2. Почему в Одессе 130 национальностей?

Владимир Конюков
2. Почему в Одессе 130 национальностей?


     Аксиома, жизнеутверждающее, непреложное в справочниках, статистических отчётах, многие годы, Одесса многонациональная, в ней проживают ни больше, ни меньше, ровно 130 национальностей!
Никакого смущения никогда у властей города, жителей, так было всегда, так будет…
Оригинально, интересненько, возразит пессимист.
Одесситы, оптимисты во все времена, ни тени сомнения – сказано 130, значит, так и есть!

Откуда число 130? Из 70-х прошлого века…
Было и раньше, даже при царях, но не акцентировалось, народной советской молвой разносилось по уголкам огромной страны, одной шестой части Земли, мировой суши, как так и надо.
130 национальностей в Одессе – жемчужине у моря, словосочетание фразы, в литературе, газетах, репортажах, официальных сообщениях…

Если раньше разные новости, разносили те же отдыхающие по Союзу, то в 80-х, период «горбачёвской» гласности, позже в «разнузданной», по определению сметливого народа, «демократической» прессой.
Распад государства-империи, разруха, последствия, как следствие, вседозволенность. Ура! Пришла демократия, секретов нет?!
В цифре 130 для Одессы, действительно была секретность, не полная, но служебная… статистика.

Сомнения любого пытливого читателя или слушателя беседы, участника диспута, простого диалога-трёпа, а, ну, назови хоть несколько национальностей миллионного города Одессы… Можно «в лёт»-навскидку до десятка, даже больше и… растерянность…
В чём загадка 130-ти национальностей Одессы?
Бытовой, проходной, не обращающий вниманием, как так и надо, вопрос. Привычка к числу в 130 для города-героя, города, воспетого отечественной литературой и зарубежной.

     Великим Пушкиным, оттенок национального колорита, так это были начальные годы, века начала созидания Одессы.
С веками величие гения, как он много сделал для Одессы, хотя прожил в ней чуть более года. Прославил навечно загадками-разгадками, глобального  мировыми значения в тонкостях понятия – национальность.

«Я жил тогда в Одессе пыльной...
-----
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали».

Разгадка числа 130 национальностей Одессы, заложена в этот отрывок, из знаменитейшей поэмы на весь мир «Евгений Онегин», Пушкина Александра Сергеевича.
Родоначальник  необычного, с элементами таинственности, назовём «условно статистического» явления, поэт-гений славянской словесности – Пушкин А.С.
Текстом строки стихотворения, отгадка,

«Где ходит гордый славянин…»,

«… гордый славянин…», а кто он по национальности? Гений слова, словаря значений фраз, тех лет, словом «славянин» для нас потомков, открывает неизведанную страницу в полной мере тогда… Сейчас много больше познаний в этом плане, но далеко до окончательной разгадки, мировой полемики, «Что такое РАСЫ и национальности?». Что такое  СЛАВЯНЕ?
Напрашивается вопрос… Не сам себя ли поэт ассоциирует, или по национальности - русского, украинца, белоруса? Нет! Стиль, форма, тональность строки к тексту ниже не о том… Или о том...

Да! Гордый славянин - это он, себя в Одессе подаёт таким образом. После перевода из Кишинёва, на одессщине искал следы пребывания изгнанника "римской веры" - католицизма, поэта древности Овидия. И поныне Овидиополь на Дунае... Поэт отождествляет себя Овидию,

"Суровый славянин, я слез не проливал,
Но понимаю их; изгнанник...
----
Здесь, оживив тобой мечты воображенья,
Я повторил твои, Овидий, песнопенья
И их печальные картины поверял;
----
Не славой — участью я равен был тебе..."

Суровый гордый славянин, Александр Сергеевич Пушкин в Одессе...

Очередная разгадка текста из "Евгений Онегин" об Одессе, в задачах Администрации губернатора города, на то время, Воронцова М.С…. Контроль за иностранцами-проверка, учёт, прибывающих граждан на кораблях из Османской империи. Бегство-ИСХОД славян  от исламизации с обширных территорий, после итогов войны России с Турцией, раздел сфер влияния в самом конце 18-го века. Пушкин, сотрудник МИДа при Администрации края Северного Причерноморья,

«… мы, ребята без печали…» в «ЕО», так шутливо, не рассекречивая для цензуры, написал одной строкой. МИДовцы, обязанностями, осуществляли досмотр судов, встречали прибывших всех иноземцев-иностранцев, особый подход к беженцам-славянам.
В 1827 году, империя вводит в морских портах вооружённую стражу, позднее прообраз  КПП, ОКПП – Контрольно пропускных пунктов.

В 1827 же году, императорские указы, один за одним для морских городов, как лицо империи для прибывающих иностранцев, для престижа государства.
Как пример в Одессе, центральной улице города, впредь надлежит называться, «Итальянская улица». На ней приказано располагаться всем службам помощи, кои необходимы иноземному гражданину.
(Мои исследования в публикации,  «Почему Одесса пушкинская?»)

    
Продолжение следует.