В школьные годы, несмотря на спортивную и дворовую активность, главным увлечением у меня были книги. С жадностью прочитывалось все,что попадало в руки. Русская и зарубежная классика, исторические и любовные романы, книги о животных и о научных открытиях, приключения, детективы. Книги помогали познавать мир, взаимоотношения людей, себя, развивали воображение. А потом уже, в институте, было легко читать учебники, а позже монографии. А сейчас - быстро отыскивать то,что нужно, в интернете. Навык чтения, умение перерабатывать информацию были выработаны в детстве.
Малочитающей молодежи, при кажущейся легкости получения информации через интернет, не хватает широты и глубины знаний, поэтому у них вырабатывается клиповое сознание, легкость зомбирования.
Интересно, что "Преступление и наказание" в 14 лет я прочитала с интересом за два дня. А вот когда дочка в школе изучала творчество Достоевского, я попробовала перечитать его романы - и не смогла. Видимо,в тех идеях и мыслях, что в свое время сформировали мировоззрение, для сознания уже не было необходимости в повторении. Настал другой период жизни. Перечитывать книги не могу и не хочу.
Многие книги идут как фон интеллектуального роста. Остаются на уровне подсознания. А действуют на воображение и запоминаются редкие. И каждая на своем возрастном этапе. Так в школе моей любимой книгой был "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Мистика. Интригующий сюжет . Пришедшее понимание краткости жизни и желание познать все ее краски и возможности.
В институте поразили необычные рассказы Сомерсета Моэма и его роман "Бремя страстей человеческих", рассказывающий о переживаниях, духовном росте мальчика, который превращается в юношу ,и во врача.Захватила идея о том,то у каждого человека свой ковер жизни,который он ткет на отведенном ему месте.
А потом открытием стали романы Сидни Шелдона. Психологические. С напряженным действием. Его героини падают под ударами судьбы,но находят в себе силы подняться и снова идти к намеченной цели.
В период увлечения эзотерикой и философией Востока наибольшее впечатление произвели книги Ошо. Причем, не он сам их писал,а его ученики с записей лекций, бесед,занятий. В нх необычное видение мира, поведения людей, путей духовного роста.
О поэзии разговор особый. Хорошие стихи - это квинтэссенция чувств и мыслей. Музыка ,звучащая в поэтических строчках,помогает им проникать в душу,как это делают песни. А в коротких четверостишиях встречаются жемчужины мудрости, какие не обнаружишь в статьях психологов и философов,рассуждающих на эту тему. Например:
В одно окно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое!
(Омар Хайям)
Мои любимые поэты - Ахматова и Гумилев. О них я уже писала: http://proza.ru/2015/12/07/471
А какие взаимоотношения с книгами у вас?