Отстрел не единственное решение!

Влад Лесной
Друзья!

О волках написано много, и  плохого, и хорошего. Они- санитары Природы, но и не прочь задрать корову, лося и даже человека. В ХМАО-Югре серые истребляют домашних оленей. В Нефтеюганском районе некоторые стойбищные ханты лишились своих стад."У кочевников Югры началась подготовка к зиме: ремонтируют сани, сети и другую утварь и орудия труда. А домашние олени сегодня пасутся на ягельниках у дома, и к тому же на привязи, чего раньше не было".https://vesti-yamal.ru/
Большое отступление.

"Жители города ПЫть-Ях  увидели волков в пойме реки Большой Балык, между территорией садоводческого товарищества и лыжной трассой. Встречи произошли 25 и 28 февраля в вечернее время. Информация об этом и памятка о правилах поведения при встрече с волками появились 1 марта на сайте администрации Пыть-Яха. При этом фактов нападения на людей и животных не зарегистрировано, как и не были замечены признаки того, что животные больны бешенством. В этом случае зверь вообще не испытывает страха перед людьми, машет хвостом и даже может подойти приласкаться.

Следом за новостью в городском паблике выложили фотографии двух волков, якобы застреленных у церкви. Вот только официальной информации, подтверждающей факт отстрела, нет. И навряд ли появится, ведь охота на этих зверей сейчас запрещена. Напомним, что с 2012 года волка по всей России приравняли к пушнине, потому отныне его круглогодично добывать нельзя. Только в особенных случаях курирующие ведомства могут выдать разрешения на добычу волка. Департамент недропользования и природных ресурсов посчитал, что данный случай – именно такой и выдал на днях разрешение на отстрел пыть-яхской стаи. Хотя, как пояснили в ведомстве,  это еще не значит, что звери будут убиты.

«Эти охотничьи угодья закреплены за определенным пользователем. В ближайшие несколько дней он должен отследить хищников, чтобы понять, представляют ли они угрозу для людей. Соответственно, будет принято решение – изымать их из среды обитания или нет», - сообщили в департаменте. При этом, если волков снова заметят вблизи жилых районов, решение будет не в пользу хищников.

Югорчане привыкли к появлению медведей около своих дач, но визит волков – случай неординарный. Волки в Югре вообще – не самый распространенный вид животных. И, по мнению старшего научного сотрудника заповедника «Юганский» Владимира Переясловца, его скорее надо охранять, а не отстреливать.

«В нашем заповеднике обитает 5-6 волков, в лучшем случае при благоприятных обстоятельствах – до 10. Для волков у нас в регионе не очень благоприятные условия. Глухая тайга, мало пищи, им комфортнее в лесостепи. Волк ест зайца-беляка, копытных, может питаться и мышевидными грызунами, падалью. В таежных условиях добыть достаточное количество пищи ему трудно. А когда пищи не хватает, он идет к людям. Пытается утащить разных домашних животных, мелкую скотину – проникает в сараи, собак таскает с цепей – уважает собачатину. Но при этом у волка развитый инстинкт страха перед человеком, он поддерживается в связи с непрекращающейся охотой.  Он сознательно идет на риск, чтобы выжить», - объясняет ученый.

Специалист напоминает также, что волк на людей нападает только в тяжелые периоды, массово такие факты встречались во время Отечественной войны, когда все охотники ушли воевать, и оголодавшие звери потеряли чувство страха. Но даже в таких условиях волки не нападали на людей в населенных пунктах, только на животных, человек мог стать их жертвой при встрече в лесу. Примечательно, что даже когда охотники находят логово и забирают волчат, волчицы не бросаются на обидчиков. Они могут следовать за человеком, чтобы проследить, куда денут их детенышей, сделать подкоп, чтобы их спасти.

