Надо, чтоб ковбой и в жизни был ковбой

Владимир Гречанинов
«Великолепная семёрка».
Режиссёр Джон Стёрджес, автор сценария Уильям Робертс, композитор Элмер Бернстайн, в ролях Юл Бриннер, Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн, Хорст Буххольц, Илай Уоллак
США, 1960 #вестерн
Сегодня, 11 июля музыканту, исполнителю цыганских песен, циркачу, вышибале, шоферу, а еще великолепному американскому актеру и обладателю «Оскара» Юлию Борисовичу Бринеру, который родился во Владивостоке и которого мы знаем под именем Юл Бриннер, исполнилось бы 102 года. Только герои столько не живут.
Бриннер был великолепным театральным актером, впечатляет и список его киноработ, но, конечно, моему поколению он запомнился прежде всего, как Крис из «Великолепной семёрки» - стрелок, ковбой и непримиримый борец за справедливость.
Фильм вышел в 1960 году и даже получил «Оскара» за музыку, но при этом его одинаково ругали и американская газета The New York Times и советский генсек ЦК КПСС Никита Хрущёв. Последний - за бездуховность и плохое воздействие на воспитание советской молодежи. Хотя сама советская молодёжь - утверждаю это совершенно авторитетно, т.к. в те годы я и был этой самой молодёжью, - встретила американскую версию «Семи самураев» с диким, я бы сказал, щенячьим, восторгом. И потому, после внеконкурсного показа на 2-ом Московском международном кинофестивале, фильм хоть и дублировали, причем как всегда в те годы великолепно, но при этом дали третью или четверную категории, что означает показ в маленьким кинотеатрах и клубах.
Отлично помню, что билетов на «Великолепную семерку» не было никогда, и мы часами торчали в огромных очередях, убегали с уроков - какая может быть география, когда на школу напала банда Калверы! Мы ломились в зал напротырку, как-то вынесли билетершу вместе с дверью, а однажды я смотрел фильм через вентиляционную решетку на чердаке, куда мы влезли по водосточной трубе. Слышно было хорошо, видно хуже, а под занавес мы и вовсе угодили в милицию, но не посмотреть этот фильм в восемнадцатый раз было просто невозможно.
Мы хотели туда, в другую жизнь, где взрослые не жалуются на кухне на плохого начальника, а без лишних слов и жалоб в местком разбираются с ним самостоятельно при помощи револьвера калибра 0.45 дюйма. Наверное, уже тогда мы чувствовали какую-то ущербность нашей жизни, и мечтали стать бесстрашными ковбоями в тертых джинсах.
И хоть вестернов в мире хватало и до «Семерки» и после, это фильм всегда будет стоять особняком. Перефразируя Маяковского, заметившего «надо, чтоб поэт и в жизни был мастак», я бы добавил, что ковбой и в жизни должен быть ковбоем. А в «Семёрке» Юл Бриннер, который, кстати, сам выкупил эту идею у Куросавы, вместе с режиссером Джоном Стёрджесом, собрали блестящий именно «ковбойский» состав: Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн - крутые и по жизни парни. А философствующий бандит Колвера в блестящем исполнении Илая Уоллака: «Если бы Господь не хотел, чтобы их стригли, он бы не сделал их овцами»...  Какой текст! Я хочу сказать, что если «банки в Техасе должны грабить только техасцы» (тот же Калвера), то сниматься в достойных вестернах должны актеры, которые заслуживают этого звания, а не просто ребята, которые выучились крутить на пальце бутафорский Smith & Wesson. Достаточно вспомнить нелепого Боярского в роли Д'Артаньяна.
В общем, когда на сердце тяжесть и холодно в груди, пересмотреть этот фильм бывает очень полезно.