Схима

Яков
…продолжение…

Три  недели прошло с момента последней встречи молодого монаха  со старцем.  На протяжении всех  этих  трёх недель молодой монах пребывал в  глубоких сомнениях и  размышлениях о возможности  тайного принятия схимы по  древней  традиции.

Несколько раз  в своих рассуждениях  он  подходил к  тому, что  был  готов  раз и навсегда  отказаться  от  этого серьёзного  и крайне  ответственного шага, оставшись обычным  верующим   мирянином, как  и абсолютное  большинство людей,  мотивируя  это  многими  причинами, но  всякий  раз какая-то неведомая сила  глубоко изнутри  его  сердца  не  давала этого сделать.

Некое смутное,   едва  уловимое,  но  неизменное  чувство всякий  раз  голосом интуиции или совести  в  самый  последний  момент  говорило о  том, что  тайная  схима – это реальный  путь  достижения  внутреннего  совершенства  и  единственный выход для души из мира  хаоса и лжи по учению Христа  и святых отцов.

Вместе с тем, сложная и не совсем ясная жизненная ситуация, связанная с самым  началом  семейной жизни и планами на будущее, всякий раз  включала голос рассудка, который напрочь отметал и опровергал все духовные аргументы, доказывая невозможность совмещения современной жизни с монашеством и духовно-аскетической практикой  в миру,  требующей предельной строгости, дисциплины и полного отречения от мира.

Эти  мысли и  рассуждения  молодой монах  постоянно прокручивал в  голове  перед  сном,  с  ними  же  он  и  засыпал, как  с  постоянным  внутренним  вопросом  и  диалогом,  обращённым  к  собственному  сердцу  и  Богу  о  том,  как ему  следует  поступить  с  предложением старца.

Всякий  раз, когда он  начинал  размышлять об  этом,  его  сердце  и  совесть  терзали  едкие  сомнения о  том  готов ли  он  вообще к  этому  трудному  пути  и  достоин  ли  он  того,  чтобы  принять великую  схиму, как  высшую ступень иночества  и православного монашества,  требующую соблюдения целого ряда  строгих  правил и  обетов.

Его религиозность  и  некоторая робость,  как  следствие  предыдущего церковного  воспитания,  всякий  раз  давали повод  для сомнения, которое  усиливалось  тем, что  сам  чин  принятия  великой схимы  от старца  не  соответствовал  общепринятой  церковной  традиции и  выглядел неким  самочинием.  На протяжении  трёх недель эти  мысли не  давали ему покоя  и всё  говорило в  пользу  отказа  от  этого шага.

В одну  из  ночей, когда  он  был  уже практически  готов  окончательно  сдаться  и  отказаться от идеи  принятия  схимы,  уже  под  самое  утро   он  увидел  необычный  и очень  яркий   сон,  в  котором  он  был  в  каком-то  незнакомом  ему  и  очень  большом  городе,  переполненном  людьми  и машинами.  От  этого  большого города  веяло  каким-то  очень  тягостным  и  гнетущим  чувством, в  нём  царила  абсолютно  бессмысленная суета и было  очень  тяжело дышать  из-за висящего в  воздухе  смога  от  выхлопных газов.

Город  по  внешнему  облику  был  современным  и   очень напоминал  своей монументальностью  одну  из европейских столиц,  но  лица  горожан  были  почему-то азиатскими.  Молодой монах долго петлял  и  бродил  по  улицам  и  закоулкам  этого  томного  города  не  находя  из него выхода.   В конце  концов  ему  очень захотелось  оставить  этот  гнетущий город и выйти в  любое  тихое  и свободное  место,  но  он  не  знал  куда  идти и  где  искать  этот   выход.

Молодой  монах  пропускал  машины,   несущиеся  одна  за  другой, а  также  снующих  людей,  и несколько раз переходил  от  одной  улочки  к  другой, но  везде  в  этом  городе  было  то  же  самое  постонное  движение  и  гнетущее  однообразие.   Казалось что  этот  мрачный  город  был  бесконечным  и  из  него просто не  было  выхода.

Внезапно на  его  пути  оказался  маленький  мальчик,  одетый   как-то  очень странно, поскольку  одежда  на  нём  была  на  несколько размеров  больше   необходимой. Любопытным  оказалось  и   то, что   мальчик  был  не  азиатской, а  европейской  внешности. Лицо этого маленького мальчика показалось молодому  монаху  очень знакомым.

