Создание Новокузнецкой агломерации кто не успеет,

Лев Агни
Создание Новокузнецкой агломерации: кто не успеет, тот опоздает

Поскольку идея развития Новокузнецка и Новокузнецкой агломерации так и не нашла отклика, а дело не сдвинулась с мертвой точки за время, прошедшее после того, как были выдвинуты конструктивные предложения ), то понятно, что сейчас мы уже упускаем шанс успеть к 2018 году, получив какой-никакой денежный транш к 400-летию Кузнецка, часть полученных средств вложить в разработку глобальных проектов. А именно: в стратегию, которая должна сосредоточиться на выборе тех отраслей, которые следует создавать и развивать на юге Кузбасса.

Надеюсь, что эта очередная публикация на тему развития Новокузнецкой агломерации не станет еще одним "выстрелом" в пустоту: безынициативность и безыдейность городских властей, их узколобие, если хотите, нежелание вникать в инициативы горожан поражает и настораживает. Вновь и вновь приходится повторять, что все наши крупнейшие города-соседи озабочены созданием концепций развития городских агломераций – к примеру, Томск, Новосибирск, Красноярск, Барнаул. И только крупнейшие города Кузбасса – этого пока еще сравнительно богатого региона со своей сырьевой экономикой, застрявший в 20-30-х годах прошлого века, — выпадают из списка. А ведь мир, если рассматривать проблему глобальнее, уже на целое столетие ушел вперед…

Думается, прежде всего, следует поменять мышление: следует перестать видеть в Кузбассе сырьевой регион, который можно безжалостно эксплуатировать и не вкладываться в него, не заниматься рекультивацией земель, не развивать территории, не модернизировать производство, не… Словом, желательно мыслить, как модно нынче говорить, инновационно. Ведь следует создавать те производства, которые в последующем, после реализации проектов, могли бы стать рентабельны, учитывая условия географического местоположения региона. Но в то же время "Агломерация, особенно с центром в крупном городе, не должна развиваться стихийно и изолированно от остального пространства".

Вновь вынужден повторяться:

— при выработке стратегии развития, прежде всего, следует обратить внимание на инфраструктуру и транспортный каркас (здесь же следует урегулировать и территориальные вопросы между Новокузнецком и Новокузнецким районом);

— важно решить вопрос с подсчетом «зеленых зон» в городе Новокузнецке и их правовым статусом (сюда же следует отнести проблему так называемых «рекреационных зон»);

— необходимо уделить внимание проблеме, связанной с юридически неоформленной «исторической зоной» Старокузнецка, с сохранением историко-культурного наследия как самого Новокузнецка так и других агломерационных территорий.

Вышеприведенные предложения можно сгруппировать в следующие составляющие проекта развития Новокузнецкой агломерации:

— выработка стратегии и определение тех отраслей, которые следует внедрять или модернизировать и развивать;

— исходя из первого пункта, следует спроектировать и соответствующий «транспортный каркас» (для Новокузнецка это очень актуальный вопрос);

— часть денежных поступлений, направленных на празднование 400-летия Кузнецка, можно было бы использовать по принципу «стартового капитала» при разработке стратегических проектов;

— при наличии конкретного проекта развития агломерации легче заинтересовать федеральный центр в финансовой поддержке;

— особым пунктом следует выделить несколько вопросов по поводу городского ландшафта, историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия.

Все это должно учитываться и разрабатываться в комплексе. Стратегией и проработкой конкретных вопросов следует заниматься непосредственно в проектных и исследовательских бюро. Тем более, примеры такого рода есть: в ноябре 2013 года немецкие компании презентовали мастер-проект по развитию агломерации городов Пермского края (инвестировано около 3 млн. долларов). Неужели на проект развития Новокузнецкой агломерации не найдется таких средств, учитывая, что регион стоит на грани экономической и социальной катастрофы?

Дело развития Новокузнецкой (или иначе – Южнокузбасской) агломерации – забота не только Новокузнецка, но и всех входящих в пока еще аморфного вида агломерацию городских муниципалитетов с прилегающими к ним территориями. Но именно наш город как самый крупный и экономически развитый в регионе может в данном предприятии стать «паровозом» — тем локомотивом, способным сдвинуть груз накопившихся проблем с мертвой точки, потянуть всю территорию южного Кузбасса в новом направлении. Новокузнецк как административно-территориальная единица способен стать мозговым центром, где должна вынашиваться идея концепции развития Новокузнецка и всех сопредельных территорий; именно в нем должны начать предприниматься какие-то действия, шаги в направлении согласования проекта по разработке концепции агломерационного развития между муниципалитетами.

В данном материале намечен только план общей стратегии и некоторые узловые моменты, на которые следует обратить пристальное внимание. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Хотя и понятно, что прежде чем делать, следует очень хорошо подумать, семь раз отмерить и только потом отрезать.

Кстати. Совсем недавно директор департамента стратегического развития и госполитики в сфере территориального планирования Минрегиона Елена Чугуевская заявила о подготовке «дорожной карты» развития российских городских агломераций. В перспективе на основе «дорожной карты» — выработка госпрограммы по поддержке городских агломераций. То есть, государство уже вплотную занято данной проблемой.

Опубликовано на сайте газеты "Кузнецкий рабочий" 24 февраля 2014