Тайна Промысла Божиего

Руслан Игнашкин
Один только Бог по природе благ и мудр.
Как благой Он промышляет, ибо не благ тот,
кто не промышляет.
Ибо и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о детях своих, а кто не заботится, тот порицается.
А как мудрый Бог заботится о сущем наилучшим образом.
Преподобный Иоанн Дамаскин

             В Священном Писании сказано, что всемогущим Богом создано все на небесах и на земле – все видимое и невидимое, а сама мысль о благом Боге Творце, свободно возжелавшем создать великолепный мир и излить Свою безмерную любовь на каждое творение, неминуемо ведет нас к исповеданию веры во всеведущего Бога Промыслителя, опекающего сотворенную Им вселенную и каждое создание Свое – с отеческой любовью хранящего весь мир. В книге Иова возвещается, что Бог свят и справедлив, Он – истинный Творец и Вседержитель, создавший мир из ничего, разумно и прекрасно устроивший мироздание, хранящий каждое создание Свое, ибо если бы Господь разлюбил Свое творение и отвратил бы от него сердце Свое и отнял животворящий Дух Свой, то погибла бы всякая плоть – погибли все живущие на земле, и небеса бы померкли, ибо мир не может существовать без Бога, Который с любовью печется и заботится обо всей вселенной и каждом из нас. В «Пространном катехизисе» дается следующее богословское определение Промысла Божиего: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Размышляя о проблеме теодицеи, русский религиозный философ Евгений Трубецкой в своей книге «Смысл жизни» справедливо писал, что Бог не использует зло, а обращает зло к благим целям, как исповедует святая Церковь, ибо если бы Бог нуждался во зле как в средстве для достижения Своих высших целей, то Он не был всемогущ, ибо зависел от враждебной Ему силы – от зла, Он не был бы всеблаг и праведен, ибо пользовался услугами сил зла, и это являлось бы отрицанием Его любви и благого промышления о созданных Им созданиях. Всеблагой Господь не использует зло в Своих целях как средство, Он борется со злом и побеждает зло, дает верующим в Него силу и мудрость одержать победу над искушениями и кознями дьявола, его аггелов и нечестивых людей. Всеблагой Бог попускает существовать злу, ибо не хочет истреблять свободу Своих падших созданий, хоть и активно вмешивается в историю мира и ограничивает действие дьявольских сил Своим всемогуществом, иначе бы они давно уничтожили вселенную, но вместе с тем Промысел Божий настолько высок, таинственен и премудр, что Господь может обратить козни дьявола и злодейство людей к благу, о чем свидетельствует история Церкви – все страшные гонения, клевета и истязания, обрушившиеся на учеников Иисусовых, не сокрушило Церковь, которую не одолеют и врата адовы, но воздвигли сонмы святых мучеников и исповедников, прославивших Церковь и доказавших, что можно быть верными Богу до конца – до мученической смерти, а Господь не посылает  «непосильных искушений» возлюбленным творениям Своим: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор.;10:13). С молитвенным изумлением и восторгом богомудрый Исаак Сирин, размышлявший о благости Бога Творца и Его Промысле, таинственно действующем в судьбах мира, воскликнул: «О, какая глубина богатства, какой великий замысел и какая высокая премудрость у Бога! О, какое сострадательное милосердие и богатая благость у Создателя! С какой мыслью и с какой любовью сотворил Он этот мир и привел его в бытие!.. Любовью привел Он мир в бытие; любовью ведет Он его в этом его временном образе существования; любовью Он приведет его к тому чудному изменению, и любовью мир будет поглощен в этой великой тайне Того, Кто совершил все это; в любви заключается исход всей истории существования твари». Если всемогущий Бог благ и свят, а свободным побуждением сотворения мира была Его совершенная, таинственная, чудесная и небесная любовь, которой нет границ и меры, то как Он мог бы презреть Свое творение и не заботиться о нем – бросить всех нас на произвол судьбы? По наставлению святителя Григория Богослова: «Мы должны веровать, что есть Бог – Творец и Создатель всех существ: ибо как могла бы и существовать вселенная, если бы кто не осуществил ее и не привел в стройный состав? Мы должны веровать, что есть Промысл, всесодержащий и все связывающий в мире: ибо для тех существ, для которых необходим Творец, необходим вместе и Промыслитель; иначе мир, носимый случаем, как вихрем корабль, должен бы был, по причине беспорядочных движений вещества, мгновенно разрушиться, рассыпаться и возвратиться в первоначальный хаос и неустройство». С бесконечной любовью Господь не только создал мир, но и промышляет о вселенной и о каждом Своем создании – на небе и земле, и даже в преисподней никто не оставлен Им: «взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10). В очах Господних душа одного человека и его жизнь не менее значима и драгоценна, чем судьба целой вселенной. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с античным представлением о человеке как о микрокосме, очень мудро писал, что наша душа – макрокосм, великий мир в малом мире – вселенной. Если Бог есть совершенная Любовь, а Его воля свята и праведна, то Он любит каждое Свое создание бесконечной любовью и промышляет не только обо всем мире в целом – о вселенной, но и о каждом создании Своем, храня и опекая его. Святитель Иоанн Златоуст изрек святую истину, когда сказал, что Бог любит каждого человека как все человечество в целом и душа дороже Творцу, чем весь видимый мир. Святой Афанасий Великий утверждал, что если бы не было промыслительного попечения Божиего о сотворенном мире, то вся вселенная подверглась бы мгновенному разрушению и обратилась бы в небытие. По природе Бог благ и премудр, и потому акт сотворения мира таинственно переходит в Божественное промышление о мире – в попечение обо всех созданиях – от Ангелов и созвездий до самого маленького цветка. С лирической проникновенностью в Псалтыре излагается великая библейская истина о всеблагом и премудром Боге – любовное попечение Всевышнего распространяется на все мироздание – на мир животных и растений: Господь «покрывает небо облаками, приуготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс.146:8-9). Святой Афанасий Великий с мудростью богослова и красноречием вдохновенного поэта писал о действии Премудрости Божией во вселенной: «Как музыкант, настроив арфу и искусно соединяя низкие тона с высокими и средними, производит единую мелодию, так и Слово – Премудрость Божия содержит вселенную, как арфу, и, соединяя то, что в воздухе, с тем, что на земле, и то, что на небе, с тем, что в воздухе, соединяя целое с частями и надзирая Своим мановением и волей, – прекрасно и складно производит один мир и один порядок в мире». 
