Древние люди. Битва за жизнь. Глава 15

Ольга Ануфриева-Калинина
«Тау… мой друг… Изукс не простит меня?» - думал молодой охотник руа. Он нерешительно поднял невысоко руки, обхватив ладонями ручку ножа. Под ногой зашелестел песок, и он увидел, как охотник эундов открыл глаза.
Нао быстро опустил руки, а Изал притворился спящим. Тау повернул голову, увидев молодого руа, сел. Быстро скользнув взглядом по юноше увидел, что тот сидит рядом на коленях и держит что-то, немного блестящее, в руках.
- Нож?! – шокировано произнёс Тау, оценив форму предмета.
- Ччё-рный… - через некоторое время уточнил Нао, его пальцы слегка подрагивали, но он пытался держать их в узде
Мужчина непонимающе взволнованно взглянул в лицо друга, пытаясь рассмотреть взгляд в полумраке пещеры и в тусклом свете слегка мерцающего костра. Он бы мог о многом рассказать. Тау не мог вымолвить фразу: «Ты хотел меня убить?», уж больно она резала слух и мысли. Но Нао сам снова заговорил:
- Подарок… для Тау. Чёрный нож, - юноша положил рядом на пол оружие, пододвинув к охотнику.
«Мой редкий нож?! Упустил такую возможность!» - возмущённо подумал Изал и сжал гневно челюсть. – «Я обязан вернуть себе моё ценное оружие!»
- Ночь, - Тау недоверчиво обвёл рукой помещение, но обвинять не торопился.
- Тау увидит утром, будет удивлён… и рад, - пытался найти оправдание Нао. – Хотел положить тут, чтобы Тау сразу заметил, -нервничая, оправдывался юноша и мысленно корил себя: «Я чуть не поступил жестоко и не потерял друга… Это Изал виноват, это он убедил меня… пусть только подумает, что я трус… пусть знает, что я друг Тау».
Молодой мужчина недоверчиво взял в руки обработанное обсидиановое стекло с ручкой и осмотрел:
- Действительно, чёрный камень! – надрывно шёпотом возликовал охотник. - Тау благодарит тебя, - он приложил ладонь к своей груди и после дотронулся до плеча Нао. – Очень щедрый подарок, Тау не забудет… Откуда он у тебя?
- Его когда-то подарили Нао, - ответил юноша. – Но Тау друг и хороший охотник… этот нож тебе пригодится больше.
В те первобытные времена у наших далёких предков понятия о хорошем и плохом, о порядочном и непорядочном были ещё размыты и не до конца сформированы. Можно предположить, что в зависимости от условий, в которых рос и выживал определённый человек, появились понятия, приемлемо или не приемлемо, нужно или не нужно что-то конкретному человеку. Понятие стыда тоже, вероятно, не до конца сформировалось. И для человека, который жил жизнью племени, существовал от рождения до смерти в общности людей в маленьком пространстве, скорее всего, все проявления того, что сейчас мы называем личной жизнью, считалось естественным и было достоянием всех. А также, возможно, так подчёркивалось принадлежность людей друг другу.
***
На следующий день, чуть только забрезжил рассвет, молодые воины Тау, Азве и Нао собрались отправиться на охоту. В этот раз они хотели преодолеть гораздо большее расстояние, чем раньше, и разведать новый участок в дне ходьбы от пещеры. Потому что всё, что было близко от их жилища, они уже исходили и исследовали вдоль и поперёк, даже дерева в долине почти не осталось.
- Так долго и много наследив по округе… оставили много своего запаха, - поразмыслил Тау. – Ни одно не глупое животное не забредёт сюда.
 Пищи взяли с собой совсем немного, потому что они могли добыть что-то по пути, а оставшиеся женщины и дети не могли обеспечить себя пропитанием. Неизвестно, как продолжительно им придётся отсутствовать.
В начале ущелья их догнал Изал:
- Я иду с вами, - вдруг сказал он.
Нао удивлённо покосился на Тау.
- Или Азве может остаться вместо меня тут. Сын взрослый охотник… некого защищать.
Тау кивнул:
- Твоё право. Хорошо, если с нами пойдёт мудрый охотник.
Нао повторил за ним, с опаской поглядывая на взрослого воина, но не высказав своих опасений. Весь предыдущий день он старался избегать Изала, даже не соприкасаться с ним взглядами. Ведь молодой Эунд так и не понял, что его хотели убить, и юноша хотел позабыть об этом тоже. К тому же он отдал Тау чёрный нож. «Но Изал же подарил его мне? … И я могу подарить своему другу» - думал он.
- Тогда остаюсь, - улыбнулся Азве. – Непонятно, когда вы вернётесь… И вернётесь ли все из такого неизвестного дальнего путешествия? … Там может быть опасно. Будьте осторожны.
