Дружба знаменитых хоккеистов

Александр Щербаков 5
Ни для кого не секрет, что во времена СССР одним из главных принципов общественного устройства являлся коллективизм. И этим мы сильно отличались от так называемой западной цивилизации. Что касается советского хоккея, то в нём всегда превалировала именно командная игра, благодаря которой мы и одерживали многочисленные победы.

Таким образом, в сегодняшней статье хотелось бы рассказать о настоящей дружбе некоторых наших выдающихся спортсменов, как на ледовой площадке, так и за её пределами.

Легендарные игроки с мировым именем - Александр Мальцев и Валерий Харламов, как известно, являлись лучшими друзьями в жизни. И это несмотря на то, что они представляли разные, конкурирующие между собой клубы: "Динамо Москва" и ЦСКА.

Давно замечено, что подобное тянется к подобному. И два гениальных спортсмена быстро нашли общий язык и интересы.

Александр Николаевич Мальцев вспоминал: "С Валерой я познакомился на футбольном стадионе во время матча динамовцев. И я, и он были неравнодушны к футболу и, кстати, прилично играли. Вообще, у нас было много общего. Всегда во время сборов и матчей жили с Харламовым в одном номере. Со временем у нас завязалась большая дружба."

В свою очередь сестра Валерия Борисовича Харламова - Татьяна, в одном из интервью рассказала следующее: "По характеру Валера был такой же, как и Саша Мальцев. Добрый, спокойный, чувствительный. Оба любили пошутить. Обожали музыку. Если остальные ребята из сборной возили из-за границы одежды и разные деликатесы, то эти — диски, пластинки, магнитофоны. Оба играли не для себя — для народа."

А.Мальцев и В.Харламов очень любили музыку и собрали неплохую коллекцию винилловых пластинок известных зарубежных исполнителей. А в те времена такое могли позволить себе далеко не все. Вообще, они разбирались в музыкальных стилях и направлениях той эпохи на уровне заправских меломанов.

Кроме того, Валерий Борисович и Александр Николаевич в свободное от хоккея время периодически выезжали отдыхать на природу: на рыбалку, сбор грибов, ягод и т.д.

Что же касается употребления всякого рода горячительных напитков, то в отечественном спорте это не приветствовалось. И подавляющее большинство наших хоккеистов старались вести здоровый образ жизни. Да и времени на подобного рода "баловство" не было. Плюс - строгая командная дисциплина и ответственность перед своими болельщиками. На игры с их участием, бывало, смотрела вся страна.

Кстати, с А.Мальцевым и В.Харламовым дружил и великий наш защитник В.Васильев. По сути, все трое стали своего рода мушкетерами советского хоккея, где действовал классический принцип: "один за всех и все за одного". На заставке трио этих хоккеистов после вручения им правительственных наград.

Валерий Иванович с юмором вспоминал о противостояниях с В.Харламовым во внутреннем чемпионате: "Валерка никого не боялся! Тем более он был моим лучшим другом. Единственное – перед матчем мы договаривались. Я говорил: «Харлам, ты в центр не ходи, там получишь»." Конечно же, всё это расценивалось как шутка. Каждый из них бился за свою команду до последнего, также как и за сборную страны.

А уже в наши дни, по прошествии стольких лет после трагического случая, случившегося с Валерием Харламовым, Александр Николаевич с грустью говорил: "У нас с ним было полное взаимопонимание... Сейчас у меня такого друга нет."

Кроме того, отлично дружили между собой игроки тройки Владимира Петрова, а также спортсмены из неподражаемой первой пятерки (до конфликта с тренером В.В.Тихоновым), также, как и многие другие замечательные представители отечественного хоккея. Но хочется выделить один случай, который ярко демонстрирует чувство товарищества и взаимовыручки в советском спортивном коллективе.

Так получилось, что замечательный "армейский" защитник Сергей Стариков в конце 80-х остался вообще без команды, то есть, считай, и без работы. В это время Вячеслав Фетисов собирался за океан, в "Нью-Джерси". Узнав о ситуации со своим бывшим одноклубником, Вячеслав Александрович заявил представителю "Девилз" Ламорелло, что без Старикова он никуда не поедет. Канадский функционер долго упирался, утверждая, что абсолютно не знает такого игрока, тем более что тот ещё и не задрафтован. Но Фетисов стоял на своём и добился подписания контракта с С. Стариковым. В итоге, вместе они пополнил ряды "Нью-Джерси Девилз". К сожалению, у Сергея Старикова в НХЛ не очень заладилось. Но это уже совсем другая история.

