При королях художники служат, при дельцах воюют с

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


При королях художники служат, при дельцах – развлекают и воюют с реалистами.


Наступление на реализм


После Крымской войны и Всемирной выставки изящного искусства 1855 г. вкусы публики и коллекционеров стали заметно меняться. Буржуазия требовала "чистого искусства", чистого от грязи бытия большинства населения Франции, очищенного от крови французского "пушечного мяса", выбрасываемого буржуазией сотнями тысяч мужчин на чужие земли.

Когда неожиданно в галантное аристократическое высокое искусство, как черти из табакерки, выскочили реалисты Курбе и Милле, со своими картинами, на которых главными героями становились простые труженики и то общество, в котором их беспощадно эксплуатируют паразитические классы и сословия - буржуа, банкиры, купцы, коррумпированное чиновничество, за счёт которого жируют землевладельцы, спекулянты, аристократия и мошенники всех мастей. Все эти паразиты-эксплуататоры  мгновенно объединились и выпустили на них, художников-реалистов, свору приплаченных критиков: "пуделей" (лояльных режиму критиков) и "волкодавов" (нанятых и проплаченных правительством критиканов).

Охранители официального искусства принялись осуждать, насмехаться, развенчивать новый художественный метод новаторов, пытавшихся проломить иллюзорную стену, отделяющую реальную жизнь паразитических сословий от народа – от пролетариата и крестьянства.

Наступление на реализмля своего существования, кроющуюся в реалистическом искусстве, корпорации аристократов, буржуа, банкиров, духовенства потребовали от правительства принять серию охранительных мер, чтобы спасти академическое искусство и ограничить распространение реализма и натурализма в искусстве и литературе объединённой армией правительственных чиновников и академиков. Все искусственно созданные красоты – помпезная слащавая до приторности помпейская живопись с идеальными красотками в стиле "ню", идеализированный образ Наполеона в разных позах на жеребцах и на троне, статуэтки императора Наполеона III и императрицы Евгении из гипса, бронзы, на медалях, их коронации; а также парки с фонтанами и оранжереями, фонтанами и скульптурными голенькими девушками на здании Оперного театра и расставленными на аллеях парков; многоэтажные дворцы банкиров и промышленников, – все это ласкало их взор, возвышало их над плебсом.

Чтобы вырывать инициативу из рук "мертвецов-академиков, лежащих шлагбаумами поперек дороги", как говаривал русский выдающийся критик, А.А. Стасов, реалисты, а затем и импрессионисты в целях самообороны начинают объединяться, открывать выставки "независимых" и создавать свои творческие союзы. И не только во Франции, но и в России, и других европейских государствах.

Реализм Г. Курбе и его сподвижников, вошел в явное противоречие со вкусами буржуазии, помешавшиеся, как писал в своих романах великий Бальзак, на золоте,  и спекуляциях. Племя нуворишей настойчиво навязывало обществу свои мещанские вкусы, и основная масса художников бросилась угождать им, получая хорошо оплачиваемы заказы уже не от правительства, а от новоиспеченных хозяев жизни. При королях художники служат, при дельцах – развлекают. Именно в этом заключалась одна из главных причин отказа от Крымского проекта.



Смелые реформы


Во французской культуре начали проводиться довольно смелые реформы. В 1857 г. неожиданно Эжена Делакруа и советников по культуре – принца Наполеона и А. Фульда – избирают в академики. Салоны решают проводить не раз в два года, как прежде, а ежегодно; и не в Лувре, затем в дворце Тюилери и в Палэ Рояль, а с 1855 года – во Дворце промышленности. Только с 1864 г. награждения деятелей искусства проводились в Лувре.[56] Художникам, выставляющим картины в Салоне, позволили избирать своих представителей в члены жюри.

На первое место по популярности выходит Г. Курбе, и официальные круги вынуждены признать за реализмом право на существование. Вскоре реализм был официально признан одной из ведущих художественных школ в искусстве. Бытовой жанр опередил исторический.

Буржуазия требовала от художников современного героя, сюжетов из материальной жизни, которую она довольно успешно перестраивала на капиталистический лад. Батальные сцены и картины, проставлявшие императора и правительство, буржуазия не желала покупать. Она вела тихую войну с классицизмом, обновляя его помпейскими сюжетами. Бугеро и другие помпейцы-академики неплохо зарабатывали на этом жанре.



Ньёверкерк


В Салон в 1863 г. жюри во главе с Ньёверкерком не пропустило 70 процентов картин, представленных на выставку. Художники, которым было отказано, возмутились и взбунтовались. Дело дошло до императора. Тот распорядился выставить их картины отдельно в другом конце дворца. Кроме того, часть отказников по примеру Г. Курбе открыли свою выставку "отверженных" в здании, расположенном неподалеку от Дворца.

Правительство поддерживало тех художников, которые прославляли правящий режим; тех художников, которые получили признание в годы правления Луи Филиппа, и тех, кто работал на авторитет церкви. Школу изящных искусств при Академии переподчинили правительству. Оно формировало преподавательский состав и администрацию школы. Академия перестала представлять интересы всей художественной общественности. Набирала популярность жанровая живопись Мейсонье, Жерома и Кабанеля. Их избрали в академики. Бонапартистская командная система продолжала развиваться.

В 1864 г. жюри во главе с Ньёверкерком не пропустило только 30 процентов картин. В следующем году состав жюри поменяли: в него стали избирать только художников, получавших награды на прежних Салонах. Однако от перемены "мест слагаемых" мало что изменилось в работе жюри и его бессменного президента Ньёверкерка.



