Над темной водой

Лена Мюрат
РЕТРО ВТРОЕМ.
Снятый в начале девяностых, в эпоху " чернушного" , перестроечного кино, этот фильм для меня ,что называется, прошел проверку временем, и стоит особняком. Более того, с годами, как это часто случается, вся муть восприятия осела, оставив лишь чистый абсолют, а по прошествии времени появился даже некий дополнительный подтекст.Мы привыкли к навязанному нам чередой похожих друг на друга фильмов ( под условным названием " июльский дождь", ибо он как никакой другой является для меня олицетворением этой череды, со всеми присущими ей приметами и чертами ) к стереотипному, порой излишне романтизированному образу поколения " "шестидесятников". А в фильме " Над темной водой" никакой романтизации нет. От слова совсем .Более того, Дмитрий Месхиев в своей картине развенчивает представление об этом поколении , как об идеальном, с точки зрения нынешних ностальгирующих по "оттепельным" временам, любителям " Июльского дождя" и Грушинского фестиваля. Герои здесь - какие-то " неправильные" шестидесятники", со всеми их пороками и прекрасными страстями. Они пьют, распутничают, снова пьют , и даже кончают с собой...Страдая от несчастной любви и несовершенства системы, как, впрочем, во все времена. И все это не под музыку Визбора, не в идиллических картинках " умытой Москвы", а под выматывающую душу " Воробьиную ораторию " Курехина, на сером фоне Ростральных колонн стрелки Васильевского острова, чьи гигантские силуэты замерли над " темной водой ", в отражении холодной Невы...Как там было у Бродского, в " Любовной песни Иванова": " Река бежит у ног моих , зараза. Я мысленно ей говорю : бежи. В глазу - слеза. Но вижу краем глаза Литейный мост и силуэт баржи. Моя невеста полюбила друга"...
Это уже совсем другая история, но ведь тоже душераздирающая, и тоже оттуда, родом из Ленинграда "шестидесятых".

P.S.Немного личного- некоторые эпизоды фильма снимались в интерьерах комнат ленинградской " заброшки"- печально известного на Петроградской стороне , давно расселенного Дома " Басевича ", что на Пушкарской улице, 7, (который и ныне стоит, превратившись почти в руины), где прошли лучшие дни моего детства и юности.