Херсон готовится к уличным боям

Александр Анатольевич Звягин
На юге россияне активно перебрасывают свою технику из Донбасса в Запорожскую область, а из Крыма - в Херсонскую.

Большую колонну российской техники с отметкой "V" и 5 автомобилей с военными вчера видели едущими в сторону Бердянска из Мариуполя. Также зафиксированы составы с танками и БМП, который движутся из Крыма на материк.

То есть, к чему-то россияне на юге Украины готовятся. То ли к наступлению украинских войск, то ли к собственному наступлению (танки и БМП это атакующее вооружение).

По поводу контрнаступления Украины в Херсонской области, о чем много говорят и в Киеве, и на Западе, есть две точки зрения.

Первая - его действительно готовят, хотя и не факт, что начнется оно с Херсона. Впрочем, с военной точки зрения атаковать представляется более правильным именно там по ряду соображений.

Доступ к Черному морю имеет для Украины стратегическое значение. А стоящая под Николаевом группировка противника в перспективе угрожает двинуться в сторону Одессы.

Также обороняться под Херсоном россиянам будет сложнее - атаку на них можно будет начать как с запада, так и с севера. Да и правый берег Днепра, где стоят войска РФ, не слишком удобен для обороны и снабжения.

Вторая - контрнаступление не готовится, по крайней мере пока (что подтверждают и источники "Страны" в ВСУ), более того - украинские войска сами ждут российских атак.

Украина собирает миллионную армию, чтобы отвоевать юг страны.

Об этом заявил в интервью The Times министр обороны страны Алексей Резников.

"Украина собирает миллионные боевые силы, оснащенные западным оружием, чтобы отвоевать свою южную территорию у России, сообщил The Times министр обороны страны", - пишет издание.

По словам Резникова, президент Владимир Зеленский приказал ВСУ отвоевать оккупированные прибрежные районы, которые имеют жизненно важное значение для экономики.

"Мы понимаем, что политически это очень необходимо для нашей страны. Президент поручил высшему военному руководству разработать планы. После этого Генштаб говорит, что для достижения этой цели нам нужно а, б, в… Это моя работа. Я пишу письма коллегам в странах-партнерах", - заявил министр обороны.

Российская армия готовится к уличным боям в Херсоне. Если ВСУ их удастся выбить из города, они пойдут на левобережную часть Днепра.

Об этом заявил советник главы Херсонской областной военной администрации (ОВА) Сергей Хлань в эфире национального телемарафона.

"Последние дни я слышу эти тревожные сигналы об усилении точек для уличных боев. А это большая опасность для гражданских. Надеюсь, что россиян удастся выбить из Херсона без боя, и они пойдут на левобережную часть Днепра. Но надо быть готовым ко всему", - заявил Хлань.

Ранее сообщалось, что жителей Херсонской области призывают срочно выезжать с оккупированной территории или позаботиться об укрытии.

Также мы писали, что Арестович рассказал, как уже в августе освободят Херсон.

Но независимо от того, будет ли на самом деле контрнаступление и в каких масштабах - информационная накачка этой темы уже сейчас решает некие задачи. Как для внешней, так и для внутриукраинской повестки.

Мы видим, что заявление о планах контратаковать на юге министр Алексей Резников сделал в британских СМИ. Которые уже писали о том, что украинская армия должна в летней кампании показать какой-то значительный результат на фронте, иначе на Западе могут взять верх силы, настроенные на компромисс с Москвой.

Не исключено, что масштабное "промо" наступления на юге - это попытка показать, что Украина движется в очерченном направлении и готовится выдать перед союзниками ожидаемый результат.

Причем косвенно эта кампания может работать и на усиление военных поставок Украине. Собственно, Резников и увязывает напрямую эти вопросы, говоря в одном из интервью, что для наступления нужно гораздо больше вооружений.

То есть первая прикладная задача, которую Банковая решает разговорами о контратаке - рост оружейного импорта.

Вторая цель может быть психологической.

На фоне тяжелой ситуации на Донбассе, где в начале июля украинской армии пришлось отступить из Луганской области, разговоры о большом контрнаступлении на юге будут сдерживать рост пессимистических настроений. Причем это сработает, даже если операция под Херсоном будет иметь ограниченный успех.

И, наконец, уже чисто военной целью таких заявлений может быть распыление сил противника по разным театрам военных действий. И снижение концентрации его войск на Донбассе. Где, соответственно, продвижение российской армии может замедлиться, если резервы начнут перебрасывать южнее.