                В Библии сказано, что за шесть дней Господь сотворил мир, а на седьмой день – почил от дел: «И совершил Бог к седьмом дню все дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Эти стихи из книги Бытия нельзя понимать в деистическом смысле, будто Бог Творец и Вседержитель устранился от Своего творения и не принимает участие в истории. Если деисты убеждены, что Бог сотворил мир как грандиозный механизм, и дал вселенной ее физические законы, а затем – устранился, чтобы сохранить самостоятельность мироздания, то христиане исповедуют, что немыслимо  думать, что создав мир, всеблагой Бог не думает о судьбах вселенной и не опекает Свои создания, что Он мог забыть о сотворенном Им мире и отрешиться от судеб Своих возлюбленных созданий. Все книги Библии, ее священная история, богослужебные книги Церкви и сочинения ее лучших богословов свидетельствуют о промышлении Божием и участии Творца в истории мира. Если мы  глубоко вникнем в тайну Божьего промышления, то поймем, что в истории Церкви и мира таинственно и неисповедимо действовала Божья сила, Бог абсолютно всемогущ и власть Его не могут ограничить законы вселенной. На страницах евангелия рассказывается, как после исцеления расслабленного при Силоамской купели, в ответ на вопрос иудеев – «Какой властью Ты это делаешь?», Спаситель ответил – «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17). В Священном Писании провозглашается: Бог есть Дух совершенный, вездесущий и всесильный, небо – престол Его, а земля – подножие ног Господних, в руке Вседержителя – души всех созданий и от уст Божиих – дыхание жизни. Господь печется о Своих творениях, весь мир содержит «словом силы Его» (Евр.1:3), а Дух Божий все животворит. Прежде сотворения мира Господь по великой и непостижимой для нас премудрости Своей имел замысел и попечение о каждом существе, по велению Его святой воли пришедшего в бытие. Как сказано в книге пророка Иеремии: Бог познал всех нас и возлюбил каждого из нас еще прежде нашего рождения. Для христианского сознания очевидно, что существует Промысел Божий – всеблагой Бог есть свободная и надмирная Личность, Он сотворил небо и землю – великолепное произведение, всем сердцем Своим Он любит каждое творение и по благости Свое не может быть безучастен к судьбам мира, мир Им живет, движется и существует – вселенная обратилась бы в ничто, если бы ее не хранила сила Божия, вся история Церкви, которую не одолеют и врата адовы, свидетельствует о попечении Бога, наконец, святые таинства, богослужения и  молитва – таинство Богообщения, дают нам ощутить несказанную близость Бога, они не имели бы смысла, если бы не уверенность в том, что Господь внимает молящимся и сила Его действует в нашей жизни – хранит, наставляет, очищает, преображает и освящает нас. Промышление Божие обо всем мире и о каждом создании есть действие Его любви и премудрости, совместное и нераздельное дело всех трех Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. От вечности премудрый Господь промышлял о творении Своем и с момента сотворения Ангелов, вселенной и человека Промысел Его действует в мире. Сам Христос сказал, что Бог Отец действует в истории Церкви и мира, зиждительная сила Божия хранит мироздание и Провидение ведет историю к высшей – эсхатологической цели – «новому небо и новой земле», о которых пророчествует в Апокалипсисе, Бог Слово внимает молящимся и является Зиждителем вселенной, промышление Его  выражено в искупительной жертве, сошествии во Ад, Воскресении и Вознесении, в том, что Он – Небесный Архиерей и Глава Церкви, в грядущем Суде над живыми и мертвыми, Святой Дух действовал в пророка и апостолах, Его огненными языками образована Новозаветная Церковь, Им совершаются все таинства, чудеса и богослужения, Он освящает нас и преображает Своей благодатью. Сотворив все сущее – небо и землю, сила Божия стала мирохранительницей – могущество Творца удерживает всех сотворенных в бытии, а по неизреченной премудрости Своей, Господь назначил каждому существу цель жизни и только через Бога и Его благодать «все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир.43:28). По слову преподобного Иустина Поповича, великое чудо – промышление Божие о человеке до грехопадения: «Хотя человек и был сотворен по образу Божию, он не был предоставлен самому себе. О носителе богообразной души, этой наибольшей драгоценности в мире сем, Бог с самого начала проявил особое промышление. Сотворенный Богом безгрешным и относительно совершенным человек имел целью достигнуть Божественного совершенства, уподобиться Богу – для чего он и был сотворен. В нем был богоданный росток совершенства, который необходимо было развивать в благоприятных условиях до полного роста и расцвета. Человек мог этого достичь только при Божией промыслительной помощи. Он нуждался в Божием руководстве, так как его обращенная к Богу душа на долгом пути к вечной Истине могла по своему свободному хотению свернуть с пути на беспутья. Лишь наставляемый Божиим Промыслом, Божиим Откровением, он мог твердо восходить из малого совершенства в большее, из неполного ведения в более полное, из более полного в самое совершенное. Устремленный к Богу, он мог «исполниться всею полнотою Божиею» только при благодатно-промыслительной помощи Троичного Божества». По рассказу книги Бытия человек был сотворен по образу и подобию Божиему, и с момента сотворения его богообразный дух был высочайшей драгоценностью в видимом мире и носителем свободы, но Господь с самого начала проявлял особое промышление по отношению к Адаму. По великой и неизъяснимой премудрости Своей Всевышний соделал человека образом Бога живого, одарил его свободой, памятью и самосознанием, разумом, проницательностью и премудростью – ни один мудрец от Иова, Моисея и Соломона до философов наших дней не мог бы сравниться с Адамом по глубокомыслию, ясности суждений и обилии знаний. Святитель Иоанн Златоуст считал, что Адам «одарен был великой мудростью», и находил ее проявление в наречении Адамом всех животных и птиц, ибо чтобы дать всем живым созданиям имена, первозданный человек должен был постичь природу каждого из них. На скрижалях сердца первозданного человека премудрый Господь искусно отпечатлел Свой неизгладимый нравственный закон, вложив в Свое творение нравственное сознание, чувство прекрасного и умение любить. По всеобъемлющему всеведению Своему премудрый Творец знал, что человек хоть и был сотворен праведным, прекрасным, не знающим смерти и безгрешным, но мог встать на путь зла и погибели, уклонившись от своего предназначения – уподобиться Богу и проникнувшись благодатью Его, достигнуть Божественного совершенства – обожиться. Для того чтобы Адам жил в любви праведной жизнью и наставлялся Премудростью Божией, Господь поселил его в Эдемском саду и сотворил из ребра его Еву – жену, чтобы первозданные люди могли осуществить заповедь любви к ближнему, а дабы быть бессмертными и нетленными – даровал им вкушать от Древа Жизни. Для духовного и нравственного усовершенствования Творец удостоил Адама и Еву величайшей чести – непосредственного Богообщения, наичистейшего и неоскудевающего источника их мудрости и знаний, учил их любить каждое создание Свое и жить в согласии с Божественной волей. Господь даровал первым людям заповедь – не вкушать плод с древа познания добра и зла, чтобы люди возлюбили Самого Бога больше Его даров, идеалом и мерилом их воли стала святая воля Вседержителя и устремленный к Богу человек осознал, что только с Богом и благодаря Богу он может исполниться всей полнотой жизни и совершенства.
