Овчинникова Нина Петровна

Александр Щербаков 5
Недавно, когда у меня скис компьютер и мы делили  с женой её ноутбук (фигурально), решили вместе посмотреть старый концерт «Песня-81». Вдруг, в самом начале репортажа, на одном из первых рядов я увидел крупным планом свою коллегу по работе в отделе здравоохранения Хабаровского крайисполкома Нину Петровну Овчинникову.  Я знал, что попасть на такой концерт непросто, да еще в первые ряды, но вспомнил, что муж Нины Петровны в то время был первым секретарем Центрального райкома КПСС города Хабаровска. Видимо, это ему удалось сделать для жены, в то время главного врача детской больницы имени Истомина. 

Как быстро течет, вернее, бежит время. Каких-нибудь 25 лет назад в Хабаровском крае очень многие и врачи, но особенно женщины и их дети, знали фамилию Овчинниковой, которая принимала активное участие в  их судьбе, будучи краевым чиновником. Но многие знали её и в бытность врачом-педиатром, а потом главным врачом детской больницы имени Истомина в Хабаровске, как многие старожилы говорили, больницы на Орловом поле.

Но с тех пор много воды утекло, ушло в мир иной несколько поколений хабаровчан, который помнили эту энергичную, немного полноватую женщину с высокой прической, очень отзывчивую и жизнерадостную.  Мои дети никогда не лежали в больнице имени Истомина, только в детской инфекционной и детской № 9, поэтому с Ниной Петровной мне довелось познакомиться, когда она работала последние дни главным врачом больницы, потому что шла на повышение, на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома.  Я в это время уже занимал некоторые общественные должности, будучи главным внештатным  рентгенологом города Хабаровска и в течение многих лет парторгом крупной городской больницы № 11. Сейчас я уже точно не помню, кто поручил мне проверить работу первичной партийной организации детской больницы имени Истомина, потому что я работал в Индустриальном районе города, а эта больница находилась в Центральном районе.  Скорее всего, это была комплексная проверка больницы по линии городского отдела здравоохранения. Именно тогда мы с Ниной Петровной познакомились.

Примерно через полгода после этого случая меня пригласили на должность главного рентгено-радиолога края, и я перешел работать в краевую больницу.  Она за несколько лет до этого переехала из комплекса зданий на улице Истомина в Хабаровске в новое типовое здание краевых, областных больниц, которых было построено в 70-80-е года по России несколько. А в старом комплексе после косметического ремонта открыли детскую краевую больницу, и главным врачом назначили Владимира Дьяченко, но тот там проработал недолго, ушел работать на более спокойную должность ассистента в Хабаровский медицинский институт. И тогда главным врачом больницы стал Валентин Витько, который в то время, когда главным врачом детской больницы имени Истомина работала  Овчинникова, был заведующим отделением. Видимо, это назначение произошло не без протекции Нины Петровны. Поэтому Витько очень часто приходил по вечерам в кабинет к Овчинниковой, чтобы получить очередную порцию советов от неё.

После этого мы стали намного чаще встречаться с Овчинниковой, хотя я по должности подчинялся другому заместителю – Владимиру Алексеевичу Шокуру, который отвечал за оказание медицинской помощи взрослому населению. А Нина Петровна  курировала родовспоможение и медицинскую помощь детям в Хабаровском крае. Был еще один заместитель, Николай Подольцев, он занимался вопросами Гражданской обороны. Со всеми ими мы обычно встречались в то время, когда проходили заседания краевой аттестационной комиссии, которая присваивала врачебные категории врачам. За категорию врачи получали доплату к должностному окладу – 30 рублей за первую категорию и 50 рублей – за высшую. В то время за звание кандидата медицинских наук доплачивали лишь 10 рублей врачам в больницах, но 100 рублей – работникам медицинского института.