А еще в советском хоккее существовал негласный принцип наставничества, когда более опытное поколение игроков передавало свои знания, умения и навыки молодым. Например, лучший защитник чемпионата мира-90 Михаил Татаринов с теплотой и восхищением вспоминает своего учителя и напарника по "Динамо" Василия Первухина: "Для меня один герой – Вася Первухин...Я играл против Гретцки, Лемье, Ларионова. Но лучше Первухина хоккеиста не видел!".

В стане "динамовцев" молодой Михаил хорошо общался со своим сверстником и товарищем по золотой молодежной сборной СССР 1986 года Александром Семаком. Ребята были молодые и веселые и, случалось, им делали внушения на общекомандных собраниях. М.Татаринов в одном из интервью с юмором поведал один такой интересный случай: "Мы с Сашкой Семаком молодые, нагуляемся. А в "Динамо" Билялетдинов – комсорг, Мышкин – коммунист. На собрании нас отчитывает. Мы шепотом: "Вова, шмалять будем выше колен…".... Юрий Моисеев (тогда старший тренер московского «Динамо») свистнет: "Идите, по забору бросайте". Удар то у обоих игроков, особенно у Татаринова был убойный.

Тем не менее, каждый из них в любую минуту мог поддержать, выручить и всегда прийти на помощь любому из своей по команды. Таковы были неписаные правила советского хоккея.

Можно долго спорить о том, какой гол Валерия Харламова является самым красивым. Или какой матч – самым выдающимся в карьере великого советского хоккеиста. Наверное, найдутся и те, кто оспорят наше утверждение, что лучший турнир за сборную СССР в исполнении Харламова – Олимпиада 1972 года. Что ж – всякое мнение имеет право на жизнь. Но мы, давая такую оценку, в первую очередь, исходили из статистического факта.

Факт заключается в следующем – на Олимпиаде в Саппоро Харламов в пяти матчах забросил девять шайб и сделал семь результативных передач. Итого – 16 очков. Ни до, ни после на чемпионатах мира и Олимпиадах Харламов не набирал три балла в среднем за игру. Выдающийся результат!

Необходимо отметить, что на Олимпиаде 1972 года Харламов играл не с привычными партнерами Борисом Михайловым и Владимиром Петровым.

Дело в том, что в преддверии главного турнира четырехлетия тренер сборной СССР и ЦСКА Анатолий Тарасов решил вдохнуть новую жизнь в сочетание Владимир Викулов – Виктор Полупанов – Анатолий Фирсов.

Выдающийся мастер Фирсов старел. Терял скорость. Но Тарасов не сбрасывал его со счетов. И решил сделать Фирсова центральным нападающим, а по краям поставить быстрых и техничных форвардов – Викулова и Харламова.

Новую тройку опробовали в декабре 1971-го на турнире на приз газеты «Известия». Эксперимент завершился успехом - девять голов в трех матчах.

Олимпийский турнир в Саппоро сложился для советской команды довольно легко – ничья со сборной Швеции и четыре победы с разницей шайб +20. Выиграв золотые медали, советские хоккеисты опередили ближайших преследователей американцев на три очка.

Новая тройка Викулов – Фирсов – Харламов провела Олимпиаду блестяще. В первую очередь, выделялся Харламов. Особенно удалась Валерию игра против команды Финляндии – 3+3. Также на его счету хет-трик в ворота Польши. Нападающий отличился во всех матчах, кроме игры с Чехословакией.

Однако долго сочетание Викулов – Фирсов – Харламов не просуществовало. После Олимпиады Тарасов и Аркадий Чернышев покинули сборную. Команду принял Всеволод Бобров.

На чемпионате мира в Праге на месте Фирсова, для которого Олимпиада в Саппоро стала последним турниром в составе сборной, играл уже Александр Мальцев.

Викулов, Мальцев и Харламов поразили ворота соперников 30 раз в 10 играх. Но сборная СССР заняла только второе место, пропустив вперед Чехословакию.

Увы, капиталистические отношения, где, как писали Маркс и Энгельс, каждый человек  человеку враг, со временем вошли и в наш строй,  и в  хоккей.  Рассорились друг с другом даже Фетисов и Касатонов,  когда один стремился уехать играть в НХЛ, а другой остался в ЦСКА, переживавший не лучшие времена.  Кто из них прав, кто виноват, не нам судить, но факт есть факт.  Помирились после одного случая на автостоянке у супермаркета в США, когда хулиганы хотели бить Касатонова, это увидел Фетисов и вдвоем они накостыляли  нескольким американцам.

Раньше переход одного игрока в другую команду у болельщиков считался предательством, а сейчас это обычное явление.  Поэтому так приятно писать о тех хоккеистах, которые, хотя играли в разных командах, по-настоящему дружили.