Дачная история

Лысенко Светлана
Я еле дождалась первомайских праздников, чтобы скорее помчаться на дачу. В эту весну мне удалось купить много разных цветов и кустарников, которые щедро предлагали садоводам супермаркеты. Мои приобретённые сокровища уже почти два месяца томились в пакетиках и коробочках в холодильнике, занимая половину его пространства. Надо было срочно их высаживать. Муж, к сожалению, не мог тогда ехать на дачу – у него расписание занятий было так составлено, что неудобно было мотаться взад-вперёд, с дачи в Москву и обратно. Он предложил мне ограничиться только праздничными днями на 9 мая. Но как я могла пропустить целых четыре выходных дня, которые образовались у меня?!
Конечно, без мужа на даче сложнее, тем более еду туда первый раз после зимы – мало ли что там могло случиться?

Нет, всё на месте. Дом не обворован, строения не сломаны, деревья не повалились. Вот воды нет, и за ней надо ходить на водокачку – ну, это всегда так на 1-е мая. И электричества нет. Это тоже неудивительно, у нас часто с ним перебои. Должны скоро включить.
Разложила на крылечке все свои пакетики и коробочки с красивыми картинками и стала думать, куда что сажать?
Работа предстояла огромная. Всем растениям нужно вырыть ямки, кустикам – значительно большие, нанести хорошей земли, торфа, песка, посадить всё и полить, благо в пожарном пруду налилось после зимы достаточно воды. Ещё для кустарников надо сделать в ямках дренаж – положить на дно обломки кирпича.  Хорошо, хоть, погода стояла солнечная. Ночи были ещё холодные, но дрова есть – буду топить печь-камин. И еда была – кое-что прихватила из дома, да и с прошлого лета оставались разные консервы. С голода не умру.
Мимо дачи толпами ходили разные личности и предлагали работу. Я одна, всех боюсь, мне ничего не надо. Хотя… у забора с зелёной зоной стоит огромная берёза, которую муж не допилил. Он уже несколько лет её укорачивал. Сначала их там было две. Соседи жаловались – мешают. Тень от них падает на их огороды. Одну берёзу муж уже уничтожил, а теперь возится со второй. Уже наполовину подрезал. Сделал леса на ней, лазил и пилил понемногу. Упрямая берёза не хотела сдаваться, стала убегать – рванула в разные стороны. В результате на ней выросли огромные сучья – каждая с отдельную большую берёзу.
Вот я и подумала, а не нанять ли мне кого, чтобы уж, наконец, спилить эту уполовиненную берёзу? И стала приглядываться к проходившим работникам.
Вот идёт молодой человек, русский, предлагает работу. Спросила его:
- Берёзу с корнем можете удалить?
- Конечно!
- У вас есть бензопила и товарищи? Вы один не справитесь.
- Всё есть, не беспокойтесь
Договорились о цене, познакомились. Парня звали Сергей. Он приехал к нам в Подмосковье из какой-то ближней области на летние заработки. Работает механиком в колхозе, но платят мало. Там у него осталась жена.
Он сходил за бензопилой и приступил к работе.

Я была занята своими делами и не слишком наблюдала за работником. Думала, что сейчас подойдут его товарищи и вместе они за пару часов завалят эту берёзу.
Но всё пошло не так.
Немного повозившись с берёзой, Сергей подошёл ко мне и сказал, что нужен аванс – у него нет подходящей для работы обуви. Я дала сколько-то денег, и он уехал в Клин – наш районный Центр. Приехал ближе к вечеру. Похвастался новыми кедами. Я тогда сидела в шезлонге, отдыхая от садовых трудов, и собиралась перекусить. Сергей по-свойски сел рядом, на травку.
- Какой-то странный работник, – подумала я.
У меня уже чайник вскипел, и я пошла обедать. Сергея позвала тоже. По-простому, по-народному перекусили тем, что было. Сергей задрал банку тушёнки, что-то ещё, мне было не жалко, консервов было достаточно. Думала, что ему и мне хватит. В принципе, так и оказалось.

