Тельняшка. VI. Глава 2. Убрать перископ!

Игорь Шулепов
БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ШТУРМАНЫ (ЧАСТЬ VI)

УБРАТЬ ПЕРИСКОП!

Так уж случилось, что автору посчастливилось обучаться на военно-морской кафедре, зарабатывая себе звание лейтенанта запаса.
После окончания пятого курса академии будущим выпускникам кафедры предстояло пройти стажировку в бригаде подводных лодок, которая базировалась на Камчатке.
А посему в течение всего последнего учебного года преподаватели кафедры усиленно готовили нас к этому знаменательному событию.
И если на младших курсах мы занимались тем, что «торпедировали» противника или «расставляли минные заграждения», с тем чтобы этот самый противник на них обязательно подорвался, то на сей раз нам пришлось побывать в шкуре самого; противника.
Первым делом мы отработали выход из аварийной подводной лодки через торпедный аппарат. Для этих целей в наше распоряжение был предоставлен училищный бассейн, в котором было оборудовано специальное помещение, имитирующее этот самый аппарат.
Я до сих пор помню, как мы по-пластунски ползли в лёгких водолазных костюмах через узкое сечение аппарата…
По правде говоря, в детстве мне не раз приходилось ползать через канализационные и водосточные трубы, но тогда на мне не было такого тесного скафандра, в котором можно было запросто задохнуться. Тем паче, что в аппарат мы заходили, вернее заползали группой, и от ощущения, что впереди сможет образоваться затор, становилось жутковато!
Но, как оказалось позже, выход через торпедный аппарат был ещё цветочками…
Ягодки начались, когда мы начали погружаться, облачённые в лёгкий водолазный костюм ИДА-59, в училищном бассейне и отрабатывать упражнения по всплытию из аварийной подводной лодки. Здесь появился реальный шанс перепутать очерёдность вдохов-выдохов, переключения клапанов, и в результате — заработать баротравму. К счастью, обошлось без серьёзных происшествий, поскольку малейшие наши ошибки при всплытии сопровождались отборным матом водолазного инструктора, который «съел не одну собаку» на таких тренингах.
А вот с зачётом по электрорадионавигационному оборудованию дела обстояли гораздо хуже, и поскольку из-за нарядов на службу я пропустил пару-тройку занятий по этой дисциплине, то получить зачёт автоматом мне совсем не светило.
На отработке долгов, куда я явился незамедлительно вместе с прочими разгильдяями, преподаватель из высших чинов кафедры, заядлый автомобилист, пояснил мне и моему товарищу по несчастью Шуре Короткину, что для успешной сдачи зачёта по его дисциплине от нас потребуется канистра бензина и фара для его личного японского авто. И поскольку бензин в то время был дефицитным продуктом, а фару можно было с трудом отыскать только на автомобильных разборках города, то на подготовку к зачёту капитан первого ранга выделил нам аж три часа.
Прыгнув в Шурин джип-коротыш, мы галопом промчались по многочисленным заправкам и разборкам города, и спустя отпущенные нам на всё про всё три часа зачёт был у нас в кармане!
А вот со стажировкой в бригаде подводных лодок на Камчатке у нас не сложилось…
То ли у академии попросту не было денег на перелёт и проживание, то ли возникли какие-то другие сложности, в общем, вместо поездки на Камчатку, нас разделили на две группы, условно поделив на отличников и двоечников, и отправили на стажировку, первых — в бригаду подводных лодок, а вторых — в бригаду ракетных катеров.
Ваш покорный слуга оказался в группе штрафников и, безропотно покорившись судьбе, отправился с лёгким сердцем осваивать премудрости военно-морской службы.
Командовал группой штрафников уже известный читателю легендарный преподаватель военно-морской кафедры — капитан второго ранга Пак.
Под его суровым началом мы и прибыли в воинскую часть, где базировалась флотилия ракетных катеров.
Здесь кавторанг разделил нас на несколько групп по пять человек, распределил по кораблям и незамедлительно отбыл обратно в академию, строго-настрого наказав нам напоследок исправно нести службу и всецело овладевать навыками боевой и политической подготовки. При этом недвусмысленно намекнув на то, что он будет время от времени наезжать в часть с внеплановыми проверками.
Волею судеб я оказался в замечательной компании бурсаков из параллельной учебной группы, среди которых были такие славные ребята, как Вова Хиневич, Паша Степаненко, Денис Ясенко и Захар Чарков.
Проводив пристальным взглядом уходящего, словно «ёжик в туман» кавторанга, мы вразвалочку поднялись на понтон, к которому были ошвартованы непременные участники всех военно-морских парадов — быстроходные ракетные катера, и взошли по сходням на борт корабля, к которому были приписаны на ближайших полтора месяца.
И поскольку на левом рукаве каждого из нас красовался непременный атрибут каждого уважающего себя бурсака — «каблук» с гравировкой «ДВВИМУ ММФ», под которым аккуратно было нашито по пять лычек, а поверх традиционных погончиков с надписью «Морфлот» на время стажировки были небрежно нашиты военно-морские погончики с буквой «Ф», то при нашем появлении вахтенный у трапа мгновенно впал в ступор, очевидно запутавшись в знаках различия.
