Мир предоставлен нам только через конкретное «Я».
Для объекта реальности (предмет, ситуация, эксперимент и т. д.) необходим хотя бы один наблюдатель, относительно которого этот объект является таковым.
Всё, что предстоит перед нами, существует благодаря апелляции к Богу. В этом заключена основная мысль Творения. Бытие же апеллирует к человечеству. Соприкосновение этих двух сфер - опыта и Бытия - порождает ощущаемое конкретным человеком в конкретном место-времени.
Существование объектов - застывшее время их длительности.
Существующий объект – это твёрдость в потоке Бытия. Предикат «существовать» - податлив и текуч; объекты существуют, если они погружены в этот нескончаемый поток.
Где-то весело, где-то горит свет на кухне. Кто-то смотрит телевизор, изредка попивая водочку с пивком. Но здесь, вблизи моих рук пред глазами реальность иная, в ней нет тех других, живущих где-то там за углом или в другом городе. Люди-то большей частью абстрактны (абстракты - термин, чем-то напоминающий кастратов). Те, что вблизи – они есть и их можно даже увидеть через стеклянный стакан с водкой. И на столе есть ещё тоскующие по мне солёненькие огурчики, вилка, уставшая меня ждать. Реальностей в мире много, очень много. С каждым предметом наличествует своя реальность, в которой он в центре всего и везде. Однопредметные миры. У них есть внутреннее содержание и бесчисленное количество внешних к нему примыканий.
Существование сродни истошному крику, который ещё только предстоит понять – «Что это было, крик о помощи или просто кто-то подавился куриной косточкой?» Нам кажется, что на этой стадии развития науки точно знаем, что такое существование, как оно элементарно просто и ненавязчиво примитивно. Но стоит только копнуть поглубже, где больше всего не ждёшь, и оказывается, что именно здесь заканчивается наука, и начинается повседневная жизнь человека, который вечером приходит с работы домой отдохнуть и поесть, и ему нет никакого дела до самых последних достижений науки. Его больше всего интересует другое – что там осталось в холодильнике после вчерашней вечерней попойки, остался ли там ещё омлет или грудинка. Существует ли для него что-нибудь вкусное в холодильнике или нет? А если не существует – то надо идти в магазин, а денег-то нет, вчера пропили всё усердно. Вот где по-настоящему возникают вопросы существования и бытия. Вот что самое главное в жизни человека – это вопросы существования, вот в эту минуту, вот в этом месте и в этом окружении.
Тот математик, который разрабатывает много лет теорию струн, придёт домой, а дома у него разлад. Он неожиданно для себя, слишком увлёкшись многомерными дифференциальными пространствами в теории струн, и не заметил, как жена-то его изменяет, и уже давно, и как это ни обидно звучит – с электриком, который как-то приходил, когда его не было дома, чтобы сменить лампочку в коридоре. Вот где жизнь! Вот где существование. Оно-то и надвигается на тебя сразу же, как закончишь летать где-то в абстракциях. Осуществление обволакивает тебя сразу же, как только погружаешь в жизнь, из которой не выбраться никогда и нигде. Только смерть ещё может помочь тебе что-то понять в строении бытия, но эти твои достижения уже не будут никому интересны. Твоих близких будет в этот момент волновать совсем другой вопрос, воочию поставленный существованием – вот ты был вчера, а сегодня тебя уже нет! И надо прибегать к ритуальным услугам сейчас и здесь…