Аттестация

Евгений Шовунов
        После окончания вуза мне предложили поработать на кафедре правовых дисциплин. Как раз в тот год на базе универа создали гуманитарный институт, и возникла острая нехватка грамотных кадров. К тому времени я уже умел бегло читать, писать и даже на отлично сдал философию. Просто повезло. Возможно, именно это сподвигло декана пригласить меня на чашечку чая перед вручением диплома. Условия трансфера были царскими: комната в общежитии в центре города и 500 руб. в месяц жалованья. Недолго подумав, я согласился. 

        Кафедра встретила меня настороженно. Ранее я уже успел стать местной знаменитостью, когда опубликовал в главной городской газете ночной репортаж из вытрезвителя. Потом здешние борзописцы нередко направляли меня на разные дурацкие задания, раз в месяц выплачивая средненький гонорар. В штат брать не хотели, а я и не рвался.   

        Завкафедрой был одновременно нашим деканом. Мужик неплохой, свое дело знал превосходно. При нем кафедра выбилась в лидеры института. Его любили преподы и студенты. Он кратко описал коллегам мои добродетели и поручил нагрузить меня под завязку.

        Одним из дурацких заданий был спецкурс для 4-го курса по какой-то мудреной правовой дисциплине. Никто из преподов не хотел брать этот предмет. Студенты догадывались, что специалистов по нему нет и не будет и нагло прогуливали занятия. Вот мне его и спихнули.

        Учебной литературы нет. Практика отсутствует. В библиотеках шаром покати. В то время повального интернета еще не было. Поездку в Москву в Ленинку я не рассматривал, т.к. цена такой роскоши превышала мой годовой оклад в несколько раз. Я терялся в догадках, о чем раз в неделю можно говорить студентам 80 минут без перерыва и шпаргалок. А ведь это 4-ый курс, почти дембеля. Они уже пороху нюхнули, и кое-кто вовсю работал по будущей специальности.

        Помаявшись с неделю, я спросил у коллег на кафедре, как мне быть. Выкатил торт с винишком и соком манго. Женщины умяли дары в две минуты и поделились опытом. Оказалось, в любой мутной ситуации надо проводить «Брейн-ринг». Или давать тесты, задачи, контрольные срезы. Новый материал читать по минимуму, побольше воды. На все вопросы отвечать уклончиво или орать, выпучив глаза, чтобы студент почувствовал себя полным идиотом и отстал.

        Тайные знания не шибко мне помогли. Тема предмета была связана с наркотическими веществами и их прекурсорами. Я подозревал, что студенты и без спецкурса знали о ней немало. И любое неосторожное слово могло сделать меня посмешищем.

        Выручили знакомые сыскари. С ними меня свели старые друзья из вытрезвителя. Сыщики кратко поделились своими навыками в ловле барыг. А еще дали на время видеокассету с жуткими кадрами. На них были сняты люди, доживающие последние дни из-за героина, кокаина и разных приобретенных болезней. Беременные с исколотыми ногами. Сошедшие с ума парни, в ломке, не помнившие свое имя и возраст. Записи являлись документальными. Копы разрешили показать их студентам. Если хоть один из них это запомнит, уже здорово. Скажу сразу, после просмотра видео 4-ый курс долго молчал, потом дружно благодарил меня за показ.

        А больше никаких материалов по курсу не было. Мы несколько раз сыграли в «Брейн-ринг» на общие темы. Решали конкретные жизненные примеры по разрешению споров о разделе имущества или установлении отцовства. Обсуждали фильмы «Схватка», «Гладиатор» и т.д. Мой спецкурс почти не прогуливали. В целом, полгода пролетели быстро и интересно. Настало время аттестации.

        Это мероприятие происходило два раза в год перед сессией. Преподы должны были поднимать данные по посещаемости и успеваемости студентов. Проводить контрольные срезы. И уже после решать вопрос с допуском к сессии. У коллег, как правило, с аттестацией проблем не было. Я же столкнулся с трудностями. Просто так, за здорово живешь, нельзя допускать всех студентов к зачетам и экзаменам. Нужно их промариновать, помучить и только потом с недовольной миной поднять шлагбаум.