Шокур был председателем краевой аттестационной комиссии, а Овчинникова его заместителем.  На всех заседаниях присутствовал и Подольцев.  Я по идее должен был присутствовать только на тех заседаниях, когда аттестацию проходили врачи рентгенологи и радиологи, но так как в те годы по статистике около 80% всех диагнозов ставили рентгенологи, Шокур предложил мне также участвовать на всех заседаниях, и задавать вопросы по своему разделу  другим врачам – терапевтам, хирургам, травматологам, урологам и другим. Поэтому я дважды год по неделе минимум участвовал в работе краевой аттестационной комиссии,  и каждый день встречался с Ниной Петровной.

В это время я уже знал, что в отделе здравоохранения её подчиненными были главный педиатр Римма Цукерман, главный акушер-гинеколог Валентина  Корниенко, и два специалиста – Ольга Галина и Наталья Романова.  С Корниенко мы были давно знакомы, так как вместе работали в 11-й больнице заведующими отделениями – я рентгеновским, а она родильным.  Я не помню, чтобы мне приходилось решать в то время какие-то вопросы с Ниной Петровной, только при встречах здоровались.

Но так как моя основная работа протекала в районах края, я прекрасно знал отношение врачей-педиатров и акушеров-гинекологов к своему краевому начальнику.  Все они в один голос говорили, что это очень знающий и справедливым руководитель, который готов горло перегрызть кому угодно, защищая своих врачей от несправедливых наказаний.  Но если врач провинился, то большего наказания, как гнев Нины Петровна, и придумать было невозможно.

Поэтому не было ничего удивительного, что сменивший в должности заведующего отделом здравоохранения крайисполкома многолетнего начальника Михаила Денисовича Гребенькова  бывший инструктор крайкома партии Анатолий Иванович Вялков сменил всех своих замов под предлогом реорганизации отдела по новому штатному расписанию, оставив только Нину Петровну Овчинникову.  Именно при Вялкове  пришел на работу в отдел и я.  Меня долго уговаривали прийти на работу в отдел здравоохранения и Вялков, и его первый заместитель Валерий Петрович Чебаненко, чью должность ввели по новому штатному расписанию. Я пришел на место Шокура, не имея никакого опыта управленческой работы и очень плохо зная документооборот в таком серьезном краевом учреждении, как отдел здравоохранения крайисполкома.

Для меня начались трудные дни. Я раньше всех приходил на работу и позже всех уходил с неё. Заваленный бумагами стол, когда я не знал, какую из них взять первой.  Слава Богу, были у меня хорошие помощники среди сотрудников отдела здравоохранения, в первую очередь Шетенко Лариса Степановна. Помогали мне и мои подчиненные Балабушко, Серенко. Сразу установились хорошие отношения с моим коллегой по занимаемой должности Овчинниковой Ниной Петровной. Так что постепенно я втягивался в работу, кое-что стало получаться, я набирался опыта. А трудолюбию моему можно было и позавидовать. Особенно Чебаненко, который работал строго по часам - с 9 до 18 часов с обеденным перерывом. Он очень редко задерживался на работе, да и объем его функциональных обязанностей был довольно скуден. Вялков  доверил ему решение всяких хозяйственных вопросов, строительства и ремонта. И Валерий Петрович больше никуда не вникал и не стремился что-то лишнее сделать.

А вот  Овчинникова старалась вникать во все вопросы оказания медицинской помощи женщинам и детям и вообще во все. Она тоже довольно часто задерживалась на работе, хотя и не так поздно, как я. Однажды вечером после работы, когда я разбирался со своими проблемами и бумагами, в кабинет зашел начальник планового отдела Соловьев Василий Трофимович и попросил зайти к нему в кабинет якобы по какому-то вопросу. Через пару минут я зашел к нему и увидел компанию в составе его, Овчинниковой и Поляченко Михаила Наумовича, главного врача краевого кожно-венерологического диспансера. На столе стояла бутылка коньяка и немудреная закуска. Меня попросили составить компанию. Овчинникова сказала, что таким жестом они хотят взять меня в свой состав ветеранов отдела, что я им приглянулся как очень работоспособный и порядочный человек. Так я "прописался" в отделе. Потом я уже сам организовал в своем кабинете стол для заместителей отдела и стал считать себя полноправным работником краевого отдела здравоохранения.