Хорошо уже вечереет, только Сергей не торопится. Сидит за столом, расслабляется. Не уходит к своим, хотя я всем своим видом показываю, что очень устала и хочу отдохнуть.
Электричества так и не дали. Я зажгла свечу. Вижу, ему комфортно. Он стал рассказывать мне про свою несчастную жизнь:
- У меня с женой проблемы. Я настоящий мужик. Но её не удовлетворяю. Она одна «кончает». Уходит от меня на другую кровать и, слышу, – одна «кончает». Но я настоящий мужик, у меня всё в порядке, – Сергей смотрит на меня с подозрением, вдруг я не верю, что это так.
Если честно, я уже напряглась, надо было как-то отвечать, и я решила осторожно влиться в разговор:
- Может, она вас просто не любит?
- Я её взял с ребёнком. У неё есть ещё младшая сестра, живёт с нами. Я их всех содержу, а она,..  – Сергей смотрит на меня обиженно, даже угрюмо, – наверное, мне надо уйти от неё и найти другую женщину.
Моя интуиция подсказывает не прерывать его исповедь, но и, чувствую, развивать эту тему с посторонним мужчиной, вечером, после сытного обеда-ужина – чревато. Я немного теряюсь.
Подошла к умывальнику. Мою посуду, оглядываюсь украдкой на Сергея и вижу, как он взглядом охаживает мою спину. Больше я к нему спиной не поворачивалась. Мне было странно и непонятно. Ведь я старше его лет на десять. И не завлекаю его. И вид у меня рабочий. Но вдруг я начинаю понимать его – как человека со звериными инстинктами. И жену он не удовлетворяет, понятно почему. Ему, главное, получить своё – это он называет «быть настоящим мужиком». Но я тут при чём? Во что я вляпалась?

Следующие три дня прошли у меня в каком-то напряжении. Я всё ждала, когда он закончит работу, а он никак не мог с ней справиться.
Никто к нему не пришёл на помощь. Поняла, Сергей не хотел делиться заработком. Но и сам работал еле-еле. Одному, без помощников Сергею явно было несподручно заваливать берёзу. В бригаде, я уже знала, кто-то залезает с пилой на дерево, другие натягивают верёвки, чтобы дерево упало в нужное место. Сергей, подпиливая берёзу, топтался на крыше нашего старого сарая. Крыша под ним проваливалась (я его предупреждала!). Старенькая лестница тоже сломалась. Пилил-пилил огромный сук, а он отвалился на зелёную зону и упал на забор соседей. Хорошо, хоть, что их тогда не было, а то соседи были бы очень недовольны. Сергей слазил на зелёную зону и достал этот огромный сук. Как ему это удалось? – не знаю. Сильный, должно быть, был. Молодой ещё.
А от него опять просьба:
- Масло кончилось. У мужа вашего нет?
- Не знаю, посмотрите сами, – говорю ему.
 Открыла гараж. Он нашёл какую-то коричневую жидкость, огляделся там по-хозяйски.

Сергей опять меня озадачил:
- Берёзу очень трудно удалять, вы же видите. Рядом постройки, каждый сук – сам как отдельная берёза. Работа стоит вдвое больше.
Я, с досадой, согласилась доплатить – не умею торговаться. Но надо, в конце концов, работу закончить.
- Мне цепь нужно менять, – сообщает мне Сергей, предварительно поохав и повозившись с ней полдня.
- Сергей, – начинаю я терять терпение, – когда вы взялись за эту работу, вы сказали, что инструмент у вас есть. Если вы нанимаетесь, то должны учитывать все расходы, связанные с этим.
В ответ Сергей ушёл за цепью к товарищам.
Через несколько часов приходит. Я сажусь поесть, приглашаю его к столу. Он радостно:
- Вы приготовили обед?
- Что ты, Сергей? Мне некогда готовить. Я сама сижу на подножном корму, и тебе могу только это предложить. А обеды мне сейчас готовить недосуг — много посадочной работы.
Сергей поглощает с аппетитом консервы, опустошая наши запасы, и опять рассказывает о своей несчастной семейной жизни.
Я ему осторожно поддакиваю. Теперь я очень жалею, что наняла этого Сергея на работу. Он, по сути, сел мне на шею. Работа далеко ещё не сделана, берёза не допилена, к корню ещё не подступал, аванс получил, когда же это закончится?
- В любом случае, – утешаю я себя, – мне скоро уезжать на работу, и я с ним расстанусь. Навсегда.
Об этом, из предосторожности, ему не говорю. Наоборот, намекаю, что потом, может, ещё понадобятся его услуги.
Но у Сергея другие планы. Я отметила, что он на участке ходит чуть ли не постоянно за мной. Я села отдохнуть – и он тут же, я пошла выпить чашку чая – и он со мной, я за чем-нибудь пошла в комнату – и он за мной, зачем-то. Увидел большую нашу кровать и вытаращил глаза. Понятно, в крестьянских домах не ставят такие кровати, там поуже. Но я выбросила продавленный узкий диван и купила себе нормальную широкую кровать, благо их тогда продавали на станции и не за дорого. Хорошо ведь на даче отдохнуть как следует и выспаться! Сергей оглядел с интересом мою кровать и комнату и сказал:
- Меня ребята выселяют. Я же ночую в вашей охранной сторожке, а им там и без меня тесно. Можно я у вас поживу, когда вы уедете? Ведь до 9 мая дом будет пустовать.
- Я никого никогда не пускала на постой и извини, Сергей, вам не сделаю исключение, – сказала я ему.
- Какая вам разница, вас же не будет неделю?! – Настойчиво пытается уговорить меня Сергей.
- Но в гараже я жить не буду, – вдруг почему-то обиженно говорит он, хотя у меня и в мыслях не было пускать его в мужнин гараж. И так, догадывалась я, получу от мужа взыскание за то, что пустила туда неизвестно кого в поисках масла. Действительно, муж потом с подозрением присматривался к своим гаражным сокровищам, не пропало ли чего?
- Я всё умею, – продолжал рекламировать себя Сергей – убираться, мыть полы, всё!
- На «всё» у меня денег не хватит, – говорю я ему, намекая на то, что я не миллионерша, – их надо ещё заработать. Вот накоплю, тогда можно будет опять нанимать работника.
Он странно на меня смотрит. А что, он думал, у меня деньги куры не клюют?