«Окрестности Пыть-Яха – хорошее для них место обитания – там есть лесные дороги, трубопроводы, волки охотятся в этих открытых местах на зайцев и грызунов. На юге Сургутского района и около Пыть-Яха люди не держат домашних оленей, коров тоже практически нет, на которых они могли бы напасть. Если дикие звери не наносят вреда, то, может, не убивать их, а отпугнуть. Сейчас весна, у них скоро появится пища, и они сами уйдут. Отстрел – не единственное решение», - убежден Владимир Переясловец.

Кстати:
В этом году волки выходили к людям и нападали на собак в деревнях Свердловской, Новгородской областях, Башкирии, Пермском крае. Резкое увеличение численности хищников отмечено в республиках Тува, Карелия, Якутия, а также в Белоруссии".https://ugra.aif.ru/
...Други!
Волк тебе товарищ! Наверное, справедлива эта пословица!? И ещё: "Сколько волка не корми, всё рано  в лес смотрит".
Да, лес, тайга его родное обиталище. А волчьи зубы как раз природой и  предназначены рвать плоть более слабых созданий. И всё же они ...братья наши! В них тот же Божественный  Огонь,Психическая энергия, Мысль, что и в людях!

Вл.Назаров
************
1.Братья-волки

 Мой отец и дед были прекрасными охотниками. Дед вообще вырос в глухой сибирской деревне, где только охотой и можно было прокормить свою семью.
Несколько лет отец работал лесником в одном таёжном лесничестве. Мы всей семьёй жили в деревне, и я ходил в деревенскую школу.

Как-то раз отец принёс из леса пятерых волчат. Нашёл он их возле логова, наблюдал за ними три дня, пока не убедился, что родители к ним уже не вернутся.
Неизвестно, что там случилось со взрослыми волками. Может быть, их убили браконьеры, или просто не повезло на охоте. Мир тайги непредсказуем и опасен, с любым там может что угодно случиться.
Так маленькие, забавные и обаятельные волчата оказались в нашем доме. Мама, конечно, всплеснула руками, но, узнав их печальную историю, прониклась к бедным малышам состраданием.

Я был счастлив больше всех. У меня появились одновременно и питомцы, и товарищи по играм. Два года я провёл в обществе этих прекрасных животных, наблюдая, как они растут и взрослеют. Я дрессировал их, они дрессировали меня. Мы были очень дружны, и иногда я ощущал себя частью их волчьей стаи.

Подрастающие волки учились выть, и я учился выть вместе с ними. Это было забавно и весело со стороны, родители смеялись над нами.

Но мы с волчатами относились к этому процессу серьёзно, считая друг друга братьями, волчий вой как бы символизировал нашу братскую связь.
Но волчата выросли, однажды ночью перемахнули через забор и ушли в лес. Уж я по ним плакал и горевал, но ничего нельзя было поделать. Волки – дикие животные, лесные бродяги, санитары тайги, они не могут жить в неволе, поэтому на цепи их удержать почти невозможно.

После моей дружбы с волчатами прошло несколько лет. Я и сам вырос и повзрослел, и поехал учиться в город. На выходные и каникулы я гостил у родителей в деревне, благо отец ещё тогда работал в лесничестве.
Став хорошим охотником, как отец и дед, я любил зимой отправиться в лес на лыжах, не боялся бродить по тайге в одиночку, именно за свою самоуверенность и пострадал.

Съехал с высокой горы на лыжах, да не заметил пенька и кубарем скатился в овраг. Остался я цел, не поранился, только зацепился одеждой за что-то и долго освобождался, выкручивался, как мог. Когда, наконец, выбрался из оврага, начало смеркаться, повалил снег. Я впервые в жизни испугался. Дойти до деревни я уже не успевал до ночи. Конечно, можно было попробовать по-быстрому развести костёр, согреться. Я лихорадочно размышлял, как поступить в этой ситуации. И вдруг я вспомнил про своих братьев-волков. Решил рискнуть и завыл по-волчьи, как они меня научили в детстве.
Сперва лес ответил тишиной. Я подождал немного и завыл ещё раз. Опять тишина. Сам над собой смеясь, я стал собирать ветки и сучья, понимая, что сырое дерево зимой в лесу мне будет разжечь очень сложно.