Взгляд  маленького  мальчика,  как магнит,  приковал к себе  внимание молодого монаха,   поскольку от  этого взгляда  веяло  какой-то  детской  простотой,  непосредственностью  и  полным  отсутствием  враждебности.  Мальчик  улыбнулся  монаху  и спросил:

–  Что  ты  ищешь в  этом  городе ?

Монах  почему-то  совсем не  удивился этому вопросу  маленького  мальчика  и совершенно  серьёзно  ответил  ему, что  хочет   найти  выход  из  этого  города,  утомляющего  своей   суетой.  Мальчик  снова   улыбнулся  и, покрутив  головой  из  стороны в сторону, точно  ища  какого-то  знака,  указал  пальцем  на  крест  купола  церкви,  который  едва  был  виден  вдали  между  домов  на  противоположной стороне  улицы.

– Выход  из  города  там,  за  старой  церковью,  я  могу  тебя  к  ней  проводить.

Молодого монаха почему-то совсем не удивило это  предложение  маленького  мальчика  и  он  даже  не  удосужился  у  него  спросить  кто  он  и  что  делает в  этом  странном  городе. Тем  не  менее, через мгновение молодой  монах и  мальчик  уже  стояли перед  входом  в  старую  церковь  за  которой открывался вид  на  большой парк  или  сквер.

Впервые  за  всё  время пребывания в  городе  молодой монах  всей  грудью  ощутил  необыкновенную  свежесть воздуха  возле  этой  церкви  и  в  следующий   момент  маленький  мальчик  открыл   большую   деревянную  дверь  и предложил  зайти  внутрь,   как-то  очень  тихо  сказав:

–  Идём  же.

Войдя в  церковь,  молодой  монах  увидел  какую-то  религиозную  процессию.  Шла  не  то служба,  не то какая-то  церковная  церемония.  Были  отчётливо слышны  церковные  песнопения,  группа  людей   тесным  кругом  стояла  возле   алтаря,  священник  что-то  говорил  и  в  воздухе  отчётливо  чувствовался  запах ладана  и смирны.

В  этом момент  молодой  монах   почему-то  подумал  о  старце  и  отчётливо  вспомнил  дом  старца  и  их  совместную  молитву –  полунощницу,  поскольку  запах  в  церкви   очень напоминал  тот, который   был  тогда  в  доме  старца.  Молодой  монах собрал  всё  своё  внимание  и  постарался  понять суть  происходящего.  Из  всего потока   слов  ведущего  церемонию  священника   до него  внезапно  долетела   одна  фраза:

–   Овца  есмь словеснаго Твоего стада  и к Тебе прибегаю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя.

В  этом   покаянном  антифоне  молодой  монах  сразу  узнал  церемонию пострига в схиму,  а  образ  босого  человека, стоящего на  коленях  без  верхней  одежды  в  центре  круга,  образованного ведущими церемонию,  окончательно развеял  все  его  сомнения.   Рядом  с  человеком на  столике  молодой монах  увидел  монашеские  одежды – аналав, куколь, хитон и пояс.

Обрадованный своей  догадкой,  молодой  монах хотел  было  поделиться  этим  с  маленьким  мальчиком,  но  почему-то нигде  его не  обнаружил, мальчик  точно  куда-то  исчез.  В  этот момент ведущий  церемонию  священник  громко задал  вопрос  стоящему  на  коленях  человеку:

– Желаешь  ли,  брат,   сподобитися ангельскому образу,  отрицаешися  ли мира и яже в мире  сем,  по заповеди Господней ?

– Да, отче,  желаю и  отрекаюсь от мира и всего  того что в мире во Имя Отца и Сына и Святого Духа,  –  произнёс  человек, голос  которого монаху  также  показался  очень  близким  и  знакомым.

– Аминь,  –  произнёс  ведущий  церемонию,  после  чего  взял в  руки  ритуальные ножницы  и  поднял  их  над  головой,  демонстрируя  всем  участникам  церемонии  начало  обряда.  Священник  трижды  подавал  ножницы  человеку   и  трижды  отрезал  по  пряди волос  с  трёх сторон  головы, а  человек  трижды  их  поцеловал. 