        Но я сам только недавно закончил вуз. И эти ребята, мои студенты, ненамного младше меня. С некоторыми из них раньше мы пили пиво или пинали мячик. С кем-то виделись на дискотеках. На нескольких девчонок я откровенно засматривался. Потому строить из себя Викниксора как-то не хотелось.

        В то время вовсю гремела Лига чемпионов. Канал НТВ+ был самым популярным среди молодежи. Поразмыслив, я предложил студентам суперфинал. Сыграем в футзал на аттестацию. Если они победят мою команду из преподов с разницей в три мяча, я аттестую и ставлю зачет всем живым или мертвым. В случае их поражения студенты уходят учить спецкурс и сдают его как обычно. Идея вызвала бурное ликование. Молодежь не скрывала своей радости. Еще бы, у них был шанс безответно пнуть препода и еще получить за это зачет.   

        Сам я играл неплохо. Входил в сборную своего курса, выступал на разных местных турнирах. Но после окончания вуза почти вся моя команда разъехалась. Пришлось поскрести по сусекам. Набралось 7-8 парней, кто мог недурно сыграть на зачет. Среди них был мой приятель – препод юрфака, кошмаривший как раз таки 4-ый курс. К нам присоединился будущий аспирант – архитектор с другого факультета. Физруки подвели, никто не захотел биться за честь универа. Поиски вратаря успехом не увенчались. За неимением лучшего попросили помощи у стронгмена по кличке Боб. Будущий доцент-биолог и самый сильный человек города согласился постоять в рамке в хоккейном шлеме. Вся надежда была на его габариты. Встав в ворота, Боб занял две трети их площади. У нас появились призрачные шансы. 

        В день игры в универе царило веселье. Почему-то студенты с первого по пятый курсы были какие-то оживленные, слышались крики радости. Увидев меня, мелюзга восторженно расступилась и зааплодировала. Мои коллеги с кафедры ничего не понимали. 

        Для суперматча студенты арендовали лучший спортзал в городе. Игру назначили на вечер в 19.00. Два тайма по 20 минут, по 10 минут на разминку и перерыв. Четыре игрока в поле и один голкипер. Количество замен не ограничено.

        В обед я уже знал, что из восьми бойцов в бой пойдут только пять стариков, включая никудышного вратаря. Сразу несколько сильных игроков прийти не смогут. Отказываться от матча было нельзя, засмеют. Пришлось срочно искать замену. Кое-как к вечеру удалось собрать команду мечты.

        В 18.30 дворец спорта был полон. За своих пришли поболеть студенты всех пяти курсов, а также их друзья и друзья друзей. Увидев такую толпу, силач Боб засобирался домой. Он думал, мы будем играть два на два на одни ворота, а тут трибуны забиты под завязку, и народ еще прибывает. Кто-то из небедных студентов взял видеокамеру. К чести молодежи, пьяных среди зрителей не было. Болели культурно, шумно и почти без мата.

        В нашей команде собралось семь человек. Боб обреченно встал в рамку. Я играл в стартовом составе в защите вместе с будущим архитектором. Впереди бегал мой коллега с юрфака. С ним в связке должен был носиться знакомый с педагогического направления. На разминке он предложил сыграть по системе дубль-вэ, как бразильцы в 1970-ом. Услышав это, я понял, что нам предстоит полная хана…

        Судил матч студент с пятого курса. Боковые арбитры отсутствовали. Наши запасные, будущие вояки, никакого отношения к универу не имевшие, опасливо разминались. Оба парня футбол не любили, но за бутылку «Очаково» согласились на час позора.

