А.Г. Варнек. Портрет губернатора Карла Ивановича Баумгартена. Х.м. 66,4х55. Конец 1815 – начало 1816 гг. (датировка автора миниатюры). Государственный музей-заповедник «Павловск». МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ данного портрета многие годы было неизвестным, и лишь сравнительно недавно он «появился» в интернете. Предлагаемая миниатюра начинается с биографии Баумгартена, после чего речь пойдет о его портрете.
Баумгартен Карл Иванович (07.02.1768 – 26.06.1831), генерал-майор с 1810 года, происходил из эстляндских дворян. Поступив на воинскую службу, был в 1804 году произведен в полковники и стал командиром Муромского мушкетерского полка. Принимал участие в боевых действиях русско-турецкой войны 1806-1812 годов. С 1807 по 1812 гг. был шефом Крымского мушкетерского полка, превратившегося в начале 1811 года в Крымский пехотный полк.
Произведенный в генерал-майоры, Баумгартен стал градоначальником Тарнополя (старое название Тернополя). А 23 марта 1816 года он был определён в статскую службу с переименованием в действительные статские советники и назначен губернатором Костромской губернии.
Подробную статью о губернаторстве Баумгартена в Костроме опубликовал в ХРОНОСЕ историк Вячеслав Борисович Румянцев. Привожу ниже выдержки из данной статьи.
«В период правления К.И. Баумгартена, в Костроме в 1816-1826 гг. развернулось широкое строительство. Так в 1817–1818 гг. архитектор Н.И. Метлин перестроил губернаторский дом. С 1819 по 1822 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова были возведены овощные ряды. А в 1820-1822 гг. вместо деревянного архиерейского дома архитектор Метлин построил каменное здание, выдержанное в классическом стиле и украсившее архитектурный комплекс Ипатьевского монастыря. В центре Костромы был построен жилой дом отставного генерала С.С.Борщова, ставшего влиятельной фигурой в губернии в период губернаторства Баумгартена.
В 1823 году приехавший в Кострому новый губернский архитектор П.И. Фурсов оформил подъем с пристаней на Молочную гору парадным въездом – Московской заставой, после чего ему было заказано строительство здания для созданной по инициативе губернатора пожарной команды. Строительство это продолжалось с 1823 по 1827 гг., благодаря чему центр Костромы до сих пор украшает здание пожарной каланчи. В итоге в период правления К.И. Баумгартена и при его содействии центр Костромы обрел свой неповторимый облик, сохраняемый по сей день.
Однако обширное строительство стало удобной ареной бесконтрольного казнокрадства. Доходы чиновников умножались, кроме того, самым беззастенчивым стало взяточничество. В результате К.И. Баумгартен стал заложником коррупционной системы, созданной еще предыдущим губернатором, а Костромская губерния подпала под ревизию. Ее итогом стало отрешение от должностей и предание суду более 100 чиновников. А в ноябре 1827 года был отправлен в отставку и сам губернатор, получивший незадолго до отставки титул тайного советника. Свои полномочия он передал действительному статскому советнику Якову Фёдоровичу фон Ганскау (1786-1841).
Сам же Баумгартен уехал в Петербург и он плакал, прощаясь. Все жалели его нелицемерно, не входя, каков он как губернатор, но для общества, как хозяин своего дома, он был человеком прекрасным, обходительным и ласковым. Многие провожали его до первой станции, а некоторые даже до Ярославля».
Проживая в Петербуге, Баумгартен в 1831 году был причислен к Министерству внутренних дел с назначением членом Комитета по борьбе с холерой. Умер он 26 июня 1831 года в Санкт-Петербурге от холеры в возрасте 63 лет. Похоронен он был на холерном кладбище по линии царско-сельской железной дороги, на 4-й версте (см. «Петербургский Некрополь»)
При жизни Баумгартен был награжден орденами Святого Георгия 4-го класса (26 ноября 1804 года), Святого Владимира 2-й степени и Святой Анны 1-й степени.
Был дважды женат: первым браком на Франсуазе Рот, от которой имел сыновей Аполлона (1812-1865) и Александра (1815-1883); вторым браком на Теофиле Серафине Рот (? -1837), от которой имел пятерых детей: Евгений (1817-1880), София (1818-1840), Иоганн Вильгельм (1821-1848), Аделаида Каролина (1828- ?) и Валерьян (1829-1862).
Портрет губернатора, исполненный Александром Григорьевичем Варнеком (1782-1843), является достоянием Государственного музея-заповедника «Павловск».
Поговорим теперь о данном портрете. Информация о нем впервые появилась в статье художественного критика П.П. Каменского, посетившего в 1839 году художника А.Г. Варнека и опубликовавшего Список его 97-ми работ (в основном портретов), надиктованный ему самим художником [1]. Перечисляя портреты, Варнек, к сожалению, не сообщал даты их исполнения, но называл места их нахождения, которые он знал. В своем интервью художник, дойдя до портрета Баумгартена, объединил его с очередным портретом, и вот как выглядит строка о данных портретах в опубликованном списке:
«портреты губернатора Баумгартена и гусарского ротмистра Шредера, поясные, находятся у них».
Здесь я должен заметить, что художник, сообщивший Каменскому эту информацию, допустил ошибку, касающуюся портрета Баумгартена: данный портрет в 1839 году никак не мог находиться у бывшего губернатора, поскольку его уже давно не было в живых. И, конечно же, портрет на самом деле находился в это время у наследников, сохранивших его для последующих поколений.
В настоящее время к портрету Баумгатена остается лишь один вопрос, касающийся его датировки. При этом странным кажется то, что в Списке произведений А.Г. Варнека, приведенном в монографии В.С. Турчина [2], дата исполнения данного портрета обозначена словами «После 1816 г.». Действительно, после 23 марта 1816 года Баумгартен стал гражданским человеком, действительным статским советником и отбыл из Петербурга в Кострому. При этом интервал времени, когда портрет Баумгартена в генеральском мундире при орденах художник А.Г. Варнек мог бы выполнить, ограничивается всего лишь концом 1815 – началом 1816 гг.
Знакомство с ежегодными сведениями о портретах А.Г. Варнека, выполненных им в 1810-1815 гг. [3], не противоречит такой датировке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 122.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
12.07.2022.