Древние люди. Битва за жизнь. Глава 13

Ольга Ануфриева-Калинина
Мужчины выволокли стволы деревьев из завалов, очистив их от снега, и сложили рядом друг с другом. Срубив все ветви, обошли деревянные брёвна вокруг. Тау почесал подбородок, он размышлял, как быстрее и меньшими силами разрубить деревья. И тогда он вспомнил, как иногда делали в его племени.
Повинуясь его указаниям, охотники нашли и принесли острые камни, затем вбивали их в ствол так, чтобы эти камни образовывали линию, тянущуюся вдоль ствола. От ударов острые грани камней погружались в бревно настолько, что оно трескалось. Затем, медленно, но верно, отрубали от получившихся половинок ствола куски каменными топорами. Остаток ствола размещали на большом остром краю валуна и ломали на более-менее пригодные деревяшки, измусолив внутреннюю ткань древесины. Даже просто стучали кусками деревяшек по большому острому камню. Изал сидел на камне возле базальтовой гряды, положив топор на плечо, и сурово наблюдал за происходящим.
Тау решил некоторые длинные, но уже тонкие куски ствола, класть в костровище целиком, чтобы пламя само переламывало упрямую древесину. Поэтому более-менее пригодные чурбачки мужчины стаскивали в жилище и складывали недалеко от очага, чтобы дерево просохло. Это заняло несколько дней. Ещё молодой охотник придумал ловушку, её он ставил на ночь. Она сбрасывала вниз камни, если кто-то начнёт взбираться на плато, и люди проснутся.
***
Они с Изукс провели в этом племени двенадцать ночей. Погода продолжала оставаться неустойчивой и капризной. Дерева, что они запасли хватало для кострища, который теперь постоянно поддерживали женщины и дети. Всё также периодически завывал ветер, нося снег по промозглому серому и негостеприимному миру, и редко показывалось солнце. Тау ходил с руанами в долину на охоту, а также за хилыми деревцами и кустарником, что там росли. Охотничий промысел был не очень удачен и скуден. Живности было жутко мало, а та, что попадалась в этих заброшенных духами местах, была небольшая и хилая. Иногда находили старые трухлявые пни, где могли поживится уснувшими на зиму личинками насекомых, которые до сих пор спали из-за сильного холода, царившего вокруг. Также Тау научил женщин ставить ловушки на мелких грызунов, возле зияющих щелей каменных стен. Пищу требовалось искать, где только можно, но пока в них никто не попадался.
Тау понимал, что нужно уходить, и как можно скорее перейти эти величественные горы. Он звал с собой и Руа, но при условии, что тогда все они будут слушаться его, так как он брал бы за них ответственность. Ведь часто, чтобы выжить или уйти вовремя от опасности, необходимы слаженные и быстрые действия. Нужно было чёткое своевременное выполнение произнесённых указаний. Люди просто не могли иметь времени на споры и ожидания. Но не все хотели покидать насиженные места, ведь теперь у них был огонь и множество уловок для выживания.
Несколько раз он принимал решение уйти вместе с Изукс, но оставался, потому что не мог бросить на гибель эти жизни, которые молили не оставлять их, а научить чему-нибудь ещё. Многие руа доверяли молодому охотнику и его жене, прислушивались к ним. Но Изал и Ука, как ни кстати, сходись только в одном мнении, они считали, что идти в странствие полное безумие, поэтому соплеменники метались в своих решениях. Изал с каждым днём хмурился всё больше и больше, бросая завистливые колкие взгляды на чужака, наполненные злобой. Уходил на охоту один, надолго пропадая и редко принося что-то с собой. Один раз его не было даже пару ночей. Открыто высмеивать Изала соплеменники опасались, но он видел их насмешливые косые взгляды.
 Изукс научила женщин, как ухаживать за шкурами, чтобы они дольше сохранялись, мыть снегом, а также шить из них одежду, закрывающую всё тело, чтобы оно не мёрзло. Она показала им, как заготавливать мясо для дольшего хранения, поджаривая и подсушивая на огне. Затем его укладывали в каменную нишу, перекладывали бурдюками из шкур, наполненными снегом и ледяными камнями. Ами показала Изукс лечебные травы и корешки, научила ими пользоваться, но их оставалось уже очень мало.
Также Тау и его жена узнали, что это племя вытеснил другой сильный и свирепый клан. Им пришлось уйти в горы, они потеряли по пути огонь и большую часть своих соплеменников. Потом хищник, пришедший в эти места, тоже нанёс урон потерей большого числа охотников. Эти Руа не знали другого мира, так как родились уже здесь, среди скал и каменных утёсов, кроме престарелой Эки, но она была тогда маленьким ребёнком и мало что помнила.
Нао постоянно любовался Изукс, оказывал ей помощь и знаки внимания, но она не замечала его восторженных взглядов и светящихся глаз. Люди начали всё больше понимать друг друга, их язык превратился в своеобразный суржик двух племён. А весна так и не думала приходить, холода и снега наступали с новой силой, отбрасывая мечты о тёплом лете. Солнце редко, но появлялось на горизонте, чтобы порадовать несчастных людей, подбадривая и поддерживая их в этом суровом и холодном мире.