После  того, как  священник  отрезал  третью  прядь волос, снова послышалось  покаянное  песнопение и стоящие  по  обе  стороны  церемонии помощники  ведущего  начали  облачать  постригаемого  человека в  чёрные  одежды  схимника, лежавшие  на  столике  перед  ведущим  церемонию,  а  он  торжественно  и  громко  произнёс:

– Облачись же,  брате,   в куколь  беззлобия  и  шлем спасительнаго упования.  Отныне нарицаешися  именем  Иоанн  и  с  ним  же  отойти  будеши  ко Господу.  Аминь.

Возникла  пауза  и  ведущий  церемонию  священник  неожиданно поднял голову  и посмотрел  на  молодого монаха, стоящего  у  входа  в  отдалении  от церемонии.  В  тот момент,  когда  их  взгляды  встретились,  молодой  монах  с  ужасом  и  удивлением  узнал  в  образе  ведущего  церемонию  старца,  который почему-то  выглядел значительно моложе  своих  лет.

Это  осознание  поразило  и  точно  током  ударило в  голову  молодого монаха  после  чего  он  проснулся,  потрясённый  реалистичностью и  живостью картины,  представшей  ему  во сне.

Не  утруждая  себя  расшифровкой  этого сна,   молодой  монах   принял  решение  после  работы   сразу  же  ехать   к  старцу,  поскольку  это  был  ясный  знак  и  даже  указание.  В  итоге  в  семь   часов  вечера  он  был  уже  возле  дома  старца. Поставив  машину  за  домом в  тупике,  молодой  монах  подошёл к  двери.

Стучать  не пришлось, поскольку старец сам открыл  дверь,  точно  ожидая  молодого монаха:

– Здравствуй,  брат,  заходи,  я  увидел  как  ты  ставил  машину  за  домом.  У  тебя  что-то стряслось или  ты    уже  принял  какое-то  решение,  если приехал  под  вечер ? –     поинтересовался  старец.  Может  с  дороги  выпьешь  чайку  или  перекусишь ?

–  Спаси Господи,  отче,  не стоит,  я  сыт.  Просто  мне   сегодня  под  утро  приснился очень необычный  сон  и  я   хотел  бы   узнать  твоё   мнение  о  нём  и  что  он  вообще  значит,  поскольку  столь  яркого  и  живого  сна  я  никогда  раньше  не  видел. Я  до сих  пор  под  впечатлением  и  хочу во  всём  этом  разобраться.

–  Давай пройдём в   мою  комнату,  – предложил  старец  и  ты мне  всё  подробно  расскажешь.

Расположившись на старом диване  перед  символичным  алтарём  в  комнате старца,   молодой  монах подробно пересказал  тому  весь  свой  утренний  сон.  Старец  внимательно выслушал рассказ и  в  самом  конце удовлетворённо  заключил:

– Ну  что же,  я  тебя  могу  только  поздравить,  брат,  ты  видел  вещий  сон, который  в  традиции  иночества  и  именуется  откровением  или  знамением  Духа.  Дух ответил на  внутренний  вопрос твоего  сердца  и  в  деталях  показал  тебе  всю  картину  твоего  положения  и  состояния.   Скажу  ещё –  более  точного  знака  и  указания  даже  сложно себе и представить,  ей-Богу,  я  бы при  желании  не показал тебе  столь  точного  образа, какой  явил  Дух.

– А  как  понимать  мне этот  сон  и  всё  происходящее  в  нём ? – переспросил  молодой  монах.

– Понимай  это как  откровение  Божие.  Этот  сон  есть  детальный  прообраз  всего  того, что  сейчас происходит в  твоей  душе и  сознании.  Это  точная  картина  твоей  души глазами  Духа.   

Большой  город –  это образ  твоего  ума, который  стоит  перед  выбором – какой  путь  избрать –  мирской  или  духовный.  Суетный  город  – это  просто  идеальный  образ современного  мирского  мышления,  пребывающего  в бесконечном   потоке суеты  и  машинного движения,  постоянно отравляемого  смогом прагматизма и  рационализма.

Гнетущая  тебя  духота городского  смога – это  образ  твоего  мирского  ума  и  восприятия,  пойманного  этим   суетным  городом и  разрываемого  между  миром  и Богом   в  поисках   выхода  из   узких   лабиринтов  горизонтального мышления  к   свободе  Духа  и  чистому  воздуху  Логоса, как  истины Христовой.

Маленький  мальчик – это  твой   пока  ещё  неокрепший  дух  и  ум  духовный,  который  знает  о  том, где  находится  выход  из  этого суетного  и  смрадного  города  и  который  хочет вывести  тебя  и  твой  мирской  ум  из  тупиков  и  лабиринтов  рационального  мышления  к  духовному  сердцу, как  месту  духовной свободы.

