Мои первые испытания на прочность

Лев Неронов
        «Доломав» все сборки, я вернулся в ЦСКБ. И попался на глаза Сайгаку Владимиру Михайловичу. В его высокий кабинет я названивал из Днепропетровска, чтобы переговорить с ним и со своим патроном Незвановым. Сайгак - выпускник Днепропетровского университета /ДГУ,/ и он хорошо знает, родное и ему, КБ «Южное».
        - Ну, как, Лев, видел ты приличную организацию? -  Да, Владимир Михайлович, конечно, видел...
        И я рассказал ему все…

        Решением головного института, статиспытания нашей унифицированной «Семерки» намечено было впервые проводить в Днепропетровске, в КБ «Южное». Обычно это делали в Москве. Со мной отправили, изготовленную на  заводе «Прогресс», испытуемую матчасть, а из ЦСКБ техническое задание на проведение испытаний. Моей задачей было подготовить и провести эти испытания. На это у меня ушло два месяца, но какие!?
        КБ «Южное» изнутри напоминает, хорошо ухоженный, парк с обилием ярких цветочных клумб. Доверительно настежь открыты цеха завода, аккуратные  и снаружи, и внутри. Завод изготавливает тракторы. Трактор - это символ завода и города. На карикатуре «вражеского» журнала  так и изображено: трактор с вылетающей из его трубы ракетой. Просты и по-деловому обустроены инженерные корпуса. Я с почтением постоял у дверей кабинета, где работал главным конструктором легендарный Янгель, друг и соратник Королева. Кстати, Кучма пришел во власть на Украине из КБ «Южное».
        Великолепна испытательная база для проведения статических и динамических испытаний. Мне следует представиться высокому начальнику этой службы. Вход в кабинет начальника с тамбуром преграждает крупная яркая этикетка: «ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК НИКИТИН». 
        Меня впустили к нему. Не утруждая себя подъемом головы, исподлобья доктор устремил испытывающий взор в мою сторону. Он ясно выразил свое  горячее нежелание выполнять чужую, навязанную ему, работу. Ему не хватало только произнести выразительное украинское «ГЕТЬ!!!». На этом моя быстрая «ознакомительная» беседа собственно и закончилась. Оставалось только, пятясь задом с учтивым поклоном вытряхнуться и побыстрей из  кабинета «потомка» Мазепы, остерегаясь, чтоб он не прогневался и не прошелся «булавой» по моей «недостойной» лысине.
        Легендарный Фатеич бы сказал:  «Що зробыла советска власть? Советска власть зробыла незалэжных вкраин!»
        Но инженеры-испытатели оказались очень дружелюбными и свою работу: составление программы испытаний «Семерки», сделали с душой. Я с большой радостью подарил местному коллекционеру значок с козликом со своего пиджака  - эмблему города Куйбышева. С одним молодым инженером мы посидели вечером на «поплавке», покачиваясь на волнах, воспетой Гоголем реки: «Чуден Днепр при тихой погоде... Редкая птица долетит до средины Днепра…».
        А великий  национальный кобзарь, Тарас Григорьевич Шевченко, в виде великого памятника привлекает к себе внимание на днепровском острове, куда проложен мост. На постаменте памятника его стихи:
                «И меня, в семье великой,
                В семье доброй, новой,
                Не забудьте, помяните
                Незлым тихим словом...»
        Великолепен, кстати, не только Днепр, но и этот остров - место отдыха горожан. Он обустроен. Можно позагорать на песочке, погрести на весельной лодочке...
        К моменту начала испытаний ведет длительная и тщательная техническая подготовка. Для предстоящего измерения и записи напряжений конструкция обклеивается «розетками» тензодатчиков. Испытываемую сборку, например, бак горючего центрального блока вместе с хвостовым отсеком, закрепляют  на силовом полу, на специальном переходнике. Сверху устанавливают еще переходник. С  помощью гидравлических силовозбудителей имитируется полетное нагружение конструкции всеми видами нагрузок: осевой и перерезывающей силой, изгибающим и крутящим моментами. Вдоль бака, при необходимости реализовать эпюры нагружения, тоже устанавливаются приспособления под силовозбудители.
        Бак будет залит  несжимаемой средой - водой для нагружения внутренним давлением. Перемещения конструкции, до момента достижения эксплуатационных нагрузок, замеряются датчиками перемещений, установленными на своей жесткой оснастке.
        Удобно иметь инженеру-расчетчику «под боком» возможность и для небольших  испытаний-проб, без всяких оформлений. Гляжу, приходят двое прочнистов, на скорую руку закрепили на силовом полу корявый кронштейн. Через динамометр вручную веревочкой нагрузили его. Замерили перемещение экспериментально. Теперь они точно знают параметры жесткости этого уродливого кронштейна. Вычислять это, глядя в чертежи, дело не благодарное, если можно померить!
        На помощь монтажникам испытательной оснастки наш завод направил четверых работяг. Их привез сюда начальник заводской испытательной лаборатории Шустров. Респектабельной внешности, седой, настоящий русский мужик. Голос слегка с хрипотцой. Очевидно, от частых полосканий. Выглядит хозяином. Заглянули они с дороги на мгновение в статзал, отметили начало командировки и обещали утром приступить к работе...
