Тельняшка. V. Глава 34. Как хорошо быть...

Игорь Шулепов
АКАДЕМИКИ (Часть V)

КАК ХОРОШО БЫТЬ ПРАКТИКАНТОМ!

Как хорошо быть практикантом!
Рабочий день курсанта-практиканта, пребывающего на индивидуальной морской практике, всего-навсего четыре часа. Отстоял положенное время на вахте, или отработал у боцмана на палубе, и иди хоть на все четыре стороны!
Правда, на транспортном судне особо и пойти-то было некуда, не то что на «пассажире» — тут тебе и бассейн, и музыкальный салон, и бар с игровыми автоматами!
Нам повезло вдвойне, поскольку «Садовская» курсировала между двумя портами и больше проводила времени стоя у причала, нежели в море.
Имея в своём распоряжении такую уйму времени и отсутствие всякого контроля со стороны судового начальства, мы с Олегом могли подолгу бродить по Пусану, открывая для себя самые злачные места.
Особой популярностью у нас пользовался Texas Street, так называемый «Техас», — главная торговая улица Пусана, где говорили по-русски, а также излюбленное место всех моряков — припортовая таверна.
Обойдя на «Техасе» торговые ряды с магазинами и изрядно проголодавшись, мы направляли свои усталые стопы прямиком в таверну, где весело и безмятежно проводили время. Здесь всегда можно было поболтать за кружкой пива с морячками-американцами, всласть попрактиковавшись в английском, и поглазеть на изящных восточных проституток, которые всегда ошивались возле подвыпивших янки.
Единственное, чего нам по-настоящему не хватало, так это денег.
Правда, справедливости ради стоит заметить, что пароходство выплачивало нам скромное практикантское жалование — что-то около доллара в сутки, но этих денег нам едва хватало на скромные посиделки в кабаке.
Однако бурсак — на то и бурсак, что всегда найдёт выход из любого положения, даже самого, казалось бы, безвыходного.
Нам нужно было каким-то образом подзаработать на карманные расходы, но как это сделать на пассажирском судне?
Один из моих любимейших книжных персонажей — Остап Бендер, любил говаривать: «О карманных деньгах не надо думать, они валяются на дороге, и мы их будем подбирать по мере надобности…»
Именно так с нами и случилось — в один прекрасный день мы получили отличную возможность подзаработать, что называется, «без отрыва от производства».
А произошло это так.
Однажды мы с Олегом раньше обычного вернулись из очередной вылазки в город.
У борта лайнера привычно толпилась куча народу — погрузка товара шла полным ходом.
У трапа торжественно нёс вахту третий штурман, который выглядел как на параде — был гладко выбрит, подтянут и строг. Как и подобает настоящему морскому офицеру, он был облачён в белоснежную сорочку и чёрные флотские брюки.
Подобно профессиональному сборщику подати, он чинно собирал cash с пассажиров и скрупулёзно заносил выручку в миниатюрный блокнот. Его безупречный облик слегка портили изрядно выпирающие наружу нагрудные карманы, которые были туго набиты «зелёными».
Картина была что надо!
И поскольку мы точно были лишними на этом празднике жизни, то нам ничего не осталось, как присесть неподалёку на чей-то новенький диван и закурить.
Однако с дивана нас тут же согнала какая-то заполошная тётка. И хотя мы тут же переместились на картонные коробки с надписью «GoldStar», но настырная товарка и здесь настигла нас, но на сей раз уже с мольбой о помощи.
Оказалось, что она уже битый час не может поднять на борт «Садовской» свою мягкую мебель, и «если мы только согласимся помочь бедной женщине, то она будет нам очень благодарна»!
Без всякой задней мысли мы молча взвалили на себя диван и потащили его по трапу наверх. То же самое мы проделали с двумя креслами.
И когда, обливаясь потом, мы присели в теньке, чтобы немного передохнуть, эта мадам, рассыпаясь в благодарностях, вручила нам пятьдесят «зелёных»!
С этого эпизода с мягкой мебелью и начался наш маленький бизнес…
День и ночь мы работали без устали, до тех пор пока не заканчивался товар, который нужно было грузить на борт.
Однажды мы даже разгрузили и перенесли на борт целую фуру с чипсами.
И хотя старпом всякий раз недобро поглядывал на нас, когда мы, словно два трудовых муравья, протаскивали мимо него холодильник или «уголок школьника», но всё же молчал. Да и что он мог нам сказать? Свою вахту мы несли исправно, а то, что мы подрабатываем грузчиками в своё личное время, так в этом не было ничего зазорного!
На переходах между портами мы возились с секстаном, определяя поправки компаса и положение по Солнцу и звёздам, и по очереди писали отчёт по практике, а по приходу во Владивосток один из нас заступал на вахту на всё время стоянки, а второй — отправлялся на все четыре стороны.
Словом, жизнь на «Садовской» у нас не просто наладилась, а лучше плавательной практики нельзя было себе и представить!
Как всё-таки хорошо быть практикантом!

Фото из архива автора: третий помощник капитана - Никулин Алексей, старший рулевой-матрос - Пустовит Сергей и автор на ходовом мостике пассажирского лайнера "Ольга Садовская", 1994 г.