Чуть позже я поразил всех сотрудников своим внешним видом, появившись 22 февраля, накануне Дня Советской Армии и Военно-морского флота, в парадном мундире военно-морского офицера с кортиком. Очень немногие знали, что я служил на флоте, да еще на подводной лодке. А перед 8 марта я сделал стенгазету в честь Международного женского дня. По моей просьбе и по моим характеристикам в адрес женщин отдела,  моя бывшая подчиненная Галина Шабурова, написала четверостишья, в виде загадок «Кто это?», и я с этой газетой пришел поздравлять женщин. Одновременно мне Вялковым было поручено вручить конверт с деньгами Нине Петровне Овчинников, у которой в этот день был день рождения.  Именно этот эпизод на заставке, когда я целую руку Нине Петровне.

Это произошло 7 марта 1989 года.  В это время события в стране стремительно нарастали. Горбачевская «перестройка» привела к катастрофическим изменениям в стране, и здравоохранения не оказалось в стороне.  Так что всему штабу отрасли в нашем крае пришлось очень активно работать, тем более что наш шеф Вялков старался идти в соответствии с тогда еще адекватными приказами Минздравов СССР и РСФСР.  К этому времени я стал  его первым заместителем, и на мои плечи легла вся работа по организации деятельности отдела здравоохранения крайисполкома. 

Но грянул 1991 год, затем начался 1992 год и пошли реформы народного хозяйства Российской Федерации, которые начали проводить «младореформаторы» во главе с Егором Гайдаром. На нашем этаже закрыли столовую крайисполкома, и вместо неё появился кабинет, где жители города стали получать ваучеры. Почти на год мы забыли о покое, даже в туалет на этаже нам приходилось выстаивать очередь, настолько много было посетителей, жаждущих получить свои ваучеры.

Тогда мы с Ниной Петровной стали встречаться по работе очень часто.  Ведь надо было вырабатывать рекомендации медицинским учреждениям по внедрению обязательного медицинского страхования, которое не добавило денег, только писанины по оформлению всякой отчетности. Нина Петровна все это воспринимало очень болезненно.  Все так же приходивший к ней в конце рабочего дня главный врач детской краевой больницы Витько, чтобы посоветоваться, как он говорил, вместо советов слышал раздраженные высказывания Нины Петровны, которая никогда так ранее не делала. Как-то я сказал в штуку Витько, чтобы он взял Овчинникову к себе на работу по совместительству, ведь все её советы чего-то стоят.

А потом, когда случилось несчастье с дочерью её сотрудницы Натальи Романовой, Нина Петровна впала в депрессию.  Об этом мне тяжело вспоминать, но из песни слова не выкинешь. Все это привело к преждевременному уходу из жизни еще не старой и активной женщины, на которую, как и на многих других, повлияли события в стране в ельцинское лихолетье.

Её муж, бывший в свое время, как я написал, и первым секретарем Центрального райкома КПСС в Хабаровске, а потом заведующим отделом в крайкоме партии, потерял престижную, хоть и не высокооплачиваемую работу.  Для жены, хозяйки дома,  все эти нагрузки оказались выше её душевных сил. То, что тогда уже управление здравоохранения администрации края, потеряло ценного работника, мы, её коллеги оценили сразу. Сменивший её в этой должности Владимир Гаврилович Дьяченко, бывший главный врач детской краевой больницы, бывший ассистент медицинского института, бывший заместитель директора краевого фонда обязательного медицинского страхования, не мог сразу вникнуть во все стороны работы медицинских учреждений в это непростое время, это было естественно.  Поэтому мы с Вялковым не раз и не два теплым словом вспоминали нашу коллегу, Нину Петровну Овчинникову. Эта моя заметка тоже как напоминание о светлом человеке, каким была наш коллега.