Старая церковь – это  образ  твоего  духовного  сердца, к  которому  и  стремится твой  дух, как к  месту Бога,  увлекая  за  собой  и  мирской  ум,  поскольку   там  духовная  чистота  и свобода  Логоса,  там  дышит  Дух  и постоянно  проходит  духовная  служба.   

Церемония – это  отражение  твоей  внутренней готовности  к  принятию схимы  и фактически  её  принятие,  как  общий  итог   всех   твоих   духовных поисков,  трудов  и   усилий   за  последние годы,   включая  и  наши  с  тобой  встречи.

Человек  на   коленях – это  ты  сам  уже  принявший  великую  схиму  на  уровне  своего  духовного сердца,  но  всё   ещё  сомневающийся  в   этом  на  уровне  своего  мирского  ума  и  рационального   мышления.

Этот сон есть прямое указание  Духа  на  то,  что  ты  уже  стал  на  путь  схимы  и  тебе  необходимо  сделать  последнее  усилие, чтобы  преодолеть  последнее  сомнение,  как последний  рубеж  защиты  эгоизма  и  твоего мирского ума  от  непреложности  самой  Истины  и Логоса.  Вот  что это значит.

После  этих  слов  возникла  пауза.  Это  объяснение  старца  своей  простотой,  прямотой  и непосредственностью  точно  кинжалом  ударило  в  самое  сердце  молодого монаха,  одним  махом  сорвав  покров  с  великой  тайны,  которая  много  лет  обитала  в  его  сердце и  которую  он  трепетно  хранил  и  берёг  в  своей  душе.  Слова  старца  просто  взорвали  сердце   молодого монаха,  вызвав  эффект  обрушения  целой  стены  давних  сомнений  и опасений,  и слёзы  ручьями  потекли из  его  глаз,  обжигая  солью  щёки  и  губы. 

Никогда  ещё  за  все  время  знакомства  со  старцем,  истина  не  открывалась столь  прямо и непреложно.  Всё  то, о  чем так  много  думал  молодой  монах  и  от чего  страдал,  что наполняло  и согревало его  сердце  многие  годы,  старец  одним  махом  достал  из  его  сердца  и  представил  монаху  в  самом  ясном, простом  и  чистом  свете. 

Эта  простая  с  виду  и  обезоруживающая  прямота  действий  старца, который  буквально открыл  сердце  молодого  монаха,  вызвала  у  него  чувство  глубочайшего  душевного  потрясения и  шока.  Эмоции  потоком  захлестнули  всё  его  сердце,  оказавшееся  в  этот момент  совершенно  беззащитным  перед  истиной,  вызвав  сильную  щемящую  боль  от  осознания  собственной  робости,  слабости и  нерешительности.   

– Почему  это  так  больно,  отче,  –  тихо  спросил  молодой  монах,  – я  всегда  думал  что  принятие  схимы  – это  что-то   светлое,  радостное  и  божественное,   а  это  боль  сердца, причём,  невыносимая ?

Старец  улыбнулся  и,  положил руку на голову  молодого монаха.  Волна какого-то  неземного тепла  прошла  от  руки  старца  по  спине  молодого монаха  до самых ног  и  ощущение  боли слегка притупилось.  В  одно  мгновение  ум монаха  стал  ясным  и  безмятежным, а  старец  ответил.

– Я открыл  только  что  твоё  духовное  сердце, поскольку  этого  требует  древняя  традиция. Твоя  боль – это  боль твоего открытого сердца,  которое  оказалось  в  этот момент  беззащитным перед  истиной.  Дело в  том, что  принятие  великой  схимы – это  знакомство  с  собственной смертью,  причём,  знакомство не умозрительное  и  не  воображаемое, а  совершенно  реальное,   при  котором  смерть непосредственно  касается  сердца  инока,  но   не  для  того, чтобы его умертвить  или  причинить  боль,  а  чтобы  удалить  из него  все  остатки  эгоизма  и  последние  иллюзии  мирского  ума  о  том,  что  можно  спасись  не   умирая,  будучи  и с  миром  и с Богом  одновременно.

