Олю в классе встретили нормально, и я радовалась вниманию девочек и даже мальчиков.
- Суркова, на репетицию придёшь? - спросил Мишка, как мне показалось, серьёзно. Оля повернулась в нашу сторону, но ответил Маркин:
- Если уроки успеет выучить!
Мальчишки засмеялись, пошутили ещё, и это не всем понравилось.
- Королева красоты. Звезда!
- Явилась не запылилась.
Морозова и Заволокина. Я решительно повернулась к Наташке, но в класс вошёл учитель географии. Ладно, до перемены подождём.
Несколько раз я незаметно разглядывала Олю. Она неуловимо изменилась, и дело было не в модной короткой стрижке, которая ей шла, не в новом плиссированном фартуке. Что-то произошло с нашей подругой. До уроков мы пообщались совсем немного, но я что-то заметила, сама не понимая, что именно. И это встревожило.
Лучшим уроком в тот день получилось внеклассное чтение. Не все подготовились, но учительница спрашивала только по желанию, и одноклассники рассказали о книгах, которые читают сейчас. Игорь Маркин коротко представил «Повести Белкина» Пушкина, понятно почему: наш спектакль «Всё наоборот» - по мотивам «Барышни-крестьянки».
- Общая тема - жизнь обычных людей, с их проблемами и мечтами. Повести написаны от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, простой сюжет и отсутствие лишних деталей делает книгу интересной для чтения в любом возрасте, - закончил Маркин, и я мысленно поставила «пять» однокласснику.
Мишка ожидаемо рассказал об «Айвенго»:
- Один из первых исторических романов. Вражда англосаксов и норманнов во времена правления Ричарда I. Романтическая история Айвенго учит законам чести и справедливости, верности и преданности. Вальтер Скотт как автор говорит, что нужно смотреть не на звание, богатство или национальность. Главное - ценить поведение и поступки, именно в них проявляются основные качества человека.
О любви в романе Мишка не сказал ни слова, и меня это порадовало. Не надо выставлять напоказ то, о чём, допустим, волнуется сердце и о чём ты думаешь по ночам. Если влюбишься, конечно. Любовь… какая она? Запишу позже в свой дневник эти и другие мысли, решила я, слушая немного наивный ответ Венеры о сказках народов мира; именно эту книгу она читала сестрёнкам в последнее время. Оля подарила сказки Венере на Новый год, вспомнилось мне. Если бы Тамара Павловна вызвала к доске меня, что бы я рассказала? Наверное, многие бы удивились, узнав, что «Вий» Гоголя для меня не просто повесть или уже несколько раз увиденный фильм.
Впервые Гоголь попался мне на глаза во втором классе.
- Что это за книга? - с любопытством спросила свою сестру. Именно старшая сестра научила меня читать очень рано, и в шесть лет я перечитала практически всю литературу для малышей, затем быстро осилила рассказы и небольшие повести. Когда в первом классе читали «Букварь», я изнывала от тоски. Иногда учительница вызывала и меня, требуя чтение строго по слогам, как все. Она прекрасно знала о моих успехах в освоении литературы, но правила есть правила.
- Повести Гоголя. Есть страшное такое произведение, - подмигнула мне сестра, - там мертвец из гроба встаёт. «Вий» называется.
Вот это да! Прочитаю обязательно. На следующий день, когда родители ушли на работу, а сестра в школу, я быстро сделала уроки и взяла со стола томик Гоголя… Пришедший на обед папа застал меня сидящей на спинке дивана вплотную к стене. Не знаю, сколько времени я так просидела, боясь пошевелиться и чуть дыша. Прочитав повесть, я находилась в каком-то странном или страшном состоянии. Сестру потом долго ругали, а я до сих пор боялась темноты и спала с ночником. Надо написать о своём впечатлении о «Вие» в дневник!
Оля вышла к доске со сборником стихов Высоцкого «Нерв», той самой первой книгой, изданной совсем недавно, в 1981 году. Купить такую просто невозможно…
- Владимир Высоцкий - это поэт, певец, актер. Он писал песни к фильмам и спектаклям. Иногда высказывался по сложным вопросам, имея собственное мнение, ни под кого не подстраивался. Военные песни, лирика, сказки, баллады. Роберт Рождественский, известный поэт, отбирал в этот сборник стихи и песни, написал свои комментарии.
На вопрос учительницы, какое стихотворение ей больше других нравится, Оля прочитала «Я не люблю».
«Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и ещё,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.» * - какие правильные слова! Перепишу себе это стихотворение.
- Можно сказать? - Таня подняла руку, - ведь не случайно книги Высоцкого не издавались. И в музыкальной школе говорят, что его песни - не творчество.
- Да, зачем про него рассказывать? - подхватила Морозова, - разве у нас нет великих или знаменитых поэтов?