                По бесконечной любви Своей Бог не перестал промышлять о людях и земном мире после трагедии грехопадения, но напротив – приуготовлял  для них путь спасения. По разъяснению преподобного Иустина Поповича «по Своему великому человеколюбию Бог не перестал промышлять о человеке и после его падения в грех. Более того, в самом наказании за грех – смерти – отображается Божие промышление о падшем человеке, ибо смертью пресекается бесконечный процесс человеческих прегрешений, распространение зла и непрестанная жизнь в мучительных, тяжелых и проклятых ее условиях, порожденных грехопадением». В Священном Писании написано, что смерть вошла в мир через грех – отпав от Бога и разлучившись с вечным Источником жизни, люди стали страстными, тленными и смертными. Всеведущий Промыслитель мог бы спасти человека актом Божественного всемогущества, но он попустил ему и всем земным существам – обитателям его царства, стать смертными, отлучив их от Слова Божиего – Древа Жизни, ибо если бы Господь оставил бы падших людей нетленными и бессмертными, то Он бы увековечил зло, не сподвиг бы сердцах их к раскаянию, не показал бы Адаму и Еве горестные картины последствий их падения, не поставил бы пределов распространению зла на земле, а сама земная жизнь с ее ужасами и тяготами превратилась бы в мучительное и невыносимое проклятье, сводящее с ума все живые существа. Русский философ Иван Ильин обратил внимание на то, что если бы наша земная жизнь со всеми ее трагедиями, ужасами, болезнями, войнами и скорбями стала бы вечной, то было бы увековечено все зло и несовершенство мира.По слову святителя Григория Богослова мы воспринимаем смерть как наказание за грех, но само это «наказание» есть свидетельство человеколюбия и милосердия Божиего, ибо «смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным». Уместно вспомнить драгоценнейшую мысль преподобного Исаака Сирина – великого богослова любви, гласящую следующее – Бог наказывает человека из любви и ради его спасения, а не ради воздаяния и отмщения: «Бог вразумляет с любовью; Он не мстит – да не будет сего! – но, напротив, хочет восстановить Свой образ в человеке. Он не гневается до тех пор, пока исправление не становится невозможным, ибо Бог не ищет отмщения Самому Себе! Вот цель любви: наказание любви бывает для исправления, а не в целях возмездия… Тот, кому нравится считать Бога мстителем, и кто предполагает, что тем самым он свидетельствует о справедливости Божией, обвиняет Бога в недостатке благости. Но да не будет того, чтобы в этом Источнике любви и Океане, наполненном благостью, каким-либо образом обнаружена мстительность». Если даже в попущении смерти – наказания за грех, Господь явил Свою премудрость и благость, и обернул изобретение дьявола – смерть, во благо для падших созданий, то тем более нельзя отрицать то, что Всевышний заботится обо всех и каждом, наставляет сердца в мудрости и добродетели, укрепляет души в вере, соделывая их стойкими в скорбях, ниспосылает надежду отчаявшимся, способствует добру и никогда не участвует во зле,  промышляет о жизни человека от утробы матери до дня его кончины, ибо если бы было хоть одно существо, изъятое из промышления Господня, то Бога нельзя было бы назвать «Любовью». По несравненному Своему милосердию Господь ниспосылает каждому человеку Ангела-Хранителя, дабы небесный защитник, сподвижник и молитвенник сопровождал его в качестве спутника на всех путях жизни, молился Богу за своего подопечного,  содействовал его преуспеванию в добродетели, вере, благочестии и Богопознании, охранял его душу от зла и козней дьявольских, не ущемляя личную свободу хранимого человека, наставлял в праведной жизни. По мысли преподобного Исаака Сирина Бог есть «истинный Отец, Который Своей безмерно великой любовью превосходит всякую отеческую любовь», и потому промыслительное попечение Его простирается на всякое творение: на Ангелов и людей, животных, птиц и растения – на все живое, в том числе даже на падших Ангелов. Бог есть Творец и Податель жизни, Он со всесвященной и всесовершенной любовью опекает все Свои создания: «Все животные и птицы от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь uм, принимают; отверзаешь руку Твою, насыщаются благом. Сокроешь лице Твое, мятутся; отнимет дух их, умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.;103:27–30). «Бог дает пищу всякой плоти; ибо вовек милость Его» (Пс.;135:25). По несказанному милосердию Своему, Господь печется и о малой птице, и о полевом цветке, и, конечно, Он любит и жаждет ответной любви Своих разумных созданий, на которых отпечатлен Его образ, - любви людей: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни мобирают в житницы; и Отец ваш небесный  питает птиц. Вы не гораздо ли лучше их?.. Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает; кольми паче вас, маловеры?» (Мф.;6:26:30). С неизреченной любовью Бог премудро заботится о нуждах всех творений – великих и малых – питает птиц небесных и одевает лилии полевые краше Соломона, надзирает над всем, что на земле и на небе, не забывает и тех, кто томится в преисподней, и как сказано в Евангелии «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и злых» (Мф.5:45). Многие причти, изложенные Иисусом Христов, и дошедшие до нас в четырех Евангелиях – о полевых лилиях, о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, - говорят о том, что любовь Божия объемлет все творение, а потому и промышление Вседержителя распространяется на всех людей – и на праведных и на грешных. Бог есть Творец и Промыслитель, и нет ничего на небе и земле, на что не простиралось бы промышление Всевышнего, и нет такого создания во всех веках и мирах – небесных, земных и преисподних, которое было бы отринуто от попечения и любви Господней. С молитвенным изумлением израильский царь и мудрец Соломон размышлял о непостижимом Промысле Божием: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем.11:25–26). Если бы не существовало Промысла Божиего, то не было бы и цели всемирной истории, мир был бы оставлен Творцом, не осталось бы никаких надежд на спасение, Господь не посылал бы пророков, не вдохновлял и не просвещал поэтов и мудрецов,  Сын Божий не вочеловечился бы и не искупил грехи мира на Голгофе, не было бы Церкви и ее святых таинств, любовь Божия по отношению к нам была бы фикцией, и такого Бога нельзя было бы назвать не только Промыслителем, но еще и – Вседержителем, Спасителем и Судией.  Если после сотворения мира Творец отстранился от Своего творения, от всей вселенной и каждого существа, ее населяющего – от нежной фиалки до могучего льва, от малой пчелы до великого подвижника, - оставил без любовного попечения и без внимания все мольбы и бесчисленные гласы, возносящиеся с земли к престолу Его, то невозможно и неправдиво считать Бога благим и высочайшую жизнь Его именовать святой любовью.