Таинство принятия  схимы по  древней  традиции – это акт  констатации  смерти  самости, как  основы  и  существа  ветхого человека. Принятие  схимы – это  и есть  восхождение на крест со Христом  и  прохождение через  собственную  смерть –  то, чего  панически  боится верующее  религиозное большинство,  идущее  за Христом  только  до Голгофы,  но не  восходящее на  крест, а  предпочитающее  с  толпой  зевак  наблюдать за  происходящим со стороны  и сострадать  в  меру сил.

Несколько  лет назад на  одной  из  первых наших  встреч, когда  ты ещё  был в монастыре,  ты  спросил у  меня  о  том, что  такое  великая  схима,  чтобы знать заранее на что  себя настраивать, а  я  ответил  тебе тогда, что ни  один  человек  на  земле  не  готов  к  этому  заранее  и  даже Христос не был к  этому готов  и молил Отца пронести эту чашу мимо, если сие будет возможно.

Тогда  ты не смог  понять смысла сказанного  мной, поскольку твой  ум ещё  был совершенно душевным  и не простирался выше девятого слоя  осознания.  Сегодня  ты это не  просто понимаешь  и  осознаёшь,  но  практически  переживаешь своим  сердцем, поскольку достиг 13-го слоя  осознания,  а  это  уровень  духовного ума с  которого и  открывается подлинный смысл великой схимы,  как  символа  собственной смерти,  но  не  физической, а  только  душевной.  Не пройдя  через  этот болезненный  и  ответственный  шаг невозможно дальнейшее движение по  пути  схимы.

– Отче,  но  что  же  доставляет  сердцу  такую нестерпимую  боль ?

– Эту  боль  доставляет «заноза»  эгоизма  или «жучёк» сатаны, который извлекается из  глубины  духовного сердца в момент  прохождения  и  переживания  смерти ветхого существа. Этот «жучёк»  и есть  само ядро и  последний  оплот зверского и самостного  ума, которым  был  повреждён первозданный человек. Именно  этот  «жучёк» и  был  основой  эгоизма  и  управлял  всем  ветхим человеческим  существом  на протяжении всей  жизни посредством страстей.

Момент изъятия  этого  «жучка» из духовного  сердца –  это акт очищения, который  и вызывает  сильнейшую  боль, поскольку эта «заноза»  извлекается из  живого  духовного сердца, как  основы  чувственной  силы души, которая  и есть само сердечное  чувство. Эта «заноза» и есть тот самый  змий, о котором говорил  преподобный  Макарий:

«Напряги человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха – уму твоему и рассмотри этого на самом дне ума твоего, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей».

Вот  что  доставляет  такую  сильную  боль  всем, кто  проходит это таинство  по  древней  традиции. 

– Это бывает со всеми ? 

– Это  бывает  с  духовными  воинами,  у  которых хватает мужества  в  трезвом  уме посмотреть в глаза своей смерти – ответил старец. – Мне  понятно и  знакомо  твоё состояние, брат, поскольку  много  лет назад  я  сам  его испытывал и  переживал  во всей  полноте, когда  мой учитель  точно  также  поставил  меня  перед  фактом  смерти  моего  эго,  только в ещё  более  жёстком  виде,  оставив  фактически наедине со  своей  болью и  смертью.

Я  думал  тогда  покончить с  собой,  ей-Богу, поскольку  боль  переживания  смерти эго  была просто невыносимой,  подобной реальной смерти,  каковой  она  и является,  но я выдержал это испытание.  Сейчас  его  проходишь  ты  и  это  совершенно  неизбежное  на  духовном  пути  веры совершенной,  чего нельзя  отменить  или  облегчить,  это  можно  только пройти  вместе с Духом  и со Христом.

Ещё могу  сказать, что эта  боль  есть  косвенное  свидетельство  того, что  рациональный  ум ещё  достаточно силён  и потому  боится  сделать  этот  шаг  в  направлении  своей  смерти,  ища  любые поводы  для  ухода.  Этот  шаг  делают  только  духовные  воины,  идущие  со, а  не за  Христом, понимаешь ?

– Да,  отче,  понимаю.  Мне  кажется  что  именно  об  этом  говорил  Господь – «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно,  а если умрёт, то принесёт много плода»  и ещё  «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ?

– Именно об этом, мой брат,  именно.  В этих притчах Христос и называет самое главное  и  ключевое условие  для  пробуждения  нового духовного  человека – прохождение точки  окончательной  и  безвозвратной  смерти  эгоизма  и  всего ветхого существа после  чего ветхая  основа  уже  не  может  быть восстановлена и возвращена, как  форма  души.

