О рыбаках и рыбках

Людмила Говорунова
     А еще и о земле Верхневолжской и Селигерской.               

     Всю зиму пенсионер Володя, помимо любимого занятия лыжами, а катается он по пятнадцать километров по лесу аж до самой быстрой речки Тверца, И обратно пятнадцать -столько же.
Он решил заняться рыбалкой, т.е зимой подледным ловом.
Он усердно засел за книги, даже за интернет, чтобы поближе познакомиться с этим зимним видом спорта. Если таковой можно его назвать.

С походом в магазин он обзавелся коловоротом, ящиком для рыбных, т.е рыболовецких принадлежностей. И, конечно, же, удочками…
 И начались зимние походы на речку Волгу…

 А, там,  в далеком изумительном прошлом, у него была прекрасная удочка. Он с женой и  с ней - он отправился на озеро Селигер.  Прекрасное было время. Стоял месяц май, который оказался очень жарким в то лето. И было наслаждение от отдыха.
 Это оказалась турбаза «Сокол»   с хорошим кирпичным корпусом, деревянными домиками, и даже шалашиками  и прекрасным озером  Селигер, прекрасной природой.
И повезло,  была прекрасная погода. Все зацветало здесь позднее, и можно было любоваться на пирсе распускающими листочками берез, которые, как девушки, стыдливо наклонились над озером.
Озеро было ярко голубым, таким синим, что одна девушка из Ташкента написала о нем стих: «Голубой, голубой Селигер, не могу я тобой наглядеться. Здесь я встретила счастье , поверь, и свое оставляю здесь сердце…»
 Из окна их комнаты на них смотрел вековой лес с высокими деревьями и небольшим каким-то озерком, голубая водица которого мелькая сквозь ветки…
   И, окрестности турбазы, были волшебно хороши и очаровывали своим окружением отдыхающих.
  Внизу, за пригорком, удивляло лишь темная вода в большой канаве и вокруг нее были совершенно голые, но изумительно устремляющиеся в небо трезубцами  деревьев. Странный уголок…
  А дальше по дорожке, расположена на крутом берегу Селигера , где открывается великолепный вид на озеро, широта его простора, голубые необъятные дали,.  вдруг вырастал не один  купол…

И вот, отвлечемся.
    )))В средневековье здесь проходил знаменитый Селигерский путь, связывающий Новгород со Смоленским. Полоцким, Тверским и Владимиро- Суздальским княжествами. . . По этому пути ходили на княжение в Новгород сына Владимирского князя Всеволода  Большое Гнездо. Татары шли этим путем на Новгород в 1238 году и , не дойдя до него, повернули назад. Они испугались лесов и бескормицы и попали в засаду у Игнач-Креста и залучья.

На западном берегу Селигера, вблизи турбазы «Сокол» и деревни Бараново, на высоком холме над лесом встает стройная колокольня и пятиглавая церковь погоста Никола-Рожок. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит церковь. Если же забраться на этот холм, то станет ясно — это небольшой полуостров, имеющий очертание изогнутого рога. За такую форму полуостров и получил название Рожок, а второе наименование — Никола — сохранилось от существовавшего здесь долгое время Никольского монастыря, упраздненного в XVII столетии.