                По учению Православной Церкви премудрый Бог промышляет не только об отдельных людях, всячески содействуя их спасению, но и о целой вселенной, о народах и царствах, в чьих судьбах таинственно, грозно и назидательно отпечатлевается след Промысла Божиего, ибо сообразно Своим Божественным намерениям и духовному состоянию народа Господь ниспосылает тихую и спокойную жизнь, в изобилии дает земные блага, или наоборот – попускает войны, болезни и прочие бедствия. В Священном Писании сказано, что промышление Божие о всех народах выражается в том, что Он приставляет к каждому из них Ангела-Хранителя, и каждый Ангел молится за данный ему народ, заботится о них и о достижении высшей цели – спасении, отвращает от зла и руководствует к добру, но свято чтит свободу каждого человека и не ущемляет ее. Святитель Григорий Богослов в  своих сочинениях исповедует богооткровенную истину о том, что каждая Поместная Церковь имеет своего Ангела-Хранителя: «Я уверен, что особенный Ангел предстательствует о каждой Церкви, как научает меня Иоанн в Откровении». В молитвенном богословии святая Церковь воспевает Ангелов, хранящих Поместные Церкви: «Велия Ангел Твоих Христе сила: безтелесни бо суще мир протичут, сохраняюще Церкви силою, яже от Тебе Владыко, и Тебе молятся о вселенней». Для христианского миросозерцания история – это таинственная и драматичная летопись Божьего промышления о мире, ибо Господь, действуя непостижимым для нашего разума образом, не упраздняет свободу Своих созданий, а стремится направить всех их к высшей и эсхатологической цели  – к тому, дабы все творение достигло совершенства, соединилось навеки в любви с Творцом своим и вошло в Царство Небесное. По мудрому суждению святителя Иоанна Златоуста нельзя постичь разумом Промысел Божий, ибо пути Господни неисповедимы: «Человек не может постичь путей Божия промышления о мире, ибо, главным образом, Промысел и состоит в том, что причины для нас непостижимы». Всматриваясь в историю мира со всей ее трагичностью и в плачевное зрелище нашего земного существования с каждодневными заботами и тревогами, нелегко человеку увидеть в событиях жизни действие Промысла Божиего и Его благодатной силы. Только человек, напряженно живущий духовной жизнью, чья душа освободилась от уз мирской суеты и злобы дня, а сердце бьется с молитвой, может ясно ощутить присутствие Божие во всех событиях жизни. Преподобный Иустин Попович настойчиво подчеркивал, что невозможно человеку познать Промысел Божий, если его ум и сердце не просвещены благодатью Святого Духа, ибо неизмеримость судеб Божиих превышает ограниченные силы нашего рассудка, а действия Господни аналитически неизъяснимы. «В своей таинственной сущности отношение Божия Промысла к свободе разумных существ превыше всякого аналитического, человеческого суждения, но оно отчасти доступно облагодатствованному, воцерковленному, христианскому уму». Действия Промысла Божиего таинственны, а Господь благ и никогда не нарушает и не упраздняет свободы Своих разумных созданий – Ангелов и людей, ибо свобода – неприкосновенное и неотъемлемое достоинство их личностей. Промысел Божий действует таким образом, что оставляет свободу всех разумных созданий неприкосновенной. Господь наш есть Бог всеведущий, Он знает все намерения и помышления каждого существа, совершенная мысль Его объемлет прошлое, настоящее и будущее, но вопреки еретическим лжеучениям Лютера и Кальвина с их фатализмом, Творец не все предопределяет, ибо не хочет истреблять свободу Своих творений, предоставляя каждому из них право свободного выбора и самоопределения, ибо без свободы человек не мог бы жить духовной жизнью – любить и верить, надеяться и молиться, исследовать, творить и созерцать. Бог любит весь мир, как Свое творение, но человек несет в себе образ Божий, он – свободная и самоопределяющаяся личность, и Господь наш – самосущая и совершенная Любовь, благой Создатель и премудрый Зиждитель бытия, живоносный Источник и щедрый Сеятель благ и совершенств, Чья любовь – неиссякаемая бездна блаженства, хочет, чтобы между Ним и нами был духовный и нравственный союз – Завет, и ищет нашей ответной любви. По заветной мысли Достоевского, изложенной в легенде о Великом Инквизиторе, входящей в роман «Братья Карамазовы»: Христос взошел на Голгофу и был распят на Кресте, а не ужаснул людей Своим Божественном всемогуществом и неописуемым величием, ибо жаждал нашей свободной веры и ответной любви: «Ты не сошел с креста, когда кричали Тебе, издеваясь и дразня Тебя: «сойди со креста и уверуем, что это Ты». Ты не сошел потому, что опять-таки, не захотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз и навсегда его ужаснувшим». Преподобный Исаак Сирин особенно акцентировал внимание на том, что любовь Божия не оставила род человеческий и после грехопадения и распространения греха, тления и смерти по все земле, и даже по отношению к падшим Ангелам Всемогущий проявляет Свое долготерпение: «Чему подобно то Бытие, Которое невидимо, безначально по естеству Своему, Которое едино в Себе, Которое по естеству Своему – за пределами познания, ума и чувства тварей, Которое вне времен и эпох, Которое – Создатель всего этого… Сколь богат океан творчества Его и как много тварей принадлежит Бог и как в Своем страдании Он носит все, посещает все, заботится обо всем и руководит всем; и как Он со Своей безмерной любовью пришел к устроению мира и началу творения; и как сострадателен Бог, и как терпелив Дух Его, и как любит Он эту тварь, и как переносит ее, снисходительно терпя ее суетность, грехи и различные злодейства, неимоверные богохульства демонов и злых людей». В этом долготерпении Бога выражается великая тайна Его любви и то священное почтение, которое Творец оказывает свободе Своих творений. Библейский Бог премудр и всеведущ, мысль Его охватывает все времена и судьбы, проницает все сердца и души, и «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очам Его» (Евр.4:13). Прежде сотворения мира всеведущий Господь по великой премудрости Своей предвидел, что возможно грехопадение Ангелов и людей, и сделал все, чтобы предотвратить эту трагедию, но Бог бесконечно ценит свободу Своих созданий, и если бы Он воспрепятствовал их падению Своим всемогуществом, то обратил бы их свободу в фикцию, а это противно благости Создателя. О величии любви Божией и Его милосердии свидетельствует и то, что Он не истребил падших Ангелов и согрешивших людей актом Своего Божественного всемогущества, но жаждет всех спасти и хочет духовно и нравственно возродить всех падших, оставляя по слову евангельской притчи пшеницу и плевелы до вселенской жатвы – конца времен и Страшного Суда, когда произойдет окончательное разделение добра и зла.
