Зяма

Ник Худяков
Сейчас в Интернете ходит много ностальгических стихов и видеороликов под девизом «Хочу назад, в СССР». Например, такое ностальгическое стихотворение:

Перебирая документы в архиве памяти моей,
Я вижу лучшие фрагменты и замечательных людей….
И будто годы – не помеха, но я давно не видел их,
Кто потерялся, кто уехал, кого-то вовсе нет в живых.
Мы собирались в тесных кухнях хрущёвских маленьких квартир
Жгли свечи, если свет потухнет, и изменить мечтали мир.
В окно открытое курили, ругались часто сгоряча
И ненавязчиво шутили про «дорого Ильича»
Мы под гитару пели песни, мешали водку и портвейн,
И жить нам было интересней, мы были лучше и добрей...

Автор - Олег Нечаянный

Много людей прошло через «архив памяти», кто-то забылся, кто-то вспоминается в свете того, как «мы были лучше и добрей»…

Полное имя нашего однокурсника – Зиновий, но он сам представлялся «Зяма» = по-детски коротко, что располагало к доверию и дружелюбности. Учились мы с ним в одной группе института и виделись каждый день.
Он был «иногородним» и мог бы жить в общежитии, но, в отличие от других ребят, снимал комнату в «коммуналке», объясняя, что так ему легче заниматься, никто не отвлекает.
Знал он уйму анекдотов и по любому поводу у него находился «в тему». Слушали его всегда «развесив уши», так убедительно и доходчиво он всё рассказывал, с ним было легко и весело, он никогда не унывал, всегда быстро находил решение, давал совет. Ему нравилось находиться «в центре внимания».

Но несколько эпизодов изменили фокус внимания к его персоне…

Мы учились в большом институте и часто с одной лекции на другую переходили из одного корпуса в другой, порой далеко расположенные. Переходили всей группой, несколькими компаниями,
В одной из них, Зяма сконцентрировал внимание на себе, беспрерывно что-то рассказывая…

- Мой папа не балует меня деньгами, хотя занимает высокий пост. Присылает посылки с продуктами, чтобы я хорошо питался, ведь часть стипендии приходится отдавать за жильё, на оставшуюся часть можно «ноги протянуть», вот он и выручает. А вчера, представляете, прислал трёхлитровую банку чёрной икры, настоящей, осетровой. Сытная, много сразу не съесть. Ребята, я вас приглашаю ко мне, пойдёмте, поедим чёрную икру ложками…

После этой фразы все были потрясены его щедростью и его рассказы стали в десять раз интереснее… Ждали только фразы: «Пойдём после лекций…»
Но речь его лилась, как горный ручей, перескакивая с одной темы на другую. Вот уже мы приблизились к лекционному корпусу, встали на переходе, ожидая зелёного сигнала светофора и тут Зяма сказал:

- Ну, ладно, я на эту лекцию не пойду, пока!..

Мы остолбенело смотрели ему вслед, пропустив свой сигнал перехода…

Прошло несколько недель и Зяма появился в группе подавленный, грустный:
- Ребята, у меня вчера украли стипендию, только получил, не успел еще за жильё заплатить, да и на жизнь надо, не знаю что делать, выручите, если можете.

Староста группы обошла всех с настойчивым требованием внести один рубль:
- Ну что, тебе жалко что ли на спасение человека?…
Отказавшихся не было и Зяма с увлажнённым взором благодарил:
- Вот, что значит настоящие друзья, теперь я точно доживу до следующей стипендии…

Наутро, кто-то из чужой группы рассказал:
- Был вчера на серебряной свадьбе родителей, в ресторане. Видел вашего Зяму, он так зажигательно танцевал со своей девушкой, что мы не могли глаз отвести…
Зяме о раскрытии его тайны постеснялись рассказать…

Лабораторные работы по электрическим агрегатам проходили необычным образом. Заведующий лабораторией, Владимир Васильевич, говорил так:
- Вся ваша будущая инженерная работа будет коллективной и творческой. Поэтому навыки её надо вырабатывать со студенческой скамьи. Разбейтесь сами группами по 3-4 человека и творите. Я задам каждой группе исследовательскую тему, а вы её обсуждаете и составляете план. Какое нужно оборудование, приборы, составляете таблицы наблюдаемых параметров, разрабатываете схему соединений электрощита с оборудованием и приборами, последовательность проверок и подходите ко мне. Если я одобряю это, собираете схему и, после моей проверки, проводите исследование. Отчёт со схемой, таблицами и графиками составляете один на всю группу, записав всех участников.

Занятия проходили интересно, со спорами и обсуждениями, некогда было отдохнуть, ведь время на работу ограничено.

Зяма переходил от группы к группе, балагуря, как обычно, часто уходил на перекур, а потом просил:
- Впишите меня в свой отчёт…
«Мы были чище и добрей» и шли ему навстречу, но Владимир Васильевич со стороны увидел ситуацию и сказал, что теперь у Зямы не удастся ни к кому «примазаться», пусть самостоятельно проведёт работу в расписание другой группы, составит план и отчёт сам, в одиночку.

Через неделю товарищ из параллельной группы рассказал:
- Ваш Зяма вчера устроил в лаборатории Хиросиму и Нагасаки… Сердитый и недовольный он не показал Владимиру Васильевичу подготовленный план и собранную схему, но включил рубильник подачи напряжения… Сначала пошёл дым и агрегаты запрыгали по полу, как лягушки, потом взорвался предохранитель и во всём корпусе выключился свет. Владимир Васильевич прогнал его, приказав на глаза больше не попадаться…

Доучился Зяма с нами до конца, получил диплом…

На вечере встречи через пять лет после окончания его не было с нами, а на вопрос, не знает ли кто что-нибудь о нём, услышали:
- Защитил Зяма кандидатскую диссертацию, первым из нашей группы…
.