Матильда


Его флирт с принцессой Матильдой продолжался. Принц Наполеон назначает Ньёверкерка главой французской комиссии, командированной на британскую Всемирную выставку 1862 года. Однако в 1865 г. из-за политических разногласий император неожиданно отправляет Принца в отставку. К этому времени брат императора утрачивает интерес к помпейскому искусству и в следующем году распродает свою коллекцию помпейских картин.

После смерти де Морни всеми делами культурной жизни стал заведовать Ньёверкерк. Его звезда по-прежнему светилась на горизонте. Матильда уговорила брата назначить его сенатором. Однако пресса все чаще стала сообщать о фактах самоуправства и самодурства с его стороны: то о том, что Лувр приобретает картины невысокого качества и правительство платит высокие гонорары "своим", далеко не самым талантливым художникам; то о том, что сокровища Лувра порой вывозятся для украшения приемов, проводимых в императорском дворце, и т.д.

Появились сплетни о новых любовных похождениях Ньёверкерка. В 1869 г. обиженная непостоянством своего "бобра" Матильда рвет с ним отношения. Вскоре смотрителя императорских музеев и галерей снимают со всех должностей. Звезда его закатывается. В следующем году он подает в отставку и уезжает в Италию, где и проживает до конца жизни...

Борьба с всевластием академий искусств в культуре происходили не только разных странах Европы. В 1850-е годы в Англии против диктата и условностей Королевской академии выступили прерафаэлиты. Их поддержал крупнейший английский искусствовед Джон Рёскин (1819-1900). Во Франции против диктата Академии изящных искусств выступили реалисты во главе с Г. Курбе  и чуть позже импрессионисты с их красочными пикниками, цветистыми, наполненными светом и воздухом пейзажам и картинками из жизни среднего класса с дамами, детьми, собачками и кошечками. Их поддержал один из крупнейших французских писателей Виктор Гюго.


Гюстав Курбе - родоначальник критического реализма


Только очень наивный чиновник мог ожидать от Г. Курбе после его реалистических картин "Похороны в Орнане" и "Каменотесы" прославления милитаризма. Всю свою жизнь и творчество он, как и любой другой гениальный художник кисти или пера, строил на принципе независимости от каких-либо авторитетов. Как Бальзак и Гюго. Как Маркс и Энгельс. Как Толстой и Достоевский в русской культуре.

В сентябре 1870 г. художники избрали Курбе президентом своей Федерации, а спустя несколько месяцев он открыто перешел на сторону парижских коммунаров. Те избрали его депутатом от народа и назначили его хранителем памятников. Он блестяще справился с порученным ему делу. Спас многие памятники от разрушение. Исключением стала Вондомскую колонна, символ "бонапартизма". Коммунары разрушили и убрали ее с площади, на которой она была воздвигнута по единодушному решению буржуазии и аристократии.


 Г. Курбе   Автопортрет 

Корпорации денежных воротил, потомственной аристократии, новой буржуазии, католического духовенства, лицемерно болтающих о "свободе, равенстве и братстве", и сплотившиеся в единый антинародной ядовитый клубок за время правления Наполеона малого, не могли простить крупнейшему реалисту Европы его "коммунарства". В 1873 г. Народное (!!) собрание признало разрушение колонны "глумлением над историческим памятником" и обязало буржуазное правительство восстановить ее на средства господина Курбе. Он был арестован. После выхода из тюрьмы он перебрался в Швейцарию. Его имущество было описано и распродано. Великий реалист остался без средств существования. Вот вам и вся буржуазная свобода!!

Вместе с осуждением и расправой с Г. Курбе правящие круги буржуазии начали широкое наступление на реализм на всех фронтах – в литературе и искусстве, приказав своей идеологической прислуге, угодливым газетчикам и спецслужбам заменять его символизмами, авангардизмами, модернизмами всех мастей. Сегодня "измов" уже миллион!!

Критический реализм продолжал успешно развиваться только в России. После 1917 г. социалистический реализм нанес буржуазной культуре смертельный удар, от которого она не оправится уже никогда. Такова диалектика жизни. Поэтому вплоть до наших дней не затухает страшный вой газетной челяди и модернистов всех мастей против критического и социалистического реализма.

Великий реалист Г. Курбе до сих пор вызывает ненависть в самых реакционных кругах империалистических держав. После Второй мировой войны в годы антикоммунистической истории в США, организованной Трумэном и Маккарти, великие художники Курбе и Гойя были объявлены "коммунистами".
По своему невежеству не включили они... Верещагина. Вот ведь как крепко искусство связано с правдой пролетариата о классовой борьбе, если даже спустя более сотни лет буржуазные идеологи не могут простить живописцам их антивоенные (Гойя, в начале 19-го столетия) и пролетарские (Курбе, во второй половине того же века) умонастроения!

Если прерафаэлиты бежали от современности в средневековье – к рыцарям короля Артура, их невестам, и к сказочным феям, то "помпеисты" и "неогреки"– к римским и греческим красавицам. Те и другие удивляли любителей салонного искусства виртуозной имитацией натуры, внешней ремесленно-технической виртуозностью исполнения, мифическими и бутафорно-историческими сюжетами. Возрождает этот жанр в наши дни в интернете группа наемников от искусства, открывших специально для этой цели сайт.

Это была ложноклассические тенденции развития высшего искусства для буржуазии. Однако этот жанр был настолько популярен одно время, что помпеист Мейссонье выстроил себе дворец с мраморными лестницами и скамьями, чтобы не выходя из дома рисовать римских красавиц.