Это и есть  закрепление  состояния  непадательности, которое  открывается, как  ты  уже  знаешь,  на  14-м  слое  осознания. Вот  почему невозможно войти в Логос, не пройдя  через  точку  окончательной смерти ветхого эго существа  и не изъяв из духовного сердца «занозы» и «жучка»  эгоизма, а  сделать  это можно только достигнув 13-го слоя осознания.

Поэтому я  вынужден  был  открыть твоё  духовное  сердце  и  причинить тебе  эту  боль.  Эта  боль  очень  подобна  той  боли, которую испытывают  все  женщины при родах,  а  позже,   когда  младенец  выходит  из  чрева  на  свет,  они испытывают  неземную  радость  и  блаженство,  которое полностью  перекрывает  эту  боль и страдание. Вот как  об  этом  сказал тот  же  Макарий:

«И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям,  а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир».

– А в  церковной  традиции постриг  также предполагает открытие  духовного сердца ?

– В церковной  традиции уже давно нет тех благодатных, кто бы достиг вершины  пирамиды духовного осознания  и был  бы способен  открывать  намерением  духовные сердца  постригаемых, поэтому там  имеет  место театрализованный  ритуал, который больше  воздействует на  рацио и  мирской ум,  приводя  их  в  благоговение. Это  и есть кредит  духовного  доверия церкви  в  надежде, что инок  сам  однажды  доберётся до своего духовного сердца.

Я тебе   уже  говорил, что священнобезумие  в современной  церкви под запретом  и  вся  работа  ведётся  с  нравственным  разумом  и мирским умом, а не  духовным  умом.  Таинство  изъятия  «занозы»  эгоизма  и  знакомство  с  собственной  смертью  было  уделом  только отцов – пустынников  первых веков.  Для  современного  монашества  прохождение собственной  смерти –  это  полное  безумие  и сумасшествие, которого  церковь  позволить  себе  уже  не может.

Но правило отцов говорит о том, что без  окончательного умерщвления  эгоизма  невозможно выйти из  формы  ветхого  эго  человека и войти  в  форму  нового. Этим в действительности  вера  совершенная  и  отличается от массового  обрядоверия. Распятый по правую руку  разбойник обрёл спасение не  только  потому, что  успел  раскаяться за  минуту  до  смерти, но и  потому,  что не  убоялся  смерти  и  изъявил намерение идти  и  быть со Христом до конца.

Повторяю,  только вера совершенная предполагает  окончательную  смерть эгоизма,   обрядоверие  этого  не предполагает.  Смерть  эго  – это  и  есть  главное  условие для символичного прыжка  ума из духовного сердца в  бездну  Логоса  для  раскрытия  духовных  крыльев.  На  уровне  духа и сердца  ты  фактически уже принял  это  решение, а  на  уровне  мирского  ума  ещё  нет.

–  Отче,  неужели  без   этой  потери  эго  и  боли  нельзя  никак  обойтись ?

–  Просто  невозможно.  Устои  эгоизма  в  сознании  человека  должны  быть  сокрушены  окончательно  и  безвозвратно  –  это  священное  правило  не  подлежащее сомнению.   Только  после  отсечения  этой  питающей  жилы  и  переживания  этой  болезненной   потери  человеческому  рацио  уже  не  за   что  будет  цепляться  для  восстановления  своей  прежней  власти  над  умом  и  душой.

«Эгоизм  должен быть  разрушен»  – говорил  Феофан Затворник. Только при  этом  условии  ум  сердца  и  дух  могут  взять  бразды  правления  в  свои  руки, а  новый духовный  человек  начать  развиваться,   иного пути  достижения  духовного совершенства  по  учению  отцов  я  не  знаю.

– Но как же человек  сможет  обходиться без своего эго и рацио в  современном  мире, где  всё сплошь подчинено рационализму  и прагматизму,  отче?  Как  можно  зарабатывать  деньги, обеспечивать  семью,  решать все  вопросы с  людьми и  защищать  свои права без  рационального мышления и элементарного прагматизма ? – возмутился  молодой  монах. – Быть  безумцем не  от мира  сего – это же  верный  путь в  психушку, куда  мы с  тобой  ездили к  монаху Алексею,   царствие ему  небесное.