Еще одна задача - работа с населением на захваченных территориях. Украина, естественно, заинтересована в том, чтобы люди там постоянно пребывали в ощущении скорого возвращения украинской власти и не шли на сотрудничество с россиянами.

Каковы перспективы контрнаступления?
Здесь много "за" и "против". Разберем основные аргументы.

За контрудар именно на юге говорит прежде всего стратегический характер доступа Украины к своим портам и акватории. Без выхода к морю украинская экономика теряет огромные доходы, а натовские союзники Украины - доступ к северо-западной части Черного моря, важной в военном отношении для контроля за Крымом.

Находящаяся под Николаевым российская группировка - это потенциальная угроза потери Украиной доступа к Черному морю по суше в случае, если россиянам удастся провести наступления на Одессу и в сторону Приднестровья. После чего побережье сможет атаковать и российский флот, который уже пятый месяц блокирует Украину с моря.

То есть мотивация провести контрудар именно там очень велика даже не только из военных соображений. А экономических и геополитических.

С военной точки же зрения российские силы под Херсоном тоже выглядят наиболее уязвимым объектом для атаки. Это подробно объяснял Арестович.

Советник главы ОП в одном из эфиров отмечал неудобное положение Херсона на правом берегу Днепра, по которому будут наступать ВСУ. С прочими захваченными территориями правобережную Херсонскую область связывает "всего две ниточки: Новокаховская дамба и Антоновский мост".

И их можно будет разрушить ударами ракет из американских РСЗО "Хаймарс".

Также на позиции РФ на Херсонщине украинская армия сможет наступать сразу с нескольких направлений, что невозможно будет сделать в Запорожской области, где фронт более-менее ровный.


Но это глубоко теоретические прикидки. Конечный успех зависит от количества войск, плотности артиллерийского огня, авиации и прочих специальных военных факторов.

К слову, и плотность огня, и авиация пока, по признанию украинских властей, на стороне противника. Также россияне находятся на юге уже пятый месяц и активно строят там укрепления.

Еще в конце мая губернатор Геннадий Лагута говорил, что россияне запустили в области работу нескольких заводов по производству бетона и цемента для постройки укрепленных районов. Обычно штурм таких укреплений занимает крайне продолжительное время, что мы видим и по скорости продвижения российских войск на Донбассе.

Другой фактор, который под вопросом - личный состав.

Недавно издание The Economist, чей журналист побывал на фронте под Херсоном и поговорил с украинскими разведчиками, сообщило, что "украинская южная группировка не имеет преимущества три к одному, рекомендованного стратегами для успешного наступления. Солдаты жалуются на критическую нехватку боеприпасов и пехоты".

Журнал также подтверждает, что противник построил под землей укрепленные бункеры.

Кроме того не на стороне Украины степной ландшафт, на котором "любое украинское наступление ощущает на себе всю мощь российской артиллерии".

Издание напомнило о попытке форсировать реку Ингулец у села Давыдов Брод в мае, что необходимо для наступления на Каховку. Эта попытка "обошлась особенно дорого". "Их заманили на линию огня. Многие наши люди погибли", - рассказали очевидцы.

Отметим, что на открытой степной местности даст о себе знать и превосходство России в воздухе.

Всё это не значит, что ВСУ не могут подготовиться к такой контратаке, нарастив и количество военных, и оружия. При известной концентрации сил контрнаступление может быть успешным.

Резников говорит, что на юг могут бросить "миллионную армию". Видимо, это преувеличение - на днях министр сообщил, что ВСУ в целом располагают численным составом в 700 тысяч военных. Включая тех, кто воюет на Донбассе.

Но в любом случае какие-то резервы под контрнаступление скорее всего готовятся. Даже, повторимся, если оно будет ограниченным.

Что же до российских войск, то вариант с их наступлением на позиции ВСУ на юге украинские военные в разговорах со "Страной", как писалось выше, не отбрасывают.

Хотя мало кто верит, что это будет крупная атака до тех пор, пока не будет закончены основные бои на Донбассе. На данном же этапе наши собеседники не исключают наступлений противника по улучшению тактического положения и занятию более удобных позиций для обороны.

Хотя, опять же, все упирается в наличие (или отсутствии) у России резервов. Если армия РФ сможет перебросить на юг несколько десятков тысяч свежих войск с достаточным количеством техники и огневой поддержки, масштабное наступление россияне могут начать и до окончания боев на Донбассе.

https://strana.news/news/