Солдат и после войны, носит войну с собой

Эгрант
                ...И неважно, кто он такой.
                После ночи любви, со сна
                Завалившись на бок другой,
                Утомленно шепнет жена:
                «Не забудь, топор, дорогой!».

                Елена Фрейдкина.

1813 год. Франция. Город Леон. Июль.

Поль Ламбер шёл по ночным городским улицам, возвращаясь с работы.
Колетт, розовощёкая жена Поля, растолстевшая после очередных родов, не спала в ожидании мужа.
Первым делом, войдя в дом, Поль поцеловал жену и подошёл к кровати, где вповалку спали его дети. У семьи Ламбер было трое детей, погодков, две старшие девочки и гордость отца, шестилетний сын.
Поль, скинув башмаки, сел за стол, опустил свои разгорячённые стопы в таз с холодной водой, стоящий под столом. Колетт подала, так любимый мужем, луковый суп. Только сейчас Поль вспомнил, что сегодня он почти ничего не ел.

Поль Ламбер служил палачом в местной тюрьме. Палачом же был когда-то и его отец, и его дед. Палачом наверняка станет и его сын.

Жена, сев напротив, улыбнувшись, спросила:
- Поль, что-то ты последнее время стал слишком поздно возвращаться со службы. А не завёл ли ты себе молодую подружку?
- Что ты болтаешь, Колетт? Сейчас, после войны с Россией, стало так много работы. Появилась опасная примета, если массовый убийца, то обязательно тот, кому удалось вернуться живым из этой мясорубки. Они же становятся там все ненормальные, «познав вкус человеческой крови». Прошедшие тот ужас, могут убить любого человека: того, кто не улыбнулся, поздоровавшись или наоборот, слишком открыто улыбнулся. Я разговаривал с одним заключённым перед казнью. Его приговорили к смерти за убийство десятка людей, включая всей своей семьи: жены, двух малолетних детей и стариков родителей. Он мне сказал, что не знает, как на него такое нашло, ведь он очень любил своих близких. Да ты наверняка знаешь этого парня. Это Пьер Тусон с нашей улицы.
- Какой ужас! Да, я хорошо знала его. Он рос добрым и милым мальчиком. Пьер работал в табачной лавке у своего отца. Поль, как же такое могло с ним произойти?
- Он рассказал, что в те моменты, когда он убивал, перед его глазами стояли замученные и убитые им в России взрослые мужчины, женщины, и дети.
- Поль, дорогой, но ведь ты же, при твоей-то работе, не стал убийцей.
- Ну, я это другое дело. Я же просто инструмент, как вот эта ложка, которой я хлебаю суп. Не я решаю, казнить человека или помиловать. Моя работа, как и всякая другая. А вот у солдата, убивающего мирных людей, выбор есть. Это же не убийство солдата противника, целящего в тебя из ружья. В этом случае, если не ты его, то он убьёт тебя. Война для бывших солдат не заканчивается тогда, когда перестают стрелять, дальше они воюют сами с собой до самой смерти. К одним, убитые ими люди, приходят только ночью, во сне, и, проснувшись, они стараются забыть эти ночные кошмары, утопив их в вине. А у других, страшные виденья возникают днём, и тогда они идут убивать.
И зачем только Франция ввязалсь в эту, ненужную войну? Все наши беды из-за блажи какого-то маленького корсиканца.
- Поль, ты же был раньше так влюблён в Наполеона ди Буонапарте.
- Но ведь это ужасно, если нужно служить палачом и каждый день иметь дело с таким острым предметом, как гильотина, чтобы наконец понять, кто же есть настоящий палач...