Отчаянное положение вахтенного матроса спас внезапно вынырнувший из надстройки корабля молодой лейтенант, который ничуть не смутился при нашем появлении и вызвался доставить нас к командиру.
В сопровождении этого самого лейтенанта, который, судя по нарукавной повязке РЦЫ, оказался вахтенным офицером, мы благополучно добрались до командирской каюты.
Как и полагается настоящему вахтенному офицеру, он доложил начальству о нашем прибытии и тактично удалился.
Мы молча разглядывали командира, который как в ни в чём не бывало сидел за письменным столом и что-то скрупулёзно записывал в журнале.
Командовал кораблём высокий, сухощавый молодой человек в звании капитана-лейтенанта. Окончив писать, он резко захлопнул журнал, отложил авторучку в сторону и, окинув нас своим усталым взглядом, спросил:
— Курсанты ТОВВМУ?
— Никак нет, товарищ капитан-лейтенант! Мы курсанты ДВВИМУ! — сообщил Вова.
— А что за ДВВИМУ? Первый раз слышу… — смутился каплей.
— Про бурсу ещё не слыхали? — язвительно поинтересовался Вова.
— Про какую ещё бурсу? — пробурчал командир.
— Да это так за глаза прозвали Морскую академию… А на самом деле мы гражданские, но у нас есть военно-морская кафедра, на которой мы проходим обучение по военной специальности… — авторитетно пояснил Вова.
— И по какой же специальности вы проходите обучение на этой вашей кафедре?
— Командиры электронавигационной группы БЧ-раз подводной лодки, что-то вроде этого…
— Гм, подводники? А зачем это вас ко мне на катер отправили? Вы бригады случаем не попутали? — нахмурив брови, пробурчал каплей.
— Лодок на всех не хватило, вот нас к вам в бригаду, стало быть, и отправили… — пояснил Вова.
— БЧ-раз… Ну что ж, у меня как раз штурман сейчас в отпуске… Найдём вам работу на мостике. Карты корректировать умеете?
— А то! — лихо заметил Паша Степаненко.
Глядя на Паху, я тут же вспомнил матроса Фукса из «Приключений капитана Врунгеля» и чуть было не прыснул от смеха… Карты у нас действительно при себе были — аж две новёхоньких колоды, купленные только что в киоске «Союзпечать»!
— Ну и славно, тогда поднимайтесь на ходовой мостик и приступайте… Да, кстати, мне вас негде расселить — у меня с местом на корабле напряжёнка… Да и кормить мне вас нечем…
— А нас и не нужно расселять, и уж тем более кормить вашей флотской баландой… Мы здесь жить не собираемся! — язвительно заметил Вова.
От таких слов каплей моментально пришёл в ярость и, резко поднявшись с баночки, рявкнул:
— Разговорчики! Командир здесь я! Понятно?
— Понятно… — согласился Вова. — А разрешите вопрос?
— Да, разрешаю, — смягчился каплей, вероятно решив, что он теперь полностью владеет ситуацией.
— А где у вас здесь находится ближайшая пивная точка? — крайне вежливо поинтересовался Вова.
От такого скромного и в тоже время дерзкого вопроса у каплея встали волосы дыбом под пилоткой:
— Вы что, собрались пиво на территории части распивать?
— Ну а что нам тут делать целых полтора месяца? — не унимался Вова. — И кстати, у вас на территории есть какой-нибудь ларёк, где можно водку купить?
— Вы что, с ума сошли! Какое пиво, какая водка?! Это же боевой корабль!!! — из последних сил сдерживая праведный гнев, проревел каплей.
— Дык, мы ведь распивать будем за территорией части — на пляже, который здесь неподалёку… — весьма доброжелательно пояснил Вова.
— Ну, вообще-то на территории части есть чипок, но спиртное там только для офицеров… — слегка снизив обороты, сообщил каплей, всё ещё не веря, что перед ним всего лишь наглые гражданские курсанты.
— А мы кто по-вашему? Мы и есть без пяти минут офицеры! — подытожил Вова.
— Свалились вы на мою голову! Не вздумайте только спиртное на борт приносить и матросов мне спаивать! — обречённо пробурчал каплей.
— А мы к вам и не навязывались… Может, сразу договоримся, чтобы ни у вас, ни у нас проблем не было? — предложил Вова.
По его довольному лицу было видно, что весь этот диалог с командиром ракетного катера доставляет Вове несказанное удовольствие.
— Что значит договоримся? — встрепенулся каплей.
— Ну, мы вам пару ящиков фирменного пива, пару блоков хороших сигарет, а вы нас перед нашим кэпом — кавторангом Паком будете отмазывать… — резюмировал Вова.
— Что значит отмазывать? Да вы у меня под пайолами будете мазут чистить, салаги! — окончательно выйдя из себя, благим матом заревел каплей.
— Ну, насчёт чистки под пайолами — это вы погорячились… Мы не для того пять лет в бурсе учились на штурманов, чтобы дерьмо выгребать на вашем ракетоносце… — парировал Вова.
— Ладно, идите пока на мостик, там перископ есть — можете в него посмотреть, подводники хреновы! Навязали вас на мою голову! — сквозь зубы процедил командир и вызвал вахтенного офицера, чтобы тот препроводил нас на ходовой мостик.
Перископ на мостике действительно был…
Пожалуй, это был единственный атрибут, который хоть немного напоминал нам о вожделенной подводной лодке.
Неукоснительно выполнив приказ командира корабля, мы покрутили в разные стороны перископ, и когда нам это занятие окончательно наскучило, уселись за штурманский стол и «расписали партию» в подкидного дурака.

Фото из архива выпускников ДВВИМУ.