                По учению Православной Церкви Господь сотворил человека по образу и подобию Своему – сотворил свободной и самовластной личностью, и даже, несмотря на грехопадение, человек сохранил ум, совесть и свободу воли, хоть образ Божий в нем затемнен покровом греха, а воля более склоняется ко злу, чем к добру, но никто и никогда не сможет отнять у личности ее богоподобие и великую власть самоопределения. Если отнять у человека свободу и самосознание, то он перестанет быть личностью. Если бы Господь отнял у человека свободу, то любовь Божия к нам оказалась бы непостоянной и переменчивой, само дарование Всевышним свободы Адаму и Еве, а также тем Ангелам, которые впоследствии пали, предстало бы трагической ошибкой Промыслителя, что подвергло бы сомнению Его премудрость, и наконец – такой Бог не мог бы называться Всемогущим, ибо поистине всемогущий Господь может спасти всех нас, не отнимая у нас свободу, но напротив – возводя нас к еще более величайшей свободе, достойной Самого Бога. Человек ощущает себя свободной личностью, имеющей право на самоопределение, но вместе с тем, он ощущает свою зависимость от Абсолютной Личности – от Бога, чувствует ее в жизни и во всякой деятельности – вдохновение в творчестве, Откровение – в религии, открытие – в науке, созерцание – в любви, но само чувство зависимости от Бога и тоски по Нему возвышает человека над материальным миром, это – знак независимости от мира и причастности Богу, ибо если бы не было Бога, то не существовало и никаких моральных ценностей, святынь и идеалов, не было бы ни свободы, ни смысла в нашем существовании. Пытаясь разрешить тайну Провидения и свободы, Левицкий пришел к мысли, что сотворив свободных созданий – Ангелов и людей, Бог ограничил Свое всемогущество и Свое всеведение, но эта мысль противоречит догматам Церкви о всемогуществе и всеведении Творца вселенной. Всеведение есть одно из вечных свойств Божиего ума, Бог возвышается над временем и от вечности знает все, что совершится, Он охватывает Своим сверхвременным взором прошлое, настоящее и будущее, провидя все поступки Своих созданий. Всеведущий Господь прежде сотворения неба и земли предвидел возможность падения Люцифера и увлеченных им Ангелов с небес, и от вечности знал, что Адам мог изменить своему высокому предназначению. Всеобъемлющая мысль Божия охватывает все века и все миры, судьбы всех созданий – от Ангелов и людей до хрупкого цветка и мельчайшего муравья, ибо Бог стоит над временем и вечностью и в совершенстве знает прошлое, настоящее и будущее. По верному суждению философа Н.О. Лосского: «Если бы  у Бога не было бы всеведения, тогда не существовало бы провиденциальное Божественное руководство историческим процессом». Но если Бог прежде сотворения мира знал весь путь каждого Своего создания – в том числе и человека от его рождения и до смерти, то не превращается ли наша свобода самоопределения в фикцию – не разыгрывает ли человек от вечности отведенную ему роль в уже написанной пьесе под названием жизнь? А если свобода воли у людей и Ангелов существует, и Бог заранее знал, как сложится их жизнь, то зачем Он создал тех Ангелов и людей, что ввергнут себя в вечную погибель, и почему нельзя было создать лишь тех, которые используют во благо дары Божии – ум, свободу и таланты? С бесконечной любовью Господь промышляет о вселенной и каждом Своем создание на небе и земле, и даже в преисподней никто не оставлен Им и милостью Его, ибо Бог хочет, чтобы все спаслись, и ведет нас к эсхатологической цели исторического процесса – Царству Небесному, но обрести спасение могут лишь те, чьи сердца очищены покаянием, умеют любить и прощать. Бог даровал человеку свободу и действует не принуждением, а свободой, жаждет ответной любви и как Странник из Апокалипсиса стоит и стучится в двери сердца его: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20). От вечности Бог знает все, что может свершиться – весь духовный потенциал каждого человека, все добро и зло, которое может произойти в мировой истории, все возможные грехи и каждый вздох покаяния, но Господь никогда не уничтожает свободу Своих созданий, ведь Он – Любовь. Господь настолько милостив, что не истребил даже падших Ангелов, и не уничтожает грешников актом Божественного всемогущества, ибо желает всеобщего спасения, хочет духовно и нравственно возродить всех падших, оставляя пшеницу и плевелы до вселенской жатвы – конца времен и Страшного Суда, когда произойдет окончательное разделение добра и зла. В этом выражается не только великая тайна долготерпения и любви Божией, но и то священное почтение, которое оказывает Вседержитель нашей свободе, ибо она – венец и исток нашей самобытности. По разъяснению Боэция, Бог вечен и знает все, Он провидит все совокупность времен, во все проникает, но оставляет в неприкосновенности свободу Своих разумных созданий. Как писал русский религиозный философ Евгений Трубецкой: «Моя свобода была бы нарушена в том случае, если бы Божественное предвидение предопределяло мои действия, то есть если бы оно было их причиною. На самом деле мои действия, как и все вообще события во времени, совершаются вовсе не потому, что их предвидит Бог: наоборот, Бог их видит потому, что они совершаются…». Размышляя о тайне Промысла Божиего, святитель Илия Минятий утверждал, что Божественное Провидение не есть предопределение, оно не посягает на свободу людей: «Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего Предведения. Если ты будешь жить богоугодно, – спасешься, а если развращенно, – погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух – несомненно, но не определено наперед».  Порой люди задаются вопросом: зачем Бог создал человека свободным и дал ему возможность нарушить заповедь и вкусить запретный плод с древа познания добра и зла, зачем Создатель даровал человеку право самоопределения и выбора, который может ввести его в искушение, ввергнуть его в бездну греха и поставить на службу силам зла, и не лучше ли было бы вместо свободы – величественного и страшного дара, всемогущему Богу устроить так, что самоопределение каждого человека всегда бы совпадало со святостью и он бы не мог творить зло и избирать путь греха и погибели? Во всех подобных рассуждениях ясно прослеживается непонимание замысла Бога о человеке – Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, наделил его разумом, бессмертным духом и свободной волей, дал ему во владении всю землю, наделил мудростью и начертил нравственный закон в его сердце, даровал ему творческие таланты и умение любить и совершенствоваться и стать сыном Божиим, достичь святости и высшего совершенства: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6).