За спиной послышался шорох. Я оглянулся.
- Эй, кто там? У меня ружьё и нож! – крикнул я в пустоту.
И тут пустота радостно заскулила. Это мои братья-волки услышали мой вой и поняли или почувствовали, что я оказался в беде. Они стали прыгать и бегать вокруг меня. Я пытался их погладить, обнять.
В общем, ту ночь я провёл среди волков. Они окружили меня плотным кольцом, прижались ко мне своими горячими телами, и согревали меня от зимней стужи.
На утро я проснулся и пошёл в деревню, а волки сопровождали меня почти до самого дома.
https://yurdin.mirtesen.ru/
******************
2.ВОЛЧЬЕ ЛОГОВО

... Близкий гранитный курум мощной каменной грядой стекал по обрывистому склону Большого Сутука. А на взгорье между растрескавшимися темными гранитными глыбами на солнцепеке бурно цвел марьин корень. Привольно и густо разросшиеся по пояс высотой кусты лесного пиона поражали обилием крупных розовато-красных цветов, напоминавших раскрытые бутоны дикой розы — шиповника.

Деловито снующие пчелы, неповоротливые шмели, желто-полосатые осы, разные мелкие мушки во множестве вились тут, гости щедрого июньского пиршества. Их басовитое, натужное и пронзительно-тонкое жужжание и пение сливалось в разноголосый хор, славивший торжество жизни, красоту и силу природы.

Пока помощник лесничего Висимского заповедника Анатолий Галкин прилег отдохнуть на широком валуне, подставив спину приятному утреннему солнцу, я на коленях пытаюсь запечатлеть своим «Зенитом» на цветную пленку эти редко встречающиеся, взятые под охрану растения. И тут среди неумолкающего жужжания насекомых, ленивых трелей уже разморенных наступающей жарой пичуг нашего слуха вдруг коснулись слабые непривычные звуки, доносившиеся откуда-то снизу, от подножия Сутука. Они были разительно похожи на приглушенные далью визгливые щенячьи голоса.

— Слышишь? — подскочил ко мне Анатолий. — Волчата...

— Да нет, показалось тебе, — с сомнением качаю головой, — может, это лисий выводок?

Минутой позже мы, прыгая с камня на камень, напрямик бросаемся по откосу. Курум внизу — первозданный хаос разной величины тупых и иззубренных, застывших в невероятных позах скальных обломков. Еле пробираемся через них...

В стороне от Сутука раскинулось небольшое, километра три-четыре в поперечнике, древнее верховое болото с многочисленными глубокими мочажинами и тускло поблескивающими блюдцами черной воды, слегка подернутой ряской. Издавна оно считается загадочным и непроходимым, таящим обманчивые, предательские зыбуны, куда не раз засасывало неосторожных лосей. В нескольких сотнях метров от края болота виднеется почти недосягаемый летом пологий островок с обгорелыми лиственницами, тянущими к небу узловатые руки. Какое-то внутреннее чутье подсказывало нам, что именно там обосновалась волчья семья.

Коротка июньская ночь. Зеленоватое небо зарумянилось на востоке, и оттуда со слабым порывом ветра донесся угрюмый и чужой лесу звериный крик, оборвавшийся столь же неожиданно, как и возник. Тягучая, томительная пауза, и вот будто из-под земли, забирая все выше к бледным звездам, вырос и заполнил округу тоскливо-ненавидящий волчий вой. И тотчас, вторя ему, со стороны острова поодиночке затявкали, заскулили щенята. Их голоса хорошо прослушивались в прохладном предрассветном воздухе. Легкий туман накрыл болото и серыми клубами шевелился над невидимым логовом.