И как я могу кого-то пустить в свою комнату? Он ещё кого-нибудь приведёт, на мою большую кровать, сюда, где всё моё. А вдруг кто-то будет пользоваться моей расчёской? Всё хватать своими руками? И потом мне придётся всё это перемывать и перестирывать.
Я твёрдо отказала ему в жилплощади.

Берёзу Сергей допилил до пенька. Стал брезгливо медленно подкапывать корень.
- А вы разве что-то сажать здесь будете?
- Сейчас – нет, а потом – может быть, – говорю я ему.
Он ещё пару раз нехотя копнул и говорит:
- Корень очень огромный, его невозможно выкопать, – дальше молчит, ждёт, вероятно, что я буду доплачивать.
Я говорю:
- Ладно. Не удаляйте.

Как этот Сергей мне надоел!
Расплатилась с ним. Он ушёл, но обещал прийти к 9-мая. В ответ я неопределённо кивнула головой.

Последний вечер в сумерках. Праздники мои подходили к концу. Света так и не дали. Несколько вечеров при свечах в обществе этого … не знаю кого!
Но почему же нет электричества? Вероятно, повреждения на линии, но почему их так долго чинят? Непонятно. Надо у кого-нибудь спросить. Соседи не все ещё приехали. Иду по нашей улице в поисках, к кому бы обратиться? Увидела одну даму. Спросила её:
- Как у вас со светом?
- Нормально,  – говорит. И спросила:
- У вас на домике висит ящичек?
- Да, повесили.
- Откройте его и поднимите рычажок.

На нашем доме появился этот ящичек, но мне никто не сказал, зачем. Думала, он нужен для внешних проверок – правление жаловалось, что в товариществе очень активно воруют электроэнергию.
Я залезла на табурет, нашла этот рычажок и – «Да будет свет»! Ура! Как же долго я мучалась без него – целых четыре дня! Да ещё в обществе этого сомнительного Сергея.

На 9 мая он, как и обещал, нарисовался у нашей калитки. Но со мной был мой муж – моя защита и оборона. Так что Сергей, невостребованный, исчез.
О той неприятной истории мне ещё долго напоминал берёзовый не допиленный им пень, пока однажды не превратился в труху. В этом месте земля провалилась, и я засыпала образовавшуюся ямку песком.

Я думала, что больше никогда ничего об этом Сергее не узнаю. Но я опять ошиблась.

Прошло лет десять. Возле дома засохла берёза. Срочно нужно убирать, а то свалится кому-нибудь на голову! Муж нанял бригаду, которую порекомендовали в правлении. Ребята быстро её удалили, почти не оставив пенька, распилили её на аккуратные бруски и сложили их в поленницу. Корень удалять в этом месте не надо было.
Я приготовила им полноценный обед. Хорошие ребята, быстро работают, весёлые, берут по-божески.
Разговорились. К слову, я поведала им историю, как нанимала пилить берёзу некоего Серёжу. Рассказала им, как он неважно работал у меня. Постоянно ему что-то нужно было – то новая обувь, то масло, то цепь, что взял он с меня в два раза больше, чем договаривались. Целых четыре дня работал, а пень с корнем так и не убрал.

Ребята удивились «работе» такого работничка, но, оказалось, что они знают этого Сергея:
- Он сейчас сидит в тюрьме.
- За что? – Спрашиваю я, но они многозначительно молчат.
Я гадаю:
- Обворовал кого?
- Нет.
- Неужели убил-зарезал?
- Нет.
И я догадалась:
- Изнасилование.
- Да. Хозяйка его посадила, у которой он работал. Но она сама виновата. Стала его любовницей, а потом…, — видно, что мужичкам неловко за своего знакомца, и они как-то пытаются его оправдать.

А я вспомнила, как он охаживал меня со спины своим плотоядным взглядом… Но, конечно, не сказала об этом ребятам. Постеснялась.

Какой кошмар! Как я неудачно тогда наняла этого Серёжу! Но, похоже, очень удачно, с ним рассталась, несмотря на потерянные выходные в его обществе и так и не выкопанный берёзовый пень.