        Свисток судьи совпал с громким падением Боба в рамке на ровном месте. Хорошо, что мяч в игру вводили мы. От греха подальше я сделал вынос на трибуны. Вся наша команда ринулась к вратарю. Оказалось, стронгмен запутался в шнурках. Судья объявил вне игры. Зрители шумно запротестовали. В футзале нет такого правила. Офсайд здесь не свистят. Пока разбирались, Боб хлебнул кваса и стал готов к подвигам.

        Половину первого тайма студенты играли осторожно. Меня откровенно жалели. Мои бойцы тоже не рисковали. Первый звонок прозвенел, когда архитектор с размаху не попал по слабо катящемуся мячу, и тот едва не влетел в наши ворота. Боб безобразно прозевал опасный момент. Но у него было оправдание: защита откровенно схалтурила. Архитектор оправдывался, что он почти ничего не видит. А играть в очках мы ему раньше не позволили, мало ли, еще получит мячом в лицо. Узнав такие подробности, Боб загрустил еще больше. Публика на трибунах откровенно веселилась. Разгром становился делом времени.

        Под конец первого тайма, после того как в наш каркас трижды попали после штрафных, мы чудом выскочили на чужую половину поля. Я даже ударил в направлении ворот неприятеля. Кипер легко отбил мяч. Мы получили право подать угловой. Сил ни у кого из нас уже не было. Запасные то и дело меняли архитектора, учителя или юриста, но на качество игры это не влияло. Кое-как один из вояк сделал подачу, никто не дернулся, и я в прыжке, как Джет Ли, подставил ногу. Мяч по дурацкой траектории влетел в верхний угол ворот соперника. Мы повели 1:0.

        Трибуны начали кричать, топать, свистеть. Противник закусил удила.

        Нас спас свисток на перерыв.

        Следующие 10 минут мы пили воду, лежа без сил на полу спортзала. Вояки догадливо ожидали штурм. Боб на полном серьезе обсуждал пробитие серии пенальти без доигрывания второго тайма. Педагог предлагал сыграть в тотальный футбол, как голландцы в 1974-ом. Юрист обессиленно молчал, объясняясь знаками и мимикой. И лишь строитель показал скрещенные руки: дескать, парни, сейчас нам капут.

        Во втором тайме студенты включили турборежим. Нас обстреливали со всех сторон. Боб вертелся, как уж, используя хоккейную вратарскую технику. За весь тайм мы ни разу не ударили по чужим воротам. В наши влетело 17 мячей. Разгром был полный.

        Несмотря на это, трибуны нам аплодировали. Зрителям понравилось, как семь спартанцев отважно бьются с тридцатью персами. В первую очередь нас победили числом и только потом умением. Против преподов играла вся мужская половина 4-го курса.

        На следующий день в вузе только и разговоров было о суперигре. Меня хвалили. Мою команду ругали. Вратарь заслужил всеобщее восхищение. К полудню 4-ый курс устроил мне чемпионский коридор возле деканата. Зачет получили все. Кафедра была сильно удивлена. Среди преподов еще никто и никогда не получал таких почестей от студентов. Я не стал вдаваться в подробности.

       В дальнейшем я неоднократно использовал суперматчи. Они всегда вызывали неподдельный интерес. На бой за честь курса выходили даже те студенты, которых с зачисления никто и никогда не видел. Иногда мы устраивали целые турниры.

        Прошло время. Как-то в аэропорту меня окликнул крепкий парень с полковничьими погонами. Его лицо было смутно знакомым. Оказалось, это вратарь команды студентов с 4-го курса, которому я забил тогда единственный гол. Он обрадованно полез обниматься. Мой бывший студент давно и успешно работает в другом регионе, скоро пенсия. Его однокурсники тоже не затерялись. Иногда они встречаются и вспоминают былое. И наш финал на зачет у них, оказывается, едва ли не самое яркое событие из трезвой студенческой жизни. Мы тепло пообщались, посмеялись, пожелав друг другу удачи. Все-таки приятно, когда с тобой связаны хорошие воспоминания.