        День проходит, другой завершается, третий на исходе – нет помощников. Четвертого дня я не вынес и отправился в гостиницу  разыскивать земляков: «Ребята!  Ау-у-у!»
        Нашел: «В живых оставалось только трое»… Это самые «исполнительные» ребята. Они беспрекословно подчинялись, приставленному  к  ним, заводскому руководителю Шустрову: день приезда отметили на привокзальной площади в ресторане «Зустрич». Одного товарища проводили к родственникам в г. Винница.
Шустров тоже уехал, поскольку  свою миссию по доставке людей он выполнил. Три веселых друга ушли отдыхать с дороги в гостиничный ресторан.
        А утром какой же дурак идет работать!? Послали гонца за бутылочкой… горилки. Кстати, им далеко и ходить не пришлось: гастрономический сервис рядом с КБ «Южное». Опохмелились. Когда «отошли», куда идти? Ну, не на работу же! Пошли в ресторан: «Мы же не знали... Он у нас начальник... Делали, что велит...».
        Ну, Шустров, погоди! Набрал салаг, профессионально неподготовленных к «транспортным» перегрузкам, которых еще и учить нужно, как закручивать болты и гайки.
        Дальше дела с монтажом оснастки пошли «ШУСТРее», потому что у людей Шустрова еще и денег нет. Возникла проблема: «Отощают ведь!» Надо было ребят спасать, добиться, чтобы им выслали денег.  Благо, связь моя с «центром» была незамедлительной.
        Одну из сборок бригада монтажников КБ «Южное» «приготовила» к зачетным испытаниям, не согласовав со своими инженерами-испытателями схему и детали! Вот, где сработал снобизм «доХтора» Никитина! Представители головного института буквально плевались, отмечая множество грубейших неопрятностей в испытательной оснастке. Отказались участвовать в испытаниях, если эта «гадость» не будет исправлена. В линиях нагружения ненужные люфты, причем они «лежат» на испытываемом изделии еще до нагружения. Все собрано из случайных деталюшек! На каких полях и на какой только МТС они их набрали!?
        Кстати, можно было понаблюдать, как готовят к испытаниям и испытывают южане СВОИ крупные сборки. Как «трясут» на вибростендах и «ударяют» установки приборов. Везде видна аккуратность и продуманность. Кстати, вафельные полуцилиндры, как оказалось, им в готовом виде, поставляет из г. Куйбышева завод «Металлург».
        Наконец-то решающий момент настал! Вся инженерия собралась испытывать бак горючего с хвостовым отсеком центрального блока нашей «Семерки». Измерительная и регистрирующая аппаратура готова. Оснастка «обхватила» нашу сборку, готовая разрушить ее в своих объятиях. Сейчас наше изделие не полетит в космос, а только докажет свое право летать. И падет здесь смертью храбрых от руки…, нет от превосходящей силы гидравлических силовозбудителей.
        «Процесс пошел!». Поползли ленты самописцев. Гидросмесь наполнила силовозбудители. Распорядитель с мегафоном отсчитывает этапы нагружения. 10%, 20%, ... , 100 %,  процесс нормальный! Эксплуатационные нагрузки достигнуты. Хозяева датчиков перемещений останавливают на несколько минут этот плавный процесс, бегут спасать свое самое дорогое, убирать датчики.  Снова деловой голос: «110%, 120% ... Внимание! Оборвалась тяга силы Q в средине сборки! Что делать? Неронов! Нештатная ситуация!».
        Пока нужно сбросить давление гидравлики... Сборка осталась целой. Самописцы  выдали фактические значения достигнутых напряжений.  Пока что испытали до разрушения испытывающую  гнилую оснастку... 
        Спасибо товарищу Никитину за наше «успешное» испытание. Какую же хохлатскую вредность проявил руководитель Никитин, несомненно дав указание своим квалифицированным и аккуратным для себя монтажникам оснастки выполнить монтажи для нас так небрежно!
        Снова все собрались. Испытываем теперь бак окислителя внутренним давлением до разрушения. Конечно же водой. Снова  проценты достигнутой нагрузки. Интересно вел себя местный военный представитель /военпред/. Он контролировал наши  испытания, как «заказчик» и в нарушение правил безопасности осматривал бак, готовый  лопнуть от давления  воды. Вплоть до расчетной нагрузки, когда баку пора разрушиться. Хотел не пропустить чего-нибудь в поведении испытываемой конструкции. Я бегаю за ним, напоминаю об опасности, а он свое:
        - Семерочка-то она еще долго послужит! Надо все посмотреть как следует!..
        Когда я вижу «боковушку»  на монументе на проспекте Ленина,  я вспоминаю того военпреда-украинца, с большой человеческой благодарностью. И вещие его слова:
- «Семерочка-то», она еще долго послужит!..
        Из Винницы вдруг появляется четвертый «монтажник» засланец с нашего завода. Выясняется, что Шустров разрешил своему подчиненному съездить к сестре на все время командировки. Не слабо! А теперь у него неожиданно возникли  проблемы с закрытием командировки. И я ему был обязан помочь.


Р-7. Фото из Интернета.