            У многих людей возникает вопрос: Если Бог благ и промышляет обо всем мире и каждом создании, будучи премудрым и всемогущим Вседержителем, а любовь Его простирается на все во всех мирах и веках, то почему Он не истребит все зло актом Своего Божественного всемогущества? Любовь Божия – великая и неизъяснимая тайна, она распространяется на праведников и на грешников, любовь Создателя не умалилась по отношению и к падшим Ангелам, ибо по премудрости Своей Всеведущий знал, что возможно их грехопадение, и все же Он сотворил их – любовь Его вечна и не терпит изменений. Вседержитель владычествует над всем миром, но Всемогущий долготерпелив и милосерден, ибо жаждет покаяния грешных и их спасения, а не погибели, и если бы Он истребил зло, то вынужден был бы или истребить всех падших Ангелов и нераскаянных грешников, или актом Божественного могущества насильно сделать их добрыми, обратив их свободу в ничто, но и то, и другое – противно благости Создателя. Бог есть Абсолютное Добро, Его  воля – свята; зло же – вражда с Богом и восстание против Творца, сущность зла – ненависть к Богу, отчаянное богоборчество, оно – мерзость в очах Господних, то, чего не должно быть, тайна возникновения зла – извращение воли Божьих созданий, падших Ангелов и людей. Если Бог извечно добр и благ, воля Всемогущего проникнута любовью и премудростью и потому Бог не желал, не желает и не будет желать зла, а Его жизнь – образец высочайшей святости, то воля созданных Им созданий имеет главную отличительную черту – они иносущны Богу, и могут возжелать как добро, так и зло – возлюбить Творца и следовать за Ним, или возненавидеть Его и предать любовь Божию. С момента сотворения Господь промышляет о мире и человеке, но после грехопадения трети Ангелов на небе и людей на земле мир лежит во зле и в истории происходит много такого, что противно воле Вседержителя. В мировой истории действует не одна воля Бога и Его святых Ангелов, но и злая воля коварных и жестоких демонов, и воля людей, колеблющаяся между добром и злом. Размышляя о зле, преподобный Иустин Попович писал: «В своей сущности зло только одно – нравственное, а зло физическое – лишь следствие, лишь проекция, лишь отражение нравственного зла в сфере вещества. По своей природе зло – это не только голое отрицание добра, но и действительное нарушение богозданного порядка в духовном и физическом мире, реальное восстание против Творца, осязаемое богоборчество, будь то сознательное или несознательное, продуманное или спонтанное… Впрочем и нарушая Божию волю, человек не выходит за пределы Божия Промысла, так как это невозможно».  Святоотеческая мудрость Церкви гласит: ничто не свершается без Промысла Божиего, но многое совершается без Божьего соизволения – по попущению. Вся Библия пестрит делами людей, нарушающих волю Божию, но, премудрость Создателя настолько велика, что, даже преступая заповеди Евангелия, они не выходят за пределы Промысла Божиего, ибо Господь предвидел их злые помыслы, намерения и дела, и от вечности знал, как обратить их к благу – при этом важно уточнить, что это ни в коей мере не оправдывает злодеев на Суде Божием, ибо их злодеяния не перестают быть мерзостью в очах Всевышнего и для достижения Своих благих целей Бог не нуждался в них, ибо кощунственно предположить, что Всесвятой использует зло в Своих целях, но напротив – все злодеяния противны святости Божией и направлены на то, чтобы воспрепятствовать Его замыслам. Никогда нельзя оправдывать зло и забывать евангельскую истину: всякий делающий зло и использующий ложь – ненавидит Бога, ибо добро и правда – от Бога. Многое в мире свершается без воли Божией и вопреки воле Всемогущего, ибо если бы все совершалось по святой воле Его, то не было бы никакого грехопадения, ни одна слеза не скатилась с очей скорбящего, ни один вздох грусти не сошел с уст, ни на одно мгновение ни одна из страстей не вошла бы сердца людей, не осквернила их души – не было бы зла. Для христианина надо четко знать, что сотворив людей и Ангелов свободными, Господь попускает зло и не уничтожает Его дабы не лишить Своих возлюбленных созданий свободы, ибо потеряв свободу они перестанут быть личностями и уже не смогут жить духовной жизнью и любить, не будут способны к высотам Богообщения. Если бы Господь актом всемогущества Своего истребил бы все зло, то Он бы попрал свободу Своих созданий, но Господь хочет, чтобы все мы добровольно возлюбили Его и отвергли пути зла, Он дал святые заповеди и догматы, ниспосылал в мир пророков и избранников Своих, предвечный Бог Слово – вочеловечился и воплотился, проповедовал, рассказывал притчи и вершил чудеса, Он принял распятие и смерть на Голгофе, сошел в преисподнюю, сокрушив врата ее, разорвал узы смерти и воскрес, вознесся на небеса, дабы воссесть одесную Отцу Небесного и ниспослать Святой Дух – Утешителя, Чьи огненные языки образовали Новозаветную Церковь с ее таинствами в день Пятидесятницы. По великому человеколюбию Своему Господь вручил людям Слово Божие, написанное по наитию Святого Духа пророками и апостолами, основал Церковь с ее богослужениями и таинствами, чтобы люди познали Истину и обрели спасение, имели благодатные силы для духовной жизни и победы над злом в своих сердцах и своей жизни, стяжали благодать Божию и обожились. Новый Завет возвещает парадоксальную истину – всемогущий и премудрый Бог есть Любовь, Он создал небо и землю и промышляет о вселенной и каждом создании Своем, а наш видимый мир со времен грехопадения Адама лежит во зле – пребывает в катастрофическом состоянии, а потому в нем так мало любви и нет справедливости – праведники страдают, а грешники благоденствуют, что возмущало совесть Иова и Иеремии, Соломона и святителя Григория Богослова, Данте и Лермонтова, Достоевского, Бердяева и всех совестливых людей. По премудрому Промыслу Своему Господь попускает скорби и страдания, чтобы в них, как золото в огне горнила, очистились наши души, чтобы мы уподобились Иисусу Христу и обрели евангельские добродетели – смирение и терпение, великодушие и стойкость духа, силу веры и крепкую надежду, имение прощать и любить врагов. Погрузившись мыслью в таинственные глубины Промысла Божиего, святитель Василий Великий писал: «Человеколюбивый Господь, употребляет суровость демонов для нашего исцеления, подобно тому как мудрый врач употребляет змеиный яд для лечения больных».  