Остров невелик, весь завален буреломом. Нам (вконец уже выбившимся из сил, преодолевая трясины) то и дело приходилось перелезать через в беспорядке перекрещенные обгорелые стволы, обходить огромные выворотни.

С пугающим треском вспарывают воздух могучие крылья поднявшегося из багульника пепельно — черного глухаря, на сломанной сухаре заунывно причитает желна. Пара черных воронов, недовольно переговариваясь, поднимается с выворотня, и я скорее по неприятному запаху, чем зрением, обнаруживаю неподалеку остатки волчьего пиршества: лоскуты облезлых заячьих шкурок, огрызки костей, чьи-то растрепанные перья, свалявшуюся шерсть. Раздвинув сучья бурелома, отшатываюсь: зеленые стрелки травы пронзили полуистлевшую, исклеванную птицами лосиную тушу с тускло поблескивающим черепом. Видимо, еще ранней весной, по насту, молодые спарившиеся волки загнали на остров и зарезали быка — сохатого. Позднее на охоту они уходили бродом, известным хищникам наверняка и раньше.

— Перехитрили, выходит, душегубы, увели прибылых, — сокрушается Толя Галкин, у которого давно уже лежит в кармане разрешение на отлов волчат.

Грустные думы незадачливых охотников прервал выстрел дуплетом, неожиданный здесь, в заповеднике, и заставивший нас вздрогнуть всем телом. Решаем срочно возвратиться...

А в те самые минуты, когда мы проклинали свою невезучесть и дивились звериной смекалке, молодой лесник — егерь Пашка Сорокин совершал по граничной визире заповедника свой обычный обход. Дойдя до квартального столба, прислонил к нему Пашка тяжелую двустволку, а сам отправился испить родниковой водицы из заветного лесного колодца. Только отшагнул в еловую чащобу, как навстречу из-за коряжины матерый волчище выглядывает, клыки скалит. Шерсть вздыблена, глаза что раскаленные уголья, дикой злобой горят. Чуть не приключилась тут с Пашкой медвежья болезнь, со страху бедняга присел и заикал, успев выговорить непослушным языком:

— П-п-пшел отсюда с-с-серый!

Так или не так это было, но в одном клялся Пашка, что разбойник-то, похоже, пробирался издалека, вымок изрядно и потому несколько раз сильно встряхнул всей своей грязной шкурой. После чего, озираясь, схватил за загривок скулившего прибылого и неслышно удалился в чащу.

— Аки тать ночной! — с искренней неприязнью завершил свой путаный рассказ Пашка.

В то лето на зорях не один раз еще слышали в горах егеря леденящий душу вой, находили следы недавних преступлений. Через неделю-другую после описанных событий матерые зарезали лосиху с лосенком, а потом предприняли дерзкую вылазку в зимовье, где таинственно исчезла преданно караулившая человеческое жилье лесникова собака.

А еще позднее, на пороге осени, Толя Галкин случайно отыскал под большим камнем у подножия Сутука пустую лисью нору. Но к тому времени хитрая плутовка далеко увела свой подросший выводок.

Работая уже в Ханты-Мансийском автономном округе, автор этих строк услышал от жительницы поселка Няксимволь (Березовский район) Подосениной интересный рассказ о лесном пришельце. Крупный волк-одиночка среди бела дня пожаловал из-за реки (потом там нашли на снегу след) на главную улицу поселка. Но собаки учуяли чужака, завязалась драка, в которую неожиданно оказался втянутым щенок с подворья сестры Подосениной.

Пораненная собачонка чудом вывернулась из дико визжавшей и кусающейся своры и опрометью бросилась во двор. Тут на шум выскочила хозяйка и... остолбенела. Прямо перед ней, положив передние лапы на забор, злобно щерился волк, слюна текла с его желтых клыков. Не помня себя, женщина отступила в сени, но от испуга не могла набросить щеколду. Пришлось на помощь звать внучонка. Вдвоем кое-как заперли дверь...