Сегодня с утра погода обрадовала людей своей тишиной. Наверное, ветер где-то устроился спать и на время перестал хулиганить. Было относительно тепло в сравнении с предыдущими днями. Ещё холодно, но казалось вот-вот проснётся дух весны, забьётся её горячее сердце и растопит окружающий мир, порадует людей, даст пищу и здоровье. На востоке набирала силу заря, восходя, как красный предвестник победы. Как кровь, которая прольётся у убитой живности. Небо было почти чистым, кое-где плыли серые небольшие облака, которые тоже с появлением яркого живительного круга окрашивались в красный и оранжевый цвет.
***
Они шли уже довольно долго, постепенно отдыхая и понемногу расходуя силы. Охотники были готовы к дальнему переходу. Шли, прислушиваясь и принюхиваясь, но пока, кроме безжизненных скал и ледяного снега, ничего не было на многие шаги вокруг. Этот путь выбрал взрослый воин и охотник. Он предположил, что идти нужно именно в эту сторону, так как на прошлой своей охоте видел там следы.
Солнце уже встало высоко, но на небосводе замаячили большие увесистые тучки. Стало появляться множество низкорослых деревьев, среди каменных куч. Тут Тау, радостно возликовав, бросился к старому трухлявому пню, надеясь поживиться вкусными личинками. Руа поспешили за ним. Но пока подоспели другие воины, молодой охотник повернулся к ним со счастливым лицом. В руках он держал за шею змею, ещё не проснувшуюся от зимней спячки, которой уже никогда не суждено было проснуться. Затем он отрубил ей голову каменным топором и положил в котомку.
Продолжили путь они уже бодрее. Охотники представляли этот мир таким, каким он должен был быть - живой и наполненный пищей. Вон высокие кусты, на которых должны будут появится ягоды. На земле, скорее всего, тоже росли грибы и сочные ягодки, вот дупло, там скорее всего жило семейство белок, но сейчас никого нет. Наверняка здесь были и зайцы, птицы, конечно же хищники, которые на них охотились. Следов обитания тут когда-либо человека они пока не обнаружили.
Неожиданно земная твердь дрогнула и затряслась, заходила медленно под ногами, но через некоторое время всё успокоилось.
- Что это? – воскликнул Тау поднимаясь с земли. – Духи гневаются на нас… Потому что мы идём в ту сторону?
- Нет. Духи наоборот, одобряют, что мы пошли туда. Радуются, что скоро найдём много дичи, - ответил холодно Изал.
***
- Что это?! Знак духов?! – Запричитали женщины и оставшиеся в пещере мужчины.
- Нуи… Нан! – прокричала Утна, позвав и прижав к себе детей.
Все испуганно встали на колени и опустили головы к земле, прикрывая их руками от потоков мелких камешков и песка.
Вскоре всё стихло, будто ничего и не происходило.
- Мой муж, - проговорила Изукс и выбежала наружу. Стала всматриваться в долину, сама понимая, что скорее всего они ушли уже очень далеко и в неизвестно каком направлении.
Сердце в её груди сжалось от тревоги и нехорошего предчувствия.
***
Солнце скрылось и поднялся ветер, отдохнувший и набравшийся сил. Теперь он не даст расслабится бредущим путникам.
Близился вечер и мужчины искали удобный и безопасный ночлег, чтобы устроится до наступления темноты. Хотелось уже отдохнуть и перекусить тем, что есть. Они насобирали древесных грибов, ещё была змея и пара птиц. Но змею и птиц они пока хотели оставить. У них было с собой немного пищи из пещеры, к тому же ещё есть прошлогодние древесные грибы. По пути они собрали небольшие вязанки деревьев.
- Идём туда, - Изал простёр руку. – Видите, там высокие скалы. Наверняка есть место переночевать.
- Зачем идти так далеко, вот удобный навес, - произнёс Тау.
- Места неизвестные. Безопаснее найти убежище получше, - отрезал грубо Изал и быстро пошёл в том направлении.
Молодым охотникам ничего не оставалось, как пойти за ним следом. Их встретило место, заросшее молодыми ёлочками, тут распространялся приятный смолистый запах. Ветел начал набирать силу, в порывах он начинал сбивать с ног, ударяя в спину, но тем самым помогая идти. Пошёл снег, превратив ветер в ледяной и страшный буран, который расходился не на шутку и бросался на людей как разъярённый пещерный лев.
- Там точно есть пещера, видите, - указал взрослый охотник на зияющее чёрное отверстие, которое было уже не очень далеко. – Я отдохну здесь. В укрытии валуна. Вы молодые воины, разведайте её. Я уже старею и устал. Оставьте вещи… посторожу. Если что, дам клич.
Тау и Нао кивнули, и оставив пожитки, взяв только оружие и куски дерева для факелов, медленно и осторожно направились в пещеру. Мужчины принюхивались к воздуху, но ветер бил в спину и все запахи, которые если и были, сразу исчезали в стремительных потоках.