Надо помнить, что мирское благоденствие еще не есть знак праведности, а обилие скорбей – это не обязательно кара Божья за грехи, ибо более всех в нашей юдоли слез и скорбей страдают именно праведные, такие как Иов, Даниил и Иеремия, Макарий Великий и Силуан Афонский, плачущие о своих согрешениях, исполненные сострадания и жалости ко всем творениям Божиим – и к людям, и к птицам, и к животным, и к врагам Божественной Истины. Более всех страдают молящиеся за мир – за всех живых, усопших и еще не рожденных, страдала Пресвятая Богородица, стоявшая у Креста, на котором был распят Ее Сын – Иисус Христос, страдал наш Спаситель по воспринятому Им человеческому естеству, принявший в сердце Свое мировую скорбь и добровольно взошедший на Голгофу ради нашего спасения. Любовь Всевышнего к свободе людей настолько велика, что Он не явился всем народам земли в блеске Своего неземного величия и Божественного всемогущества, но посылал к ним пророков с проповедью о смертоносных последствиях греха и безотрадной участи грешников, не принуждал их к святости, а лишь предложил заповеди Евангелия, указав на путь спасения, наконец – обещанный пророками Мессия – Сын Божий пришел в мир, чтобы искупить наши грехи и спасти род человеческий страшной ценой – мученической смертью на Голгофе, а не покорил Себе мир громом и молниями, разящими всех непокорных Богу. Христос сказал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное, ибо мир будет гнать всех учеников Его, ибо мир лежит во зле, но Спаситель призывал мужаться и не отчаиваться, ибо Он победил мир и у всех христиан есть Утешитель – Бог Святой Дух. Преподобный Исаак Сирин утверждал, что в Библии встречаются несколько видов искушений: Бог испытывал Авраама и его веру, Он испытывает всех людей, чтобы явить миру то, что таится в глубине сердец их; дьявол искушал Адама и Еву запретным плодом, трижды искушал Христа в пустыне; люди искушают Бога – Израиль искушал Всевышнего своим неверием, Христа искушали законники и фарисеи, Анания и Сапфира искушали Святой Дух; наконец, человек может искушать сам себя, увлекаясь грехом и обольщаясь страстями. Если искушения от Бога направлены на то, чтобы человек осознал мимолетность и суетность земных благ, осознал свою одинокость и беззащитность без Бога Вседержителя, приобрел сердце сокрушенное и смиренномудрие, научился от Святого Духа более всего ценить Бога и Его любовь, то искушение от дьявола направлена на то, чтобы сделать человека врагом Божиим, посеять в его сердце гордость и отчаяние, оскорбляющие любовь Всевышнего, увлечь его на путь погибели, соделать безжалостным и бесстыдным, испепеленным в совести своей. Преподобный Исаак Сирин говорил, что без искушения не было бы святых, ибо без них невозможно утвердиться в вере и любви к Богу, обрести непоколебимую надежду и усматривать в своей жизни действие Помысла Божиего. Бог не дает великих даров без великий искушений, но и никогда не посылает людям искушений, превышающих их сил, ибо это означало бы обречь их на согрешение, что противно как любви Божией и Его промышлению о нас, так и нашей свободе. По сути, искушение – это духовный кризис, суд до Страшного Суда, ибо именно в искушениях выявляется то, каков человек по отношению к Богу – друг или враг, преуспевает ли он в мудрости и добродетели как Иов, или прельщается и предает, унывает и отчаивается как Иуда, возгорается гордостью, завистью и злобой как Каин, или хранит верность Богу несмотря ни на что, и надеется на благость Творца, или утрачивает все надежды, в тяжких думах и сомнениях, обжигающих ум, отвергает святые истины веры. Самое страшное и мучительное из всех искушений – Богооставленность, она сопровождается унынием и отчаянием, ощущение того, что Бог забыл о нас, бросил нас и оставил одних в холодном и бессердечном мире, не откликнулся на самые проникновенные наши мольбы, оставаясь как бы безучастным к нашим страданиям. Святые отцы Церкви учили, что Бог никого не оставляет, но по премудрости Своей попускает быть искушениям, чтобы человек духовно возрос «в меру возраста Христова», но из искушения Богооставленностью существует два исхода: или умножится вера в сердце человека и он приблизится к Богу, или потерпит «кораблекрушение в вере» – раздражение и жалобы на судьбу, сомнения в Промысле Божием и благости Творца могут привести к богохульству и утрате веры, к грозным  проклятьям в адрес Бога Вседержителя. Во всех искушения святые отцы советуют молиться Богу с надеждой, читать Священное Писание и сочинения святоотеческие, дабы устоять в вере и не пасть в уныние, но помогут ли эти предсказуемые и обычные советы тяжко страдающим Иову, Иеремии, Аввакуму или Эли Визелю, на чьих глазах в печах Освенцима сожгли живьем его мать и маленькую сестру, демонстративно повесили молившегося Богу мальчика, с лицом печального Ангела, который мучительной умирал на протяжении получаса? Вспоминая, насколько страдальческой была жизнь и смерть ветхозаветных пророков, и ясно понимая, что злые люди во все времена будут мучить, преследовать и убивать несущих Слово Божие, Апостол Павел прямо писал: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Святитель Иоанн Златоуст называл восемь причин страданий праведных и святых: чтобы обладая мудростью, праведностью и творя чудеса, они не впали бы в гордость; чтобы иные люди не почитали их превыше Бога; дабы сила Божия проявилась сквозь немощь человеческую; дабы ясно обнаружить стойкость духа и терпение людей, служащих Богу; дабы они искали не мимолетных земных благ, а вечных благ горнего Иерусалима, размышляли о бессмертии души и воскресении мертвых; дабы, когда люди пребывали в скорбях,  то смотрели на жизнь святых, испытавших еще более тяжкие страдания, не отчаивались и не считали, что Бог не внемлет их мольбам; дабы все мы подражали святым, зная, что они – люди, а обретение святости – назначение человека; дабы мы не думали, что все страдающие и несчастные – грешники, а все благоуспешные – праведники, помнили пример Иова, были более осторожны в своих суждениях, не осуждали ближних и дальних, понимая, насколько Промысел Божий превосходит силы нашего ограниченного разума: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:33-34).  Размышляя о Промысле Божием преподобный Иоанн Дамаскин утверждал, что если Бог попускает праведникам и святым страдать на земле, то делает это для непреходящего блага их душ, а высшая справедливость Божия будет явлена в день Страшного Суда, когда Господь увенчает всех святых Своих Божественной славой, несравненно превосходящей все блага суетного мира. Постичь промышление Божие в совершенстве станет возможным для нас только после конца времен и Страшного Суда – «в жизни будущего века», когда откроются все пути Господни и каждому созданию станет ясна неоспоримая правота Всевышнего. Велика и неизъяснима тайна Промысла Божиего – не  все получают воздаяние на земле, только на Страшном Суде навеки вечные восторжествует правосудие Божие: однажды один монах увидел как в Александрии торжественно хоронили богача, грабившего вдов и сирот, за гробом шел народ и люди чествовали покойного, а вернувшись в пустыню, монах узрел как в его отсутствии благочестивый старец был растерзан гиенами. Страшное смятение нашло на душу монаха и он воззвал к небесам: где же воздаяние Божие и справедливость – нечестивец жил в роскоши, почете и наслаждениях, не знал болезней и горя при жизни и после смерти его торжественно похоронили, а праведник всю жизнь жил в уединении, посте, молитве и Богомыслии, его безжалостно растерзали дикие звери? Небеса отверзлись и Бог ответил возмутившемуся монаху, что богач был злодеем, но в жизни сделал одно доброе дело и за это получил воздаяние на земле, но он умер без покаяния и после смерти будет осужден на Суде Божием, а благочестивый старец жил богоугодной жизнью, но имел одно согрешение, за которое принял мученическую смерть от ненасытных гиен, дабы не страдать в вечности и прославиться на небесах.
