видении узрел как Ангелы сходили с небес и восходили на небеса по лестнице, утвержденной на земле и верхом касающейся неба, где престол Господень. В книге Иова Ангелы окружают Бога и служат Ему на небесах и на земле, они нарицаются сынами Божиими, восклицавшими от радости и изумления, когда Господь сотворил звездное небо, в то же время в стихах этой книги сказано, что и в Ангелах Господь усматривает недостатки – с одной стороны это сказано о падших Ангела – демонах, уклонившихся ко злу и не имеющих в себе любви и добра, а с другой стороны – провозглашается, что в Своем величии и совершенстве Бог бесконечно превосходит всех Ангелов. Совершенство святых Ангелов – это совершенство тварных созданий, их нельзя сравнить с совершенством Божиим, ибо один Господь всеведущ и всемогущ, а Ангелы не ведают глубин Божиих – Божественная Сущность есть неприступная и непостижимая тайна для них, они не знают будущего и не обладают всей полнотой премудрости – в Апокалипсисе описывается, как один Христос смог открыть книгу за семью печатями, олицетворяющую премудрость Божию и все неисповедимые пути и суды Господни, Ангелы не могут до конца постичь тайну искупления, в которую желают проникнуть и не в силах узнать всех намерений сердец и помышлений наших, они не обладают всемогуществом и каждый из них является лишь малым отблеском величия Святой Троицы. В таинственном видении пророк Исайя узрел Серафимов, славящих Саваофа – Царя воинств небесных и Творца вселенной, а пророк Иезекииль созерцал многоочих Херувимов, зорко наблюдающих за судьбами мира и событиями истории. К пророку Даниилу нисходил Архангел Гавриил, открывший ему будущую судьбу иудейского народа. В Новом Завете описывается, как Ангелы нисходят на землю и активно участвуют в жизни людей: Архангел Гавриил явился к Святой Деве Марии  с благой вестью о том, что Она родит Спасителя мира; во время рождества Христова в Вифлееме явилось множество Ангелов, славящих Богомладенца и поющих хвалу Богу Спасителю – «Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человецах благоволение» (Лк.2:8-14); Ангел повелел Иосифу Обручнику бежать с новорожденным Богомладенцем и Святой и Пречистой Богородицей в Египет от козней Ирода, а спустя время возвестил о кончине Ирода и  повелел вернуться в Иудею и жить в Назарете Галилейском; Ангелы служили Иисусу Христу в пустыне; Ангел укреплял Сына Божиего, молящегося в Гефсиманском саду; Ангел отвалил камень от гроба Иисусова и первым возвестил женам-мироносецам о чудесном Воскресении Христовом; Ангелы освобождали апостолов из темниц и открывали им несказанные тайны Божии. Апостол Павел увещевал своего ученика Тифомея нелицемерно держаться христианского вероучения пред Богом и Его Ангелами, а в иных апостольских посланиях писал, что Ангелы хранят святую Церковь и с небес наблюдают за всем, что совершается на земле, поучаются Божественной Премудрости и служат Богу. Как поясняет преподобный Иустин Попович, «Ангелы – это самостоятельные существа и удивительные Божии создания, участвующие в домостроительстве спасения, творящие волю Божию как Божии посланники». Ангелы – это святые служители Божии и Его грозное и великолепное воинство, они знают многие тайны Божии, непрестанно воспевают хвалу Богу и оберегают весь мир, имеют власть управлять стихиями, их мощь и сила – неимоверны, во всех делах своих они руководствуются волей Всевышнего и поучаются от Бога, преуспевают в мудрости, любви, силе и совершенстве, вечно устремляясь к Святой Троице. По слову святого Григория Синаита: «В будущем веке Ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам».
                По естеству своему Ангелы – духовны и бестелесны, они – духи, сотворенные по образу и подобию Божиему. Как писал Августин Блаженный: «Хочешь ли знать имя природы Ангелов? Вот оно – дух. Хочешь ли знать его служение? Вот оно – Ангел. По существу своему он – дух, а по служению – Ангел». Ангелы – бесплотные духи, не знающие уз нашего времени и пространства, они перемещаются во мгновение ока и пребывают у великого престола Божия, в их сердце – святость, а в уме – мудрость, в их деснице – мощь и сила, их жизнь – бессмертие, их красота – нетленность, они не стареют и не увядают, ибо живут Богом и их бытию открывается необозримая вечность. Ангелы возвышаются над пространством и временем, в мгновении ока перемещаются из одного места вселенной в иное, для них нет дверей и крепости бессильны перед ними, их сила и величие за гранью нашего понимания – пророк Даниил, один из величайших ветхозаветных мудрецов, не смог вынести явления Ангела в его силе и мощи, и пал ниц в изумлении и трепете. Но если предвечный Господь – абсолютно духовен, ибо Он есть Дух вездесущий и безграничный, то Ангелы – Им сотворены, их духовность не абсолютна в сравнении с Богом, они не обладают всемогуществом и не