- Где это у нас? - ухмыльнулся Маркин, - в классе?
- В стране! - огрызнулась Наташка, - ты-то про Пушкина рассказывал, а кого попало защищаешь!
В классе зашумели. Тамара Павловна потребовала тишины, но видно, ей хотелось и нас послушать. Я, как и большинство, высказалась - надо читать как можно больше и узнавать новые имена.
- Ты опять против меня, что ли? - в голосе Тани слышалось возмущение. Я посмотрела на неё с недоумением.
- При чём тут ты? Речь идёт о поэтах и писателях.
Таня буркнула что-то о предательстве и отвернулась к окну. Несмотря на мнение большинства, Заволокина с Морозовой и несколькими мальчишками сумели настоять на своём. Точнее, они пытались обидеть Олю несколько раз за «неправильный» ответ. Маркин потребовал объяснить подробнее, но никто из них ничего не ответил. Морозова прошипела что-то вроде: слишком много чести…
И тут неожиданно для всех Венька Грабов громко сказал:
- А мне нравятся эти стихи и песни. Эх, какая книга! Вот бы мне такую.
- Дурак ты, Веник, эту книгу не достать! - молниеносно среагировала Заволокина.
- Вот ты сама такая! - возмутился Грабов, - только что гадости говорила на Высоцкого, а теперь признаёшь, что его книгу купить невозможно.
- Суркова же купила! - Таня, видимо, пришла в себя, - Оля, откуда у тебя эта книга?
- Папе друзья прислали, из Москвы, - спокойно ответила одноклассница, усаживаясь на место.
- Можно посмотреть? - Венька взял книгу, словно какую-то драгоценность.
- Возьми, почитай. Потом вернёшь, - улыбнулась Оля в ответ.
Субботний вечер закончился хорошо. После репетиции мы немного погуляли, проводили Олю, которая выслушивала разные новости от нас. Анна Сергеевна ушла чуть раньше.
- Оля, ты точно не хочешь читать «от автора»? - Лариса уже задавала этот вопрос мне и Верочке потихоньку от всех. Галя неплохо читает, но у Оли лучше получается.
- Нет, - покачала Оля головой, - лучше пусть Галя.
Верочка всегда убегала после репетиции, никого не дожидаясь. В отличие от нас она жила в двух шагах от школы. Но сегодня пошла со всеми.
- К Тане в гости, - объяснила она мне, - музыку послушаем, чаю попьём. Не хочешь со мной?
- Дома почти не бываю, - вздохнула я, - уроки, спектакль, волейбол. Погулять лишний раз некогда.
- Кстати, Лена Заволокина сказала, что больше не будет ходить на волейбол.
Это услышал Мишка.
- Честно, Заволокина слабовато играет. Не получается у неё, а скоро соревнования между школами района. Терентьева, ты вроде спортивный человек… на волейбол не хочешь?
Растерявшаяся Лариса обрадованно кивнула. Пора было расходиться, но Мишка остановил меня:
- Подожди, поговорить надо. Не бойся, не пойдёшь одна по темноте.
- Улицы освещаются, - нашлась я.
- Ну да, конечно. Если фонари горят.
Некоторое время мы шли молча, я чувствовала неловкость. Что он хочет сказать? Неужели… Наконец Мишка произнёс:
- Помнишь мои ошибки по русскому языку? Ну, когда мы вместе у доски отвечали?
- Конечно.
- Ну, так я специально их сделал. Проверить хотел, злишься ты на меня или нет.
- Проверил? - язвительно спросила я, облегчённо вздохнув. Какое-то признание или предложение от одноклассника услышать боялась. Хотя, кажется, хотела. Именно так: хотела этого и боялась.
- Ты молодец, Полька. Не подведёшь и не бросишь в трудную минуту. А ты точно не обиделась тогда?
- Нет, - засмеялась я. И это было почти правдой.
Мы болтали обо всём подряд: о нашем спектакле, о волейболе и будущих соревнованиях, о школьных уроках. О сегодняшнем внеклассном чтении.
- А ты о какой бы книге рассказала? - поинтересовался Мишка.
Поколебавшись, я поведала историю про «Вия» Гоголя.
- Ни фига себе, - протянул Мишка, - а я думал, ты про темноту придумала, что боишься.
- Зачем это мне придумывать? - удивилась я.
- А чтоб одной не ходить!
Возмутившись, я бросила в Мишку снежок, от которого он ловко увернулся.
- Всё, сдаюсь! - засмеялся одноклассник, - ну, пошутил. Честно, сам этот фильм спокойно смотреть не могу. А повесть летом читал, не по себе было.
До поздней ночи я перебирала в памяти последние интересные события. Было о чём подумать.
* - стихотворение Владимира Высоцкого.
(продолжение следует
http://proza.ru/2022/07/18/986