                В книге Бытия рассказывается, что Господь сотворил небо и землю – духовный и материальные миры, и всех земных созданий Своим властным повелением – «да будет», но когда речь зашла о сотворении человека, то три Лица Святой Троицы советуются между Собой: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Промышление Божие о человеке имеет начало с Предвечного Совета Святой Троицы, ибо всеведущий Господь предвидел еще до сотворения мира и человека,  что Адам и Евы могут пасть своему свободному произволу, нарушив святую заповедь Всевышнего, и чтобы спасти Свое возлюбленное творение и весь мир, Бог принимает предвечное, неизреченное и таинственное решение о воплощении Божия Сына и искуплении грехов рода человеческого, о добровольной жертве Искупителя, Его подвиге деятельной любви, сошествии в  преисподнюю и воскресении из мертвых. Эта великая тайна Божьей любви и премудрости Господней запечатлена в Священном Писании и названа «Божием советом и предведением» (Деян.2:23),  тайной, сокрытой от веков от самих Ангелов на небесах, сокровенной в неизреченных глубинах Божьей премудрости,  тайной Божьей воли и спасения, «которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор.2:7). Прежде всех времен в Предвечном Совете Божием было определено, что Слово Божие воплотится для того, чтобы положить Свою душу за спасение людей и ценой Своей драгоценной крови искупить грехи мира, дабы Дух Святой возродил и освятил их для жизни истинной и благодатной. Грехопадение Адама привело к страшным последствиям, потрясшим всю вселенную. Первозданный человек был сотворен по образу и подобию Божиему как царь всего видимого мира, но как только он отпал от Бога, то лишился Божьих благ и навлек на себя и всю окружающую его природу роковое проклятье: вместо вечной жизни и нетления – смерть и тленность, вместо радостей и блаженства – печаль и мучения, вместо мощи и покоя – немощи и тревоги, вместо праведности, бесстрастия и мудрости – греховность, страстность и безумие. В метафизической сущности своей грех есть противление воли Божией, оскорбление святейшего Бога и разлучение с Ним – «что общего y света с тьмою?» (2 Кор. 6:14), неблагодарность к Творцу и предательство Его любви, удаление от Всеблагого и уподобление демонам. Грех есть оскорбление святости Божией, изобретение дьявола, противное Божественному Логосу и Святому Духу, заслуживающее гнева Господня, ибо грех – ядовитый источник всех мучений и смерти, причина нашей разлуки с Всевышним и отлучения от лица Божиего. Но отвергая всякую греховность и ревнуя о нашей святости, Господь не гнушается грешниками, а хочет их всех спасти – истребить грех в наших сердцах, не ущемляя свободной воли Своих созданий, ибо Бог наш – не только грозный и всеправедный Судия, но и бесконечно милосердный Спаситель. Неимоверное величие любви Божией проявилось в сотворении неба и земли, и в промышлении Вседержителя обо всей вселенной и каждом создании, но еще более возвышенная и величественная любовь, непостижимая для самих Ангелов, явилась в желании Господа исправить всех падших, очистить их сердца от грехов и возродить их – и эта спасающая любовь не только совершенно бескорыстна, долготерпелива и милосердна, но еще и жертвенна, ибо Сам Спаситель возжелал пожертвовать Собой ради нашего спасения. Вся история древнего мира, описанная на страницах Ветхого Завета, была направлена премудростью Промысла Божиего к пришествию на землю Сына Божиего и Его искупительной жертве. Все обетования Ветхого Завета в Пятикнижии Моисея и в книгах пророков были обетование об Искупителе и Мессии, в Котором заключено спасении для всех народов земных. С особой проникновенностью о миссии пророков Ветхого Завета, предрекавших пришествие в мир Мессии, писал преподобный Иустин Попович: «Чем глубже с течением времени человечество погрязало в истории – причем трясины и омуты греха, изобильно умножаясь, делались все более разветвленными и необозримыми, – тем настойчивее и очевиднее поддерживал Бог мессианские чаяния в избранном народе, все яснее, через пророков, открывая тайну грядущего Мессии. Пророки же, пламенея любовью к Богу, шествуя по мрачным эпохам человеческих пороков и пробираясь сквозь багровую мглу людских страстей, предвещали дни Мессии, свидетельствуя о том, что Его спасительным именем примут прощение грехов все верующие в Него. И когда человеческие души гибли в дебрях и на скользких путях греха и смерти, пророки Духом Святым указывали на тернистую стезю веры, приводящую к Мессии и Спасителю. Все они были глашатаями Духа Святого, возвещающими пришествие Господа Спасителя со всеми силами, необходимыми для вечной жизни и спасения и неизреченными дарами Его благодати».Мессианскими надеждами наполнены все Псалмы, возвещающие о том, что против Сына Божиего восстанут цари и народы, ради искупления наших грехов Он пройдет через самые страшные страдания – над Ним будут насмехаться враги за надежду на Бога, Мессия-Страдалец почувствует Себя оставленным Богом и испытает смерть, но плоть Его не познает тления, и Он воскреснет из мертвых, Кровью и Плотью Его освятятся все люди, уверовавшие в Сына Божиего, кающиеся, молящиеся и жаждущие спасения. Все книги ветхозаветных пророков, пламенеющих любовью к Богу, проникнуты мессианскими чаяниями, ибо эти светильники Божие, горящие во мраке минувших эпох древнего мира, сокрушались всем сердцем, видя, как умножились грехи на земле и попираются святыни веры, как погибают души и целые царства на путях зла и погибели, но, не теряя надежды, они изобличали пороки и предвещали грядущее пришествие Мессии, прославляя Бога за любовь и премудрость Его. Все пророки были глашатаями Святого Духа, в священной тоске по Мессии предсказывавшими дни жизни Искупителя, то время, когда Спаситель восстановит падшую скинию Давидову, созиждет Церковь для всех народов земли, благодать Духа Божия обильно изольется на всех верующих и Господь избавит их от смерти и Ада: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос.13:14). По безмерной благости Бога Вседержителя Его Промыслом не был оставлен ни один народ, ни одно племя, ни один человек во вселенной, ибо и язычников Господь приуготовлял к пришествию Спасителя, к принятию христианской веры и вхождению в святую Церковь, дабы все познали милосердие Всемогущего, не были отвержены от истинного Бога и могли обрести прощение грехов и спасение. Размышляя о промыслительном приуготовлении всех народов земли к святой вере Христовой, Климент Александрийский писал, что если иудеи имели священные книги Ветхого Завета и боговдохновенных пророков, проповедующих о пришествии Мессии, то для эллинов философия была путеводителем ко Христу, а иные народы – люди даже в самых отсталых племенах, имели начертания нравственного закона Всевышнего в сердцах своих, ибо все они – творения Божии, наделенные совестью, умом и нравственным чувством. В истории всех народов неизреченно, премудро, таинственно, милостиво и духовно действовал Промысел Божий, готовящий не только богоизбранный народ – Израиль к пришествию Сына Божиего, Иисуса Христа, но и все иные – языческие народы, ибо Господь хочет всех спасти – привести к познанию Божественной Истины и святой жизни, зная, что все души, жаждущие Бога, взыскали Спасителя, направляли к Нему свои мольбы и раздумья, надежды и воздыхания, не могли жить без любви к Нему и Его непостижимой и бесконечной любви. В Евангелии от апостола Иоанна сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Предвечная любовь Божия находила полное и совершенное осуществление в таинственных и неизъяснимых взаимоотношениях трех Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Эту вечную любовь Господь совершенно свободно возжелал разделить со всеми Своими созданиями, ибо все они – произведения Его любви, премудрости и всемогущества. Бог создал мир из любви, и любовь Его обращена к каждому созданию, она дает им всем бытие и жизнь. С любовью Бог создал мир, Он бесконечно любит Свое творение – настолько любит, что готов пожертвовать ради всех нас самым драгоценным – Своим Единородным Сыном, воплощением жертвенной любви Троичного Божества, тайна этой любви выше искупления грехов и уничтожения смерти, выше самых возвышенных наших дум и самых святых наших надежд. По неизреченной и совершенной премудрости Своей, всеведущий и всезрящий Господь от вечности обозревший все века мировой истории и жизни всех Своих созданий, действует в судьбах мира и всех людей, побуждает их к покаянию и молитве, к благочестивой жизни и Богопознанию, к тому, чтобы мы обратили все надежды и воздыхания, все слезы и грусть, все восхищение и все раздумья к Богу – стремились к Нему всеми силами души и обрели спасение – вошли в Царство Небесное, при этом Господь не попирает нашу свободную волю, ибо жаждет свободной веры и свободной любви, а неисповедимый Промысел Божий – это неизъяснимая и предивная тайна, изумляющая мудрецов на земле и Ангелов на небесах, она откроется только в вечности и откровение ее ознаменует вселенский Суд, когда все тайное станет явным и всеправедный Бог Судия изречет Свой безупречный вердикт о каждом создании.