А серый разбойник счел уместным тут же ретироваться, не дожидаясь заряда картечи местного охотника. Правда, все мужчины были на работе, и волчина благополучно скрылся.

Волки, если не вести с ними постоянную, непримиримую войну, быстро наглеют, режут и домашних, и диких животных. Причем, иной раз без разбору и счету, не успевая поедать жертвы. То есть с головой выдают свою хищническую, разбойную породу.

Владимир Назаров
http://ecosystema.ru/
***************

3.НА ВОЛЧЬЕЙ ОХОТЕ

Собственно, это даже и охотой назвать нельзя, так как встреча с волками, где я применил оружие, носила чисто случайный характер. Сотрудники заповедника не раз устраивали облавные охоты на волков, но я всегда уклонялся от этого по самым разным предлогам. В этот же раз я шел из города  Верхний  Тагил в свое зимовье, расположенное в квартале 84 заповедника.

Это было дождливым октябрьским вечером. Приблизительно всего в тридцати минутах ходьбы до зимовья я решил отдохнуть под густой кроной елочки у примыкающей к лесному массиву вырубки. Далее мне предстояло следовать по тропе, поросшей высокой и мокрой травой. Поэтому, я собрал все находившиеся в карманах ружейные патроны и, сложив их в пластиковый пакет, спрятал в рюкзак. До наступления темноты оставалось около часа. Отдохнув, я от нечего делать, сложив рупором ладони, издал протяжный, похожий на волчий вой,звук.

Когда я собрался уже уходить, недалеко от меня раздался громкий крик кедровки. Кедровка, как и сорока, увидев в лесу крупного хищника или человека, стремится своими криками сообщить об этом другим. Крик повторился и я решил повременить с уходом. Не прошло и пяти минут, в той стороне, где кричала кедровка, я заметил голову неторопливо шедшего в мою сторону волка. Опустив голову, зверь внимательно изучал запахи тропы, видимо в поисках следов того, кто издал здесь призывный вой. Следом за вожаком, из травы виднелись спины еще двух или трех хищников. Азарт охотника заставил меня испытать сильное волнение, ведь я был уверен, что охота будет удачной.

Я обратил внимание, что на фоне жухлой травы волки были мало заметны. Цвет их шерсти удивительно был похож на свет пожелтевшей травы. Когда шедший впереди волк приблизился на 25-30 метров, я вскинул ружье и произвел выстрел. Хватая зубами пораженный картечью бок и свирепо рыча, зверь стал быстро кружиться. По этой причине я допустил промах из другого ствола. Вместо того, чтобы перезарядить ружье, я выскочил из укрытия и вплотную подбежал к раненому волку, торопливо ища в карманах патроны.

Поняв, что патроны находятся в оставленном рюкзаке в укрытии, я решил добить зверя прикладом ружья. Зверь уклонился от удара и метнулся в кусты, где продолжал скулить и рычать. Быстро вернувшись к укрытию и достав патроны, снова побежал туда, где оставил волка. Однако, теперь все было тихо. Решив, что волк мог погибнуть, я начал поиски. Вскоре стемнело и пошел дождь. Это заставило меня спешить к зимовью. Я ругал себя за допущенные промахи, но надеялся что утром я смогу розыскать свой трофей.

Однако, и утром поиски оказались безрезультатными. Я решил, что волк либо погиб от ран, либо оправился и будет продолжать жить, на что я надеялся больше. И все же волк этот погиб. Как я узнал, его заметил проезжавший на автомобиле недалеко от этого места по дороге охотник. Волк был сильно ослаблен и не в состоянии был убежать. Так закончилась неудачей моя охота на волка, где я, как охотник, показал себя не с лучшей своей стороны.

Александр Пискунов.
http://ecosystema.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 июля 2022 года.