Успенская церковь поселка Никола-Рожок является единственным в своем роде примером удивительной «живучести» традиций в сложившейся местной архитектуре, а также их сочетания с появляющимся в то время стилем барокко. В основу композиции храма легли классически принятый тип: двусветный четверик, перекрытие которого выполнено в виде сомкнутого свода, при этом венчание осуществлено в виде пятиглавия...
)))И, вернемся:
     То была церквушка – церковь Успения пресвятой богородицы в Никола Рожке– образец русского зодчества  и частицей мощей Николая  Угодника,  с голубыми куполами с длинными крестами на них. Одним Большим и четырьмя ограняющими, главный, куполами. И рядом, зданием - колоколенкой также с острием и переходящим в шар, куполом и  голубой крышей и столбами под ней, похожими на ротонду.
     Все возвышения находились на здании, покрытой уже красным железом.
 Смотреть на все это было так любопытно и одновременно  притягивающее свое внимание. 
  Рядом в сторожке расположились художники, где жена его купили с попутчицей акварель  в память о Селигере.
   Взяв подругу - т.е отдыхающую с собой, его жена его пришла, и уселась возле забора. Она принесла с собой карандаши, акварель, кисти и альбом. Стала рисовать. Вокруг «Никола Рожка» были зеленеющие березы, кустарники, и старое кладбище , оградки со старинными могилками (погост середины восемнадцатого века)..
Церковь и здания были выкрашены в лимонный цвет.
 Голубое небо, голубые купола, лимонные здания и зеленые деревья – все это приводило в какой-то восторг и упоение виденным пейзажем.
И обе взялись рисовать всю эту красоту.
   Меж тем, приближался вечер…
Отдыхающим выдали лодки и они поехали, поплыли в них  на залив, который окрестили «Залив Лещи»
Даже жене была дана удочка.  И тут началось. Вверху на пригорке рисовался «Грибок». От него шла к озеру тропинка и мосток. Справа  у берега были камыши.
Закид удочки, и клев. Закид удочки и клев. И огромные лещи оказывались в лодке. Восторг. Жена ведь никогда раньше сама не ловила рыбу.
  А вечером костер, сковородки, жареная рыба.
И песни под гитару.


   А еще был организован лодочный поход по озеру через ерик к острову с 
не достроенной и не отреставрированной тогда еще – церковью-«Нило-Столобенская пустынь». (Даже развалины видели)


Там уже, осмотрев эти окрестности и немножко вздохнув от разочарования, начали ловить рыбу. Угри, щуки, и другая рыба.
Коптили на костре, жарили и наслаждались летом.
Было много походов еще – к истоку реки Волги  и к другим озеркам.
Но самое главное,  когда все были в столовой, молодая чета поднялась и пошла вниз по лестнице к пароходу. А!!! удочку любимую, оставили около столика рядом с окном и занавеской. И забыли про нее. Катер увозил их от волшебного места.
 И потом долго о ней вспоминали. И вот, уже на пенсии началось…
  Все атрибуты зимней рыбалки вновь появились в его доме.
О поехали осваивать зимнюю  реку Волгу.
 У жены был восторг- окушки. Она их жарила и вспоминала «селигерских» лещей…
Потом были другие реки и другие рыбки. Было наконец,  лето .
   Муж приносил уклеек. Которых жена в глаза не видела, а еще карасей.

И вот на даче в канаве, которая была шириной три метра и глубиной достигала два метра весной. Прямо у домика, муж поймал две щуки, которые он поджарил прямо на костре. Это был выложенный из кирпича импровизированный короб - подобие печи  или мангала.               
 И было еще  10 карасей, которые он привез домой.. . А в том году там были ротаны, их было много…А еще об утке, которая плавала в этой канаве. Он ее подкармливал. А еще она ухитрялась выклевать всю белую булку, которая была в верше...
 Они любители рыбы, были довольны, и когда, за ужином, они ели этих жареных карасей, с улыбкой и радостью отмечали уловы мужа.
 И он рассказал удивительную историю его друга на рыбалке. Тот любил ловить уклеек. Они даже с женой закрывали банки. Ловил по два килограмма этих мелких рыбешек. И вот, на недавней рыбалке, он кидал уклеек в силки или приспособление для хранения в  воде. И вдруг слышит, что силки как-то колышутся и  бьются о траву.  Он отодвинул осоку и увидел огромного ужа, который  огромными зубами ухватывает его уклейку и заглатывает, аж, улыбается будто. Он отогнал ужа, у него не было палки, и он перепрятал свой улов, прикрыв его осокой. И все равно уж приполз и стал воровать его рыбу.   
 Вот такая почти сказка с ужастиком. Женщина бы там просто визжала от страха…
 Если говорить о рыбаках, то … его шурин тоже  рыбак со стажем, еще есть один друг, поймавший в полметра сома, огромных судаков и лещей.
Двоюродный брат жены, который на Волге ловит  лещей, головля, и сазанов.    Знакомые, которые в Завидово по лицензии выловили огромную стерлядь.
 
А впереди было лето. Была рыбалка… И обещанная уха….

Прим. Церковь  Нарисовала я.