– Не  горячись,  в  твоих  словах  есть  резон,  но  нет  духовного знания.  Ты просто не  знаешь  о  великой  тайне  очищения  духовного сердца  от  «занозы»  эгоизма.  Я  тебе  говорил, что  после родов  женщина испытывает  радость,  точно  так же и сердце,  освобождаясь  от остатков  эгоизма  испытывает  радость  открытия  следующего 15-го слоя духовного  сознания.

Этот слой есть совершенство и дар духовного рассуждения, как  середины  духовного ума  и  это 29-я  ступень  духовной  лествицы  Иоанна  на  которой происходит  великое  таинство и  чудо,  о котором  знают  только  духовные  альпинисты  и  практики  исихазма,  но  не  знает абсолютное большинство православного духовенства.

–  И  что же происходит с умом на 15-м  слое ?

–  Происходит великое чудо  полного  восстановления  ума  и  обретения им утраченной ранее целостности. Два  низших  и  разделённых  ранее ума – телесный  и  душевный  соединяются в  одно  целое.  Проще  говоря,  на 15-м  слое  ум  снова  интегрируется и  возвращает  себе  потерянную  при  отречении  и  в момент смерти эго рациональную основу.  Только  эта рациональная основа  уже  перестаёт  быть  эгоистичной,  зверской и  хищной, какой  она  была под  управлением  самости и  эгоизма.

На 15-м слое эта рациональная основа становится  уже духовной и  в  высшей степени  осознанной.  Весь прагматизм человека становится при  этом  нравственным и  духовным, а не эгоистичным, поскольку эго, как  основы  самости, больше  нет.  Проще  говоря,  прошедший  через  точку  символичной  смерти  ум снова восстанавливается в полном объёме и осознанность человека ни в коей мере не страдает,  но  становится совершенно  иной  – духовной  осознанностью, которая  подобно  уму Христову  одинаково свободно чувствует  себя в  двух мирах – и в мире материи  и в  мире  духа.

– Это и есть  высший  духовный  ум  по  учению  отцов ? – переспросил  монах.

– Да,  освобождённый  от  эго и восстановивший  свою духовную половину – это  самый  благодатный  вид  ума  и  это  награда духовному воину и схимнику за годы  подвига. Духовный  ум –  это  и есть  победа  над  смертью,  поскольку  такой ум  бессмертен, как  и Логос,  и  обладает удивительной  распознающей  и проникающей  способностью  понимать все  тайны  и мира  сего  и  мира духовного одновременно.

Особенностью этого духовного ума  15-го слоя осознания  является  то, что он уже  утверждён в Боге  и Логосе,  а потому  ничего не  делает  только  для  себя, как делает  любой  рациональный  рассудок  и  нравственный  разум.  Духовный  ум  – это ум  совершенно безстрастный, который обладает высшей  соразмерностью  и всё  делает  по  закону Логоса, как закона  высшей  гармонии  и справедливости, поскольку  такой  ум  в  полной мере является представителем Бога  и Логоса  на  земле.

Вот почему  подлинно  духовный  человек,  достигающий 15-го слоя  осознания,  не становится в мире  изгоем,  глупцом  или  безумцем – фанатиком,  хотя  на  7-м  или  8-м  слое  может  им  быть,  а  становится  носителем  Логоса  и  высшей  духовной  мудрости  и  осознанности, а  потому  везде  и всегда  является  неформальным  центром  правды,  истины и  духовного притяжения.

Такому  человеку становятся доступны сразу  все  три типа ума  одновременно –  рациональный ум  телесного уровня, нравственно-религиозный  разум душевного уровня  и  высший сущностный ум духовного уровня, соответствующие 3-му слою, 9-му  и 15-му.

При  этом фокус  его сознания может  свободно перемещаться по  всему спектру  всех  уровней  пирамиды осознанности с  1-го по 15-й слой  и ещё  выше.  Вот  почему любые жизненные проблемы  духовный  человек  может  решать  так же  успешно, как и все люди. Трудности адаптации  в  миру – это  удел не  духовного, а  только душевного ума 7-го и 8-го слоёв.

Имея  духовный ум, человек  может довольствоваться самым малым и  не страдать от  этого.  Можно сказать, что такой  человек  выполнил свою высшую задачу  и  предназначение  и  соединил воедино две  ранее разрозненных  части сознания – Рацио и Логос в  один ум. Это вершина человеческого совершенства  по  учению  отцов  и сакральный  смысл  звезды Давида.

– А разве  такие  умы  есть сегодня  на  земле ?