являются вездесущими – если Ангел пребывает на небе, то его нет на земле, наконец, при всей своей мудрости, Ангелы не знают непостижимой Сущности Божией, запредельной для разумения всех тварных созданий, и не знают величайших Божиих тайн, сокрытых в книге, находящейся в руке Сидящего. По разумению преподобного Иоанн Дамаскина «Ангел – существо разумное, свободное, бестелесное… Бестелесным и невещественным он называется в сравнении с нами, ибо в сопоставлении с Богом, единым несопоставимым, все выглядит грубым и вещественным; и лишь Божество истинно невещественно и бестелесно». Христос сказал, что Ангелы не могут умереть, их жизнь на небесах – вечная и нетленная, но вместе с тем, никто из Ангелов не является источником жизни – Духом Животворящим, ибо лишь о Боге сказано в Писании – «в Нем жизнь» (Ин.1:4). В книге Иова говорится, что Господь и в Ангелах усматривает недостатки, ибо никто из них не обладает полнотой Божественного совершенства, и не может сравниться с Богом ни по премудрости, ни по могуществу, ни по всеблагости и любви. По премудрому умозаключению Августина Блаженного Ангелы были сотворены Создателем как свободные, разумные и творческие личности, каждый из них мог самоопределиться по отношению к Богу в вечности – быть вечно верным Ему, любить своего Творца и прославлять Его, обрести высшую свободу – невозможность грешить, или же навеки отпасть от Бога и возненавидеть Творца своего – увековечить свою волю во зле, отчаянии и богоборчестве – таковы демоны. Духовный мир для нас необъятен, а число Ангелов, окружающих престол Господень – неисчислимо, о чем образно поведал пророк Даниил «Видел я, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями... Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:9–10). Когда апостол Петр схватился за меч, чтобы защитить Божественного Учителя, то Христос сказал ему: «Возврати меч твой в его место... или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:52–53). Размышляя о числе Ангелов, святой Кирилл Иерусалимский писал: «Представь, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их. Но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более! Их – девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба, поэтому окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним», то это только потому, что большего числа пророк выразить не мог». Тайновидец Иоанн Богослов в Апокалипсисе созерцал несказанно великое число Ангелов, и как нельзя человеку сосчитать звезды, сверкающие на безбрежном небе, так невозможно для нас исчислить необъятное ангельское воинство, но это число ведомо Богу всеведущему и премудрому, ибо Творец совершенным образом от вечности знает каждое создание Свое. Как писал священномученик Серафим Звездинский: «Легионы ангелов... Многочисленное воинство... Тьмы тем и тысячи тысяч... Видите, как слово Божие исчисляет Ангелов: всем этим оно хочет сказать нам: мир ангельский — необъятный. Вот почему в слове Божием и сравниваются ангелы со звездами. Звездами можно любоваться, можно, взирая на них, прославлять Творца, но счесть их нельзя; так и Ангелов: можно им молиться, можно воспевать их, но сказать, сколько их, нельзя». На небесах царят порядок, стройность и дивная гармония, а ангельский мир при всей его неисчислимости имеет иерархию. На пятом Вселенском Соборе Церковь осудила мнение Оригена о том, что все Ангелы сотворены одинаковыми и не имели чинов, ибо эта мысль противоречит Священному Писанию, где сказано о небесной иерархии и тому, что каждый Ангел – уникальная личность, находящаяся в уникальных взаимоотношениях с Творцом. По вдохновенному и поэтичному высказыванию священномученика Серафима Звездинского: «Чины и степени ангельские – это как бы различные тона одной и той же гармонии, различные краски единой картины великого Художника – Творца. Различие Ангелов – это различие звезд на небе голубом, различие цветов благоуханных на лугах зеленых; различие Ангелов – это различие голосов в хоре стройном, – различие, создающее гармонию, величие, красоту». Святой Дионисий Ареопагит в согласии со Священным Писанием и Священным Преданием утверждал, что небесная иерархия Ангелов делится на девять чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Святые отцы Церкви обратили внимание, что в девяти чинах небесной иерархии Ангелов с их дивной симфонической стройностью отпечатлелась предивная и непостижимая тайна Святой Троицы. Высший из всех чинов Ангелов – это шестикрылые Серафимы, самые ближайшие духи к Богу, они пылают неугасимой любовью к Творцу, с трепетом созерцают Его непреступный свет славы и прославляют Того, Кому имя – Любовь. Второй чин Ангелов – Херувимы, они многоокие созерцатели тайн Господних, просвещенные Его сияющей премудростью, неустанно поучающиеся у Творца в великой мудрости и знании, они – стражи тайн Божиих, вот