– Они  были всегда, есть и всегда  будут. Просто повседневный человеческий  разум не  обладает той  разрешающей  способностью, чтобы  такой  тип  ума  обнаружить  и  распознать, а  потому  носители такого  духовного  ума просто невидимы  для  мира  и основной массы  людей,  точно их не  существует. 

– И  что  мне  теперь  со всем  этим  знанием  делать,  отче ? – спросил  молодой монах,  опустив  голову.

– Следовать  указанию  Духа –  принимать великую  схиму, как единственный для  тебя путь, что же  ещё,  – ответил  старец.  – Твоя  проблема  на  самом  деле  проста  и состоит  только в  том,  чтобы  окончательно  обуздать твоё  мощное  рацио,  как противоположность Логоса.

Твоё  сердце  уже давно приняло  великую  схиму  по принципу прямого духовного  ведения,  а твой  мирской  рассудок  её  ещё  не  принял  и  продолжает  отчаянно сопротивляться  по принципу  защиты  эгоизма  и  рационального  невежества. Поэтому я вынужден  повторить  свой  вопрос – готов  ли  ты,  к принятию великой схимы ? 

Старец  посмотрел в  глаза  молодого монаха  и  тот увидел  как в  них  вспыхнул уже  знакомый внутренний  свет, который  не  пугал,  а  скорее  завораживал и гипнотизировал  своей неизъяснимой  силой.

– Сейчас  ты станешь  свидетелем  величия  Духа  и силы  духовного намерения, –  произнёс старец и  положил  руку на  голову монаха.  Ещё  одна  волна неземной  теплоты прошла от макушки  до самых ступней и в  следующий  момент  молодой монах обнаружил  себя в  том  самом  утреннем  сне,  стоящим  перед  священником.

Всё  было настолько реалистично  и правдоподобно, что это захватывало  дух. Точно  в  дежавю  молодой  монах  повторил  слово  в слово то, что  говорил человек в  утреннем  сне:

–  Да, отче,  желаю и  отрекаюсь от мира и всего  того что в мире во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

– Аминь, –  произнёс старец в  священническом  облачении после  чего  взял в  руки  ритуальные ножницы  и  в  точности  повторил  весь  тот  обряд  троекратного  отрезания  по  пряди волос, который  молодой  монах  видел во сне.  Что  будет  дальше  монаху   было  уже  известно.

– Облачись же,  брате,   в куколь  беззлобия  и  шлем спасительнаго упования,  –  произнёс старец. – Отныне нарицаешися  именем  Иоанн  и  с  ним  же  отойти  будеши  ко Господу.  Аминь.

Священник  положил  руку на  голову монаха и  тот снова  обнаружил  себя  на  диване  в комнате старца.

–  Что  это  было со  мной  только что,  отче,  я  был  снова  в  своём  утреннем  сне,  ты  меня  что  загипнотизировал ?  – переспросил молодой  монах.

– Это  было  маленькое  духовное  чудо,  – тихо  ответил  старец. – Ты  был  свидетелем действия самой  великой  силы  во  вселенной –  силы  духовного  намерения, которая способна проникать  куда   угодно,  даже в сон.  Я  вошёл своим  духовным  намерением в  твой сон  и повторил  для  тебя  то, чего  ты  так  сильно  хотел – чтобы  обряд  твоего пострига  был церковным  и соответствовал чину, ведь именно  этого так  хотел  твой разум.

– Но  как  это  вообще  возможно ? – переспросил  молодой монах.

–  Для  духовного намерения  возможно ещё  и не  такое,  –  с  улыбкой ответил  старец.  – С сего  дня  ты  схимник,  брат  Иоанн,  и  сам Дух  был  свидетелем  этого.  В  традиции  тайной схимы  облачения  не  требуется,  ибо  оно  внутри, но  если  оно  тебя  интересует, могу предложить  примерить  на  себя  аналав  и  куколь  моего учителя.

Старец   указал  рукой  на  большой  старый  шкаф, стоявший  в  углу  комнаты.

– И  это всё ? – с  удивлением переспросил  молодой  монах.

– Всё,  а  что  ты  ещё  хотел – помпезного  театрализованного представления  с  песнопениями ?  Я же  тебе сразу сказал, что  всё  будет  настолько  просто  и естественно, что ты  даже  вообразить себе этого не  сможешь.

                *  *  *

Подвижникам наших дней, следующим традиции отцов – пустынников, посвящается…