почему их изобразили на Ковчеге Завета и именно Херувим с огненным мечом стал хранителем врат Эдема, после того как оттуда были изгнаны Адам и Ева, нарушившие Божественный запрет не вкушать от древа добра и зла, захотевшие знать все как Бог и властвовать над всем, что существует. Третий чин Ангелов – это Престолы, они неустанно предстоят у престола Вседержителя и возносят хвалу Ему, ощущают и созерцают Бога как Царя славы и воспевают несравненное величие Его. Четвертый чин Ангелов – это Господства, они созерцают Бога как премудрого Промыслителя и почитают Его как Господина вселенной, с любовью заботящегося обо всем, что есть на небе, в море и на земле, промышляющего о каждом творении Своем ибо никто не отторгнут от бесконечной любви и милосердия Всевышнего, но не у всех в сердцах есть покаяние, без которого спасение невозможно. Пятый чин Ангелов – Силы, они созерцают Бога как Всемогущего, творящего бесчисленные чудеса, для Которого нет ничего невозможного и неодолимого, ибо нет меры и преград силе Господней. Шестой чин Ангелов – это Власти, прославляющие святую власть Божию, простирающуюся на все, что есть на небе и земле, повергшую дьявола, разорвавшую узы смерти и сокрушившую врата Ада, проникнутую изнутри любовью и премудростью Вседержителя, разрешающего судьбы мира. Седьмой чин Ангелов – это Начала, они властвуют над всеми стихиями земного мира, к ни принадлежат те четыре Ангела из Апокалипсиса, что сдерживают опустошительные ветра грядущих бедствий, что охватят землю, они почитают Бога как Творца и Зиждителя этого мира, рассматривая вселенную как великолепный храм Его, власть их простерта на целые царства и народы. Восьмой чин Ангелов – это Архангелы, они – небесные наставники в благочестии и Богопознаниии, учащие людей жить по воле Божией – исполнять заповеди Евангелия, через них Господь открывает Свою святую волю, они отвращают людей от путей погибели и помогают им избрать путь спасения. Девятый чин небесной иерархии – это Ангелы, они охраняют душу человека от действия демонических сил – искушений и соблазнов, не подавляя свободы людей, оставляя нам право самоопределения и свободного выбора добра и зла; они молится за грешников и радуются за кающихся, укрепляют в вере и надежде скорбящих, научают нас узнавать волю Божию и являются нашей духовной опорой на жизненном пути. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела. Да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:16)». Святая Церковь учит, что с  момента крещения у человека есть Ангел-Хранитель – наш небесный друг, наставник и заступник, незримый и тихий собеседник, утешитель, молящийся за нас пред Богом и заботящийся о нашем спасении. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Присутствие при каждом истинном христианине Ангела хранителя необходимо потому, что телеса христиан суть, по свидетельству Слова Божия, храмы Духа Святого, и сами христиане – члены тела Христова, освященные Его крестными страданиями и смертью, запечатлеваемые Его таинствами, в которых сообщается нам благодать Духа Святого; особенно же потому, что мы причащаемся самого Тела и Крови Христовых в таинстве причащения. Достоинство человека-христианина как члена тела Христова и храма Духа Святого непременно требует нахождения при нем ангела хранителя как старшего собрата нашего и друга, который руководит нас к общему всех Владыке в царство света и блаженства. - Если радость бывает на небеси пред Ангелы Божиими о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7, 10), то нужно судить по сему, какое сильное участие принимают в нашем спасении Ангелы Господни». «Если бы Ангелы хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые – от них». По святоотеческому учению Церкви Ангел-Хранитель оберегает человека на протяжении всей жизни, не оставляет его в час смерти и возводит в духовный мир. Святитель Василий Великий говорил, что каждый грех – это оскорбление Бога и Ангела-Хранителя, и если мы хотим, чтобы небесный заступник всегда защищал нас, то нам нужно жить праведно, ведь «как, пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни – Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех».
                В Апокалипсисе сказано, что Христос таинственным образом пребывает в святой Церкви – держит семь звезд в деснице Своей, ходит среди семи золотых светильников, ибо Он – Господь всемогущий, оберегающий Церковь Свою и делающий ее неодолимой даже для самого Ада, как Истинный Свет, просвещающий всех христиан – несущий просвещение духовное и Божественную Истину для всех людей, пребывающих в мирской тьме и не знающих Бога, открывающий нам единственный путь в Царство Небесное и возвещающий правду его. Святую Церковь олицетворяет золотой светильник, ибо она – носительница Божественного Откровения, а истинные христиане – вестники Слова Божиего и «сыны света» (1 Фес.5:5), просвещенные Сыном Божиим и несущие Его свет всем народам земли, дабы люди не ходили во тьме, но следовали за Иисусом Христом и обрели спасение. В книге Иова и Апокалипсисе Ангелы образно сравниваются со звездами, ибо как звезды сверкают на небесах, так Ангелы обитают в мире небесном и сияют, озаренные славой Божией. В апокалиптическом видении апостол Иоанн Богослов увидел как Христос держит семь звезд в Своей деснице и по одному из толкований семь звезд в деснице Христа Вседержителя – это не только семь Церквей, но и семь верховных Ангелов, над которыми властвует всемогущий Господь. На страницах Библии упоминается семь Ангелов, стоящих у престола Господнего и говорится о «семи святых Ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов.;12:15). Святое Откровение возвестило Церкви и миру  имена верховных Ангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. Архангел Михаил – Архистратиг небесного воинства, он изображается с мечом или копьем в руке, знаменующих непримиримость со злом, вооруженность Словом Божием, верность Творцу, и облачен в доспехи – благодать Святого Духа, делающую его неуязвимым для сил тьмы. Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, открывающий пути Промысла Божиего, укрепляющий людей в вере, извещающий святы о часе смерти, принесший на землю радостную весть о воплощении Бога Слова – возвестивший Святой Деве Марии, что Она непорочно зачнет от Духа Святого и родит Спасителя мира. Архангел Гавриил изображается с белой лилией в руке, символизирующей благую весть о рождении Христа, чистоту, непорочность и целомудрие, он – Ангел-хранитель Святой Девы Марии. В Евангелии рассказывается, что когда Иисус Христос молился в Гефсиманском саду до кровавого пота перед Своей крестной жертвой на Голгофе, то в тот скорбный час с небес к Нему слетел Ангел – это был Гавриил. Архангел Рафаил – исцеление Божие, он есть целитель недугов людских – духовных и телесных, утешитель скорбящих и унывающих, изображаемый на иконах с чашей Божьего милосердия в руках, к нему взывают в мольбах в минуты печалей и отчаяния. Архангел Уриил – просветитель Божий, он – наставник в Богопознании, покровитель богословов и философов, с милосердием молящийся за кающихся грешников, в одной его руке меч – символ Слова Божиего, отсекающего ложь от правды, разделяющего святую веру и лжеучения, а в другой – пламя Божьей мудрости, просвещающее умы людей, познающих тайны Божии и стремящихся постичь Священное Писание, возжигающее в их сердцах любовь к Всевышнему. Имя «Уриил» означает «огонь Божий», этот Архангел изображается с мечом Слова Божиего в одной руке и с пламенем в другой руке, возжигающим в сердцах людей любовь к Богу. В книге пророка Иеремии сказано, что всеведущий Господь испытует сердца, а слово Всевышнего как горящий огонь, обжигающий сердце (См. Иер.20:9). Архангел Уриил – покровитель кающихся грешников, он молился вместе с Адамом и Евой, изгнанными из Рая, и приносил к престолу Вседержителя слезы их покаяния. Существует древняя восточная притча о том, как премудрый Господь послал Ангелов Своих найти на земле прекраснейшее и драгоценное сокровище для Царства Небесного. К престолу Всевышнего Ангелы вознесли множество даров – дела милосердия, красоту звездного неба и утренней зари, возвышенные думы и притчи мудрецов. Но самым драгоценным из даров для Бога был молитвенный плач кающегося грешника, ибо сердце его очищенное слезами покаяния, стало прекрасно как алмаз. Архангел Селафиил – молитвенник Божий, учащий людей высочайшему из искусств – молитве, сосредоточенной и исходящей о всего сердца, он изображается с кадильницей и горящей свечой в руках, и пробуждает в душах людей жажду вечного Богообщения. Архангел Иегудиил – хвалящий Бога, укрепляющий христиан в вере, действующей любовь, ходатайствующий об их прославлении в Царстве Небесном, в одной его руке – венец, возлагаемый на достойных, а в другой – бич, побуждающий нас трудиться во славу Вседержителя, помнить о милосердии Господнем и Страшном Суде, жить духовной жизнью, не расточая невозвратимые мгновения бытия. Архангел Варахиил – призывающий благословения Божии людям на добрые дела, испрашивающий у Вседержителя милости, он изображается с цветами в руках – дарами Святого Духа, и является покровителем мучеников и исповедников святой Церкви, отдающих свою жизнь за Христа Спасителя и за святую апостольскую веру. Все святые Ангелы непрестанно славят Бога и молятся за весь мир, молитва – их дыхание жизни, а созерцание Божественного Света – радость неизреченная, их образ подобен молнии и свету, они величественны и прекрасны, грозны и великолепны, а вся жизнь их – священнослужение, они исполняют волю Святой Троицы на небе и на земле, способствуя тем самым претворению в жизнь и исполнению Божьего совета о человеке и вселенной.